Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено на заседании МК Руководитель МК _________________/_____________ ФИО Протокол №_____________от «________» __________2022г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/_________/ ФИО «______»____________2022г. | Утверждаю Директор МАОУ «Селенгинская СОШ №1» ______________/_____________ ФИО Приказ №__________от «_____»_________2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике 6 класса
5 часа в неделю (всего 170 часа)
Составитель:
учитель математики
Булатова Надежда Александровна
Селенгинск, 2022 г.
срок действия (1 год)
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». (в ред. от 24.11.2015);
- Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015);
- Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Основной образовательной программой основного общего образования школы. МАОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта, примерной авторской программы основного общего образования Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. Математика 5-6 класс/ Программы для общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 класс. М. Просвещение, 2016г.
Цель курса:
систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики;
подготовка учащихся к изучению курсов алгебры и геометрии;
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
формирование умения пользоваться алгоритмами;
Задачи курса:
сформировать, развить и закрепить навыки действий с обыкновенными дробями, десятичными дробями, рациональными числами;
познакомить учащихся с понятием процента, сформировать понимание часто встречающихся оборотов речи со словом «процент»;
сформировать умения и навыки решения простейших задач на проценты;
сформировать представление учащихся о возможности записи чисел в различных эквивалентных формах;
познакомить учащихся с основными видами симметрии на плоскости и в пространстве, дать представление о симметрии в окружающем мире, развить пространственное и конструктивное мышление;
создать у учащихся зрительные образы всех основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямых и окружностей;
мотивировать введение положительных и отрицательных чисел;
выработать прочные навыки действия с положительными и отрицательными числами;
сформировать первоначальные навыки использования букв для обозначения чисел в записи математических выражений и предложений; научить оценивать вероятность случайного события на основе определения частоты события в ходе эксперимента.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
в метапредметном направлении
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Содержание математического образования в основной школе формируется на основе фундаментального ядра школьного математического образования. В программе оно представлено в виде совокупности содержательных разделов, конкретизирующих соответствующие блоки фундаментального ядра применительно к основной школе. Программа регламентирует объем материала, обязательного для изучения в основной школе, а также дает примерное его распределение между 5-6 и 7-9 классами.
Содержание математического образования в основной школе включает следующие разделы: арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия. Наряду с этим в него включены два дополнительных раздела: логика и множества, математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей обще интеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно – методическую линию, пронизывающую все разделы содержания математического образования на данной ступени обучения.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчѐты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении вероятности и статистики обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 5 классе отводится 170 часов из расчета 5 ч в неделю
Особенности организации учебного процесса по предмету:
Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять математические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык математики для их описания.
Формы организации учебного процесса:
Формами организации урока являются фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа и проектная. Уроки делятся на несколько типов: урок изучения (открытия) новых знаний, урок закрепления знаний, урок комплексного применения, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, урок развернутого оценивания
Формы контроля:
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
индивидуальный (устный опрос по карточкам, тестирование, математический диктант) на всех этапах работы.
самоконтроль - при введении нового материала.
взаимоконтроль – в процессе отработки.
рубежный контроль – при проведении самостоятельных работ.
итоговый контроль – при завершении темы.
Планируемые результаты освоения математики в 6 классе.
Личностные результаты:
у учащихся будут сформированы:
ответственного отношения к учению;
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;
формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
ответственного отношения к учению;
готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные этапы адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
у учащихся могут быть сформированы:
первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими обучающимися в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень освоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, давать самооценку своей деятельности;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Познавательные :
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
использовать общие приемы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения находить в различных источниках, в том числе контролируемом пространстве Интернета, информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные) и выводы;
формирования учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
Коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.
Содержание курса обучения
1.Дроби и проценты (20 ч)
Арифметические действия над дробями. Основные задачи на дроби. Проценты. Нахождение процента величины. Столбчатые и круговые диаграммы.
Основная цель – закрепить и развить навыки действия с обыкновенными дробями, а также познакомить учащихся с понятием процента.
2. Прямые на плоскости и в пространстве (6 ч)
Две пересекающиеся прямые. Параллельные прямые. Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Расстояние.
Основная цель — Создать у учащихся зрительные образы всех основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямых; научить находить расстояние от точки до прямой и между двумя параллельными прямыми; научить находить углы, образованные двумя пересекающимися прямыми.
3. Десятичные дроби (8 ч)
Десятичная дробь. Чтение и запись десятичных дробей. Обращение обыкновенной дроби в десятичную. Сравнение десятичных дробей. Решение арифметических задач.
Основная цель — Ввести понятие десятичной дроби, выработать навыки чтения, записи и сравнения десятичных дробей. Расширить представления учащихся о возможности записи чисел в различных эквивалентных формах.
