СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 кл VIII вид

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник С.В. Кудрина Окружающий мир, М.: Владос, 2014 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 кл VIII вид»





Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:


Образовательная программа составлена на основе федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г., №288).

Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов».

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1 – 4 классы / под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание – М.: Просвещение, 2013 г.

Конвенции ООН о правах ребенка, ст.23, Конституции РФ, приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013. №1015, утвердившего Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего и среднего общего образования,

Согласно письму Министерства Народного образования РСФСР от 14.11.1987 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»

Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 года № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных учреждениях», на основании ходатайств ОУ и медицинских заключений.

Приказа комитета Администрации Баевского района по образованию «Об индивидуальном обучении» от 09.09.2016 № 113

Локальных актов ОО.

Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п
"Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по «Окружающему миру» составлена на основе Программы специальных  (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы: / Под ред. В.В. Воронковой. – Москва «Просвещение», 2013 г.

Процесс обучения умственно отсталых детей должен максимально содействовать его встроенному развитию. Адекватность поведения и приспособленность в жизни определяются уровнем его развития: моторики, речи, знаниями и умениями.

Главная цель- приспособление умственно отсталых детей к жизни и труду.

Основные задачи начального обучения умственно отсталых детей:

  • Установление контакта, воспитание умения подчиняться режиму старшим, правилам поведения;

  • Развитие общей моторики, коррекция недостатков двигательной сферы. Развитие мелкой ручной моторики;

  • Организация предметной деятельности. Сенсорное восприятие – формирования основных представлений и понятий о величине, цвете, форме, пространстве и воспитание умения ими пользоваться;

  • Развитие речи. Исправление речевых дефектов;

  • Развитие познавательных возможностей детей, обучение их грамоте, счёту, элементарному труду

Методы работы с детьми- коррекция в начальных классах должна приближаться к методам, применяемым в дошкольной и преддошкольной педагогике.

Основные требования к методике обучения коррекции умственно отсталых детей младшего

возраста:

  1. Игровая форма является доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.

  2. Использование эмоций, как относительно более сохранной стороны у глубоко отсталых детей, для привлечения их внимания , интереса повышения мотивации обучения, пробуждения познавательных потребностей.

  3. Использование подражательности, свойственной глубоко отсталым детям.

  4. Предметно-действенное обучение, организация постоянной активности практической деятельности детей с конкретными предметами по определённым задачам, поставленным учителем. Речь сопровождает деятельность, но не подменяет её.

  5. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при соблюдении его систематичности и последовательности. Обучение ведётся по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а дети подводят к обобщению.

  6. Постепенное условие самостоятельных действий детей : от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции. Постепенное включение речи во все виды работ.

  7. Большая повторяемость материала: применение его в новых ситуациях.

  • Индивидуальная работа. Каждое задание, должен выполнять каждый ребёнок. Обязательная фиксация и эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

Данный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых детей, в общем, и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия, по этому учебному предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов ( стебель-ствол, трава- куст- дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза- цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы , явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.

Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Тематический план учебного курса

Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

3 класс (17 ч.)

№ п/п

Учебный раздел

Кол-во часов

1

Осенняя экскурсия.

1

2

Овощи: картофель, капуста, свекла.

1

3

Бахчевые культуры: арбуз, дыня.

1

4

Ягоды: малина, земляника.

1

5

Растения на клумбах: астры, ноготки.

1

6

Транспорт. Правила дорожного движения.

1

7

Посуда, виды посуды.

1

8

Декабрь – первый месяц зимы. (экскурсия)

1

9

Одежда. Обувь и уход за ней.

1

10

Зимующие птицы: синица, снегирь.

1

11

Перелетные птицы: грач, скворцы

1

12

Домашние птицы: курица, утки

1

13

Сезонные изменения в природе. Январь (экскурсия)

1

14

Домашние и дикие животные: коза, ёж, медведь.

1

15

Комнатные растения: герань, традесканция.

1

16

Глаза – органы зрения.

1

17

Зубы.

1

Итого: 17 ч.


Программа учебного курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» в 3классе (34 ч.)

Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.

Участие в беседе. Правильные, полные отчётливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.

Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за

ними и беседы.

Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.

Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

СОДЕРЖАНИЕ

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, тёплые дожди, зелёные листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлёт птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилёт птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.

Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный адрес.

Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зелёный свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытьё, хранение).

Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпочкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

Одежда. Шапка, шляпа, берет, шарф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой ( чистка щёткой, стирка, сушка, складывание, хранение).

Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью ( мытьё, просушивание, чистка щёткой, использование кремов для обуви).

Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочан капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.

Арбуз, дыня. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника. Сравнение по окрасу, форме, вкусу.

Деревья. Дуб, тополь. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.

Растения на клумбах. Астра, бархатцы, ноготки. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.

Комнатные растения. Традесканция, герань. Уход за комнатными растениями ( мытьё цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).

Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан. Наблюдение за появлением первых цветов.

Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Ёж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.

Птицы перелётные и зимующие.

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела., питание. Уход за курицами и утками.

Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.

Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.

Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щёки, подбородок, глаза). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами. Повторение пройденного.

Экскурсии

  1. Осенняя экскурсия.

  2. Декабрь – первый месяц зимы.

  3. Сезонные изменения в природе. Январь.

  4. Растения и животные весной.

Практические работы:

  1. Уход за посудой.

