Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елыкаевская средняя общеобразовательная школа»
Кемеровского муниципального района
Программа обсуждена
на методическом объединении
протокол № 1
от 30.08.2018г.
Программа рекомендована
к работе методсоветом
протокол № 1
от 31.08.2018г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор ОО
_____________________
О.В.Кошкарева
Приказ № 131/67
от 01.09.2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
математика
Классы: 5-6
Количество часов на изучение программы: 340
Количество часов в год в разрезе классов: 170
Количество часов в неделю: 5
Составители
Тарасенко Анастасия Сергеевна,
Кемеровский район
2018 год
Содержание
Планируемые результаты освоения учебного предмета. 3
Содержание учебного предмета. 7
Тематическое планирование. 10
Рабочая программа предмета «математика» разработана для обучающихся 5 – 6 классов на основе основной образовательной программы общего образования МБОУ «Елыкаевская СОШ» с учетом программ, включенных в ее структуру.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Математика
Изучение предметной области «Математика» должно обеспечить:
осознание значения математики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.
Предметные результаты изучения предметной области «Математика» должны отражать:
Математика:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
Содержание учебного предмета.
Содержание учебного материала, его структурирование и компоновка строятся с учетом нескольких принципов, реализация которых помогает повысить качество и эффективность усвоения курса, сформировать и поддержать интерес к урокам математики, развить мышление школьников.
Перечислим важнейшие из этих принципов.
Обеспечения возможностей для уровневой дифференциации.
Явное выделение списка обязательных результатов обучения.
Опора на наглядно-образное мышление.
Движение по спирали.
Арифметика
Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий.
Степень с натуральным показателем.
Числовые выражения, значения числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическим способом. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Делители и кратные. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком. Делимость натуральных чисел.
Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Проценты; нахождение процента от величины и величины по ее проценту. Отношение; выражение отношения в процентах.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Рациональные числа. Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Множество целых чисел. Множество рациональных чисел; рациональное число как отношение , где m – целое число, n – натуральное. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий.
Координатная прямая; изображение чисел точками координатной прямой.
Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Приближенное значение величины. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений.
Элементы алгебры.
Использование букв для обозначения чисел, для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения букв в выражении.
Уравнение; корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Примеры решения текстовых задач с помощью уравнений.
Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по ее координатам, определение координат точки на плоскости.
Описательная статистика. Комбинаторика.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм.
Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
Наглядная геометрия.
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности.
Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.
Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Логика и множества.
