Управление образования администрации
Амурского муниципального района Хабаровского края
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/________________ «____»____________ 20____г. | | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора учреждения от ___________г. №_____ |
Рабочая программа
по Математике
6 класс
Разработала
учитель математики:
Дукина Елена Александровна
2021 год
Учебный предмет: математика
Количество часов в неделю по учебному плану: 5 часов
Всего количество часов в году по плану: 170 часов
Программно-методическое сопровождение:
Мерзляк А.Г., В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко «Математика: программа: 5-9 классы с углубленным изучением математики» М: «Вентана – Граф» 2019 г.
Учебник: Мерзляк А.Г., В.Б. Полонский, М.С. Якир, «Математика» 5 класс. «Вентана-Граф» 2019г
Класс: 6б
Учитель: Дукина Елена Александровна
Количество обязательных контрольных работ: 12
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, № 1897 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577), на основе «Основной образовательной программы Основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 г. Амурска», принятой на заседании педагогического совета протокол № 1 от 30.08.2013 г., утверждена приказом директора учреждения от «02» сентября 2013года, № 224-Д, с учетом авторской программы по математике Мерзляк А.Г., В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко «Математика: программа: 5-9 классы с углубленным изучением математики» М: «Вентана – Граф» 2019 – сборник рабочих программ 5-6 классы (составитель Т. А. Бурмистрова) - М.:Просвещение 2014 Изучение учебного предмета ориентировано на использование учебника «Математика, 6» под редакцией Мерзляк А.Г., В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко «Математика: программа: 5-9 классы с углубленным изучением математики» М: «Вентана – Граф» 2019 рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации – М.:Мнемозина, 2012 Программа по предмету «Математика» составлена на основании календарного графика учебного процесса МБОУ СОШ № 9 г. Амурска на 2017-2018 учебный год и рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по математике, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.
Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Цели программы обучения
➢ Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
➢ Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
➢ Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
➢ Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
➢ Систематическое развитие понятия числа;
➢ Выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные преставления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Задачи программы обучения
Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
➢ Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;
➢ Развивать познавательные способности;
➢ Воспитывать стремление к расширению математических знаний;
➢ Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
➢ Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Решение названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Программа выполняет две основные функции
➢ Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.
➢ Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общий курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Уравнения и неравенства», «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин».
Программа предусматривает дальнейшую работу с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит основным элементом для изучения смежных дисциплин.
В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология и т.д.).
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата.
В процессе освоения программного материала школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин. Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Место предмета в учебном плане.
На основании учебного плана в 6б классе на изучение математики отводится 5 часов в неделю, всего 170 часа, что соответствует авторской программе и календарному графику учебного процесса учреждения на 2021-2022 учебный год.
Учебно-методический комплекс
Основная литература:
1.Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. - М.: Вентана-Граф, 2019.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (официальный сайт) http://standart.edu.ru/
2. ФГОС (основное общее образование) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/
4. Примерные программы по учебным предметам (математика) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2629
5. Глоссарий ФГОС http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230
6. Закон РФ «Об образовании» http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2666
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
8. Концепция фундаментального ядра содержания общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619
9. Видеолекции разработчиков стандартов http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3729
10. Сайт издательского центра «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/
11. Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://www.vgf.ru/tabid/205/Default.aspx
12. Программа по математике (5-9 класс). Издательский центр «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/tabid/210/Default.aspx
13. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
14. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
15. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
16. Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» http://www.neo.edu.ru
17. Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org
18. Образовательные ресурсы интернета (математика) http://www.alleng.ru/edu/math.htm
19. Сайт «Электронные образовательные ресурсы» http://eorhelp.ru/
20. Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru
21. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
22. Портал «Открытый класс» http://www.openclass.ru/
23. Презентации по всем предметам http://powerpoint.net.ru/
24. Сайт учителя математики Е.М.Савченкоhttp://powerpoint.net.ru/
25. Карман для математика http://karmanform.ucoz.ru/
26. Портал «Дневник.ру»
27. Видеоуроки по математике.
28.Образовательная платформа EFFOR.RU
Специфическое сопровождение (оборудование)
классная доска с набором магнитов для крепления таблиц;
Интерактивная доска;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;
демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;
демонстрационные таблицы.
