Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 166»
г. Воронеж-45
Принято: МО учителей математического цикла Протокол № ____ от «____» ________2019 г. | Согласовано: Зам. директора школы по УР ___________Затолокина М.В. от «____» ________2019г. | Утверждаю: Директор ФГКОУ «СОШ № 166» __________Кирилишина О.И. Приказ № ____ от «____» ________2019 г. |
| | |
Рабочая программа
по математике
5 класс
Составитель: Ершова Татьяна Викторовна,
учитель математики,
I квалификационная категория.
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, соответствующего Федеральному компоненту ГОС по математике с учетом авторской программы: «Примерная программа основного общего образования по математике (для 5 - 6 классов) В. И. Жохова», опубликованной в учебном издании: «Программа. Планирование учебного материала. Математика 5 – 6 классы./Сост.В.И. Жохов: М.Мнемозина.2010 г.
Основные цели и задачи курса:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
систематическое развитие понятия числа;
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики;
подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии;
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
воспитание стремления к расширению математических знаний;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ФГКОУ «СОШ № 166» на 2019-
2020 учебный год рассчитана на 175 часов, исходя из 35 учебных недель в году.
Из них отводится на контрольные работы – 14 часов.
Учебно-методический комплект
Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Шварцбурд-М.Мнемозина, 2019
Математика. Дидактические материалы. 5 класс/А.С.Чесноков, К.И. Нешков .М.:Просвещение 2019 г.
Планируемые результаты обучени
Изучение математики в 5 классе дает возможность обучающимся достичь
следующих результатов развития:
в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры
и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах
ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений.
в метапредметном направлении:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
овладение базовым понятийном аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
развитие представлений о числе и числовых системах; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение приемами выполнения преобразований выражений, решения простейших уравнений; умение использовать идею координат на координатном луче для интерпретации; умение применять преобразования, аппарат уравнений и неравенств, для решения задач курса;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание курса «Математика. 5 класс»
Раздел I. Натуральные числа и шкалы (15 часов). Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, многоугольник. Измерение и построение отрезков.
Раздел II. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 час). Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Раздел III. Умножение и деление натуральных чисел(27 часов). Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Степень числа. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Раздел IV. Площади и объемы(12 часов). Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Раздел V. Обыкновенные дроби(23 часа). Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Раздел VI. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей(13 часов). Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Раздел VII. Умножение и деление десятичных дробей (26 часов). Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Раздел VIII. Инструменты для вычислений и измерений (17 часов). Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол. Величина (градусная мера угла). Чертежный треугольник. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Повторение. Решение задач(21 час).
Формы контроля.
Для реализации поставленных целей и задач планируется использовать в образовательном процессе:
типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видеоурок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).
формы урока: традиционные и нетрадиционные;
формы проверки степени сформированности УУД учащихся: индивидуальную, фронтальную, групповую;
виды проверки сформированности УУД учащихся: устные, письменные, практические;
диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.
Домашние задания могут варьироваться учителем в зависимости от уровня подготовки конкретного ученика или группы учащихся, могут дополняться творческими и проектными заданиями, перспективными заданиями для отдельных учеников, групп или всего класса.
Календарно-тематическое планирование по математике
5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
по плану | фактич ески |
| Натуральные числа и шкалы | 15 | | | |
1 - 3 | Повторение курса математики начальной школы. | 3 | | | |
4 – 5 | Обозначение натуральных чисел. | 2 | | | |
6 -7 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. | 2 | | | |
8 - 9 | Плоскость. Прямая. Луч. | 2 | | | |
10 - 11 | Шкалы и координаты. | 2 | | | |
12 – 14 | Меньше или больше. | 3 | | | |
15 | Контрольная работа № 1 по теме: «Натуральные числа и шкалы». | 1 | | | |
| Сложение и вычитание натуральных чисел. | 21 | | | |
16 – 20 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | 5 | | | |
21 – 24 | Вычитание. | 4 | | | |
25 | Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел». | 1 | | | |
26 – 28 | Числовые и буквенные выражения. | 3 | | | |
29 – 31 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. | 3 | | | |
32 – 35 | Уравнение. | 4 | | | |
36 | Контрольная работа № 3 по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел». | 1 | | | |
| Умножение и деление натуральных чисел. | 27 | | | |
37 - 41 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 5 | | | |
42 – 48 | Деление. | 7 | | | |
49 – 51 | Деление с остатком. | 3 | | | |
52 | Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел». | 1 | | | |
53 – 57 | Упрощение выражений. | 5 | | | |
58 - 60 | Порядок выполнения действий. | 3 | | | |
61 - 62 | Квадрат и куб числа. | 2 | | | |
63 | Контрольная работа № 5 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел». | 1 | | | |
| Площади и объемы. | 12 | | | |
64 - 65 | Формулы. | 2 | | | |
66 –67 | Площадь. Формула площади прямоугольника. | 2 | | | |
68 - 70 | Единицы измерения площадей. | 3 | | | |
71 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | | | |
72 - 74 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. | 3 | | | |
75 | Контрольная работа № 6 по теме: «Площади и объемы». | 1 | | | |
| Обыкновенные дроби. | 23 | | | |
76 - 77 | Окружность и круг. | 2 | | | |
78 - 81 | Доли. Обыкновенные дроби. | 4 | | | |
82 - 84 | Сравнение дробей. | 3 | | | |
85 - 86 | Правильные и неправильные дроби. | 2 | | | |
87 | Контрольная работа № 7 по теме: «Обыкновенные дроби». | 1 | | | |
88 - 90 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 3 | | | |
91 - 92 | Деление и дроби. | 2 | | | |
93 - 94 | Смешанные числа. | 2 | | | |
95 - 97 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 3 | | | |
98 | Контрольная работа № 8 по теме: «Обыкновенные дроби». | 1 | | | |
| Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. | 13 | | | |
99 - 100 | Десятичная запись дробных чисел. | 2 | | | |
101 - 103 | Сравнение десятичных дробей. | 3 | | | |
104 - 108 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 5 | | | |
109 - 110 | Приближенные значения чисел, округление чисел. | 2 | | | |
111 | Контрольная работа № 9 по теме: «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей». | 1 | | | |
| Умножение и деление десятичных дробей. | 26 | | | |
112 - 114 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. | 3 | | | |
115 - 119 | Деление десятичных дробей на натуральные числа. | 5 | | | |
120 | Контрольная работа № 10 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей». | 1 | | | |
121 - 125 | Умножение десятичных дробей | 5 | | | |
126 - 132 | Деление десятичных дробей | 7 | | | |
133 - 136 | Среднее арифметическое. | 4 | | | |
137 | Контрольная работа № 11 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей». | 1 | | | |
| Инструменты для вычислений и измерений. | 17 | | | |
138 - 139 | Микрокалькулятор. | 2 | | | |
140 – 144 | Проценты. | 5 | | | |
145 | Контрольная работа № 12 по теме: «Инструменты для вычислений и измерений» | 1 | | | |
146 - 148 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. | 3 | | | |
149 - 151 | Измерение углов. Транспортир. | 3 | | | |
152 - 153 | Круговые диаграммы. | 2 | | | |
154 | Контрольная работа № 13 по теме: «Инструменты для вычислений и измерений» | 1 | | | |
155 -175 | Итоговое повторение курса математики 5-го класса. Итоговая контрольная работа | 21 | | | |