ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Место предмета в учебном плане
Календарно – тематическое планирование рассчитано на изучение математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО в 8 классе объемом в 105 ч (3 ч/нед, 35 уч.недель).
Изучение алгебры в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами; получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Общая характеристика учебного процесса
Программа предназначена для обучающихся 8 классов. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и интегративных знаний, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций доступных обучающимся 8 классов и способствующих самостоятельному изучению математики; а также развитие специальных учебных умений. В основе реализации программы системно - деятельностный подход, ориентированный на:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Ключевыми технологиями применяемыми в реализации учебной программы являются различные личностно-ориентированные технологии, игровые, культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей, технология индивидуализации обучения, информационная технология.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностными результатами обучающихся являются:
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
-познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска, анализа и классификации необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи;
- умение моделировать решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
- использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Предметными результатами являются
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Содержание курса алгебры 8 класс
1. Функции и графики (16часов)
Числовые неравенства. Множества чисел. Функция, график функции. Функции у = х, у = х2, у =
, их свойства и графики.
Основная цель — ввести понятия функции и ее графика, изучить свойства простейших функций и их графики.
В данной теме, рассматриваются свойства числовых неравенств, изображение числовых промежутков на координатной оси, вводятся понятия функции и ее графика, показываются примеры простейших функций, их свойства и графики. При доказательстве свойств функций используются свойства неравенств. На интуитивной основе вводятся понятия непрерывности функции и графика функции, играющие важную роль при доказательстве существования квадратного корня из положительного числа.
2. Квадратные корни (9часов)
Квадратный корень. Арифметический квадратный корень. Приближенное вычисление квадратных корней. Свойства арифметических квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
Основная цель — освоить понятия квадратного корня и арифметического квадратного корня; выработать умение преобразовывать выражения, содержащие квадратные корни.
Существование квадратного корня из положительного числа показывается с опорой на непрерывность графика функции
. Подчеркивается разница между словесным определением квадратного корня из неотрицательного числа а и обозначением
: по определению есть два квадратных корня из положительного числа а и только тот из них, который положителен, обозначается
, другой обозначается -
.
Доказывается иррациональность квадратного корня из любого числа, не являющегося квадратом натурального числа. Основное внимание уделяется изучению свойств квадратных корней и их использованию для преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Учащиеся должны освоить вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня и освобождение дроби от иррациональности в знаменателе в простых случаях.
3. Квадратные уравнения (16часов)
Квадратный трехчлен. Квадратное уравнение. Теорема Виета. Применение квадратных уравнений к решению задач.
Основная цель — выработать умения решать квадратные уравнения и задачи, сводящиеся к квадратным уравнениям.
В начале темы рассматривается квадратный трехчлен, выясняются условия, при которых его можно разложить на два одинаковых или на два разных множителя. На этой основе вводится понятие квадратного уравнения и его корня, рассматриваются способы решения неполного квадратного уравнения, квадратного уравнения общего вида, приведенного квадратного уравнения. Доказываются теоремы Виета (прямая и обратная), показывается применение квадратных уравнений для решения задач.
Применение квадратного уравнения существенно расширяет круг текстовых задач, которые можно предложить учащимся, дает хорошую возможность для обсуждения некоторых общих идей, связанных с их решением.
4. Рациональные уравнения (13часов)
Рациональное уравнение. Биквадратное уравнение. Распадающееся уравнение. Уравнение, одна часть которого — алгебраическая дробь, а другая равна нулю. Решение задач при помощи рациональных уравнений.
Основная цель — выработать умения решать рациональные уравнения и использовать их для решения текстовых задач.
Вводится понятие рационального уравнения, рассматриваются наиболее часто используемые виды рациональных уравнений: биквадратное, распадающееся (одна часть уравнения — произведение нескольких множителей, зависящих от х, а другая равна нулю), уравнение, одна часть которого — алгебраическая дробь, а другая равна нулю; показывается применение рациональных уравнений для решения текстовых задач.
При решении рациональных уравнений, содержащих алгебраическую дробь, обращается внимание на то, что уравнение не умножается на выражение с неизвестным, а преобразуется к уравнению, одна часть которого — алгебраическая дробь, а другая равна нулю. Идея решения рациональных уравнений заменой неизвестных показывается на примере биквадратных уравнений, а в классах с углубленным изучением математики соответствующее умение отрабатывается на достаточно сложных примерах.
5. Линейная функция (9часов)
Прямая пропорциональная зависимость, график функции у = kx. Линейная функция и ее график. Равномерное движение.
