Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Грачевская средняя общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР МБОУ «Грачевская СОШ» ___________ / Хайруллина И.М./ «___» _____________ 2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Грачевская СОШ» _________ / Каримова Т.Е./ Приказ № ОД–129 «___» августа 2017 г. |
Рабочая программа
по математике
6 класс
Составитель: Бурдина Людмила Геннадьевна, учитель математики и информатики высшей квалификационной категории | Программа рассчитана на 5 ч в неделю, всего 170 ч. Учебник: Мерзляк А.Г. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013. – 304 с. : ил. |
Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения Протокол № __ от «__»_________2017 г. Руководитель___________ /Бурдина Л.Г./ |
с. Грачевка
2017-2018 учебный год
Планируемые результаты обучения математике в 6 классе
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении; понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
7.Развитость эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера (сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах, в том числе и на математике, будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов, в том числе и математики, обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов, в том числе и математики, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
критически оценивать содержание и форму текста.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
Учащийся в 6 классе научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне):
Оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
задавать множества перечислением их элементов;
находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Числа
Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;
использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
сравнивать рациональные числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
Текстовые задачи
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составлять план решения задачи;
выделять этапы решения задачи;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
История математики
описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
Учащийся получит возможность научиться в 6 классе (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях):
Элементы теории множеств и математической логики
Оперировать понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность,
определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств; задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Числа
Оперировать понятиями: целое число, множество целых чисел, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9, 10, 11, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости;
выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;
находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении зада;.
оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Уравнения и неравенства
Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.
Статистика и теория вероятностей
Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,
извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
Текстовые задачи
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета;
решать разнообразные задачи «на части»,
решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.
История математики
Содержание программы
Элементы теории множеств и математической логики
Согласно ФГОС основного общего образования в курс математики введен раздел «Логика», который не предполагает дополнительных часов на изучении и встраивается в различные темы курсов математики и информатики и предваряется ознакомлением с элементами теории множеств.
Множества и отношения между ними
Множество, характеристическое свойство множества, элемент множества, пустое, конечное, бесконечное множество. Подмножество. Отношение принадлежности, включения, равенства. Элементы множества, способы задания множеств, распознавание подмножеств и элементов подмножеств с использованием кругов Эйлера.
Операции над множествами
Пересечение и объединение множеств. Разность множеств, дополнение множества. Интерпретация операций над множествами с помощью кругов Эйлера.
Высказывания
Истинность и ложность высказывания. Сложные и простые высказывания. Операции над высказываниями с использованием логических связок: и, или, не. Условные высказывания (импликации).
Натуральные числа и нуль
Свойства и признаки делимости
Свойство делимости суммы (разности) на число. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Признаки делимости на 4, 6, 8, 11. Доказательство признаков делимости. Решение практических задач с применением признаков делимости.
Разложение числа на простые множители
Простые и составные числа, решето Эратосфена.
Разложение натурального числа на множители, разложение на простые множители. Количество делителей числа, алгоритм разложения числа на простые множители, основная теорема арифметики.
Алгебраические выражения
Использование букв для обозначения чисел, вычисление значения алгебраического выражения, применение алгебраических выражений для записи свойств арифметических действий, преобразование алгебраических выражений.
Делители и кратные
Делитель и его свойства, общий делитель двух и более чисел, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, нахождение наибольшего общего делителя. Кратное и его свойства, общее кратное двух и более чисел, наименьшее общее кратное, способы нахождения наименьшего общего кратного.
Дроби
Обыкновенные дроби
Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей.
Арифметические действия со смешанными дробями.
Арифметические действия с дробными числами.
Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий.
Отношение двух чисел
Масштаб на плане и карте. Пропорции. Свойства пропорций, применение пропорций и отношений при решении задач.
Проценты
Вычисление процентов от числа и числа по известному проценту, выражение отношения в процентах. Решение несложных практических задач с процентами.
Диаграммы
Столбчатые и круговые диаграммы. Извлечение информации из диаграмм. Изображение диаграмм по числовым данным.
