СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса базовый уровень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе требований федерального компонента государственного образовательного  стандарта  среднего общего образования.

            На основании письма Министерства Образования и науки РФ от 7 августа 2014 года № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования» в содержание курса «Экономика» включены следующие темы:

«Электронные деньги»;

«Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы: навыки планирования»

«Формирование государственного бюджета в Российской Федерации и его исполнение».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса базовый уровень»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»

Прокопьевский муниципальный район







Рассмотрено на заседании МО

Протокол № от _________

__________________________

Согласовано МС

Протокол № от _________


Программа рекомендована

к работе Педагогическим советом

Протокол №___ от _________

Утверждено приказом директора

№___________от _______20__







Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)

среднего общего образования

10-11 класс

2017-2019 учебный год








Составитель: Полежаева Светлана Валентиновна.

учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория











2017


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

На основании письма Министерства Образования и науки РФ от 7 августа 2014 года № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования» в содержание курса «Экономика» включены следующие темы:

«Электронные деньги»;

«Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы: навыки планирования»

«Формирование государственного бюджета в Российской Федерации и его исполнение».

Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.


Рабочая программа рассчитана на два учебных года (136 часов), по 2 учебных часа в неделю (68 учебных часов) в 10 и 11 классе.














ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Человек как творец и творение культуры

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.

Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Право.

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.

Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Общество как сложная динамическая система

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.


Экономика

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса.

Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.

Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Основные принципы менеждмента. Основы маркетинга.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Социальные отношения

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.

Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.

Политика как общественное явление

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.

Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.



Человек в системе общественных отношений

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.


Правовое регулирование общественных отношений

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.



В 10 классе содержание курса разделено на 8 разделов, в 11 классе на 4 раздела.

Таблица тематического распределения часов для 10 класса

№ раздела

Название раздела

Количество часов

Общество

4

Человек

12

Духовная культура

9

Экономика

5

Социальная сфера

14

Политическая сфера

12

Право как особая система норм

10

Заключение

2


Итого

68


Таблица тематического распределения часов для 11 класса

№ раздела

Название раздела

Количество часов

Экономика

29

Проблемы социально-политического развития общества

15

Правовое регулирование общественных отношений

21

Заключительные уроки

3


Итого

68






























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для 10 класса

урока

Кол-во часов

Содержание

Дата

Учебник

План

Факт

I.

4

Общество

1.

1

Что такое общество



§ 1

2.

1

Что такое общество



§ 1

3.

1

Общество как сложная динамичная система



§ 2

4.

1

Общество как сложная динамичная система



§ 2

II.

12

Человек

5.

1

Природа человека



§ 3

6.

1

Природа человека



§ 3

7.

1

Человек как духовное существо



§ 4

8.

1

Человек как духовное существо



§ 4

9.

1

Деятельность – способ существования людей



§ 5

10.

1

Деятельность – способ существования людей



§ 5

11.

1

Деятельность – способ существования людей. Практикум



§ 5

12.

1

Познание и знание



§ 6

13.

1

Познание и знание



§ 6

14.

1

Человек в системе социальных связей



§ 7

15.

1

Человек в системе социальных связей



§ 7

16.

1

Человек в системе социальных связей. Практикум



§ 7

III.

9

Духовная культура

17.

1

Культура и духовная жизнь общества



§ 8

18.

1

Культура и духовная жизнь общества



§ 8

19.

1

Культура и духовная жизнь общества. Практикум



§ 8

20.

1

Наука



§ 9

21.

1

Образование



§ 9

22.

1

Мораль



§ 10

23.

1

Религия



§ 10

24.

1

Искусство и духовная жизнь



§ 11

25.

1

Искусство и духовная жизнь



§ 11

IV.

5

Экономика

26.

1

Роль экономики в жизни общества



§ 12

27.

1

Роль экономики в жизни общества



§ 12

28.

1

Роль экономики в жизни общества. Практикум



§ 12

29.

1

Экономическая культура



§ 13

30.

1

Экономическая культура



§ 13

V.

14

Социальная сфера

31.

1

Социальная структура общества



§ 14

32.

1

Социальная структура общества



§ 14

33.

1

Социальные взаимодействия



§ 15

34.

1

Социальные взаимодействия.



§ 15

35.

1

Социальные взаимодействия. Практикум



§ 15

36.

1

Социальные нормы и отклоняющееся поведение



§ 16

37.

1

Социальные нормы и отклоняющееся поведение



§ 16

38.

1

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Практикум



§ 16

39.

1

Нации и межнациональные отношения



§ 17

40.

1

Нации и межнациональные отношения



§ 17

41.

1

Семья и быт



§ 18

42.

1

Семья и быт



§ 18

43.

1

Социальное развитие и молодёжь



§ 19

44.

1

Социальное развитие и молодёжь



§ 19

VI.

12

Политическая сфера

45.

1

Политика и власть



§ 20

46.

1

Политика и власть



§ 20

47.

1

Политическая система



§ 21

48.

1

Политическая система



§ 21

49.

1

Политическая система. Практикум



§ 21

50.

1

Гражданское общество и правовое государство



§ 22

51.

1

Гражданское общество и правовое государство



§ 22

52.

