Согласовано Руководитель МО учителей математики, физики, информатики МБОУ «Мглинская СОШ №2» _____ Матвеенко В.Н. Протокол № 1 от «27» августа 2019 г | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ « Мглинская СОШ № 2» _____________Кондрат Е.В. «____»____________2019 г. | Утверждено Директор МБОУ «Мглинская СОШ №2» ___________Ширко А. Н.. Приказ № _____ от «___» ____ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математика»
5 класс
Матвеенко Веры Николаевны
высшая квалификационная категория
2019 -2020 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1
от «28» августа 2019 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена к учебнику «Математика», 5 класс, авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов,А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Математика» изучается в 5-ом классе в виде учебного курса «Математика» 5 часов в неделю, 175 ч. в год.
Цели обучения
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование
понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи обучения
Приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного
саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Личностными результатами изучения предмета «Математика» в 5 классе являются следующие качества:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
– система заданий учебников;
– представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
– использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметьиспользовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, позволяющие продвигаться по всем шести линиям развития.
1-я ЛР – Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученныхрезультатов.
2-я ЛР – Совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
3-я ЛР – Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
4-я ЛР – Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
5-я ЛР– Независимость и критичность мышления.
6-я ЛР – Воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметьвыдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
Учащиеся должны знать:
- понятие натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;
- правила выполнения действий с заданными числами;
- свойства арифметических действий;
-понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;
- определение отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности;
Должны уметь:
-выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
- применять свойства арифметических действий при решении примеров;
- решать уравнения, упрощать буквенные выражения;
- решать задачи на дроби и с помощью уравнений;
- находить процент от числа и число по его проценту.
Содержание учебного предмета
1. Натуральные числа и шкалы (13часов), из них контрольные работы 1час.
Десятичная система записи натуральных чисел. Римская нумерация. Сравнение натуральных чисел. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Единицы измерения длин. Координатный луч.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21часов), из них контрольные работы 2 часа.
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения: переместительный и сочетательный законы. Числовые и буквенные выражения, понятие уравнения. Решение текстовых задач арифметическим способом.
3. Умножение и деление натуральных чисел (28 часов), из них контрольные работы 2 часа.
Умножение и деление натуральных чисел. Законы умножения: переместительный, сочетательный и распределительный. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб числа. Деление с остатком. Решение текстовых задач арифметическим способом.
4. Площади и объемы (15 часов), из них контрольные работы 1 час.
Формулы пути, площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения времени, скорости, площади и объема.
5. Обыкновенные дроби (24 часа), из них контрольные работы 2 часа.
Окружность и круг. Обыкновенные дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа, их сложение и вычитание.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (15часов), из них контрольные работы 1час.
Десятичная дробь. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел. Решение текстовых задач различными способами.
7. Умножение и деление десятичных дробей (29 часов), из них контрольные работы 2 часа.
Умножение и деление десятичных дробей. Решение текстовых задач различными способами. Среднее арифметическое нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (17часов), из них контрольные работы 2 часа.
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты: нахождение процента от величины, величины по ее проценту. Выражение отношения в процентах в простейших случаях. Круговые диаграммы. Углы, измерение углов.
9. Итоговое повторение курса математики 5 класса (13 часов), из них контрольные работы 1 час.