Рациональные числа
Положительные и отрицательные числа
Изображение чисел на числовой (координатной) прямой. Сравнение чисел. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Действия с положительными и отрицательными числами. Множество целых чисел.
Понятие о рациональном числе.
Первичное представление о множестве рациональных чисел. Действия с рациональными числами.
Решение текстовых задач
Единицы измерений: длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Зависимости между единицами измерения каждой величины. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость.
Задачи на все арифметические действия
Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.
Задачи на движение, работу и покупки
Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении, движение по реке по течению и против течения. Решение задач на совместную работу. Применение дробей при решении задач.
Задачи на части, доли, проценты
Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач.
Логические задачи
Решение несложных логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.
Основные методы решения текстовых задач: арифметический, перебор вариантов.
Наглядная геометрия
Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: окружность, круг. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности.
Наглядные представления о пространственных фигурах: призма, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.
Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.
История математики
Рождение и развитие арифметики натуральных чисел. НОК, НОД, простые числа. Решето Эратосфена.
Появление нуля и отрицательных чисел в математике древности. Роль Диофанта. Почему
?
Тематическое планирование по математике в 6 классе
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов | Контрольных работ |
1 | Повторение материала за курс 5 класса | 4 | |
2 | Делимость натуральных чисел Делители и кратные. Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. Признаки делимости на 9 и на 3. Простые и составные числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 17 | 1 |
3 | Обыкновенные дроби Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Взаимно обратные числа. Деление дробей. Нахождение числа по значению его дроби. Преобразование обыкновенных дробей в десятичные. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби. | 38 | 3 |
4 | Отношения и пропорции Отношения. Пропорции. Процентное отношение двух чисел. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Деление числа в данном отношении. Окружность и круг. Длина окружности. Площадь круга. Цилиндр, конус, шар. Диаграммы. | 28 | 2 |
5 | Рациональные числа и действия над ними Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая. Целые числа. Рациональные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Сложение рациональных чисел. Свойства сложения рациональных чисел. Вычитание рациональных чисел. Умножение рациональных чисел. Свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент. Распределительное свойство умножения. Деление рациональных чисел. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Перпендикулярные прямые. Осевая и центральная симметрии. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики | 72 | 5 |
6 | Повторение и систематизация учебного материала | 5 | |
7 | Контрольные работы, проводимые в рамках муниципального мониторинга и их анализ | 6 | 3 |
Всего уроков | 170 |
Контрольных работ | 14 |
Резервное время | 0 |
Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой комбинированной контрольной работы.
Согласно календарному учебному графику МБОУ «Грачевская СОШ», учебный год длится 34 учебных недели, поэтому часы, выделенные авторами учебника на повторение курса 6 класса, уменьшены. Из темы «Повторение и систематизация учебного материала» взяты 4 часа на повторение материала за курс 5 класса в начале года и 6 часов на проведение мониторинговых контрольных работ (Приказ отдела образования администрации Грачёвского района Оренбургской области от 23.08.2016 г. № 199 «О продолжении муниципального мониторинга качества образования в 5, 6 классах общеобразовательных организаций Грачёвского района»). Годовая контрольная работа (Контрольная работа № 12) заменена на итоговую комбинированную контрольную работу.
Оценочные материалы составляются на основе следующих источников:
Мерзляк А.Г. Математика: 6 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013. – 144 с.: ил.
