МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ "Сахулинская СОШ"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
МО ЕМЦ | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ"ССОШ" |
Руководитель МО | Любовникова Н.К | Телятникова С.Н. |
Протокол № | Приказ № |
Воронцова Т.В.______ |
Протокол №1 | от "31" 08.2023 г. | от "31" 08.2023 г. |
от "31" 08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3326819)
учебного предмета
«Математика»
для 5 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Воронцова Татьяна Валерьевна
учитель математики
с. Сахули 2023г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса составлена на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (№ 273 - ФЗ от 29.12.2012);
- Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 года № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 N 287;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (с изменениями и дополнениями);
- Конвенции о правах ребенка;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"»;
- Санитарного правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 №254 (с изменениями и дополнениями от 23 декабря 2020 г.);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
- Устава МБОУ «Сахулинская СОШ» от 12.05.2020 г.;
- Учебного плана МБОУ «Сахулинская средняя общеобразовательная школа» на 2023 - 2024 учебный год», утвержденного приказом № 79 от 31.08.2023 года;
- «Основной образовательной программы МБОУ «Сахулинская средняя общеобразовательная школа» для основного общего образования на 2022-2023 учебный год», утвержденной приказом № 80 от 31.08.2023 года.
Общая характеристика учебного предмета «Математика»
Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и
современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской
Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой
общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация
разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна
повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий
от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Цели изучения учебного курса
Приоритетными целями обучения математике в 5 классе являются:
— продолжение формирования основных математических понятий (число, величина,
геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики;
— подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира;
— формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации.
Основные линии содержания курса математики в 5 классе — арифметическая и геометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако, не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Также в курсе происходит знакомство с элементами алгебры и описательной статистики.
Изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития знаний о натуральных числах, полученных в начальной школе. При этом совершенствование вычислительной техники и формирование новых теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, в частности с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов
вычислений.
Другой крупный блок в содержании арифметической линии — это дроби. Начало изучения обыкновенных и десятичных дробей отнесено к 5 классу. Это первый этап в освоении дробей, когда происходит знакомство с основными идеями, понятиями темы. При этом рассмотрение
обыкновенных дробей в полном объёме предшествует изучению десятичных дробей, что
целесообразно с точки зрения логики изложения числовой линии, когда правила действий с
десятичными дробями можно обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями. Знакомство с десятичными дробями расширит возможности для понимания обучающимися прикладного применения новой записи при изучении других предметов и при практическом использовании.
При обучении решению текстовых задач в 5 классе используются арифметические приёмы решения.
Текстовые задачи, решаемые при отработке вычислительных навыков в 5 классе, рассматриваются задачи следующих видов: задачи на движение, на части, на покупки, на работу и производительность, на проценты, на отношения и пропорции. Кроме того, обучающиеся знакомятся с приёмами решения задач перебором возможных вариантов, учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм.
В Примерной рабочей программе предусмотрено формирование пропедевтических алгебраических
представлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости от математического контекста вводится постепенно. Буквенная символика широко используется прежде всего для записи общих утверждений и предложений, формул, в частности для вычисления геометрических величин, в качестве «заместителя» числа.
В курсе «Математики» 5 класса представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это важный этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление обучающихся. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту, моделированию. Обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, с их простейшими конфигурациями, учатся изображать их на
нелинованной и клетчатой бумаге, рассматривают их простейшие свойства. В процессе изучения наглядной геометрии знания, полученные обучающимися в начальной школе, систематизируются и расширяются.
Место учебного курса в учебном плане
Согласно учебному плану в 5 классе изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры. Учебный план на изучение математики в 5 классе отводит не менее 5 учебных часов в неделю, всего 170 учебных часов.
Содержание учебного курса «Математика»
Натуральные числа и нуль
Натуральное число. Ряд натуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел точками на координатной (числовой) прямой. Позиционная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления. Десятичная система счисления. Сравнение натуральных чисел, сравнение натуральных чисел с нулём. Способы сравнения. Округление натуральных чисел. Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению.
Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата
арифметического действия. Переместительное и сочетательное свойства (законы) сложения и умножения, распределительное свойство (закон) умножения. Использование букв для обозначения неизвестного компонента и записи свойств арифметических действий. Делители и кратные числа, разложение на множители. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Деление с остатком. Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений; порядок выполнения действий.
Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств (законов) сложения и умножения, распределительного свойства умножения.
