I. Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучения английскому языку учащихся 4 классов общеобразовательных учреждений. Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по иностранному языку, авторской методической концепции линии УМК «Английский в фокусе» Н.И. Быковой, Дж. Дули и др. (M.: Express Publishing: Просвещение) и ориентирована на достижение планируемых результатов ФГОС.
II. Общая характеристика курса
На изучение предмета «Английский язык» во 4 классе общеобразовательных школ отводится 68 часов в год (2 часа в неделю). В конце изучения каждого модуля учащиеся выполняют контрольную работу. Всего предусмотрено 5 контрольных работ.
УМК для 4 класса состоит из учебника (книги для учащихся); сборника; рабочей тетради; рабочей программы; книги для учителя и аудиоприложения.
Учебник является основным компонентом УМК. Он структурирован тематически на 8 модулей, подготовительного этапа и блока для начинающих. Каждый модуль имеет одинаковую структуру и состоит из следующих компонентов:
— 6 занятий по учебнику: введение и закрепление нового материала, в том числе один урок повторения;
— 4 занятия по рабочей тетради соответствующего раздела;
— 1 контрольное занятие;
— 1 дополнительное занятие.
В каждом модуле вычленяется круг тем и проблем, которые рассматриваются внутри учебных ситуаций (module), определенных на каждый год обучения. При этом предполагается, что учащиеся могут сталкиваться с одними и теми же темами на каждом последующем этапе обучения.
Сферы общения и тематика, в рамках которых происходит формирование у учащихся способности использовать английский язык для реальной коммуникации, участия в диалоге культур, соотносятся с различными типами текстов.
Обучение английскому языку в 2-х классах строится на основе преимущественного использования активных и интерактивных форм работы, призванных способствовать не только коммуникативному развитию школьника, но и создавать условия для развития его свободы в общении на английском языке, его положительных эмоций и позитивного настроения.
Учебный процесс призван развить у школьников на доступном для них уровне системные языковые представления об английском языке, расширить их лингвистический кругозор, приобщить их к новому для них миру, развить их эмоционально-чувственную сферу, а также познавательные и креативные способности. При этом их новый социально-коммуникативный опыт приобретается посредством игры, драматизации, фольклора, песни, моделирования типичных и адекватных возрасту жизненных ситуаций, а также в ходе групповой и проектной работы.
Большое значение на начальном этапе играют:
• формирование у учащихся первоначального представления о роли и значимости английского языка в жизни современного человека и поликультурного мира, приобретение начального опыта использования английского языка как средства межкультурного общения, нового
инструмента познания мира и культуры других народов;
• формирование умения общаться на английском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме;
• приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных
сверстников, с детским зарубежным фольклором, воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
• развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений, развитие мотивации к дальнейшему овладению английским языком;
• воспитание и разностороннее развитие учащихся средствами английского языка.
• формирование представлений об английском языке как о средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на английском языке, узнавать новое с помощью звучащих и письменных текстов;
• расширение лингвистического кругозора учащихся; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке на элементарном уровне;
• обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем
психологического барьера и использования английского языка как средства общения;
• развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх, в ходе овладения языковым материалом;
• развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
• приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых
ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
• развитие познавательных способностей, овладение навыком координированной работы с разными компонентами УМК (учебник, рабочая тетрадь, аудиоприложение и т. д.), умением работать в паре, в группе.
III. Место учебного предмета «Английский язык» в учебном плане
Предмет «Английский язык» будет изучаться в 2018-2019 учебном году в пяти вторых классах. Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с учебным планом БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №81». На изучение предмета отводится 68 часов в год (2 часа в неделю). В конце изучения каждого модуля учащиеся выполняют контрольную работу. Всего
предусмотрено 5 контрольных работ за год.
Учебное и учебно-практическое обеспечение
• учебник;
• рабочая тетрадь;
• языковой портфель;
• книга для учителя;
• контрольные задания;
• буклет с раздаточным материалом и плакаты;
• аудиокассета/CD для работы в классе;
• аудиокассета/CD для самостоятельной работы дома;
• видеокассета;
• www.spotlightinrussia.ru – сайт учебного курса.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Личностные результаты:
• формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
• осознание языка, в том числе и английского, как основного средства общения между людьми;
• знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого языка (детский фольклор на английском языке, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметные результаты:
• развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего
школьника;
• развитие коммуникативных способностей младшего школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
• расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
• развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника, формирование мотивации к изучению английского языка;
• овладение навыком координированной работы
с разными компонентами УМК (учебник, рабочая тетрадь, аудиоприложение и т. д.).
