Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 10»
г. Ногинск Московская область
«Утверждаю»
Директор _______Н.А. Соломадина
Пр. №336 от 01.09.2021
Рабочая программа
по математике
6А/2 класс
на 2021-2022 учебный год
Базовый уровень
Составил: учитель математики
Салтыкова А.В.
2021 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена и адаптирована на основании образовательной программы центра, авторской программы по УМК (УМК под редакцией Г.В.Дорофеева М.:Просвещение, 2021) и с учетом годового календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год.
Цели и задачи изучения предмета на 2021-2022 учебный год.
Целью изучения математики в 6 классе является развитие логического критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование научного мировоззрения обучающихся, а также формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.
Основными задачами являются:
организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности;
развитие дифференциации обучения;
развитие внимания, мышления учащихся, формирование у них умений логически мыслить;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета в учебном плане школы отводится 6 часов в неделю, учебных недель в году 33,5 недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 201 час в год.
Согласно учебному плану на изучение математики в 6 классе отводится 5 часов + 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений, учебных недель 33,5, поэтому программа рассчитана на 201 час, в том числе 9 часов на проведение контрольных работ.
В целях развития математического мышления, более глубокого и тщательного разбора задач, качественной отработки вычислительных навыков 33 часа из части, формируемой участниками образовательных отношений, используются для изучения следующих тем:
Тема | Количество часов |
Повторение курса 5-го класса | 2 |
Дроби и проценты | 3 |
Прямые на плоскости и в пространстве | 2 |
Десятичные дроби | 2 |
Окружность | 5 |
Отношения и проценты | 2 |
Симметрия | 3 |
Отношения, формулы, уравнения | 2 |
Целые числа | 3 |
Множества, комбинаторика | 2 |
Рациональные числа | 2 |
Многоугольники и многогранники | 3 |
Итоговое повторение | 2 |
Планируемые результаты освоения предмета.
Личностными результатами освоения учащимися 6 класса программы по математике являются:
ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметными результатами освоения программы по математике являются формирование универсальных учебных действий (УУД):
регулятивные УУД:
формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества.
познавательные УУД:
умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы.
умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы.
Умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы).
Умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач.
коммуникативные УУД:
развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстником.
Предметными результатами освоения программы по математике является сформированность следующих умений:
работа с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точное и грамотное выражание своих мыслей в устной и письменной речи, примение математической терминологии и символики, использование различных языков математики (словесный, символический, графический), развитие способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
владение базовым понятийным аппаратом: имение представления о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
выполнение арифметических преобразований рациональных выражений, применение их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умение пользоваться изученными математическими формулами,
основным способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
применение изученных понятий, результатов и методов при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Ученик к концу 6 класса научится:
Выполнять арифметические действия с натуральными и рациональными числами, десятичными и обыкновенными дробями;
Употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: натуральное число, десятичная и обыкновенная дробь, переходить от одной формы записи к другой;
Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, вести сравнение различными способами;
Находить значения степеней с натуральным показателем;
Составлять несложные буквенные выражения и формулы, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
Решать линейные уравнения алгебраическим методом;
Решать текстовые задачи алгебраическими и арифметическими методами, включая задачи с дробями и процентами;
Строить простейшие геометрические фигуры;
Читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм;
Работать на калькуляторе;
Решать комбинаторные задачи путем системного перебора возможных вариантов.
Ученик к концу 5 класса получит возможность научиться:
Понимать особенности работы с различными видами чисел и способами их записи;
Научиться исследовать ситуацию, требующую сравнения чисел, их упорядочения;
Выполнять вычисления с переходом от одной формы записи чисел к другой;
Планировать решение задач;
Научиться составлению несложных буквенных выражений и формул;
Научиться выражать одну переменную через другую;
Овладеть специальными приемами решения уравнений;
Уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики;
Научится некоторым специальным приемам решения комбинаторных задач.
Содержание учебного предмета.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Повторение. | 5 |
| Воспитание ответственности. | |
2 | Дроби и проценты. | 22 |
| Воспитание точности. | |
3 | Прямые на плоскости и в пространстве. | 9 |
| Воспитание четкости. | |
4 | Десятичные дроби. | 12 |
| Воспитание внимания. | |
5 | Действия с десятичными дробями. | 33 |
| Воспитание усидчивости. | |
6 | Окружность. | 11 |
| Воспитание аккуратности. | |
7 | Отношения и проценты. | 17 |
| Воспитание любви к С.Стевину. | |
8 | Симметрия. | 11 |
| Воспитание любви к П.Регийскому. | |
9 | Выражения, формулы, уравнения. | 17 |
| Воспитание любви к Диофанту. | |
10 | Целые числа. | 16 |
| Воспитание любви к П.С.Лапласу. | |
11 | Множества. Комбинаторика. | 11 |
| Воспитание любви к Г.Кантору. | |
12 | Рациональные числа. | 20 |
| Воспитание любви к Р.Декарту. | |
13 | Многоугольники и многогранники. | 12 |
| Воспитание любви к Паппа. | |
14 | Итоговое повторение. | 4 |
| Воспитание любви к Л.Пизанскому. | |
Календарно-тематическое планирование
6А/2 класс
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка |
| Раздел 1. Повторрение | 5 | | |
1 | Обыкновенные дроби. | 1 | 1.09.21 | |
2 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей. | 1 | 1.09.21 | |
3 | Умножение и деление обыкновенных дробей. | 1 | 2.09.21 | |
4 | Решение задач. | 1 | 3.09.21 | |
5 | Решение уравнений. | 1 | 6.09.21 | |
| Раздел 2. Дроби и проценты. | 22 | | |
6 | Что мы знаем о дробях. | 1 | 7.09.21 | |
7 | Основное свойство дроби. | 1 | 8.09.21 | |
8 | Сравнение дробей. | 1 | 8.09.21 | |
9 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | 9.09.21 | |
10 | Сложение дробей с разными знаменателями. | 1 | 10.09.21 | |
11 | Умножение и деление дробей. | 1 | 13.09.21 | |
12 | «Многоэтажные дроби» | 1 | 14.09.21 | |
13 | «Многоэтажные дроби» | 1 | 15.09.21 | |
14 | Основные задачи на дроби. | 1 | 15.09.21 | |
15 | Нахождение части от числа. | 1 | 16.09.21 | |
16 | Нахождение числа по его части. | 1 | 17.09.21 | |
17 | Нахождение части меньшего от большего. | 1 | 20.09.21 | |
18 | Что такое процент. | 1 | 21.09.21 | |
19 | Определение процента. | 1 | 22.09.21 | |
20 | Нахождение процента от величины. | 1 | 22.09.21 | |
21 | Решение задач с процентами. | 1 | 23.09.21 | |
22 | Решение задач с процентами. | 1 | 24.09.21 | |
23 | Решение задач с процентами. | 1 | 27.09.21 | |
24 | Столбчатые диаграммы. | 1 | 28.09.21 | |
25 | Круговые диаграммы. | 1 | 29.09.21 | |
26 | Контрольная работа 1. Дроби и проценты. | 1 | 29.09.21 | |
27 | Разбор контрольной работы. | 1 | 30.09.21 | |
| Раздел 3. Прямые на плоскости и в пространстве. | 9 | | |
28 | Пересекающиеся прямые. | 1 | 1.10.21 | |
29 | Вертикальные углы. | 1 | 11.10.21 | |
30 | Перпендикулярные прямые. | 1 | 12.10.21 | |
31 | Построение пересекающиеся прямых. | 1 | 13.10.21 | |
32 | Параллельные прямые. | 1 | 13.10.21 | |
33 | Построение параллельных прямых. | 1 | 14.10.21 | |
34 | Расстояние между двумя точками. | 1 | 15.10.21 | |
35 | Расстояние от точки до прямой. | 1 | 18.10.21 | |
36 | Расстояние между параллельными прямыми | 1 | 19.10.21 | |
| Раздел 4. Десятичные дроби. | 12 | | |
37 | Десятичная запись дробей. | 1 | 20.10.21 | |
38 | Чтение десятичной дроби. | 1 | 20.10.21 | |
39 | Чтение десятичной дроби. | 1 | 21.10.21 | |
40 | Десятичные дроби и метрическая система мер. | 1 | 22.10.21 | |
