Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) для 10 класса составлена на основе документов:
1) Федерального компонента государственного стандарта полного среднего образования (Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. № 1089);
2) Примерной программы полного среднего образования по обществознанию (базовый уровень), (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобразования науки России от 07.07.2005 № 03-1263)
3) Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы полного среднего образования, утвержденные приказом от 09.03.2004г., №1312;
4) Федеральных перечней учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014г. № 253 ( с последующими изменениями).
5) С учетом Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения Ширинской средней школы №18, приказ № 294 от 31.08.2017г.,
6) Приказа МБОУ Ширинской СШ № 18 «Об утверждении списка учебников и учебных пособий на 2017-2018 учебный год», № 208 от 13.04.2017г.
Соответствует требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта
Цели и задачи преподавания учебного предмета:
· развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
· овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа предмета обществознание в соответствие с Учебным планом МБОУ Ширинской СШ № 18 рассчитана на 70 часов.
Предполагается тесная взаимосвязь со следующими предметами: историей, экономикой, правом, МХК, географией, литературой.
Особенности этнокультурного содержания
Этнокультурное содержание данной учебной дисциплины реализуется через включение материала в темы уроков:
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением
Приоритетными умениями и навыками, универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями являются:
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной , критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели( сжато, полно, выборочно).
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ
Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза ( умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
Формулирование полученных результатов;
Создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных , презентации результатов познавательной и практической деятельности;
Владение основными видами публичных выступлений ( высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
Содержание учебной дисциплины
Обществознание ( базовый уровень) 10 класс (70 ч)
Глава 1. Человек в обществе (18 ч)
Вводный урок. Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности. Единство свободы и ответственность личности. Глобальные проблемы современности.
Глава 2. Общество как мир культуры. (13 ч)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и духовная жизнь Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений (31 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.
Заключение. Человек в 21 веке. (8 ч)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Контроль уровня обучения
№ п/п | Форма контроля | Тема | Дата |
1 | Контрольная работа | Контрольная работа № 1 по главе «Человек в обществе» | 13.11 |
2 | Контрольная работа | Контрольная работа № 2 по главе «Правовое регулирование общественных отношений» | 4.05 |
3 | Контрольная работа | Контрольная работа по курсу. | 25.05 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Результаты проверки должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связанны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, неправильно сформулировал закон, правило и пр. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения практических навыков, установления причинно-следственных связей и т.п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании технологического процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.
Оценка устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученной теории, материал изложен логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученной теории, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязанный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Оценка письменных работ
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»: работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых заданий
Отметка «5»: выполнено правильно 86 – 100% работы.
Отметка «4»: выполнено правильно 71 – 85% работы.
Отметка «3»: выполнено правильно 50 – 70% работы.
Отметка «2»: выполнено менее 50% работы.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Источники информации и средства обучения
Учебник: Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Телюкина. Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2017г.