Предметные результаты:
• формирование начальных представлений о нормах английского языка (фонетические, лексические, грамматические);
• умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
А. В коммуникативной сфере (владение английским языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
1) говорении:
• вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос и диалог – побуждение к действию;
• уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге, описывать предмет, картинку, кратко охарактеризовать персонаж;
2) аудировании:
• понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале;
3) чтении:
• читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
• читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте нужную информацию;
4) письменной речи:
• владеть техникой письма;
• писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
• адекватно произносить и различать на слух все звуки английского языка, соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
• соблюдать особенности интонации основных типов предложений;
• применять основные правила чтения и орфографии, изученные в данном курсе;
• распознавать и употреблять в речи изученные в данном курсе лексические единицы (слова, словосочетания, оценочная лексика, речевые клише) и грамматические явления.
Социокультурная осведомленность:
• знать названия некоторых стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на английском языке, небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни), элементарные нормы речевого и неречевого поведения, принятые в стране изучаемого языка.
Б. В познавательной сфере
• уметь сравнивать языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
• уметь действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики данного курса;
• совершенствовать приемы работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках родного языка (списывать текст, выписывать от-
дельные слова и предложения из текста и т. д.);
• уметь пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
• уметь осуществлять самонаблюдение и само оценку в доступных младшему школьнику пределах.
В. В ценностно-ориентационной сфере
• иметь представление об английском языке как о средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
• приобщиться к культурным ценностям другого народа с помощью произведений детского фольклора, путем непосредственного участия
в туристических поездках.
Г. В эстетической сфере
• владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на английском языке;
• развивать чувство прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
Д. В трудовой сфере
• уметь следовать намеченному плану в своем учебном труде.
V. Предметное содержание речи
Содержание | Тема |
Знакомство (с новыми друзьями: имя, фамилия, возраст, класс; персонажами детских произведений). Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз английского речевого этикета) 1 ч | Back together! (Starter Unit) 1 ч |
Я и моя семья (члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, профессии, увлечения/ хобби) 9 ч | One big happy family! (Module 1) 4 ч What Russian children want to be (Module 2) The Animal Hospital (Module 2) 2 ч Work and play! (Module 2) 3 ч |
Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине (одежда, обувь, основные продукты питания). Любимая еда 10 ч | A day in my life! (Module 2) All our yesterdays! (Module 5) 4 ч Hello, sunshine! (Module 8) 1 ч Make a meal of it! (Module 3) 4 ч What’s for pudding? (Module 3) Tea party! (Module 5) 1 ч |
Семейные праздники (день рождения, Новый год, Рождество). Подарки 1 ч | Birthday wishes! (Module 5) Happy New Year! (Special Days!) The Day of the City (Module 5) 1 ч |
Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки, комиксы 5 ч | Work and play! (Module 2) 3 ч Tell the tale! (Module 6) Arthur + Rascal (Modules 1–8) 2 ч |
Выходной день (в зоопарке, в парке аттракционов, в кинотеатре) 9 ч | At the zoo! (Module 4) 4 ч All our yesterdays! (Module 5) 1 ч Days to remember! (Module 7) Florida fun! (USA) Travelling is fun! (Module 8) 4 ч |
Я и мои друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения / хобби). Совместные занятия 4 ч | My best friend! (Module 1) 2 ч Magic moments! (Module 7) 2 ч |
Моя школа (учебные предметы, школьные принадлежности, школьные праздники) 4 ч | Back together! (Starter Unit) 1 ч The days we remember (Module 7) 3 ч |
Мир вокруг меня (мой город / моя деревня / мой дом, предметы мебели и интерьера) 4 ч | The Animal Hospital (Module 2) 2 ч Family & Friends! (Module 1) 2 ч |
Природа. Любимое время года. Погода. Путешествия 4 ч | Places to go! (Module 8) 4 ч |
Страна / страны изучаемого языка и родная страна (общие сведения: название, столица, животный мир, блюда национальной кухни, мир увлечений) 8 ч | Russian millionaire cities (Module 1) 1 ч A Day in my life! (USA) (Module 2) 1 ч What’s for pudding? (UK) What would you like for your tea? (Module 3) 1 ч A walk in the wild! (Australia) Animals need our help! (Module 4) 1 ч Birthday wishes! (UK) The Day of the City (Module 5) 1 ч Alton Towers (USA) The days we remember (Module 7) 1 ч Florida fun! (USA) Travelling is fun! (Module 8) 1 ч April Fool’s Day (Special Days!) 1 ч |
Литературные персонажи популярных книг моих сверстников (имена героев, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на английском языке (рифмовки, стихи, песни, сказки) 9 ч | The Hare and the Tortoise The story behind the rhyme! (UK / USA) (Module 6) 1 ч Goldilocks and the Three Bears (Modules 1–8) 8 ч |
Коммуникативные умения и навыки по видам речевой деятельности
В русле говорения
1) Диалогическая форма
Вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения; диалог-расспрос; диалог – побуждение к действию.