41 | Десятичные дроби и метрической система мер. | 1 | 25.10.21 | |
42 | Перевод обыкновенной дроби в десятичную. | 1 | 26.10.21 | |
43 | Перевод обыкновенной дроби в десятичную. | 1 | 27.10.21 | |
44 | Сравнение десятичных дробей с одинаковыми количеством знаков после запятой. | 1 | 27.10.21 | |
45 | Сравнение десятичных дробей с разным количеством знаков после запятой. | 1 | 28.10.21 | |
46 | Сравнение дробей. | 1 | 29.10.21 | |
47 | Контрольная работа 2. Десятичные дроби. Прямые на плоскости и в пространстве. | 1 | 1.11.21 | |
48 | Разбор контрольной работы. | 1 | 02.11.21 | |
| Раздел 5. Действия с десятичными дробями. | 33 | | |
49 | Сложение десятичных дробей. | 1 | 3.11.21 | |
50 | Сложение десятичных дробей. | 1 | 3.11.21 | |
51 | Вычитание десятичных дробей. | 1 | 8.11.21 | |
52 | Вычитание десятичных дробей. | 1 | 8.11.21 | |
53 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 | 9.11.21 | |
54 | Умножение и деление десятичной дроби на 10. | 1 | 9.11.21 | |
55 | Умножение и деление десятичной дроби на 100. | 1 | 10.11.21 | |
56 | Умножение и деление десятичной дроби на 1000. | 1 | 10.11.21 | |
57 | Умножение десятичных дробей. | 1 | 11.11.21 | |
58 | Умножение десятичных дробей. | 1 | 12.11.21 | |
59 | Умножение десятичных дробей. | 1 | 22.11.21 | |
60 | Умножение десятичных дробей. | 1 | 23.11.21 | |
61 | Умножение десятичных дробей. | 1 | 24.11.21 | |
62 | Деление десятичной дроби на натуральное число. | 1 | 24.11.21 | |
63 | Деление десятичной дроби на натуральное число. | 1 | 25.11.21 | |
64 | Деление десятичной дроби на натуральное число | 1 | 26.11.21 | |
65 | Деление десятичной дроби на десятичную дробь | 1 | 29.11.21 | |
66 | Деление десятичной дроби на десятичную дробь | 1 | 29.11.21 | |
67 | Итоговая контрольная работа. | | 30.11.21 | |
68 | Деление десятичной дроби на десятичную дробь | 1 | 1.12.21 | |
69 | Деление десятичных дробей разными способами | 1 | 1.12.21 | |
70 | Деление десятичных дробей разными способами | 1 | 2.12.21 | |
71 | Деление десятичных дробей разными способами | 1 | 3.12.21 | |
72 | Деление десятичных дробей разными способами | 1 | 6.12.21 | |
73 | Округление десятичных дробей | 1 | 7.12.21 | |
74 | Правила округления десятичных дробей. | 1 | 8.12.21 | |
75 | Округление десятичных дробей разными способами | 1 | 8.12.21 | |
76 | Задачи на движение в одном направлении. | 1 | 9.12.21 | |
77 | Задачи на движение в одном направлении. | 1 | 10.12.21 | |
78 | Задачи на движение в противоположных направлениях. | 1 | 13.12.21 | |
79 | Задачи на движение в противоположных направлениях. | 1 | 14.12.21 | |
80 | Решение задач на движение. | 1 | 15.12.21 | |
81 | Контрольная работа 3. Действия с десятичными дробями | 1 | 15.12.21 | |
82 | Разбор контрольной работы | 1 | 16.12.21 | |
| Раздел 6. Окружность. | 11 | | |
83 | Окружность и прямая. | 1 | 17.12.21 | |
84 | Касательная. | 1 | 20.12.21 | |
85 | Внешнее касание окружностей. | 1 | 21.12.21 | |
86 | Внутреннее касание окружностей. | 1 | 22.12.21 | |
87 | Построение треугольника. | 1 | 22.12.21 | |
88 | Построение треугольника по трём сторонам. | 1 | 23.12.21 | |
89 | Правило существования треугольника. | 1 | 24.12.21 | |
90 | Круглые тела. | 1 | 27.12.21 | |
91 | Цилиндр. | 1 | 28.12.21 | |
92 | Шар | 1 | 29.12.21 | |
93 | Конус. | 1 | 29.12.21 | |
| Раздел 7. Отношения и проценты. | 17 | | |
94 | Отношения и проценты. | 1 | 30.12.21 | |
95 | Что такое отношение. | 1 | 10.01.22 | |