4. Действия с десятичными дробями (31 ч)
Сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей. Решение арифметических задач. Округление десятичных дробей.
Основная цель — Сформировать навыки вычислений с десятичными дробями, развить навыки прикидки и оценки.
5. Окружность (8 ч)
Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Круглые тела. Построение треугольника.
Основная цель — создать у учащихся зрительные образы всех основных конфигураций, связанных с взаимным расположением двух окружностей, прямой и окружности; научить выполнять построение треугольника по заданным элементам; познакомить с новыми геометрическими телами – шаром, цилиндром, конусом – и ввести связанную с ними терминологию.
6. Отношения и проценты (16 ч)
Отношение. Деление в данном отношении. Проценты. Основные задачи на проценты.
Основная цель – научить находить отношение двух величин и выражать его в процентах
7. Симметрия (8 ч)
Осевая симметрия. Ось симметрии фигуры. Построения циркулем и линейкой. Центральная симметрия, Плоскость симметрии.
Основная цель — Дать представление о симметрии в окружающем мире; познакомить учащихся с основными видами симметрии на плоскости и в пространстве, расширить представления об известных фигурах, познакомив со свойствами, связанными с симметрией; показать возможности использования симметрии при решении различных задач и построениях; развить пространственное и конструктивное мышление.
8. Выражения, формулы, уравнения (15 ч)
Применение букв для записи математических выражений и предложений. Формулы. Вычисление по формулам. Длина окружности и площадь круга. Корень уравнения.
Основная цель — Сформировать первоначальные навыки использования букв при записи математических выражений и предложений.
9. Целые числа (14 ч)
Целые числа. Сравнение целых чисел. Арифметические действия с целыми числами.
Основная цель — мотивировать введение положительных и отрицательных чисел , сформировать умение выполнять действия с целыми числами.
10. Множеств. Комбинаторика. (8 ч)
Решение комбинаторных задач. Применение правила умножения в комбинаторике. Эксперименты со случайными исходами.
Основная цель — развить умения решать комбинаторные задачи методом полного перебора вариантов, познакомить с приёмом решения комбинаторных задач умножением.
11. Рациональные числа (16 ч)
Рациональные числа. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изображение чисел точками на прямой. Арифметические действия над рациональными числами. Свойства арифметических действий. Решение арифметических задач. Прямоугольная система координат на плоскости.
Основная цель — выработать навыки действий с положительными и отрицательными числами. Сформировать представление о координатах, познакомить с прямоугольной системой координат на плоскости.
12. Многоугольники и многогранники (9 ч)
Сумма углов треугольника. Параллелограмм. Правильные многоугольники. Площади. Призма
Основная цель — обобщить и научить применять приобретенные геометрические знания при изучении новых фигур и их свойств.
13. Повторение (11 ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
практ. раб. | проекты | контр. раб. |
Дроби и проценты | 20 | 19 | | 1 |
1 | 1.1-4 | Что мы знаем о дробях | 4 | | |
| 1.5-6 | «Многоэтажные дроби» | 2 | | |
| 1.7-12 | Основные задачи на дроби | 6 | | |
| 1.13-18 | Что такое процент | 6 | | |
| 1.19 | Столбчатые и круговые диаграммы | 1 | | |
| 1.20 | Контрольная работа № 1 по теме «Обыкновенные дроби» | | | 1 |
Прямые на плоскости и в пространстве | 6 | 6 | | |
2 | 2.1-2 | Анализ контрольной работы. Пересекающиеся прямые | 2 | | |
| 2.3-4 | Параллельные прямые | 2 | | |
| 2.5-6 | Расстояние | 2 | | |
Десятичные дроби | 8 | 7 | | 1 |
3 | 3.1-2 | Как записывают и читают десятичные дроби | 2 | | |
| 3.3 | Перевод обыкновенных дробей в десятичные | 1 | | |
| 3.4 | Десятичные дроби и метрическая система мер | 1 | | |