2) Монологическая форма
Уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи (описание, сообщение, рассказ, характеристика (персонажей)).
В русле аудирования
Воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке; небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале.
В русле чтения
Читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; читать про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, место действия и т. д.).
В русле письма
Владеть техникой письма (графика, каллиграфия, орфография); основами письменной речи: писать с опорой на образец поздравление с праздником, короткое личное письмо.
Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы английского алфавита. Основные буквосочетания. Звукобуквенные соответствия. Знаки транскрипции. Апостроф. Основные правила чтения и орфографии.
Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи.
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Дифтонги. Связующий [r] (there is / there are). Ударение в слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артикли, союзы, предлоги). Членение предложений на смысловые группы. Ритмико- интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопросы) предложений. Интонация перечисления. Лексическая сторона речи.
Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики данного курса для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише
как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова (например, music, computer). Начальное представление о способах словообразования.
Грамматическая сторона речи.
Основные коммуникативные типы предложений (повествовательное, вопросительное, побудительное). Общий и специальный вопросы. Вопросительные слова: what, who, when, where, why, how. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным (He watches TV), составным именным (My family is big) и составным глагольным (She can jump) сказуемыми. Побудительные предложения в утвердительной (Help me, please) и отрицательной (Don’t run!) формах. Безличные предложения в настоящем времени (It is cold). Предложения с обо- ротом there is / there are. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с союзами and и but. Сложноподчиненные предложения с союзом because. Видовременные формы Present Simple, Future Simple, Past Simple и Present Continuous. Правильные и неправильные глаголы в Past Simple. Конструкция be going to для выражения будущих действий. Неопределенная форма глагола. Глагол-связка to be. Вспомогательный глагол to do. Структуры в Present Continuous (I’m / he is / she is wearing…). Модальные глаголы can, may, must, have to. Существительные в единственном и во множественном числе (образованные по правилу и исключения) с неопределенным, определенным и нулевым
артиклями. Притяжательный падеж существительных.
Прилагательные в положительной степени, сравнительной и превосходной степенях (образованные по правилу и исключения).
Местоимения личные (в именительном и объектном падежах), притяжательные, вопросительные, указательные (this / these, that / those), неопределенные (some, any – некоторые случаи употребления). Количественные числительные до 100. Порядковые числительные до 30. Наиболее употребительные предлоги (in, on, at, into, to, from, of, with).
Социокультурная осведомленность
В процессе обучения английскому языку в 4 классе учащиеся знакомятся с названиями некоторых стран изучаемого языка, некоторыми литературными персонажами популярных детских книг и мультфильмов, сюжетами некоторых популярных сказок, а также с небольшими произведениями детского фольклора (стихи, песни) на английском языке и элементарными нормами речевого и неречевого поведения, принятыми в англоязычных странах.
Специальные учебные умения
Младшие школьники овладевают специальными учебными умениями:
• пользоваться двуязычным словарем учебника (в том числе транскрипцией);
• пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
• вести словарь (словарную тетрадь);
• систематизировать слова, например по тематическому принципу;
• пользоваться языковой догадкой, например при опознавании интернационализмов;
• делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения;
• опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например артикли.
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Английский язык» младшие школьники:
• совершенствуют навыки работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание тек-
ста по заголовку и данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. д.);
• овладевают более разнообразными приемами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы, синонимы, антонимы,
контекст;
• совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например начинать и завершать разговор, используя речевые клише, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
• учатся осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
• учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).