Основная цель — ввести понятия прямой пропорциональной зависимости (функции у = kx) и линейной функции; выработать умение решать задачи, связанные с графиками этих функций.
В данной теме расширяется круг изучаемых функций, появляется новая идея построения графиков — с помощью переноса. Сначала изучается частный случай линейной функции — прямая пропорциональная зависимость, исследуется расположение прямой в зависимости от углового коэффициента, решаются традиционные задачи, связанные с принадлежностью графику заданных точек, знаком функции и т. п. Затем вводится понятие линейной функции, показывается, как можно получить график линейной функции из соответствующего графика прямой пропорциональности. При этом показывается перенос графика по осям Ох и Оу. Однако основным способом построения графика линейной функции остается построение прямой по двум точкам.
Рассмотрение графиков прямолинейного движения позволяет перейти к примерам кусочно-заданных функций, способствует упрочению межпредметных связей между математикой и физикой.
Рассматривается функция у = | х |, переносы ее графика по осям координат для подготовки учащихся к изучению следующей темы.
6. Квадратичная функция (11часов)
Квадратичная функция и ее график.
Основная цель — изучить квадратичную функцию и ее график; выработать умение решать задачи, связанные с графиком квадратичной функции.
В начале темы рассматривается функция у = ах2 (сначала для а О, потом для а
0) и формулируются ее свойства, тут же иллюстрируемые на графиках. Обращается внимание, что график функции у = а (х — х0)г + у0 получается переносом графика функции у = ах2, что показывает взаимосвязь между частным и общим случаями квадратичной функции. Большое внимание уделяется построению графика квадратичной функции по точкам с вычислением абсциссы вершины параболы.
Рассмотрение графика движения тела в поле притяжения Земли дает еще один пример межпредметных связей между математикой и физикой, позволяет показать применение изучаемого материала на примере задач с физическим содержанием.
7. Системы рациональных уравнений (10часов)
Системы рациональных уравнений. Системы уравнений первой и второй степени. Решение задач при помощи систем уравнений первой и второй степени, систем рациональных уравнений.
Основная цель — выработать умение решать системы уравнений первой и второй степени, системы рациональных уравнений, задачи, приводящие к таким системам.
В начале данной темы вводятся понятия системы рациональных уравнений, ее решения. Следует обратить внимание, что многие определения и приемы действий с системами уравнений известны из курса 7 класса. Поэтому изложение материала данной темы начинается с повторения темы «Системы линейных уравнений».
8. Графический способ решения систем уравнений (9часов)
Графический способ решения систем двух уравнений с двумя неизвестными и исследования системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными. Решение систем уравнений и уравнений графическим способом. Вероятность события. Перестановки, размещения, сочетания.
Основная цель — выработать умение решать системы уравнений и уравнения графическим способом.
Графический способ решения систем уравнений рассматривается сначала для двух уравнений первой степени с двумя неизвестными. После графического способа исследования системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными рассматриваются графический способ решения системы уравнений первой и второй степени и примеры решения уравнений графическим способом.
9. Повторение. Статистические данные. (12 часов)
Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние значения результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
Итоговая контрольная работа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Функции и графики | 16 |
2. | Квадратные корни | 9 |
3. | Квадратные уравнения | 16 |
4. | Рациональные уравнения | 13 |
5. | Линейная функция | 9 |
6. | Квадратичная функция | 11 |
7. | Системы рациональных уравнений | 10 |
8. | Графический способ решения систем уравнений | 9 |
9. | Повторение. Статистические данные | 12 |
| Итого | 105 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Средства обучения:
-компьютер (АРМ учителя);
-электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы;
-инструментальная среда по математике.
-комплект чертёжных инструментов, комплект планиметрических и стереометрических тел,
Список учебно – методической литературы:
Алгебра, 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2014.
Алгебра, 8 кл.: дидактические материалы / М.К. Потопов, А.В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2014.
Алгебра, 8 кл.: тематические тесты / С.Г. Журавлёв. - М.: Экзамен, 2013.
Дополнительная литература:
для учителя
Рабочие программы для общеобразовательных учреждений: алгебра, 7 – 9 классы / Составитель Е.Ю.Булгакова – М.: Учитель, 2014г.
С.М. Никольский и др. Учебник «Алгебра» для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2018. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Электронные тренажёры, тесты сети Интернет
http://www.mat.1september.ru
http://www.encyclopedia.ru
для ученика
С.М. Никольский и др. Учебник «Алгебра» для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2018.