Дроби
Представление о дроби как способе записи части величины. Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби. Изображение дробей точками на числовой прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей; взаимно-обратные дроби. Нахождение части целого и целого по его части. Десятичная запись дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной. Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей.
Решение текстовых задач
Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач таблиц и схем. Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. Единицы измерения: массы, объёма, цены; расстояния, времени, скорости.
Связь между единицами измерения каждой величины. Решение основных задач на дроби. Представление данных в виде таблиц, столбчатых диаграмм.
Наглядная геометрия
Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы. Длина отрезка, метрические единицы длины. Длина ломаной, периметр многоугольника. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник; прямоугольник, квадрат; треугольник, о равенстве фигур. Изображение фигур, в том числе на клетчатой бумаге. Построение конфигураций из частей прямой, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. Использование свойств сторон и углов прямоугольника, квадрата. Площадь
прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге. Единицы измерения площади. Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших многогранников. Развёртки куба и параллелепипеда. Создание моделей многогранников (из бумаги, проволоки, пластилина и др.). Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Единицы измерения объёма.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются: Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями;
— формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие;
— условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
— обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу,
— аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;
— ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы;
— обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
— самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
Предметные результаты
Числа и вычисления
Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями.
Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби.
Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.
Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях.
Выполнять проверку, прикидку результата вычислений.
Округлять натуральные числа.
Решение текстовых задач
Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов.
Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость.
Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.
Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы вели- чины через другие.
Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.
Наглядная геометрия
Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг.
Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур.
Использовать терминологию, связанную с углами: вершина сторона; с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ; с окружностью: радиус, диаметр, центр.
Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки.
Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса.
Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления
площади и периметра.
Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге.
Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие.
Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро грань, измерения; находить измерения параллелепипеда, куба.
Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измерения объёма.
Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях.
Реализация национально-регионального компонента
Реализация национально-регионального компонента на уроках математики осуществляется посредством решения задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятия. Задачи интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Бурятии, культурой, историей, традициями, с устным народным творчеством. Простые задачи можно предложить для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения или включить в домашнее задание. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников. Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения.
Функциональная грамотность
Уровень понимания и применения. Учим думать и рассуждать
Применяет информацию, извлеченную из текста, для решения разного рода проблем
Сформулировать проблему, описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет принципиальное значение для решения проблемы. Отразить описанные в тексте факты и отношения между ними в графической схеме (кластере, таблице). Из предложенных вариантов выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте информацию из таблицы, графической схемы, диаграммы. Привести примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть применены установленные пути и способы решения проблемы.
Задачи (проблемные, ситуационные, практико-ориентированные, открытого типа, контекстные). Проблемно-познавательные задания . Графическая наглядность: графические схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты. Изобразительная наглядность: иллюстрации, рисунки. Памятки с алгоритмами решения задач, проблем, заданий. Построить алгоритм решения проблемы по данному условию.
(ID 3326819)ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Натуральные числа. Действия с натуральными числами | 49 | 3 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce |
2 | Наглядная геометрия. Линии на плоскости | 8 | | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce |
3 | Наглядная геометрия. Многоугольники | 7 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce |
4 | Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве | 8 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce |
5 | Обыкновенные дроби | 49 | 3 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce |
6 | Десятичные дроби | 37 | 2 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce |
7 | Повторение и обобщение | 12 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 9 | 6 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Представление числовой информации в таблицах | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0cc0c |
2 | Цифры и числа | 1 | | | | |
3 | Многозначные числа. Решение задач | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0cafe |
4 | Отрезок и его длина. Ломаная | 1 | | | | |
5 | Многоугольник. Периметр многоугольника | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0d54e |
6 | Плоскость и прямая | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0daee |
7 | Луч и угол | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0df3a |
8 | Шкалы | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0e0fc |
9 | Координатная прямая | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0e2a0 |
10 | Сравнение натуральных чисел | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0e426 |
11 | Округление натуральных чисел | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0ce32 |
12 | Представление числовой информации в столбчатых диаграммах | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0cf54 |
13 | Римская нумерация | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0d300 |