Множество, элемент множества. Задание множества перечисление элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.
Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера-Венна.
Пример и контрпример.
Тематическое планирование.
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов |
5 класс | 6 класс |
Линии. | 1.1. Разнообразный мир линий. | 2 | |
1.2. Прямая. Части прямой. Ломаная. | 2 | |
1.3. Длина линии. | 2 | |
1.4. Окружность. | 2 | |
1.5.Контрольная работа № 1 «Линии». | 1 | |
| Итого: | 9 | |
Натуральные числа. | 2.1. Как записывают и читают числа. | 2 | |
2.2. Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел. | 2 | |
2.3. Числа и точки на прямой. | 2 | |
2.4. Округление натуральных чисел. | 1 | |
2.5. Округление натуральных чисел по правилу. | 1 | |
2.6. Решение комбинаторных задач. | 3 | |
2.7. Контрольная работа № 2 «Натуральные числа». | 1 | |
| Итого: | 12 | |
Действия с натуральными числами. | 3.1. Сложение и вычитание. | 3 | |
3.2. Умножение и деление. | 5 | |
3.3. Порядок действий в вычислениях. | 4 | |
3.4. Степень числа. | 3 | |
3.5. Задачи на движение. | 4 | |
3.6. Контрольная работа № 3 «Действия с натуральными числами». | 1 | |
| Итого: | 20 | |
Использование свойств действий при вычислениях. | 4.1. Свойства сложения и умножения. | 2 | |
4.2. Распределительное свойство. | 3 | |
4.3. Задачи на части. | 3 | |
4.4. Задачи на уравнивание. | 2 | |
4.5. Контрольная работа № 4 «Использование свойств действий при вычислениях». | 1 | |
| Итого: | 11 | |
Углы и многоугольники. | 5.1. Как обозначают и сравнивают углы. | 2 | |
5.2. Измерение углов. | 3 | |
5.3. Ломаные и многоугольники. | 3 | |
5.4. Контрольная работа № 5 «Углы и многоугольники». | 1 | |
| Итого: | 9 | |
Делимость чисел. | 6.1. Делители и кратные. | 4 | |
6.2. Простые и составные числа. | 2 | |
6.3. Свойства делимости. | 2 | |
6.4. Признаки делимости. | 4 | |
6.5. Деление с остатком. | 3 | |
6.6. Контрольная работа № 6 «Делимость чисел». | 1 | |
| Итого: | 16 | |
Треугольники и четырехугольники | 7.1. Треугольники и их виды. | 2 | |
7.2. Прямоугольники. | 2 | |
7.3. Равенство фигур. | 2 | |
7.4. Площадь прямоугольника. | 3 | |
7.5. Контрольная работа № 7 «Треугольники и четырехугольники». | 1 | |
| Итого: | 10 | |
Дроби. | 8.1. Доли. | 3 | |
8.2. Что такое дробь. | 3 | |
8.3. Основное свойство дроби. | 3 | |
8.4. Приведение дробей к общему знаменателю. | 3 | |
8.5. Сравнение дробей. | 4 | |
8.6. Натуральные числа и дроби. | 2 | |
8.7. Контрольная работа № 8 «Обыкновенные дроби». | 1 | |
| Итого: | 19 | |
Сложение и вычитание дробей. | 9.1. Сложение и вычитание дробей. | 5 | |
9.2. Смешанные дроби. | 3 | |
9.3. Сложение и вычитание смешанных дробей. | 5 | |
9.4. Контрольная работа № 9 «Сложение и вычитание дробей». | 1 | |
| Итого: | 14 | |
Умножение и деление дробей. | 10.1. Умножение дробей. | 6 | |
10.2. Деление дробей. | 6 | |
10.3. Нахождение части целого и целого по его части. | 6 | |
10.4. Задачи на совместную работу. | 4 | |
10.5. Контрольная работа № 10 «Умножение и деление дробей». | 1 | |
| Итого: | 23 | |
Многогранники. | 11.1. Геометрические тела и их изображение. | 2 | |
11.2. Параллелепипед. | 3 | |
11.3. Объем параллелепипеда. | 2 | |
11.4. Пирамида. | 2 | |
11.5. Развертки. | 2 | |
| Итого: | 11 | |
Таблицы и диаграммы. | 12.1. Чтение и составление таблиц. | 3 | |
12.2. Диаграммы. | 2 | |
12.3. Опрос общественного мнения. | 3 | |
| Итого: | 8 | |
Обобщение за курс 5 класса | 13.1. Действия с натуральными числами. Использование свойств действий при вычислениях. | 1 | |
13.2. Дроби. Действия с дробями. | 1 | |
13.3. Многоугольники. Периметр и площадь многоугольников. | 1 | |
13.4. Решение задач. | 2 | |
13.5. Таблицы и диаграммы. | 1 | |