Литература для учителя:
Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. Т.П. Бегенеева.- М.: «Вако», 2017
Календарно-тематическое планирование уроков
обществознания 10 класс (базовый уровень)
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Форма контроля |
Глава 1. Человек в обществе (18 ч) |
1 | 4.09 | | Общество как совместная жизнедеятельность людей. | |
2 | 8.09 | | Общество и природа. Общество и культура. | |
3 | 11.09 | | Социальные институты. | |
4 | 15.09 | | Общество как сложная динамическая система. | |
5 | 18.09 | | Динамика общественного развития. | |
6 | 22.09. | | Целостность и противоречивость современного мира. Глобализация. | |
7 | 25.09 | | Современное общество. | |
8 | 29.09 | | Социальная сущность человека. | |
9 | 2.10 | | Виды мышления и моя деятельность. | |
10 | 6.10 | | Деятельность - способ существования людей. | |
11 | 9.10 | | Многообразие деятельности | |
12 | 13.10 | | Познавательная и коммуникативная деятельность. | |
13 | 16.10 | | Истина и её критерии. | |
14 | 20.10 | | Свобода и необходимость в деятельности человека. | |
15 | 23.10 | | Глобальные проблемы современности. | |
16 | 27.10 | | Глобальная угроза международного терроризма. | |
17 | 10.11 | | Обобщающий урок по теме «Человек в обществе» | |
18 | 13.11 | | Контрольная работа № 1 по главе «Человек в обществе» | Контрольная работа. |
Глава 2. Общество как мир культуры. (13 ч) |
19 | 17.11 | | Духовная культура общества. | |
20 | 20.11 | | Институты культуры. Многообразие культур. | |
21 | 24.11 | | Духовный мир личности. | |
22 | 27.11 | | Мировоззрение. Классификация типов мировоззрения. | |
23 | 1.12 | | Мораль. | |
24 | 4.12 | | Наука и её функции в обществе. | |
25 | 8.12 | | Образование в современном обществе. | |
26 | 11.12 | | Религия и религиозные организации. | |
27 | 15.12 | | Искусство и его функции. | |
28 | 18.12 | | Современное искусство и его виды. | |
29 | 22.12 | | Массовая культура. | |
30 | 25.12 | | Повторение по главе «Общество как мир культуры» | |
31 | 29.12 | | Обобщающий урок по главе «Общество как мир культуры» | |
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений (31 ч) |
32 | 12.01 | | Современные подходы к пониманию права. | |
33 | 15.01 | | Основные признаки права. Теории возникновения права. | |
34 | 19.01 | | Система права. | |
35 | 22.01 | | Источники права. | |
36 | 26.01 | | Конституция РФ. | |
37 | 29.01 | | Конституция РФ | |
38 | 2.02 | | Нормативно-правовые акты. | |
39 | 5.02 | | Законотворческий процесс в РФ. | |
40 | 9.02 | | Правоотношения и правонарушения. | |
41 | 12.02 | | Юридическая ответственность и система судебной защиты прав человека. | |
42 | 16.02 | | Предпосылки правомерного поведения. | |
43 | 19.02 | | Правовая культура и правовое поведение | |
44 | 23.02 | | Гражданство РФ. | |
45 | 26.02 | | Права и обязанности гражданина России. | |
46 | 2.03 | | Гражданское право. | |
47 | 5.03 | | Личные имущественные и неимущественные права. | |
48 | 9.03 | | Учимся защищать свои права. | |
49 | 12.03 | | Семейное право. | |
50 | 16.03 | | Права и обязанности супругов и родителей. | |
51 | 19.03 | | Трудовые правоотношения. | |
52 | 23.03 | | Занятость и безработица. | |
53 | 2.04 | | Как трудоустроиться несовершеннолетнему. | |
54 | 6.04 | | Экологическое право. | |
55 | 9.04 | | Процессуальные отрасли права. | |
56 | 13.04 | | Уголовный процесс. | |
57 | 16.04 | | Конституционное судопроизводство. | |
58 | 20.04 | | Международная защита прав человека. | |
59 | 23.04 | | Международные преступления и правонарушения. | |
60 | 27.04 | | Правовые основы антитеррористической политики РФ. | |
61 | 30.04 | | Обобщающий урок по главе «Правовое регулирование общественных отношений» | |
62 | 4.05 | | Контрольная работа № 2 по главе «Правовое регулирование общественных отношений» | Контрольная работа. |
Заключение. Человек в 21 веке. (8 ч) |
63 | 7.05 | | Человек и современное общество | |
64 | 11.05 | | Человек в мире информации. Выбор профессии. | |
65 | 14.05 | | Многовариантность общественного развития | |
66 | 18.05 | | Современный мир и его противоречия. | |
67 | 21.05 | | Обобщающий урок по курсу. | |
68 | 25.05 | | Контрольная работа по курсу. | Контрольная работа |
69, 70 | 28.05 | | Повторение | |
9