Раздел, тема. | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
Натуральные числа и шкалы. | 13 | 1 |
Сложение и вычитание натуральных чисел | 21 | 2 |
Умножение и деление натуральных чисел | 28 | 2 |
Площади и объёмы | 15 | 1 |
Обыкновенные дроби | 24 | 2 |
Десятичные дроби. сложение и вычитание десятичных дробей. | 15 | 1 |
Умножение и деление десятичных дробей | 29 | 2 |
Инструменты для измерений | 17 | 1 |
Повторение | 13 | 1 |
Всего | 175 | 13 |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
План | Фактически | |
| Натуральные числа и шкалы. | 13 | | | |
1-3 | Обозначение натуральных чисел | 3 | | | |
4 | Отрезок. Длина отрезка. | 1 | | | |
5 | Треугольник | 1 | | | |
6-7 | Плоскость. Прямая. Луч. | 2 | | | |
8-10 | Шкалы и координаты | 3 | | | |
11-12 | Меньше или больше. | 2 | | | |
13 | Контрольная работа №1 «Натуральные числа и шкалы» | 1 | | | |
| Сложение и вычитание натуральных чисел | 21 | | | |
14-18 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 5 | | | |
19-22 | Вычитание | 4 | | | |
23 | Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | | | |
24-26 | Числовые и буквенные выражения | 3 | | | |
27-29 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 3 | | | |
30-33 | Уравнение | 4 | | | |
34 | Контрольная работа №3 «Уравнение» | 1 | | | |
| Умножение и деление натуральных чисел | 28 | | | |
35-40 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 6 | | | |
41-47 | Деление | 7 | | | |
48-50 | Деление с остатком | 3 | | | |
51 | Контрольная работа №4 «Умножение и деление» | 1 | | | |
52-56 | Упрощение выражений | 5 | | | |
57-59 | Порядок выполнения действий | 3 | | | |
60-61 | Степень числа. Квадрат и куб числа | 2 | | | |
62 | Контрольная работа №5 «Упрощение выражений» | 1 | | | |
| Площади и объёмы | 15 | | | |
63-65 | Формулы | 3 | | | |
66-68 | Площадь. Формула площади прямоугольника. | 3 | | | |
69-72 | Единицы измерения площадей | 4 | | | |
73 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | | | |
74-76 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда | 3 | | | |
77 | Контрольная работа №6 «Площади и объёмы» | 1 | | | |
| Обыкновенные дроби | 24 | | | |
78-79 | Окружность и круг | 2 | | | |
80-82 | Доли. Обыкновенные дроби | 3 | | | |
83-85 | Сравнение дробей | 3 | | | |
86-88 | Правильные и неправильные дроби | 3 | | | |
89 | Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби» | 1 | | | |
90-92 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 3 | | | |
93-94 | Деление и дроби | 2 | | | |
95-96 | Смешанные числа | 2 | | | |
97-100 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 4 | | | |
101 | Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» | 1 | | | |
| Десятичные дроби. сложение и вычитание десятичных дробей. | 15 | | | |
102-103 | Десятичная запись дробных чисел. | 2 | | | |
104-106 | Сравнение десятичных дробей | 3 | | | |
107-112 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 6 | | | |
113-115 | Приближённые значения чисел. Округление чисел. | 3 | | | |
116 | Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | | | |
| Умножение и деление десятичных дробей | 29 | | | |
117-120 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 4 | | | |
121-124 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 4 | | | |
125 | Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | 1 | | | |
126-131 | Умножение десятичных дробей | 6 | | | |
132-140 | Деление на десятичную дробь | 9 | | | |
141-144 | Среднее арифметическое | 4 | | | |
145 | Контрольная работа №11 «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | | | |
| Инструменты для измерений | 17 | | | |
146-147 | Микрокалькулятор | 2 | | | |
148-152 | Проценты | 5 | | | |
153 | Контрольная работа №12 «Проценты» | 1 | | | |
154 | Угол. Прямой и развёрнутый угол. | 1 | | | |
155 | Чертёжный треугольник. | 1 | | | |
156 | Решение задач на построение | 1 | | | |
157-159 | Измерение углов. Транспортир | 3 | | | |
160-161 | Круговые диаграммы | 2 | | | |
162 | Контрольная работа №13 «Инструменты для измерений» | 1 | | | |
| Повторение | 13 | | | |
163-165 | Арифметические действия над натуральными числами | 3 | | | |
166-168 | Арифметические действия с обыкновенными дробями | 3 | | | |
169-171 | Арифметические действия с десятичными дробями | 3 | | | |
172-173 | Решение уравнений | 2 | | | |
174 | Итоговая контрольная работа №13 | 1 | | | |
175 | Работа с чертёжными инструментами | 1 | | | |
8