http://fipi.ru/
№ урока | § | Тема урока | Кол-во часов | ЦОР | КИМ | Сроки проведения |
Дата проведения урока | Корректировка даты проведения урока |
1 2 3 4 | | Повторение материала за курс 5 класса | 4 | tvr4\Упр1 | | 02.09 .17 05.09.17 06.09.17 07.09.17 | |
Глава 1. Делимость натуральных чисел | 17+2 | | | | |
5 6 | § 1. | Делители и кратные | 2 | tvr4\Упр2 | С–1 | 08.09.17 09.09.17 | |
7 8 9 | § 2. | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 3 | tvr4\Упр3 | С–2 | 12.09.17 13.09.17 14.09.17 | |
10 11 12 | § 3. | Признаки делимости на 9 и на 3 | 3 | tvr4\Упр3 | С–3 | 15.09.17 16.09.17 19.09.17 | |
13 | § 4. | Простые и составные числа | 1 | tvr4\Дм01 | | 20.09.17 | |
14 | | Входная контрольная работа | 1 | | | 21.09.17 | |
15 | | Анализ контрольной работы | 1 | | | 22.09.17 | |
16 | § 4. | Простые и составные числа | 1 | tvr4\Дм01 | | 23.09.17 | |
17 18 19 | § 5. | Наибольший общий делитель | 3 | | С– 4 | 26.09.17 27.09.17 28.09.17 | |
20 21 22 | § 6. | Наименьшее общее кратное | 3 | | С–5 | 29.09.17 30.09.17 03.10.17 | |
23 | §1-§6 | Контрольная работа № 1 «Делимость натуральных чисел» | 1 | | К–1 | 04.10.17 | |
Глава 2. Обыкновенные дроби | 38 | | | | |
24 | § 7. | Анализ контрольной работы № 1. Основное свойство дроби | 1 | tvr4\Дм03 | | 05.10.17 | |
25 | § 7. | Основное свойство дроби | 1 | | С–6 | 06.10.17 | |
26 27 28 | §8. | Сокращение дробей | 3 | | С–7 | 07.10.17 10.10.17 11.10.17 | |
29 30 31 32 | § 9. | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей | 4 | tvr4\Упр7 | С–8 | 12.10.17 13.10.17 14.10.17 17.10.17 | |
33 34 35 36 37 | § 10. | Сложение и вычитание дробей | 5 | | С–9 | 18.10.17 19.10.17 20.10.17 21.10.17 24.10.17 | |
38 | §7-§10 | Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание дробей» | 1 | | К–2 | 25.10.17 | |
39 | § 11. | Анализ контрольной работы № 2. Умножение дробей | 1 | | | 26.10.17 | |
40 41 42 43 | § 11. | Умножение дробей | 4 | | С–10 С–11 | 27.10.17 28.10.17 07.11.17 08.11.17 | |
44 45 46 | § 12. | Нахождение дроби от числа | 3 | | С–12 | 09.11.17 10.11.17 11.11.17 | |
47 | §11-§12 | Контрольная работа № 3 «Умножение дробей» | 1 | | К–3 | 14.11.17 | |
48 | § 13. | Анализ контрольной работы № 3. Взаимно обратные числа | 1 | tvr4\Упр13 | | 15.11.17 | |
49 50 51 52 53 | § 14. | Деление дробей | 5 | | С–13 | 16.11.17 17.11.17 18.11.17 21.11.17 22.11.17 | |
54 55 56 | § 15. | Нахождение числа по значению его дроби | 3 | tvr4\Дм05 | С–14 | 23.11.17 24.11.17 25.11.17 | |
57 | § 16. | Преобразование обыкновенных дробей в десятичные | 1 | | | 28.11.17 | |
58 | § 17. | Бесконечные периодические десятичные дроби | 1 | | | 29.11.17 | |
59 60 | § 18. | Десятичное приближение обыкновенной дроби | 2 | | | 30.11.17 01.12.17 | |
61 | §13-§18 | Контрольная работа № 4 «Деление дробей» | 1 | | К–4 | 02.12.17 | |
Глава 3. Отношения и пропорции | 28+2 | | | | |
62 | § 19. | Анализ контрольной работы № 4. Отношения | 1 | | | 05.12.17 | |
63 | § 19. | Отношения | 1 | tvr4\Упр16 | С–15 | 06.12.17 | |
64 65 66 67 68 | § 20. | Пропорции | 5 | tvr4\Упр17 | С–16 | 07.12.17 08.12.17 09.12.17 12.12.17 13.12.17 | |
69 70 71 | § 21. | Процентное отношение двух чисел | 3 | | С–17 | 14.12.17 15.12.17 16.12.17 | |
72 | | Контрольная работа за 1 учебное полугодие | 1 | | | 18.12.17 | |
73 | | Анализ контрольной работы | 1 | | | 20.12.17 | |
74 | §19-§21 | Контрольная работа № 5 «Отношения и пропорции» | 1 | | К–5 | 21.12.17 | |
75 | § 22. | Анализ контрольной работы № 5. Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 1 | tvr4\Дм06 | | 22.12.17 | |
76 | § 22. | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 1 | | С–18 | 23.12.17 | |
77 | § 23. | Деление числа в данном отношении | 1 | | | 26.12.17 | |
78 | § 23. | Деление числа в данном отношении | 1 | | С–19 | 27.12.17 | |