Планируемые результаты изучения курса
Изучение учебного предмета предполагает получение прочных умений и навыков на примерах, обеспечивающих дальнейшее применение изученного, каждое умение доводить до навыка, как можно чаще побуждая учащихся к выполнению самостоятельных работ различного характера: математических диктантов, практических, контрольных работ, зачетов. Часть этих работ можно проводить в полу устной форме, когда на одни вопросы учащиеся отвечают письменно, а на другие устно, подняв руку и дождавшись, когда учитель сможет подойти и выслушать ответ. Целесообразно уделять специальное внимание развитию устной речи.
Предусматривается довольно много самостоятельных работ. Разрешается консультироваться с учителем, пользоваться учебником, устно давать ответы на некоторые вопросы.
Контрольные работы выполняются только письменно, а форма зачета может быть разной: одни ученики могут отвечать устно по специальным билетам, а другие выполнять задания в письменном виде.
Для формирования творческой активности учащихся предполагаются уроки коллективных рассуждений, обсуждений, дискуссий, коллективного решения наиболее значимых задач, групповая и парная работа, обучение работать самостоятельно с учебником, справочниками, дополнительной литературой, творческие задания. Разработаны индивидуальные карточки учета и коррекции знаний по основным темам. Домашние задания предполагаются не только для закрепления изученного материала, но и для самостоятельной исследовательской деятельности. Для этого разработаны индивидуальные карточки задания.
При изучении математики основное внимание уделяется формированию широкого круга практических навыков вычислений (прочные навыки выполнения действий над сравнительно небольшими числами, приемы прикидки и оценки результатов действий, проверка результата на правдоподобие и др.), а также обучению решению несложных, но достаточно разнообразных по ситуациям текстовых задач, а также систематическое решение несложных нестандартных задач.
Решение задач такого рода является обязательным элементом обучения, так как при этом учащиеся овладевают разнообразными приемами мыслительной деятельности. Степень самостоятельности учеников при решении указанных задач не так уж важна (для многих это может оказаться непосильным). Главное здесь – сознание каждым учеником приема решения, с помощью которого получен ответ. В каждой теме выделяется главное, и исходя из этого четко дифференцирован материал: вычленены те задачи, которые должны отрабатываться и выполняться многократно, и те, которые служат другим целям (развитие, пробуждение интереса и др.) и в соответствии с этим не должны дублироваться. Такое различие делается явным и для учащихся.
Большое внимание уделяется накоплению учащимися опыта геометрической деятельности, развитию их пространственных представлений, глазомера, наблюдательности. Геометрические понятия возникают в естественном контексте из практической деятельности и ассоциируются со зрительным образом. Их рассмотрение не предполагает формализации, однако способствует накоплению достаточно большого объема геометрических знаний и развитию геометрического мышления. Значительное место занимают упражнения, в которых требуется начертить, перерисовать, измерить, найти на рисунке или предмете, вырезать, разрезать, составить фигуру и др.
Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений. В то же время это не означает монотонной и скучной деятельности, так как курс наполняется заданиями, разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в большом многообразии ситуаций. Необходимо отрабатывать прочные вычислительные навыки.
Начинается изучение новой содержательной линии «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей». Предлагается естественный и доступный детям этого возраста метод решения комбинаторных задач, заключающийся в непосредственном переборе возможных вариантов (комбинаций). Он носит общий характер и применим в тех случаях, когда число вариантов невелико.
Изучение математики в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
понимание роли математических действий в жизни человека;
интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
понимание причин успеха в учебе;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
понимания чувств одноклассников, учителей;
представления о значении математики для познания окружающего мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ученик получит возможность научиться:
понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Ученик получит возможность научиться:
под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
работать с дополнительными текстами и заданиями;
соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
строить рассуждения о математических явлениях;
пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные:
Ученик получит возможность научиться:
строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
корректно формулировать свою точку зрения;
проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.
Предметные результаты:
Арифметика
По окончанию изучения курса учащиеся научатся:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
• анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время, температура и т. п.).
Учащийся получит возможность:
• познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
• углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
По окончании изучения курса учащийся научится:
• выполнять операции с числовыми выражениями;
• выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых);
• решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
• развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;
• овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как
текстовых, так и практических задач.
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин
По окончании изучения курса учащийся научится:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры, и их элементы;
• строить углы, определять их градусную меру;
• распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
• научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
• научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
По окончании изучения курса учащийся научится:
• использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
• решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
• приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
• научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
1.5 Формы и методы контроля достижения планируемых результатов.
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый.