96 | Масштаб. | 1 | 11.01.22 | |
97 | Деление в данном отношении. | 1 | 12.01.22 | |
98 | Деление в данном отношении. | 1 | 12.01.22 | |
99 | Деление в данном отношении. | 1 | 13.01.22 | |
100 | «Главная» задача на проценты. | 1 | 14.01.22 | |
101 | «Главная» задача на проценты. | 1 | 17.01.22 | |
102 | Выражение процента десятичной дробью. | 1 | 18.01.22 | |
103 | Выражение процента десятичной дробью. | 1 | 19.01.22 | |
104 | Решение задач. | 1 | 19.01.22 | |
105 | Выражение отношения в процентах. | 1 | 20.01.22 | |
106 | Переход от десятичной дроби к процентам. | 1 | 21.01.22 | |
107 | Решение задач. | 1 | 24.01.22 | |
108 | Решение задач. | 1 | 25.01.22 | |
109 | Контрольная работа 4. Отношения и проценты. Окружность. | 1 | 26.01.22 | |
110 | Разбор контрольной работы. | 1 | 26.01.22 | |
| Раздел 8. Симметрия. | 11 | | |
111 | Осевая симметрия. | 1 | 27.01.22 | |
112 | Симметричный фигуры. | 1 | 28.01.22 | |
113 | Ось симметрии фигуры. | 1 | 31.01.22 | |
114 | Ось симметрии фигуры. | 1 | 1.02.22 | |
115 | Правильный многоугольник. | 1 | 2.02.22 | |
116 | Правильный многоугольник. | 1 | 2.02.22 | |
117 | Центральная симметрия. | 1 | 3.02.22 | |
118 | Центр симметрии. | 1 | 4.02.22 | |
119 | Построение осевой симметрии. | 1 | 7.02.22 | |
120 | Построение центральной симметрии. | 1 | 8.02.22 | |
121 | Задачи на построение. | 1 | 9.02.22 | |
| Раздел 9. Выражения, формулы, уравнения. | 17 | | |
122 | О математическом языке. | 1 | 9.02.22 | |
123 | Запись выражений математическим языком. | 1 | 10.02.22 | |
124 | Чтение математических выражений. | 1 | 11.02.22 | |
125 | Буквенные выражения и числовые подстановки. | 1 | 14.02.22 | |
126 | Замены буквы числом. | 1 | 15.02.22 | |
127 | Замена буквы числом. | 1 | 16.02.22 | |
128 | Формулы. | 1 | 16.02.22 | |
129 | Вычисления по формулам. | 1 | 17.02.22 | |
130 | Вычисление по формулам. | 1 | 18.02.22 | |
131 | Формулы длины окружности. | 1 | 28.02.22 | |
132 | Формулы площади круга. | 1 | 1.03.22 | |
133 | Формулы объёма шара. | 1 | 2.03.22 | |
134 | Что такое уравнение. | 1 | 2.03.22 | |
135 | Корень уравнения. | 1 | 3.03.22 | |
136 | Решение уравнений. | 1 | 3.03.22 | |
137 | Контрольная работа 5. Выражения, формулы, уравнения. Симметрия. | 1 | 4.03.22 | |
138 | Разбор контрольной работы. | 1 | 4.03.22 | |
| Раздел 10. Целые числа. | 16 | | |
139 | Какие числа называют целыми. | 1 | 9.03.22 | |
140 | Целые числа. | 1 | 9.03.22 | |
141 | Сравнение целых чисел. | 1 | 10.03.22 | |
142 | Положение целых чисел на координатной прямой. | 1 | 11.03.22 | |
143 | Сравнение чисел с одинаковым знаком. | 1 | 14.03.22 | |
144 | Сравнение чисел с разными знаками. | 1 | 15.03.22 | |
145 | Сложение целых чисел. | 1 | 16.03.22 | |
146 | Сложение положительных чисел. | 1 | 16.03.22 | |
147 | Сложение чисел с разными знаками. | 1 | 17.03.22 | |
148 | Сумма противоположных чисел. | 1 | 18.03.22 | |
149 | Сложение отрицательных чисел. | 1 | 21.03.22 | |
150 | Вычитание целых чисел. | 1 | 22.03.22 | |
151 | Правила вычитания. | 1 | 23.03.22 | |
152 | Умножение целых чисел. | 1 | 23.03.22 | |
153 | Деление целых чисел. | 1 | 24.03.22 | |
154 | Умножение и деление целых чисел. | 1 | 25.03.22 | |
| Раздел 11. Множества. Комбинаторика. | 11 | | |
155 | Множество. | 1 | 28.03.22 | |
156 | Понятие множества. | 1 | 29.03.22 | |
157 | Операции над множествами. | 1 | 30.03.22 | |