  2. Уход за обувью

  3. Уход за комнатными растениями

  4. Подкормка птиц зимой.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

3 класса

Учащиеся должны уметь:

  • Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

  • Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

  • Связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения, правильно используя формы знакомых слов;

  • Ухаживать за одеждой и обувью;

  • Поддерживать порядок в классе, интернате, доме;

  • Соблюдать правила личной гигиены;

  • Соблюдать правила уличного движения.

Учащиеся должны знать

  • Названия и свойства изученных предметов;

  • Выученные правила дорожного движения.









































Календарно-тематическое планирование по предмету окружающий мир в 3классе

(34 ч- 1 ч в неделю.)

Номер урока

Название разделов и тем

Содержание урока

Дата

По плану

По факту

1

Осенняя экскурсия.

Признаки осени. Сбор разноцветных осенних листьев. Заполнение Календаря природы.



2

Овощи: картофель, капуста, свекла

Классификация овощей и фруктов с опорой на иллюстрацию. Составление по плану рассказа-описания картофеля. Игра «Один-много». Игра «Повар». Составление предложений. Составление по плану рассказа-описания свеклы



3

Бахчевые культуры: арбуз, дыня.

Составление предложений, подбор слов-признаков. Ответы на вопросы. Составление по плану рассказа о любимой бахчевой культуре.



4

Ягоды: малина, земляника.

Игра «Найди пару». Ответы на вопросы. Подбор слов-признаков.



5

Растения на клумбах: астры, ноготки.

Беседа по иллюстрации. Подбор слов-признаков, слов-действий.



6

Транспорт.

Правила дорожного движения

Виды транспорта. Дополнение предложения до целого. Ответы на вопросы.

Беседа по иллюстрации о нарушениях правил дорожного движения. Дополнение предложения до целого.



7

Посуда, виды посуды.

Составление предложений. Подбор к данным словосочетаниям противоположных по значению. Беседа по иллюстрации. Практическая работа. Уход за посудой.



8

Декабрь – первый месяц зимы. (экскурсия)

Называние явлений природы, которые бывают зимой. Ответы на вопросы. Заполнение календаря природы.



9

Одежда.

Обувь и уход за ней.

Беседа по иллюстрации. Понятия «одевать» и «надевать». Подбор слов-действий по иллюстрациям. Составление рассказа-описания одежды с помощью слов-признаков. Подбор слов-действий, противоположных по значению.

Составление рассказа «Как нужно ухаживать за обувью». Подбор слов-действий к предметам. Дополнение рассказа до целого. Практическая работа. Уход за обувью.



10

Зимующие птицы: снегирь, синица.

Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Подбор слов-признаков. Подбор противоположных по смыслы слов. Составление рассказа о том, как надо помогать птицам зимой. Практическая работа. Подкормка птиц зимой.

Подбор слов-действий. Составление предложений по опорам.



11

Перелетные птицы: грач, скворец.

Замена нескольких слов словосочетанием. Подбор слов- признаков. Составление рассказа-описания грача по плану. Отгадывание загадки.

Описание жизни скворца по серии картинок. Составление предложений. Нахождение ошибок в рассказе.



12

Домашние птицы: курица, утка.

Образование словосочетаний по образцу. Перечисление частей тела домашних птиц по рисунку. Составление по плану рассказа-описания курицы.

Нахождение различий между курицей и уткой по иллюстрации. Составление рассказа об утке



13

Сезонные изменения в природе. Январь (экскурсия)

Подбор подходящих по смыслу слов. Называние слов в правильной последовательности. Составление рассказа о январе. Заполнение Календаря природы.



14

Домашние и дикие животные: коза, ёж, медведь.

Ответы на вопросы. Составление рассказа о козе. Нахождение ошибок в тексте.

Составление рассказа о жизни ежа с опорой на предложенный неполный текст и иллюстрацию. Ответы на вопросы текста.

Подбор слов-действий. Составление рассказа о медведе по опорным словам.



15

Комнатные растения: герань, традесканция.

Практическая работа. Уход за комнатными растениями. Ответы на вопросы. Составление рассказа-описания герани или традесканции по плану. Составление загадки о комнатном растении.



16

Глаза – органы зрения.

Части глаза. Составление рассказа о своих глазах. Составление рассказа-описания «Как я ухаживаю за своими глазами».



17

Зубы.

Изменение предложений по образцу. Подбор слов-действий к предмету. Беседа по иллюстрациям.
















Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса

    1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Автор: В.В. Воронкова - М.: «Просвещение», 2013;

    2. Учебник: С.В. Кудрина. Окружающий мир Учебник для 3-го класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. - М.: Владос, 2014.

Экспертиза рабочих программ учебных предметов

Учебный предмет (курс)

Составитель программы

Класс Дата заполнения

Эксперт



Структурные элементы программы

Наличие

Рекомендации

1

Титульный лист



2

Планируемые результаты. Описание уровней воспитательных результатов внеурочной образовательной деятельности.



3

Содержание курса, количество часов курса




Количество часов, отводимых на реализацию рабочей программы, должно соответствовать учебному плану ОУ



4

Учебно-тематическое планирование




- соответствие названия тем рабочей программы авторской программе




-изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование




- соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы



5

Перечень учебно-методических средств обучения



6

Таблица контрольных и практических работ по предмету








Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую учебную программу


п/п


Предмет

Дата

Основание для изменений

Содержание откорректированных разделов (тем)

Способ внесения изменений (слияние тем)

Подпись

















































































14