| 3.5-6 | Сравнение десятичных дробей | 2 | | |
| 3.7 | Задачи на уравнивание | 1 | | |
| 3.8 | Контрольная работа № 2 по теме «Десятичные дроби» | | | 1 |
Действия с десятичными дробями | 31 | 30 | | 1 |
4 | 4.1-6 | Анализ контрольной работы. Сложение и вычитание десятичных дробей | 6 | | |
| 4.7-8 | Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100 | 2 | | |
| 4.9-13 | Умножение десятичных дробей | 5 | | |
| 4.14-23 | Деление десятичных дробей | 10 | | |
| 4.24 | Занимательные задачи | 1 | | |
| 4.25-26 | Округление десятичных дробей | 2 | | |
| 4.27-30 | Задачи на движение | 4 | | |
| 4.31 | Контрольная работа № 3 «Действия с десятичными дробями» | | | 1 |
Окружность | 8 | 8 | | |
5 | 5.1-2 | Анализ контрольной работы. Прямая и окружность | 2 | | |
| 5.3-4 | Две окружности на плоскости | 2 | | |
| 5.5-6 | Построение треугольника | 2 | | |
| 5.7-8 | Круглые тела | 2 | | |
Отношения и проценты | 15 | 13 | 1 | 1 |
6 | 6.1-3 | Что такое отношение | 3 | | |
| 6.4-6 | Деление в данном отношении | 3 | | |
| 6.7-10 | «Главная» задача на проценты | 4 | | |
| 6.11-13 | Выражение отношения в процентах | 3 | | |
| 6.14 | Защита проектов по теме «Проценты» | | 1 | |
| 6.15 | Контрольная работа № 4 «Отношения и проценты» | | | 1 |
Симметрия | 8 | 7 | 1 | |
7 | 7.1-2 | Анализ контрольной работы. Осевая симметрия | 2 | | |
| 7.3-5 | Ось симметрии фигуры | 3 | | |
| 7.6-7 | Центральная симметрия | 2 | | |
| 7.8 | Защита проектов «симметрия » | | 1 | |
Буквы и формулы | 15 | 14 | | 1 |
8 | 8.1-3 | О математическом языке | 3 | | |
| 8.4-6 | Составление формул | 3 | | |
| 8.7-8 | Вычисление по формулам | 2 | | |
| 8.9-10 | Формулы длины окружности и площади круга | 2 | | |
| 8.11-14 | Что такое уравнение | 4 | | |
| 8.15 | Контрольная работа № 5 «Буквы и формулы» | | | 1 |
Целые числа | 14 | 13 | | 1 |
9 | 9.1 | Анализ контрольной работы. Какие числа называют целыми | 1 | | |
| 9.2-3 | Сравнение целых чисел | 2 | | |
| 9.4-5 | Сложение целых чисел | 2 | | |
| 9.6-7 | Вычитание целых чисел | 2 | | |
| 9.8-10 | Умножение целых чисел | 3 | | |
| 9.11-13 | Деление целых чисел | 3 | | |
| 9.14 | Контрольная работа № 6 «Целые числа» | | | 1 |
Комбинаторика. Случайные события | 8 | 8 | | |
10 | 10.1 | Анализ контрольной работы. Понятие множества. Операции над множествами | 1 | | |
| 10.2 | Логика перебора | 1 | | |
| 10.3-4 | Правило умножения | 2 | | |
| 10.5-6 | Сравнение шансов | 2 | | |
| 10.7-8 | Эксперименты со случайными исходами | 2 | | |
Рациональные числа | 16 | 15 | | 1 |
11 | 11.1-2 | Какие числа называют рациональными | 2 | | |
| 11.3-4 | Сравнение рациональных чисел. Модуль числа | 2 | | |
| 11.5-9 | Действия с рациональными числами | 5 | | |
| 11.10 | Решение задач на «обратный ход» | 1 | | |
| 11.11-12 | Что такое координаты | 2 | | |
| 11.13-15 | Прямоугольные координаты на плоскости | 3 | | |
| 11.16 | Контрольная работа № 7 «Рациональные числа» | | | 1 |
Многоугольники и многогранники | 9 | 9 | | |
12 | 12.1-2 | Анализ контрольной работы. Сумма углов треугольника | 2 | | |
| 12.3-4 | Параллелограмм | 2 | | |
| 12.5 | Правильные многоугольники | 1 | | |
| 12.6-7 | Площади | | 2 | | |
| 12.8 | Призма | 1 | | |
| 12.9 | Занимательные задачи | 1 | | |
Повторение | 11 | 10 | | 1 |
| 13.1 | Повторение. Масштаб. Деление числа в данном отношении | 1 | | |
| 13.2-3 | Повторение. Задачи на проценты | 2 | | |
| 13.4 | Повторение. Действия с целыми числами | 1 | | |
| 13.5 | Повторение. Модуль числа | 1 | | |
| 13.6 | Повторение. Раскрытие скобок и заключение в скобки | 1 | | |
| 13.7 | Повторение. Действия с рациональными числами | 1 | | |
| 13.8 | Повторение. Решение уравнений и задач с помощью уравнений | 1 | | |
| 13.9 | Повторение. Действия с десятичными дробями. | 1 | | |
| 13.10 | Повторение. Обыкновенные и десятичные дроби | 1 | | |
| 13.11 | Итоговая контрольная работа | | | 1 |
| | Итого | 170 | 162 | 5 | 8 |
12