Сборники тестовых заданий по подготовке к экзамену
Электронные демонстрационные варианты по подготовке к экзамену
http://www.encyclopedia.ru
Критерии оценки ведущих видов деятельности
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если:
• работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
• в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
• работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
• допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
• допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
• допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
• работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
1. полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
2. изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
3. правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
4. показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
1. в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
2. допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
1. неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).
2. имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
3. ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
4. при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
1. не раскрыто основное содержание учебного материала;
2. обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
3. допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к рабочей программе по АЛГЕБРЕ, 8 класс
(базовый уровень)
(реализация ФГОС ООО)
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока |
По плану | По факту |
Повторение курса 7 класса (5 часов) | | |
1. | Преобразование целого выражения в многочлен | | |
2. | Формулы сокращенного умножения | | |
3. | Системы линейных уравнений | | |
4. | Входная контрольная работа | | |
5. | Анализ ошибок контрольной работы. | | |
Функции и графики (16 часов) | | |
6. | Числовые неравенства | | |
7. | Числовые неравенства. С.р. | | |
8. | Координатная ось | | |
9. | Множества чисел | | |
10. | Множества чисел. Тест | | |
11. | Декартова система координат | | |
12. | Понятие функции | | |
13. | Понятие функции. Закрепление | | |
14. | Понятие графика функции | | |
15. | Функция у=х и её график | | |
16. | Функция у=х и её график. Закрепление | | |
17. | Функция у=х² | | |
18. | График функции у=х² | | |
19. | Функция у=1/х | | |
20. | График функции у=1/х. Подготовка к контрольной работе | | |
21. | Контрольная работа №1 «Функции и графики» | | |
Квадратные корни (9 часов) | | |
22. | Понятие квадратного корня | | |
23. | Понятие квадратного корня. Тест | | |
24. | Арифметический квадратный корень | | |
25. | Арифметический квадратный корень. С.р. | | |
26. | Квадратный корень из натурального числа | | |
27. | Свойства арифметических квадратных корней | | |
28. | Свойства арифметических квадратных корней. С.р. | | |
29. | Свойства арифметических квадратных корней. Подготовка к контрольной работе | | |
30. | Контрольная работа №2 «Квадратные корни» | | |
Квадратные уравнения (16 часов) | | |
31. | Квадратный трёхчлен | | |
32. | Квадратный трёхчлен. Тест | | |
33. | Понятие квадратного уравнения | | |
34. | Понятие квадратного уравнения. С.р. | | |
35. | Неполное квадратное уравнение | | |
36. | Неполное квадратное уравнение. С.р. | | |
37. | Решение квадратного уравнения общего вида | | |
38. | Решение квадратного уравнения общего вида. Тест | | |
39. | Решение квадратного уравнения общего вида. С.р. | | |
40. | Приведенное квадратное уравнение | | |
41. | Приведенное квадратное уравнение. С.р. | | |
42. | Теорема Виета | | |
43. | Теорема Виета. Тест | | |
44. | Применение квадратных уравнений к решению задач. С.р. | | |
45. | Применение квадратных уравнений к решению задач. Подготовка к контрольной работе | | |
46. | Контрольная работа № 3 «Квадратные уравнения» | | |
Рациональные уравнения (13 часов) | | |
47. | Понятие рационального уравнения | | |
48. | Биквадратное уравнение | | |
49. | Биквадратное уравнение. С.р. | | |
50. | Распадающиеся уравнения | | |
51. | Распадающиеся уравнения. Тест | | |
52. | Уравнение, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая равна нулю | | |
53. | Уравнение, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая равна нулю. Закрепление | | |
54. | Уравнение, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая равна нулю. С.р. | | |
55. | Решение рациональных уравнений | | |
56. | Решение рациональных уравнений. Тест | | |
57. | Решение задач с помощью рациональных уравнений | | |
58. | Решение задач с помощью рациональных уравнений. Подготовка к контрольной работе | | |
59. | Контрольная работа №4 «Рациональные уравнения» | | |
Линейная функция (9 часов) | | |
60. | Прямая пропорциональность | | |
61. | Прямая пропорциональность. Тест | | |
62. | График функции у=kx | | |
63. | График функции у=kx. Закрепление | | |
64. | График функции у=kx. С.р. | | |
65. | Линейная функция и её график | | |
66. | Линейная функция и её график. Тест | | |
67 | Линейная функция и её график. С.р | | |
68 | Равномерное движение | | |
Квадратичная и дробно-линейная функции (11 часов) | | |
69. | Определение квадратичной функции Функция y=аx2 (а0) | | |
70. | Функция y=ax2 (а≠0) | | |
71. | Функция y=a(х- x ̥ )2+у ̥ | | |
72. | Квадратичная функция и её график | | |
73. | Квадратичная функция и её график. С.р. | | |
74. | Функция | | |
75. | Обратная пропорциональность | | |
76. | Функция (k0) | | |
77. | Функция (k≠0) | | |
78. | График функции | | |
79. | Контрольная работа №5 «Квадратичная и дробно-линейная функции» | | |
Системы рациональных уравнений (10 часов) | | |
80. | Понятие системы рациональных уравнений | | |
81. | Системы уравнение первой и второй степени | | |
82. | Решение задач при помощи систем уравнений первой и второй степени | | |