Для контроля достижения учащимися планируемых результатов будут использованы:
система контрольных, самостоятельных и тестовых работ,
система тестов (с закрытыми, открытыми вопросами, вопросами, требующими развернутого ответа),
устные опросы (фронтальные и выборочные),
зачеты,
проверки домашних заданий (фронтальные и выборочные),
направленные на выявление степени и глубины понимания теоретических положений курса, а также уровня сформированности предметных и регулятивных УУД.
осуществление исследовательской и проектной работы,
задания по систематизации материала (составление таблиц, схем),
направленные на совершенствование предметных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В ходе преподавания математики в 6 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
➢ планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов
➢ решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения
➢ исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач
➢ ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи,
использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства
➢ проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их
обоснования
➢ поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования
разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты
осознание значения математики в повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
-выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
-изображать фигуры на плоскости;
-использовать геометрический язык для описания
предметов окружающего мира;
-измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
-распознавать и изображать равные и симметричные
фигуры;
- проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
- использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
-строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
-читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
- решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
В результате изучения курса математики 5 класс учащиеся должны:
знать/понимать
➢ существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов
➢ как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач
➢ как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа уметь
➢ выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем
➢ переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов
➢ выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения числовых выражений
➢ округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений
➢ пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот
➢ решать текстовые задачи, включая задачи, связанные дробями и процентами
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
➢ решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера
➢ устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов
➢ интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание учебного предмета
1. Делимость натуральных чисел (19 ч)
Делители и кратные. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9 и 10. Простые и составные числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.
2. Обыкновенные дроби (36 ч)
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Взаимно обратные числа. Деление дробей. Нахождение числа по заданному значению его дроби. Преобразование обыкновенной дроби в десятичную. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
3. Отношения и пропорции (28 ч)
Отношения. Пропорции. Процентное отношение двух чисел. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Деление числа в данном отношении. Окружность и круг. Длина окружности. Площадь круга. Цилиндр, конус, шар. Диаграммы. Случайные события. Вероятность случайного события.
4. Рациональные числа и действия над ними (68 ч)
Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая. Целые числа. Рациональные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Сложение рациональных чисел. Свойства сложения рациональных чисел. Вычитание рациональных чисел. Умножение рациональных чисел. Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент. Распределительное свойство умножения. Деление рациональных чисел. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Перпендикулярные прямые. Осевая и центральная симметрии. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики.
5. Повторение. Решение задач (13 ч)
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.
2. Учебно-тематический план
Рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).
Количество часов по разделам:
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов в рабочей программе | Количество часов на контрольные работы учащихся |
1. | Делимость натуральных чисел | 20 | 1 |
2. | Обыкновенные дроби | 38 | 3 |
3. | Отношения и пропорции | 30 | 2 |
4. | Рациональные числа и действия над ними | 68 | 4 |
5. | Повторение и систематизация учебного материала | 14 | 2 |
| Всего часов: | 170 | 12 |
Перечень обязательных контрольных работ
1. Контрольная работа № 1 по теме «Делимость натуральных чисел»
2. Контрольная работа № 2 по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей»