79 80 | § 24. | Окружность и круг | 2 | | С–20 | 28.12.17 29.12.17 | |
81 82 83 | § 25. | Длина окружности. Площадь круга | 3 | tvr4\Дм07 | С–21 | 11.01.18 12.01.18 13.01.18 | |
84 | § 26. | Цилиндр, конус, шар | 1 | | | 16.01.18 | |
85 86 87 | § 27. | Диаграммы | 3 | | С–22 | 17.01.18 18.01.18 19.01.18 | |
88 89 90 | § 28. | Случайные события. Вероятность случайного события | 3 | tvr1\Дм20 | С–23 | 20.01.18 23.01.18 24.01.18 | |
91 | §22-§28 | Контрольная работа № 6 «Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события» | 1 | | К–6 | 25.01.18 | |
Глава 4. Рациональные числа и действия над ними | 72+2 | | | | |
92 | § 29. | Анализ контрольной работы № 6. Положительные и отрицательные числа | 1 | | | 26.01.18 | |
93 | § 29. | Положительные и отрицательные числа | 1 | | | 27.01.18 | |
94 95 96 | § 30. | Координатная прямая | 3 | | С–24 | 30.01.18 31.01.18 01.02.18 | |
97 98 | § 31. | Целые числа. Рациональные числа | 2 | | С–25 | 02.02.18 03.02.18 | |
99 100 101 | § 32. | Модуль числа | 3 | tvr4\Дм09 | С–26 | 06.02.18 07.02.18 08.02.18 | |
102 103 104 105 | § 33. | Сравнение чисел | 4 | | С–27 | 09.02.18 10.02.18 13.02.18 14.02.18 | |
106 | §29-§33 | Контрольная работа № 7 «Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел» | 1 | | К–7 | 15.02.2018 | |
107 | § 34. | Анализ контрольной работы № 7. Сложение рациональных чисел | 1 | tvr4\Дм10 | | 16.02.18 | |
108 109 110 | § 34. | Сложение рациональных чисел | 3 | | С–28 | 17.02.18 20.02.18 21.02.18 | |
111 112 | § 35. | Свойства сложения рациональных чисел | 2 | | С–29 | 22.02.18 27.02.18 | |
113 114 115 116 117 | § 36. | Вычитание рациональных чисел | 5 | | С–30 С–31 | 28.02.18 01.03.18 02.03.18 03.03.18 06.03.18 | |
118 | §34-§36 | Контрольная работа № 8 «Сложение и вычитание рациональных чисел» | 1 | | К–8 | 07.03.18 | |
119 | §37 | Анализ контрольной работы № 8. Умножение рациональных чисел | 1 | | | 09.03.18 | |
120 121 122 | §37 | Умножение рациональных чисел | 3 | tvr4\Упр22 | С–32 | 10.03.18 13.03.18 14.03.18 | |
123 124 125 | §38 | Свойства умножения рациональных чисел | 3 | tvr4\Упр23 | С–33 | 15.03.18 16.03.18 17.03.18 | |
126 127 128 129 130 | §39 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения | 5 | | С–34 | 20.03.18 21.03.18 22.03.18 23.03.18 24.03.18 | |
131 132 133 134 | §40 | Деление рациональных чисел | 4 | tvr4\Упр23 | С–39 | 03.04.18 04.04.18 05.04.18 06.04.18 | |
135 | §37-§40 | Контрольная работа № 9 «Умножение и деление рациональных чисел» | 1 | | К–9 | 07.04.18 | |
136 | §41 | Анализ контрольной работы № 9. Решение уравнений | 1 | tvr4\Дм13 | | 10.04.18 | |
137 138 139 140 | §41 | Решение уравнений | 4 | tvr4\Упр25 | С–36 | 11.04.18 12.04.18 13.04.18 14.04.18 | |
141 | §42 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | | 17.04.18 | |
142 | | Всероссийская проверочная работа | 1 | | | 18.04.18 | |
143 | | Анализ итоговой контрольной работы | 1 | | | 19.04.18 | |
144 145 146 147 148 | §42 | Решение задач с помощью уравнений | 5 | | С–37 | 20.04.18 21.04.18 24.04.18 25.04.18 26.04.18 | |
149 | §41-§42 | Контрольная работа № 10 «Решение уравнений и задач с помощью уравнений» | 1 | | К–10 | 27.04.18 | |
150 | §43 | Анализ контрольной работы № 10. Перпендикулярные прямые | 1 | tvr4\Дм14 | | 28.04.18 | |
151 152 | §43 | Перпендикулярные прямые | 2 | | С–38 | 02.05.18 03.05.18 | |
153 154 155 | §44 | Осевая и центральная симметрии | 3 | | С–39 | 04.05.18 05.05.18 08.05.18 | |
156 157 | §45 | Параллельные прямые | 2 | tvr4\Дм14 | С–40 | 10.05.18 11.05.18 | |
158 159 | §46 | Координатная плоскость | 2 | | | 12.05.18 15.05.18 | |
160 161 | §46 | Координатная плоскость | 2 | | С–41 | 16.05.18 17.05.18 | |
162 | §47 | Графики | 1 | tvr4\Дм16 | | 18.05.18 | |
163 134 | §47 | Графики | 2 | tvr4\Упр27 | С–42 | 19.05.18 22.05.18 | |