83. | Решение задач при помощи систем уравнений первой и второй степени. Закрепление | | |
84. | Решение задач при помощи систем уравнений первой и второй степени. Тест | | |
85. | Системы рациональных уравнений | | |
86. | Системы рациональных уравнений. С.р. | | |
87. | Решение задач при помощи систем рациональных уравнений | | |
88. | Решение задач при помощи систем рациональных уравнений. С.р. | | |
89. | Решение уравнений в целых числах | | |
Графический способ решения систем уравнений (9 часов) | | |
90. | Графический способ решения систем двух уравнений первой степени с двумя неизвестными | | |
91. | Графический способ решения систем двух уравнений первой степени с двумя неизвестными. С.р. | | |
92. | Графический способ исследования системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными | | |
93. | Графический способ исследования системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными. С.р. | | |
94. | Решение систем уравнений первой и второй степени графическим способом | | |
95. | Решение систем уравнений первой и второй степени графическим способом. С.р. | | |
96. | Примеры решения уравнений графическим способом | | |
97. | Примеры решения уравнений графическим способом. Подготовка к контрольной работе | | |
98. | Контрольная работа №6 «Графический способ решения систем уравнений» | | |
Повторение (7 часов) | | |
99. | Простейшие функции и квадратные корни | | |
100. | Квадратные и рациональные уравнения | | |
101. | Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции | | |
102. | Системы рациональных уравнений | | |
103. | Итоговая контрольная работа | | |
104. | Решение задач | | |
105. | Итоговое повторение | | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Место предмета в учебном плане
Календарно – тематическое планирование рассчитано на изучение геометрии в соответствии с требованиями ФГОС в 8 классе объемом в 70 ч (2 ч/нед, 35 уч.недель).
Общая характеристика учебного процесса
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Цели и задачи обучения
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В ходе изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а так же систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:
введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры для решения задач;
формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что находит широкое применение в дальнейшем курсе геометрии;
расширение знаний учащихся о треугольниках.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1. В личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
2. В метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3. В предметном направлении:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
1) пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
2) распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
3) изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
4) распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
5) вычислять значения геометрических величин;
6) решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и простейший тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
7) проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы;
8) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Описания реальных ситуаций на языке геометрии;
Расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
Решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
Решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин ;
Построений с помощью геометрических инструментов.
Содержание обучения
Повторение (2 ч)
Признаки параллельности прямых. Признаки равенства треугольников.
Основная цель – повторить теоретический материал и способы решения основных задач из курса геометрии 7 класса, необходимые для дальнейшего изучения геометрии.
1. Четырехугольники (12ч)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Основная цель — изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
2. Площадь (11ч)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Основная цель — расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади.
Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
3. Подобные треугольники (16ч)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Основная цель — ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
4. Окружность(16ч)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Основная цель — расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
5.Векторы (8 ч)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
Основная цель – познакомить с понятием вектора, научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
6. Повторение. Решение задач (5 ч)
Решение задач по темам «Четырёхугольники. Площади. Подобные треугольники. Окружность».
Основная цель – обобщить и систематизировать знания обучающихся, полученные в курсе геометрии 8 класса и применять их при решении задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Повторение курса геометрии 7 класса | 2 |
2. | Четырехугольники | 12 |
3. | Площадь | 11 |
4. | Подобные треугольники | 16 |
5. | Окружность | 16 |
6. | Векторы | 8 |
7. | Повторение. Решение задач | 5 |
| Итого | 70 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Средства обучения:
-компьютер (АРМ учителя);
-электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы;
-инструментальная среда по математике.
-комплект чертёжных инструментов, комплект планиметрических и стереометрических тел.
Список учебно – методической литературы:
1.Атанасян Л.С., В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина Геометрия.. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2014
2.Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С Атанасяна и других. 7-9 классы. / В.Ф.Бутузов. – М.: Просвещение, 2011
3.Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы: 8 кл. / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. – М.: Просвещение, 2014 г.