3. Контрольная работа № 3 по теме «Умножение дробей »
4. Контрольная работа № 4 по теме «Деление дробей»
5. Контрольная работа № 5 по теме «Отношения и пропорции. Процентное отношение двух чисел»
6. Контрольная работа № 6 по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события»
7. Контрольная работа № 7 по теме «Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел»
8. Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»
9.Контрольная работа № 9 по теме «Умножение и деление рациональных чисел»
Контрольная работа №10 по теме «Решение уравнений и задач с помощью уравнений»
Контрольная работа №11 по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики»
12. Итоговая контрольная работа № 12
Календарно-тематическое планирование в 6 б классе по математике
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | |
План | Факт | |
Делимость натуральных чисел (20 часов) | |
| | | Повторение курса математики 5 класса. Дроби. Арифметические действия с дробями | 1 | | |
| | | Повторение курса математики 5 класса. Решение задач и уравнений. Задачи на проценты | 1 | | |
| | | Делители и кратные | 1 | | |
| | | Делители и кратные | 1 | | |
| | | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 1 | | |
| | | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 1 | | |
| | | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 1 | | |
| | | Признаки делимости на 9 и на 3 | 1 | | |
| | | Признаки делимости на 9 и на 3 | 1 | | |
| | | Признаки делимости на 9 и на 3 | 1 | | |
| | | Простые и составные числа | 1 | | |
| | | Наибольший общий делитель | 1 | | |
| | | Наибольший общий делитель | 1 | | |
| | | Наибольший общий делитель | 1 | | |
| | | Наименьшее общее кратное | 1 | | |
| | | Наименьшее общее кратное | 1 | | |
| | | Наименьшее общее кратное | 1 | | |
| | | Наименьшее общее кратное | 1 | | |
| | | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | |
| | | Контрольная работа №1 по теме «Делимость натуральных чисел» | 1 | | |
Обыкновенные дроби (38 часов) | |
| | | Анализ контрольной работы №1. Основное свойство дроби | 1 | | |
| | | Основное свойство дроби | 1 | | |
| | | Сокращение дробей | 1 | | |
| | | Сокращение дробей | 1 | | |
| | | Сокращение дробей | 1 | | |
| | | Приведение дробей к общему знаменателю | 1 | | |
| | | Приведение дробей к общему знаменателю | 1 | | |
| | | Сравнение дробей с разными знаменателями | 1 | | |
| | | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | | |
| | | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | | |
| | | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | | |
| | | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | | |
| | | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | | |
| | | Контрольная работа №2 по теме «Сравнение. Сложение и вычитание дробей» | 1 | | |
| | | Анализ контрольной работы №2. Умножение дробей | 1 | | |
| | | Умножение дробей | 1 | | |
| | | Умножение дробей | 1 | | |
| | | Умножение дробей | 1 | | |
| | | Умножение дробей | 1 | | |
| | | Нахождение дроби от числа | 1 | | |
| | | Нахождение дроби от числа | 1 | | |
| | | Нахождение дроби от числа | 1 | | |
| | | Контрольная работа №3 по теме «Умножение дробей» | 1 | | |
| | | Анализ контрольной работы №3. Взаимно обратные числа | 1 | | |
| | | Деление дробей | 1 | | |
| | | Деление дробей | 1 | | |
| | | Деление дробей | 1 | | |
| | | Деление дробей | 1 | | |
| | | Деление дробей | 1 | | |
| | | Нахождение числа по значению его дроби | 1 | | |
| | | Нахождение числа по значению его дроби | 1 | | |
| | | Нахождение числа по значению его дроби | 1 | | |
| | | Преобразование обыкновенных дробей в десятичные | 1 | | |
| | | Бесконечные периодические десятичные дроби | 1 | | |
| | | Десятичное приближение обыкновенных дробей | 1 | | |
| | | Десятичное приближение обыкновенных дробей | 1 | | |
| | | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | |
| | | Контрольная работа №4 по теме «Деление дробей» | 1 | | |
Отношения и пропорции (30 часов) | |
| | | Анализ контрольной работы №4. Отношения | 1 | | |
| | | Отношения | 1 | | |
| | | Пропорции | 1 | | |
| | | Пропорции | 1 | | |
| | | Пропорции | 1 | | |
| | | Пропорции | 1 | | |
| | | Процентное отношение двух чисел | 1 | | |
| | | Процентное отношение двух чисел | 1 | | |
| | | Процентное отношение двух чисел | 1 | | |
| | | Процентное отношение двух чисел | 1 | | |
| | | Контрольная работа №5 по теме «Отношения и пропорции. Процентное отношение двух чисел» | 1 | | |
| | | Анализ контрольной работы №5. Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 1 | | |
| | | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 1 | | |
| | | Деление числа в данном отношении | 1 | | |
| | | Деление числа в данном отношении | 1 | | |
| | | Деление числа в данном отношении | 1 | | |
| | | Окружность и круг | 1 | | |
| | | Окружность и круг | 1 | | |
| | | Длина окружности и площадь круга | 1 | | |
| | | Длина окружности и площадь круга | 1 | | |
| | | Длина окружности и площадь круга | 1 | | |
| | | Цилиндр, конус, шар | 1 | | |