14 | Урок повторения и обобщения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0d440 |
15 | Контрольная работа № 1. Входная диагностическая работа | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a12cba |
16 | Сложение натуральных чисел. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0eaca |
17 | Свойства сложения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0f5ba |
18 | Вычитание натуральных чисел | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0f704 |
19 | Свойства вычитания | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0fd8a |
20 | Числовые и буквенные выражения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1015e |
21 | Вычисление значений выражения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a10c3a |
22 | Уравнение | 1 | | | | |
23 | Решение уравнения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1a3fc |
24 | Математическая модель | 1 | | | | |
25 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | | | |
26 | Умножение натуральных чисел | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0f894 |
27 | Свойства умножения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a121a2 |
28 | Решение примеров и задач | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0f9fc |
29 | Деление натуральных чисел | 1 | | | | |
30 | Решение примеров и задач | 1 | | | | |
31 | Деление с остатком | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a10da2 |
32 | Упрощение выражений | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a104ec |
33 | Распределительное свойство умножения относительно сложения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0ef3e |
34 | Распределительное свойство умножения относительно вычитания | 1 | | | | https://lesson.edu.ru/lesson/481349b2-9d6a-4d03-b337-30757163303e?backUrl=%2F02.1%2F05 |
35 | Решение примеров и задач по теме "Упрощение выражений" | 1 | | | | |
36 | Порядок действий в вычислениях | 1 | | | | |
37 | Решение текстовых задач на все арифметические действия | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1116c |
38 | Решение текстовых задач на движение | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a114fa |
39 | Решение текстовых задач на покупки | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a12558 |
40 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a12832 |
41 | Контрольная работа № 2 | 1 | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a12990 |
42 | Степень с натуральным показателем | 1 | | | | |
43 | Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a11f18 |
44 | Делители и кратные. Простые и составные числа | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a12080 |
45 | Свойства делимости | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a123fa |
46 | Признак делимости на 2 | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/lesson/3b068486-280d-40d7-9610-8f8bd72d1f8a?backUrl=%2F02.1%2F05 |
47 | Признак делимости на 5 и 10 | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a11bb2 |
48 | Признак делимости на 3 | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a116b2 |
49 | Признак делимости на 9 | 1 | | | | |
50 | Решение задач | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a11806 |
51 | Формулы | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1196e |
52 | Площадь. Единицы измерения площадей | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1f76c |
53 | Треугольник | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a16ae0 |
54 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a16c7a |
55 | Контрольная работа № 3 | 1 | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a16fe0 |
56 | Формула площади прямоугольника | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a17184 |
57 | Площадь многоугольников, составленных из прямоугольников | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a17328 |
58 | Геометрия на клетчатой бумаге | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a16e1e |
59 | Практическая работа "Построение прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге" | 1 | | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1a69a |
60 | Прямоугольный параллелепипед, куб | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1a802 |
61 | Объемы. Единицы измерения объема | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1aef6 |
62 | Объем прямоугольного параллелепипеда | 1 | | | | |
63 | Решение задач | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1b09a |
64 | Развертка параллелепипеда | 1 | | | | |
65 | Развертка куба | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0d684 |
66 | Практическая работа «Развертка куба» | 1 | | 1 | | |
67 | Окружность и круг | 1 | | | | |
68 | Практическая работа «Построение узора из окружностей» | 1 | | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0d7e2 |
69 | Шар и цилиндр | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a13764 |
70 | Дробь - способ записи части величины | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a13c8c |
71 | Обыкновенные дроби | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a14146 |
72 | Изображение дробей на координатной прямой | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a153f2 |
73 | Решение задач | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a151f4 |
74 | Сравнение дробей | 1 | | | | |
75 | Сравнение дробей с помощью координатной прямой | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a14f74 |
76 | Правильные и неправильные дроби | 1 | | | | |
77 | Правило сложения дробей с одинаковым знаменателем | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a15582 |
78 | Сложение дробей с одинаковым знаменателем | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1b248 |
79 | Правило вычитания дробей с одинаковым знаменателем | 1 | | | | |
80 | Вычитание дробей с одинаковым знаменателем | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1a924 |
81 | Деление натуральных чисел и дроби | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a17cc4 |
82 | Смешанные числа | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a17e54 |
83 | Смешанные числа. Алгоритмы | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1802a |
84 | Сложение смешанных чисел | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a181ce |
85 | Вычитание смешанных чисел | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1835e |
86 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1592e |
87 | Контрольная работа № 4 | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a15a5a |
88 | Основное свойство дроби | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a15b68 |
89 | Сокращение дробей | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a16194 |
90 | Приведение дроби к новому знаменателю | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1451a |
91 | Общий знаменатель и дополнительный множитель | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a143e4 |
92 | Приведение дробей к общему знаменателю | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1463c |
93 | Решение примеров и задач | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1475e |
94 | Сравнение дробей с разными знаменателями | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a14c90 |
95 | Сравнение дробей с разными знаменателями на чертежах | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a14de4 |