Дополнительная литература:
для учителя
1.Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы: 8 кл. / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. – М.: Просвещение, 2014 г.
2.Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы: 9 кл. / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. – М.: Просвещение, 2014 г.
3.Иченская М.А. Геометрия. 7–9 классы: Самостоятельные и контрольные работы. М.: Просвещение, 2012.
4.Методические разработки (www.festival.1september.ru)
5.Уроки, конспекты (www.pedsovet.ru)
6.«Учитель»: www.uchitel-izd.ru
для ученика
1.Сборники тестовых заданий по подготовке к экзамену (www.yaklass.ru)
2.Электронные демонстрационные варианты по подготовке к экзамену (www. egeurok.ru)
3.http://www.encyclopedia.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к рабочей программе по ГЕОМЕТРИИ
8 класс, (базовый уровень)
(реализация ФГОС ООО)
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока |
По плану | По факту |
Повторение курса геометрии 7 класса (2 часа) | | |
1. | Начальные геометрические сведения. Треугольники | | |
2. | Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника | | |
Глава 5. Четырехугольники (12 часов) | | |
3. | Понятие многоугольника. Выпуклый многоугольник | | |
4. | Периметр многоугольника. Сумма углов выпуклого многоугольника | | |
5. | Параллелограмм и его свойства | | |
6. | Признаки параллелограмма | | |
7. | Трапеция | | |
8. | Равнобедренная трапеция | | |
9. | Параллелограмм и трапеция. С.р. | | |
10. | Прямоугольник, его свойства и признак | | |
11. | Ромб, его свойства и признаки | | |
12. | Квадрат, его свойства и признаки | | |
13. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | | |
14. | Контрольная работа №1 «Четырехугольники» | | |
Глава 6. Площадь (11 часов) | | |
15. | Площадь многоугольника | | |
16. | Площадь многоугольника. Закрепление | | |
17. | Площади параллелограмма | | |
18. | Площади треугольника | | |
19. | Площади трапеции | | |
20. | Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. С.р. | | |
21. | Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Закрепление | | |
22. | Теорема Пифагора | | |
23. | Теорема Пифагора. С.р. | | |
24. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | | |
25. | Контрольная работа № 2 «Площадь» | | |
Глава 7. Подобные треугольники (16 часов) | | |
26. | Определение подобных треугольников | | |
27. | Определение подобных треугольников. Закрепление | | |
28. | Признаки подобных треугольников. | | |
29. | Признаки подобных треугольников. Закрепление | | |
30. | Признаки подобных треугольников. С.р | | |
31. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | | |
32. | Контрольная работа № 3 «Признаки подобных треугольников» | | |
33. | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | | |
34. | Средняя линия треугольника, её свойство | | |
35. | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | | |
36. | Решение задач. С.р. | | |
37. | Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника | | |
38. | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | | |
39. | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. С.р. | | |
40. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | | |
41. | Контрольная работа № 4 «Практическое применение подобия треугольников» | | |
Глава 8. Окружность (16 часов) | | |
42. | Касательная к окружности | | |
43. | Свойство и признак касательной | | |
44. | Решение задач. С.р. | | |
45. | Центральные и вписанные углы | | |
46. | Центральные и вписанные углы. Закрепление | | |
47. | Центральные и вписанные углы. С.р. | | |
48. | Решение задач | | |
49. | Четыре замечательные точки окружности | | |
50. | Четыре замечательные точки окружности. Закрепление | | |
51. | Решение задач | | |
52. | Вписанная и описанная окружности | | |
53. | Вписанная и описанная окружности. Решение задач | | |
54. | Вписанная и описанная окружности. Закрепление | | |
55. | Вписанная и описанная окружности. С.р. | | |
56. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | | |
57. | Контрольная работа № 5 «Окружность» | | |
Глава 9. Векторы (8 часов) | | |
58. | Вектор. Длина (модуль) вектора | | |
59. | Равенство векторов | | |
60. | Операции над векторами - разложение | | |
61. | Операции над векторами - сложение | | |
62. | Операции над векторами – умножение на число | | |
63. | Средняя линия трапеции | | |
64. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | | |
65. | Контрольная работа№6 «Понятие вектора» | | |
Повторение (5часов) | | |
66. | Повторение тем «Четырёхугольники», «Площадь» | | |
67. | Повторение темы «Подобные треугольники», «Окружность», «Понятие вектора» | | |
68. | Итоговая контрольная работа. | | |
69. | Анализ итоговой контрольной работы. | | |
70. | Итоговое повторение | | |