165 | §43-§47 | Контрольная работа № 11 «Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость, графики» | 1 | | К–11 | 23.05.18 | |
Повторение и систематизация учебного материала | 5 | | | | |
166 | §1-§47 | Анализ контрольной работы № 11. Повторение курса 6 класса | 1 | | | 24.05.18 | |
167 168 169 170 | §1-§47 | Повторение курса 6 класса | 4 | | | 25.05.18 26.05.18 29.05.18 30.05.18 | |
| | ВСЕГО: | 170 | | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Универсальные учебные действия, формируемые
в курсе математики 6 класса
| Познавательные УУД Развиваем умения: |
1. | сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; |
2. | осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
3. | выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения; |
4. | сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; |
5. | выявлять сходства и различия объектов; |
6. | выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; |
7. | классифицировать объекты; |
8. | выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; |
9. | приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; |
10. | выделять существенную информацию из текстов; |
11. | использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; |
12. | осуществлять синтез как составление целого из частей; |
13. | выделять закономерность; |
14. | владеть общим приемом решения задач; |
15. | выбирать наиболее эффективные способы решения задач; |
16. | применять схемы, модели для получения информации; |
17. | строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; |
18. | устанавливать аналогии; |
19. | выделять закономерность; |
20. | ориентироваться на разнообразие способов решения задач; |
21. | устанавливать причинно-следственные связи; |
22. | строить логические цепи рассуждений; |
23. | поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; |
24. | строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; |
25. | осуществлять сравнение по заданным критериям; |
26. | учиться основам смыслового чтения научных и познавательных текстов. |
| Коммуникативные УУД Развиваем умения: |
1. | поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; |
2. | навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; |
3. | организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; |
4. | точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; |
5. | находить в тексте информацию, необходимую для решения; |
6. | обмениваться знаниями с одноклассниками для принятия эффективных совместных решений; |
7. | планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; |
8. | управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия); |
9. | выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения; |
10. | слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою; |
| |
| Регулятивные УУД Развиваем умения: |
1. | определять целевые установки учебной деятельности; |
2. | определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; |
3. | составлять план последовательности действий; |
4. | самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; |
5. | оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»; |
6. | прогнозировать результат и уровень усвоения; |
7. | формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; |
8. | оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; |
9. | формировать способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию в преодолении препятствий; |
10. | вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; |
11. | осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции; |
12. | осознавать уровень и качество усвоения результата; |
13. | проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности; |
14. | осуществлять контроль деятельности («что сделано») и пощаговый контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); |
15. | самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. |