96 | Сложение дробей с разными знаменателями | 1 | | | | |
97 | Решение примеров на сложение дробей с разными знаменателями | 1 | | | | |
98 | Решение задач на сложение дробей с разными знаменателями | 1 | | | | |
99 | Вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | | | | |
100 | Решение примеров на вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1ad2a |
101 | Решение задач на вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | | | | |
102 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a181ce |
103 | Контрольная работа № 5 | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1835e |
104 | Умножение дроби на натуральное число | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a18c5a |
105 | Умножение дробей | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1691e |
106 | Нахождение части целого | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a184e4 |
107 | Решение задач на нахождение части целого | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a18692 |
108 | Применение букв для записи математических выражений и предложений | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a18a20 |
109 | Упрощение выражений, нахождение значений выражений | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a18e76 |
110 | Взаимно обратные числа | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a199f2 |
111 | Деление дробей | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a18f7a |
112 | Нахождение целого по его части | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a18b56 |
113 | Решение задач на нахождение целого по его части | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a19088 |
114 | Решение текстовых задач, содержащих дроби. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a19560 |
115 | Практическая работа «Арифметические действия с обыкновенными дробями» | 1 | | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a196a0 |
116 | Основные задачи на дроби | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a19c2c |
117 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1a1d6 |
118 | Контрольная работа № 6 | 1 | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a198da |
119 | Десятичная запись дробей | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1a51e |
120 | Представление десятичной дроби в виде обыкновенной | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1b55e |
121 | Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1b87e |
122 | Сравнение десятичных дробей | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1bcfc |
123 | Сложение десятичных дробей | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1c49a |
124 | Решение примеров на сложение десятичных дробей | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1c63e |
125 | Решение задач на сложение десятичных дробей | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1cb02 |
126 | Вычитание десятичных дробей | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1cc2e |
127 | Решение примеров на вычитание десятичных дробей | 1 | | | | |
128 | Решение задач на вычитание десятичных дробей | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1ce4a |
129 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1cf62 |
130 | Контрольная работа № 7 | 1 | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1d174 |
131 | Округление чисел. Прикидка | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1d516 |
132 | Приближенное значение числа | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1d64c |
133 | Умножение десятичной дроби на натуральное число | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e826 |
134 | Умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1eb50 |
135 | Деление десятичной дроби на натуральное число | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1ec68 |
136 | Деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1d750 |
137 | Умножение на десятичную дробь | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1d85e |
138 | Умножение на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1da7a |
139 | Решение примеров на умножение на десятичную дробь | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1d962 |
140 | Решение задач на умножение на десятичную дробь | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1db88 |
141 | Деление на десятичную дробь | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e01a |
142 | Деление на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e150 |
143 | Решение примеров на деление на десятичную дробь | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e268 |
144 | Решение задач на деление на десятичную дробь | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e3da |
145 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e4f2 |
146 | Контрольная работа № 8 | 1 | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e4f2 |
147 | Арифметические действия с десятичными дробями | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1a2ee |
148 | Решение примеров на арифметические действия с десятичными дробями | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1ed8a |
149 | Десятичные дроби: упрощение выражений, нахождение значений выражений | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e5f6 |
150 | Решение уравнений на арифметические действия с десятичными дробями | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1e704 |
151 | Решение задач на арифметические действия с десятичными дробями | 1 | | | | |
152 | Калькулятор | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1ef10 |
153 | Практическая работа "Десятичные дроби" | 1 | | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1f028 |
154 | Виды углов. Чертежный треугольник | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1f136 |
155 | Измерение углов. Транспортир | 1 | | | | |
156 | Практическая работа "Построение углов" | 1 | | 1 | | |
157 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1f23a |
158 | Урок закрепления и повторения пройденного материала | 1 | | | | |
159 | Повторение. Арифметические действия с натуральными числами | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1302a |
160 | Повторение. Арифметические действия с обыкновенными дробями | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1319c |
161 | Повторение. Решение задач на арифметические действия с натуральными числами и обыкновенными дробями | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a132fa |
162 | Повторение. Арифметические действия с десятичными дробями | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a13476 |
163 | Повторение. Решение задач на арифметические действия с десятичными дробями | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a13606 |
164 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1f924 |
165 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1faaa |
166 | Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1fc08 |
167 | Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a1feec |
168 | Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a200a4 |
169 | Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний | 1 | | | | |
170 | Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a201f8 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 9 | 6 | |