13.6. Итоговая контрольная работа. | 1 | |
13.7. Анализ контрольной работы. | 1 | |
| Итого: | 8 | |
Дроби и проценты. | 1.1. Что мы знаем о дробях. | | 2 |
1.2. Вычисления с дробями. | | 4 |
1.3. «Многоэтажные» дроби. | | 1 |
1.4. Основные задачи на дроби. | | 5 |
1.5. Что такое процент. | | 5 |
1.6. Столбчатые и круговые диаграммы. | | 2 |
1.7. Контрольная работа № 1 «Дроби и проценты» | | 1 |
| Итого: | | 20 |
Прямые на плоскости и в пространстве. | 2.1. Пересекающиеся прямые. | | 2 |
2.2. Параллельные прямые. | | 2 |
2.3. Расстояние. | | 2 |
| Итого: | | 6 |
Десятичные дроби. | 3.1. Десятичная запись дробей. | | 3 |
3.2. Десятичные дроби и метрическая система мер. | | 1 |
3.3. Перевод обыкновенной дроби в десятичную. | | 2 |
3.4. Сравнение десятичных дробей. | | 2 |
3.5. Контрольная работа № 2 «Десятичные дроби». | | 1 |
| Итого: | | 9 |
Действия с десятичными дробями. | 4.1. Сложение и вычитание десятичных дробей. | | 6 |
4.2. Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000… . | | 2 |
4.3. Умножение десятичных дробей. | | 6 |
4.4. Деление десятичных дробей. | | 6 |
4.5. Деление десятичных дробей (продолжение). | | 5 |
4.6. Округление десятичных дробей. | | 1 |
4.7. Задачи на движение. | | 4 |
4.8. Контрольная работа № 3 «Действия с десятичными дробями». | | 1 |
| Итого: | | 31 |
Окружность. | 5.1. Окружность и прямая. | | 2 |
5.2. Две окружности на плоскости. | | 2 |
5.3. Построение треугольника. | | 2 |
5.4. Круглые тела. | | 2 |
| Итого: | | 8 |
Отношения и проценты. | 6.1. Что такое отношение. | | 3 |
6.2. Деление в данном отношении. | | 3 |
6.3. «Главная» задача на проценты. | | 4 |
6.4. Выражение отношения в процентах. | | 4 |
6.5. Контрольная работа № 4 «Отношения и проценты». | | 1 |
| Итого: | | 15 |
Симметрия. | 7.1. Осевая симметрия. | | 2 |
7.2. Ось симметрии фигуры. | | 3 |
7.3. Центральная симметрия. | | 3 |
| Итого: | | 8 |
Выражения, формулы, уравнения. | 8.1. О математическом языке. | | 3 |
8.2. Буквенные выражения и числовые подстановки. | | 2 |
8.3. Формулы. Вычисления по формулам. | | 4 |
8.4. Формулы длины окружности, площади круга и объема шара. | | 2 |
8.5. Что такое уравнение. | | 4 |
8.6. Контрольная работа № 5 «Выражения, формулы, уравнения». | | 1 |
| Итого: | | 16 |
Целые числа. | 9.1. Какие числа называют целыми. | | 1 |
9.2. Сравнение целых чисел. | | 2 |
9.3. Сложение целых чисел. | | 2 |
9.4. Вычитание целых чисел. | | 3 |
9.5. Умножение и деление целых чисел. | | 5 |
9.6. Контрольная работа № 6 «Целые числа». | | 1 |
| Итого: | | 14 |
Множества. Комбинаторика. | 10.1. Понятие множества. | | 2 |
10.2. Операции над множествами. | | 2 |
10.3. Решение задач с помощью кругов Эйлера. | | 1 |
10.4. Комбинаторные задачи. | | 3 |
| Итого: | | 8 |
Рациональные числа. | 11.1. Какие числа называют рациональными. | | 3 |
11.2. Сравнение рациональных чисел. Модуль числа. | | 2 |
11.3. Действия с рациональными числами. | | 6 |
11.4. Что такое координаты. | | 2 |
11.5. Прямоугольные координаты на плоскости. | | 3 |
11.6. Контрольная работа № 7 «Рациональные числа» | | 1 |
| Итого: | | 17 |
Многоугольники и многогранники. | 12.1. Параллелограмм. | | 4 |
12.2. Площади. | | 3 |
12.3. Призма. | | 1 |
| Итого: | | 8 |
Обобщение за курс 6 класса | 13.1. Дроби. Многоэтажные дроби. | | 1 |
13.2. Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями. | | 1 |
13.3. Решение уравнений. | | 1 |
13.4. Отношения и проценты. | | 1 |
13.5. Построение фигур в координатной плоскости. | | 1 |
13.6. Составление формул для вычисления площадей фигур. | | 1 |
13.7. Решение задач. | | 2 |
13.8. Итоговая контрольная работа. | | 1 |
13.9. Анализ контрольной работы. | | 1 |
| Итого: | | 10 |