158 | Пересечение множеств. | 1 | 30.03.22 | |
159 | Объединение множеств. | 1 | 31.03.22 | |
160 | Решение задач с помощью кругов Эйлера. | 1 | 1.04.22 | |
161 | Решение задач с помощью кругов Эйлера. | 1 | 11.04.22 | |
162 | Комбинаторные задачи. | 1 | 12.04.22 | |
163 | Комбинаторные задачи. | 1 | 13.04.22 | |
164 | Контрольная работа 6. Целые числа. Множества. Комбинаторика. | 1 | 13.04.22 | |
165 | Разбор контрольной работы. | 1 | 14.04.22 | |
| Раздел 12. Рациональные числа. | 20 | | |
166 | Какие числа называют рациональные. | 1 | 15.04.22 | |
167 | Какие числа называют рациональные. | 1 | 18.04.22 | |
168 | Какие числа называют рациональные. | 1 | 19.04.22 | |
169 | Сравнение рациональных чисел. | 1 | 20.04.22 | |
170 | Модуль числа. | 1 | 20.04.22 | |
171 | Модуль числа. | 1 | 21.04.22 | |
172 | Действия с рациональными числами. | 1 | 22.04.22 | |
173 | Сумма чисел одного знака | 1 | 25.04.22 | |
174 | Сумма чисел разных знаков. | 1 | 26.04.22 | |
175 | Разность чисел. | 1 | 27.04.22 | |
176 | Произведение чисел. | 1 | 27.04.22 | |
177 | Произведение чисел. | 1 | 28.04.22 | |
178 | Частное чисел. | 1 | 29.04.22 | |
179 | Что такое координаты. | 1 | 28.04.22 | |
180 | Координаты. | 1 | 29.04.22 | |
181 | Прямоугольные координаты на плоскости. | 1 | 4.05.22 | |
182 | Прямоугольные координаты на плоскости. | 1 | 4.05.22 | |
183 | Прямоугольные координаты на плоскости. | 1 | 5.05.22 | |
184 | Контрольная работа 8. Рациональные числа. | 1 | 6.05.22 | |
185 | Разбор контрольной работы. | 1 | 11.05.22 | |
| Раздел 13. Многоугольники и многогранники. | 12 | | |
186 | Параллелограмм | 1 | 11.05.22 | |
187 | Построение параллелограмма. | 1 | 12.05.22 | |
188 | Центр симметрии параллелограмма. | 1 | 13.05.22 | |
189 | Ромб. | 1 | 16.05.22 | |
190 | Площади. | 1 | 17.05.22 | |
191 | Нахождение площади. | 1 | 18.05.22 | |
192 | Равносоставленные фигуры. | 1 | 18.05.22 | |
193 | Призма | 1 | 19.05.22 | |
194 | Построение фигур. | 1 | 20.05.22 | |
195 | Решение задач. | 1 | 23.05.22 | |
196 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 24.05.22 | |
197 | Разбор итоговой контрольной работы. | 1 | 25.05.22 | |
| Раздел 14. Итоговое повторение. | 4 | | |
198 | Повторение. Дроби и проценты. | 1 | 25.05.22 | |
199 | Повторение. Прямые на плоскости и в пространстве. | 1 | 26.05.22 | |
200 | Повторение. Действия с десятичными дробями. | 1 | 27.05.22 | |
201 | Повторение. Окружность. | 1 | 27.05.22 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1. Математика: 6 кл. / Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др. — М.: Просвещение, 2021.
2. Бунимович Е. А. Математика: рабочая тетрадь: 6 кл.: в 2 ч. / Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова и др. — М.: Просвещение, 2007.
3. Дорофеев Г. В. Математика: дидактические материалы: 6 кл. / Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева и др. — М.: Просвещение, 1998.
4. Кузнецова Л. В. Математика: тематические тесты: 6 кл. / Л. В. Кузнецова, Н. В. Сафонова — М.: Просвещение, 2010.
5. Бокарева С. А. Математика: поурочные разработки для 6 кл. / С. А. Бокарева, Т. В. Смирнова. — М.: Просвещение, 2009.
6. Кузнецова Л. В. Математика: контрольные работы: 5—6 кл. / Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова и др. — М.: Просвещение, 2005.
7. Суворова С. Б. Математика: 5—6 кл.: книга для учителя / С. Б. Суворова, С. С. Минаева Л. В. Кузнецова, и др. — М.: Просвещение, 2006.
22