| | | Диаграммы | 1 | | |
| | | Диаграммы | 1 | | |
| | | Случайные события, вероятность случайного события | 1 | | |
| | | Случайные события, вероятность случайного события | 1 | | |
| | | Случайные события, вероятность случайного события | 1 | | |
| | | Случайные события, вероятность случайного события | 1 | | |
| | | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | |
| | | Контрольная работа №6 по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события» | 1 | | |
Рациональные числа и действия над ними (68 часов) | |
| | | Анализ контрольной работы №6. Положительные и отрицательные числа | 1 | | |
| | | Положительные и отрицательные числа | 1 | | |
| | | Координатная прямая | 1 | | |
| | | Координатная прямая | 1 | | |
| | | Координатная прямая | 1 | | |
| | | Целые числа. Рациональные числа | 1 | | |
| | | Целые числа. Рациональные числа | 1 | | |
| | | Модуль числа | 1 | | |
| | | Модуль числа | 1 | | |
| | | Модуль числа | 1 | | |
| | | Сравнение чисел | 1 | | |
| | | Сравнение чисел | 1 | | |
| | | Сравнение чисел | 1 | | |
| | | Сравнение чисел | 1 | | |
| | | Контрольная работа №7 по теме «Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел» | 1 | | |
| | | Анализ контрольной работы №7. Сложение чисел с помощью координатной прямой | 1 | | |
| | | Сложение чисел с разными знаками | 1 | | |
| | | Сложение отрицательных чисел | 1 | | |
| | | Сложение рациональных чисел | 1 | | |
| | | Свойства сложения рациональных чисел | 1 | | |
| | | Свойства сложения рациональных чисел | 1 | | |
| | | Вычитание рациональных чисел | 1 | | |
| | | Вычитание рациональных чисел | 1 | | |
| | | Вычитание рациональных чисел | 1 | | |
| | | Вычитание рациональных чисел | 1 | | |
| | | Вычитание рациональных чисел | 1 | | |
| | | Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» | 1 | | |
| | | Анализ контрольной работы №8. Умножение рациональных чисел | 1 | | |
| | | Умножение рациональных чисел | 1 | | |
| | | Умножение рациональных чисел | 1 | | |
| | | Умножение рациональных чисел | 1 | | |
| | | Переместительное и сочетательное свойство умножения рациональных чисел | 1 | | |
| | | Переместительное и сочетательное свойство умножения рациональных чисел | 1 | | |
| | | Переместительное и сочетательное свойство умножения рациональных чисел | 1 | | |
| | | Коэффициент. Распределительное свойство умножения | 1 | | |
| | | Коэффициент. Распределительное свойство умножения | 1 | | |
| | | Коэффициент. Распределительное свойство умножения | 1 | | |
| | | Коэффициент. Распределительное свойство умножения | 1 | | |
| | | Коэффициент. Распределительное свойство умножения | 1 | | |
| | | Деление рациональных чисел | 1 | | |
| | | Деление рациональных чисел | 1 | | |
| | | Деление рациональных чисел | 1 | | |
| | | Деление рациональных чисел | 1 | | |
| | | Контрольная работа №9 по теме «Умножение и деление рациональных чисел» | 1 | | |
| | | Анализ контрольной работы №9. Решение уравнений | 1 | | |
| | | Решение уравнений | 1 | | |
| | | Решение уравнений | 1 | | |
| | | Решение уравнений | 1 | | |
| | | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | |
| | | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | |
| | | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | |
| | | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | |
| | | Контрольная работа №10 по теме «Решение уравнений и задач с помощью уравнений» | 1 | | |
| | | Анализ контрольной работы №10. Перпендикулярные прямые | 1 | | |
| | | Перпендикулярные прямые | 1 | | |
| | | Перпендикулярные прямые | 1 | | |
| | | Осевая и центральная симметрия | 1 | | |
| | | Осевая и центральная симметрия | 1 | | |
| | | Осевая и центральная симметрия | 1 | | |
| | | Параллельные прямые | 1 | | |
| | | Параллельные прямые | 1 | | |
| | | Координатная плоскость | 1 | | |
| | | Координатная плоскость | 1 | | |
| | | Координатная плоскость | 1 | | |
| | | Графики | 1 | | |
| | | Графики | 1 | | |
| | | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | |
| | | Контрольная работа №11 по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики» | 1 | | |
Повторение и систематизация учебного материала (14 часов) | | | | 1 | |
| | | Анализ контрольной работы №11. Делимость чисел | 1 | | |
| | | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 1 | | |
| | | Умножение и деление обыкновенных дробей | 1 | | |
| | | Отношения и пропорции | 1 | | |
| | | Положительные и отрицательные числа | 1 | | |
| | | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 1 | | |
| | | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 1 | | |
| | | Решение уравнений | 1 | | |
| | | Решение уравнений | 1 | | |
| | | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | |
| | | Решение задач с помощью уравнений | 1 | | |
| | | Итоговая контрольная работа №12 | 1 | | |
| | | Анализ итоговой контрольной работы №12. Урок обобщения, систематизации, коррекции знаний за курс математики 6 класса | 1 | | |
| | | Урок обобщения, систематизации, коррекции знаний за курс математики 6 класса | 1 | | |