1

Гражданское общество и правовое государство. Практикум



§ 22

53.

1

Демократические выборы и политические партии



§ 23

54.

1

Демократические выборы и политические партии



§ 23

55.

1

Участие гражданина в политической жизни



§ 24

56.

1

Участие гражданина в политической жизни



§ 24

VII.

10

Право как особая система норм.

57.

1

Право в системе социальных норм



§ 25

58.

1

Право в системе социальных норм



§ 25

59.

1

Источники права



§ 26

60.

1

Источники права



§ 26

61.

1

Правоотношения и правонарушения



§ 27

62.

1

Правоотношения и правонарушения



§ 27

63.

1

Современное российское законодательство



§ 28

64.

1

Современное российское законодательство



§ 28

65.

1

Предпосылки правомерного поведения



§ 29

66.

1

Предпосылки правомерного поведения



§ 29

VIII.

2

Заключительные уроки

67.

1

Общество в развитии.



§ 30

68.

1

Общество в развитии.



§ 30











































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для 11 класса

урока

Кол-во часов

Содержание

Дата

Учебник

План

Факт

I.

29

Экономика

1.

1

Экономика: наука и хозяйство



§ 1

2.

1

Экономика: наука и хозяйство



§ 1

3.

1

Экономический рост и развитие



§ 2

4.

1

Экономический рост и развитие



§ 2

5.

1

Экономический рост и развитие. Практикум



§ 2

6.

1

Рыночные отношения в экономике



§ 3

7.

1

Рыночные отношения в экономике



§ 3

8.

1

Рыночные отношения в экономике. Практикум



§ 3

9.

1

Фирма в экономике



§ 4

10.

1

Фирма в экономике



§ 4

11.

1

Фирма в экономике. Практикум



§ 4

12.

1

Правовые основы предпринимательской деятельности



§ 5

13.

1

Правовые основы предпринимательской деятельности



§ 5

14.

1

Слагаемые успеха в бизнесе



§ 6

15.

1

Слагаемые успеха в бизнесе. Доходы и расходы: навыки планирования



§ 6

16.

1

Слагаемые успеха в бизнесе. Практикум



§ 6

17.

1

Экономика и государство. Бюджетная система Российской Федерации



§ 7

18.

1

Экономика и государство. Формирование государственного бюджета в Российской Федерации и его исполнение



§ 7

19.

1

Финансы в экономике



§ 8

20.

1

Финансы в экономике. Электронные деньги



§ 8

21.

1

Финансы в экономике. Практикум



§ 8

22.

1

Занятость и безработица



§ 9

23.

1

Занятость и безработица



§ 9

24.

1

Занятость и безработица. Практикум



§ 9

25.

1

Мировая экономика



§ 10

26.

1

Мировая экономика



§ 10

27.

1

Человек в системе экономических отношений



§ 11

28.

1

Человек в системе экономических отношений



§ 11

29.

1

Обобщение: «Экономика»




II.

15

Проблемы социально-политического развития общества

30.

1

Свобода в деятельности человека



§ 12

31.

1

Свобода в деятельности человека



§ 12

32.

1

Общественное сознание



§ 13

33.

1

Общественное сознание



§ 13

34.

1

Политическое сознание



§ 14

35.

1

Политическое сознание



§ 14

36.

1

Политическое поведение



§ 15

37.

1

Политическое поведение



§ 15

38.

1

Политическая элита и политическое лидерство



§ 16

39.

1

Политическая элита и политическое лидерство



§ 16

40.

1

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи



§ 17

41.

1

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи



§ 17

42.

1

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации



§ 18

43.

1

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации



§ 18

44.

1

Обобщение: «Проблемы социально-политического развития общества»




III.

21

Правовое регулирование общественных отношений

45.

1

Современные подходы к пониманию права



§ 19

46.

1

Современные подходы к пониманию права



§ 19

47.

1

Гражданин Российской Федерации



§ 20

48.

1

Гражданин Российской Федерации



§ 20

49.

1

Экологическое право



§ 21

50.

1

Экологическое право



§ 21

51.

1

Гражданское право



§ 22

52.

1

Гражданское право



§ 22

53.

1

Семейное право



§ 23

54.

1

Семейное право



§ 23

55.

1

Правовое регулирование занятости и трудоустройства



§ 24

56.

1

Правовое регулирование занятости и трудоустройства



§ 24

57.

1

Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс


§ 25

58.

1

Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс



§ 25

59.

1

Процессуальное право: уголовный процесс



§ 26

60.

1

Процессуальное право: уголовный процесс



§ 26

61.

1

Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство



§ 27

62.

1

Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство



§ 27

63.

1

Международная защита прав человека



§ 28

64.

1

Международная защита прав человека



§ 28

65.

1

Обобщение: «Правовое регулирование общественных отношений»




IV.

3

Заключительные уроки

66.

1

Взгляд в будущее



§ 29

67.

1

Взгляд в будущее



§ 29

68.

1

Итоговое обобщение




















































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.



Опыт познавательной и практической деятельности:


- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- анализ современных общественных явлений и событий;

- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;

- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- написание творческих работ по социальным дисциплинам.


























50



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!