Пояснительна записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.12 № 273-ФЗ)
2. Основной образовательной программы начального общего образования филиала МАОУ «Средняя школа д. Сусолово» в д. Б. Боры.
3. Учебного плана начального общего образования филиала МАОУ «Средняя школа д. Сусолово» в д. Б. Боры на 2019-2020 учебный год.
Цели и задачи учебного предмета:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Количество учебных часов по предмету «Музыка» определяется учебным планом школы. В учебном плане школы на 2019-2020 год на изучение музыки в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.
Планируемые результаты освоения предмета
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных
проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
• участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Личностные результаты:
• укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
• наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном исамобытном разнообразии;
• формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения смузыкой;
• приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своихмузыкально-творческих возможностей;
• развитие мотивов музыкально-учебной деятельности иреализация творческого потенциала в процессе коллективного(индивидуального) музицирования;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческихзадач, в том числе музыкальных;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их спе
цифики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение,синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
_ • планирование, контроль и оценка собственных учебных Действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Критерии и нормы оценивания
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна.
Источники информации для оценивания:
Методы оценивания:
наблюдение,
открытый ответ,
краткий ответ,
самооценка.
Содержание курса
№ | Наименование разделов и тем | Содержание | Универсальные учебные действия |
1 | Истоки возникновения музыки | «Как можно услышать музыку»,«Что значит «слышать музыку»?, Колыбельная песня. Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, cкороговорок, закличек. Родные корни. Родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, скороговорок, закличек, хороводов, прибауток. В мире сказочных мелодий русских композиторов. Играем в сказку. Музыкальные краски осени. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического; Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: -размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека Коммуникативные: - выражать своё отношение к музыкальному произведению |
2 | Звучащий образ Родины | Звучащий образ Родины Былина, былинность как художественное явление. «…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой ». Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях. Поход в музыкальный зоопарк. Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях. И шелест к шороху спешит (бумажная симфония). | Личностные: -эмпатия, как понимание чувств и сопереживание; -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой; Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: -размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека Коммуникативные: - выражать своё отношение к музыкальному произведению |
3 4 | Что может музыка | Что может музыка? Зима в музыке. Музыка и движение. Где живут ноты. Музыка передаёт характер сказочных героев. Музы не молчали. Русские обряды – масленица. Природа просыпается. Весна в музыке. Музыка и стихи о маме. | Личностные: - ценить отечественные, народные музыкальные традиции Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: -сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; Коммуникативные: - выражать своё отношение к музыкальному произведению |
Язык музыки | Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека. Как можно «услышать» музыку? В детском музыкальном театре (балет). В детском музыкальном театре (опера). Легко ли стать музыкальным исполнителем ? (Симфония). Русские народные инструменты. На концерте. Музыкальная прогулка по выставке. Легко ли стать музыкантом? Что значит услышать музыку? | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - чувства прекрасного и эстетического; Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: -размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека; -размышлять над образами музыкального произведения, |
Тематическое планирование.
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | История возникновения музыки | 8 |
2. | Содержание и формы музыки. | 10 |
3. | Музыкальный театр. | 9 |
4. | Язык музыки. | 6 |
Итого: 33 часа
Календарно-тематическое планирование
Музыка- 1 класс
33 часа (1 час в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
История возникновения музыки (8 часов) |
1. | Образ музыки. | 1 | | |
2. | Жанры музыки. С.С. Прокофьев « Марш». | 1 | | |
3. | Родина музыки. А. Попатенко «Скворушка прощается». Разучивание песни. | 1 | | |
4. | Мелодия. П.И. Чайковский «Мелодия». | 1 | | |
5. | Характер музыки. П.И. Чайковский. «Немецкая песенка». | 1 | | |
6. | Искусство выражения в музыкально- художественных образах жизненных явлений. | 1 | | |
7. | Где найти песню? Жанр колыбельной песни. «Баю –бай». | 1 | | |
8. | Где взять танец? П.И.Чайковский «Мелодия», «Камаринская». | 1 | | |
Содержание и формы музыки (10 часов) |
9. | Маршевый порядок. П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков». | 1 | | |
10. | Содержание музыки. П.И. Чайковский «Времена года». | 1 | | |
11. | Можно ли увидеть музыку? М.П. Мусоргский | 1 | | |
12. | Как увидеть музыку? З.Левина«Длинные ноги у дождя». Разучивание песни. | 1 | | |
13. | Музыка живая. С.С. Прокофьев «Полночь» (фрагмент из балета «Золушка») | 1 | | |
14. | Каждый композитор – художник. Э.Григ «Утро» (фрагмент из фортепианной пьесы). | 1 | | |
15. | Изобразительность в музыке. П.И. Чайковский «Спящая красавица». | 1 | | |
16. | Изобразительность в музыке. К.Сен-Санс «карнавал животных». | 1 | | |
17. | Фрагменты бытования музыки. А. Аренский «Кукушка». Разучивание песни. | 1 | | |
18. | Рождение музыкальной формы. | 1 | | |
Музыкальный театр(9 часов) |
19. 20. | Музыкальный театр. Р.Шуман «Мотылёк». Разучивание песни. | 2 | | |
21. 22. | Что такое балет? С.С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» | 2 | | |
23. | Музыкальный театр. Русские народные весенние заклички. «Жаворонки». | 1 | | |
24. | Идём в театр. Язык театра. С.В. Рахманинов «Итальянская полька». | 1 | | |
25. | Идём в театр. Язык театра. Н. А. Римский- Корсаков «Первая песня Леля» | 1 | | |
26. | Чудеса в музыке и в жизни. Д. Б. Кабалевский «Подснежник». Разучивание песни. | 1 | | |
27. | Чудеса в музыкальном театре. Н. А. Римский- Корсаков «Три чуда». | 1 | | |
Язык музыки (5 часов) |
28. | Язык музыки. М.П. Мусоргский «Два еврея». Народная игра «Кострома». | 1 | | |
29. 30. | Язык музыки. С.С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк». | 1 | | |
31. | Язык музыки. М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов». | 1 | | |
32. | Язык музыки. С.С. Прокофьев Фрагмент из кантаты «Александр Невский». | 1 | | |
33. | Урок- концерт «Пусть музыка звучит и не смолкает». | 1 | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения
- Компьютер
- Проектор
Наглядные средства обучения.
Схемы
Таблицы
Интернет-ресурсы
1. Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
2. Газета «1 сентября» www.1september.ru
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом: