СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство» для 5-8 классов

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5-8 классов на основе авторской  программы Б. М. Неменского .

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство» для 5-8 классов»


Пояснительная записка. 

Данная рабочая программа составлена на основе:

1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ

2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. № 28 зарегистрированными в Минюсте России 18.12.2020г. регистрационный номер 61573.

3.Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования, утверждённый приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897

4. Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённый Приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020г. №254 с изменениями, утверждёнными приказом №766 от 23.12.2020г.

5.С учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

6. Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования

7.Авторского тематического планирования учебного материала.

8.Учебного плана МБОУ Спиридоновобудской ООШ на 2021-2022 уч.год.

По учебному плану школы на 2021-2022 учебный год на изучение предмета «Изобразительное искусство» выделено :

в 5 классе 35 часов – 1 час в неделю, в 6 классе 35 часов – 1 час в неделю, в 7 классе 35 часов – 1 час в неделю, в 8 классе 35 часов – 1 час в неделю,

Программа реализуется по УМК

1. Горяева Н., Островская О. В. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 5 класс. М., Просвещение

2. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. М.,Просвещение

3. Питерских А.С., Гуров Е.В. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 7 класс. М., Просвещение

4. Питерских А.С., Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс.М.,Просвещение,2013



Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи программы:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в состоянии неопределенности;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.


5 класс

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

-овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры

Метапредметные результаты

-Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;

Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

-развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов

Предметные результаты:

-восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

-активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

-художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

-умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;

-понимание разницы между элитарным и массовым искусством;

-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности.


6 класс

Личностные результаты:

-осмысление и эмоционально –ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусств;

-освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;

-воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

-овладение средствами художественного изображения;

-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценке



Метапредметные результаты:

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

-развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека

Предметные результаты:

-понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средства художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической работы, т.е. в процессе создания художественных образов;

-восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры);

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;

-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.


7 класс

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;

-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценке

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека

-формирование способности к целостному художественному восприятию мира

Предметные результаты:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

-эмоционально- ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.


8 класс

Личностные результаты:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры

-овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;


Метапредметные результаты:

-воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, в национальных - образах предметно - материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты:

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.






























СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА


ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 класс- 35 ч

Древние корни народного искусства — 8 ч

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве — 8 ч

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор — человек, общество, время — 12 ч

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Декоративное искусство в современном мире — 7 ч

Современное выставочное искусство.

Ты сам — мастер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 6 класс – 35 ч


ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА - 8 ч

Тема. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Художественные материалы

Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материала и художественная техника.

Тема. Рисунок основа изобразительного творчества

Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы в их выразительные возможности.

Тема. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Тема. Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Тема. Цвет. Основы цветоведения

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета, Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойства цвета.

Тема. Цвет в произведениях живописи

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.

Тема. Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением, Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.

Тема. Основы языка изображения

Беседа. (тест) Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.


МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ -8 ч

Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому.

Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Тема. Изображение предметного мира натюрморт

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в ХХ веке.


Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Тема. Освещение. Свет и тень.

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Тема. Натюрморт в графике.

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Тема. Цвет в натюрморте.

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве ХIХ—ХХ веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Художественно- творческое задание


ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ- 12 ч

Тема. Образ человека главная тема искусства

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Тема. Изображение головы человека в пространстве

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Тема. Портрет в скульптуре

Человек основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Тема. Графический портретный рисунок

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Тема. Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. дружеский шарж.



Тема. Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Тема. Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Тема. Великие портретисты

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Тема. Портрет в изобразительном искусстве 20 века

Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве 20 века. Знаменитые мастера:П.Пикассо, А.Матисс, С. Дали. Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве 20 века. Кроссворд


ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ-7 ч


Тема. Жанры в изобразительном искусстве

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой в исторический жанры.

Тема. Изображение пространства

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом, Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы в его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл.


Тема. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

Перспектива учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Тема. Пейзаж большой мир

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник.

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Тема. Пейзаж в русской живописи

История формирования образа природы в русском искусстве. Образы природы в произведениях А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина

Тема. Пейзаж в графике.

Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Многообразие графических техник.

Тема. Городской пейзаж

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа. Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».

Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства—труд души. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.






ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 7 класс - 35ч.


Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создал человек. Художник –дизайн - архитектура. Искусство композиции- основа - дизайна и архитектуры (8ч.)


Тема. Основы композиции и в конструктивных искусствах

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.

Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основ­ные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронталь­ная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамиче­ское равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм.

Тема. Прямые линии и организация пространства.

Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разрежен­ность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная ос­мысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.

Тема. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразитель­ность линии и пятна, интонационность и многоплановость.

Тема. Буква - строка - текст. Искусство шрифта.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типо­графской строки как элементов плоскостной композиции.

Тема. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтаж­ность их соединения, образно-информационная цельность. Стили­стика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.

Тема. В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.

Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляю­щие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

Коллажная композиция: образность и технология. Художественно – творческое задание


В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. (8ч)


Тема. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение пло­скостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плос­костного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг­ цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование пони­мания учащихся проекционной природы чертежа.

Тема. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомо­гательные соединительные элементы в пространственной компо­зиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

Тема. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

Про слеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесо­образности конструкции. Модуль как основа эстетической цель­ности постройки и домостроительной индустрии.

Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания.

Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизон­тальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архи­тектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использо­вание элементов здания в макете проектируемого объекта.

Тема. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность соче­таний объемов.

Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образно­го и рационального. Красота - наиболее полное выявление функ­ции вещи.

Тема. Форма и материал.

Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).

Тема. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизай­не и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Пре­обладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологи­ческое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его на­хождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очерта­ния, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спект­ра и их тональностей. Фактура цветового покрытия


ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА-12ч.


Тема. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.

Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможнос­тей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стиле­вого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура на­родного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

Тема. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма.

Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.

Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды плани­ровки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомк­нутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.

Тема. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и ин­дивидуализации городской среды, в установке связи между чело­веком и архитектурой. Создание информативного комфорта город­ской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информаци­онных блоков, блоков локального озеленения и т. д.

Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн - пространственно-вещной среды интерьера.

Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социаль­ность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерь­ер. От унификации к индивидуализации подбора вещного напол­нения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Ди­зайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).

Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение техноло­гии макетирования путем введения в технику бумагопластики раз­личных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древеси­на, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объ­ектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).

Тема. Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Единство эстетического и функционального в объемно-прост­ранственной организации среды жизнедеятельности людей. При­родно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно­-смысловой логики.

Художественно- творческое задание


ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ.ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ -7 ч.


Тема. Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.

Мечты и представления, учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Прин­ципы организации и членения пространства на различные функ­циональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для де­тей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инже­нерно-бытовых и санитарно-технических задач.

Тема. Интерьер, который мы создаем. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера об­разно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).

Тема. Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй. Сад (английский, французский, восточный) и традиции рус­ской городской и сельской усадьбы.

Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организа­ция палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские гор­ки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.

Тема. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Соответствие материала и формы в одежде. Технология созда­ния одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

Тема. Встречают по одежке.

О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодеж­ная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее вы­ражение в одежде. Стереотип и кич.

Тема. Автопортрет на каждый день.

Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бы­товой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.

Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.

Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сфе­ры деятельности, объединяющей различные аспекты моды и ви­зажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рек­ламой, общественной деятельностью и политикой. Материализа­ция в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.

Тема. Моделируя себя - моделируешь мир

Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.

Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие демон­стрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокуль­турного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. Выставка учащихся.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ 8 класс -35ч


Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8ч)

Тема. Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.

Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусства. Жанровое многообразие театральных спектаклей.

Тема. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра

Актер – основа театрального искусства. Сценография – элемент единого образа спектакля. Устройство сцены и принципы театрального макетирования.

Тема. Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.

Различия в творчестве сценографа и художника – живописца. Основные задачи театрального художника. Типы декорационного оформления спектакля.

Тема. Сценография искусство и производство.

Этапы и формы работы театрального художника. Элементы декорационного оформления сцены.

Тема. Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения

Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима, прически от сценического. Костюм – средство характеристики персонажа.

Тема. Художник в театре кукол. Привет от Карабаса – Барабаса

Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актера в создании образа персонажа. Виды театра кукол. Технологии создания простейших кукол.

Тема. Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.

Анализ этапов создания театральной постановки. Важнейшая роль зрителя. Многофункциональность современных сценических зрелищ.


ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ. ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ - 8ч.

Тема. Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.

Становление фотографии как искусства. Искусство фотографии. Фотографическое изображение- не реальность, а новая художественная условность.

Тема. Грамота фитокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.

Опыт изобразительного искусства - фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и фотографии. Выбор объекта, точки съемки, ракурс и крупность плана как художественно - выразительные средства в фотографии.

Тема. Фотография искусство «светописи».Вещь : свет и фактура.Свет – средство выразительности и образности. Фотография искусство светописи. Операторская грамота съемки фотонатюрморта.

Тема. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

Образные возможности цветной и черно - белой фотографии. Световые эффекты. Цвет в живописи и фотографии. Фотопейзаж – хранилище визуально – эмоциональной памяти об увиденном.



Тема. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора.

Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение конкретного человека. Постановочный или репортажный фотопортрет.

Тема. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории. Методы работы над событийным репортажем. Семейная фотохроника. Операторская грамотность фоторепортажа.

Тема. Фотография и компьютер. Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка.

Фотография остановленное и запечатленное навсегда время. Правда и ложь в фотографии. Возможности компьютера в обработке фотографий.

ФИЛЬМОТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО? - 12ч

Тема. Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение - эффект последовательной смены кадров, их соединение. Художественная условность пространства и времени в фильме.

Тема. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.

Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника – постановщика в игровом фильме.

Тема. От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.

Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции. Фильм – рассказ в картинках. Понятие кадра и плана.

Тема. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ. История и специфика рисовального фильма.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА.

ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ - 7ч.

Тема. Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты.

Тема. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.

Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики.

Тема. Киноглаз, или Жизнь в врасплох.

Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества. Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже.

Тема. Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.

Киноязык и киноформы не являются чем- то застывши и неизменным. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве.

Тема. В царстве кривых зеркал, или Вечные истина искусства.

Роль визуально –зрелищных искусств. В обществе и жизни человека. Позитивная и негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества.



























Календарно-тематическое планирование. 5 класс


у рока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения





план

факт





Древние корни народного искусства (8 ч.)





1

Древние образы в народном искусстве

1







2

Убранство русской избы

1








3

Внутренний мир русской избы

1







4

Конструкция и декор предметов народного быта

1







5

Русская народная вышивка

1







6

Народный праздничный костюм

1







7

Народный праздничный костюм

1







8

Народные праздничные обряды

1







Связь времён в народном искусстве (8 ч.)





9

Древние образы в современных народных игрушках

1







10

Искусство Гжели

1







11

Городецкая роспись

1







12

Хохлома

1







13

Жостово. Роспись по металлу

1







14

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

1







15

Контрольная работа(тест)за 1 полугодие

1







16

Анализ теста.Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1







Декор- человек, общество, время (12 ч.)





17

Зачем людям украшения

1







18

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1







19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (эскиз алебастровой вазы).

1







20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1







21

Одежда «говорит» о человеке

1







22

Одежда «говорит» о человеке

1







23

Одежда «говорит» о человеке

1







24

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

1







25

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

1







26

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

1







27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1







Декоративное искусство в современном мире (7 ч.)





28

Современное выставочное искусство

1







29

Ты сам – мастер

1







30

Ты сам – мастер

1







31

Ты сам – мастер мочала).

1







32

Ты сам – мастер

1







33

Ты сам – мастер

1







34

Итоговый тест

1







35

Анализ теста. Обобщение

1



















ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 6 класс – 35 часов





у

рока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения




план

факт




Виды изобразительного искусства и основы образного языка. (8 ч.)








1

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы .

1







2

Рисунок – основа изобразительного творчества

1







3

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий .

1







4

Пятно как средство выражения. Ритм пятен .

1







5

Цвет. Основы цветоведения .

1







6

Цвет в произведениях живописи .

1







7

Объёмные изображения в скульптуре .

1







8

Основы языка изображения .

1







Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)




9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1







10

Изображение предметного мира – натюрморт .

1







11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1







12

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1







13

Освещение. Свет и тень .

1







14

Натюрморт в графике . Цвет в натюрморте

1







15

Контрольная работа (тест) за 1 полугодие.

1







16

Анализ теста. Выразительные возможности натюрморта .

1







Вглядываясь в человека. Портрет. (11 ч)




17

Образ человека – главная тема искусства.

1







18

Конструкция головы человека и её основные пропорции .

1







19

Изображение головы человека в пространстве.

1







20

Портрет в скульптуре .

1







21

Графический портретный рисунок .

1







22

Сатирические образы человека.

1







23

Образные возможности освещения в портрете .

1







24

Роль цвета в портрете.

1







25

Великие портретисты прошлого

1







26

Портрет в изобразительном искусстве XX века .

1







Человек и пространство. Пейзаж.(7 ч.)




27

Жанры в изобразительном искусстве .

1







28

Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

1







29

Пейзаж - большой мир.

1







30

Пейзаж настроения. Природа и художник .

1







31

Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике.

1







32

Городской пейзаж .

1







33

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл .

1







34

Итоговый тест








35

Анализ теста .Обобщение








7 класс

«Дизайн и архитектура в жизни человека»(35 часов)










урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт


Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8 часов)








1

Основы компози­ции в конструктив­ных искусствах.

1







2

Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной компо­зиции, или «Внесём порядок в хаос!»

1







3

Прямые линии и организация про­странства.

1







4

Цвет – элемент композиционного творчества.


1







5

Свободные формы: линии и тоновые пятна.


1







6

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.


1







7

Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.


1







8

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.

1







В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)






9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.


1







10

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.


1







11

Конструкция: часть и целое.Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.


1







12

Важнейшие архитектурные элементы здания.


1







13

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.

1







14

Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне.

1







15

Контрольная работа (тест) за 1 полугодие.


1







16

Анализ теста. Роль цвета в формотворчестве.

1







Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11 часов)






17

Город сквозь времена и страны.

1


























18

Образы материальной культуры прошлого.

1







19

Город сегодня и завтра.

1





20

Пути развития современной архитектуры и дизайна.

1





21

Живое пространство города.

1





22

Город, микрорайон, улица.


1





23

Вещь в городе и дома.


1





24

Городской дизайн.


1





25

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.


1





26

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.


1





27

Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

1





Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 часов)



28

Мой дом –мой образ жизни.Скажи мне,как ты живешь,и я скажу, какой у тебя дом.

1







29

Интерьер, который мы создаём.

1







30

Пугало в огороде, или … Под шепот фонтанных струй.

1







31

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.


1







32

Встречают по одёжке.


1







33

Автопортрет на каждый день.

1







34

Итоговый тест

1







35.

Анализ теста. Моделируя себя – моделируешь мир.

1



































8 класс

Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении (35 часов)







урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения



план

факт

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 часов)




1

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.

1







2

Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.

1







3

Безграничное пространство сцены.

1







4

Сценография — особый вид художественного творчества.

1







5

Сценография — искусство и производство.

1







6

Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».

1







7

Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол.

1







8

Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.

1







Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.(8 часов)




9

Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография —новое изображение реальности.

1







10

Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.

1







11

Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура.

1







12

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

1







13

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

1







14

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

1







15

Контрольная работа (тест) за 1 полугодие

1







16

Анализ теста. Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

1







Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?(11 часов)






17

Многоголосый язык экрана.

1







18

Синтетическая природа фильма имонтаж.

1







19

Пространство и время в кино.

1







20

Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме.

1







21

От большого экрана к твоему видео.


1







22

Азбука киноязыка.

1







23

Фильм —«рассказ в картинках». Воплощение замысла.

1







24

Чудо движения: увидеть и снять.

1







25

Бесконечный мир кинематографа.

1







26

Искусство анимации или когда художник больше, чем художник

1







27

Живые рисунки на твоём компьютере.


1







Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (7 часов)






28

Мир на экране: здесь и сейчас.

1







29

Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

1







30

Телевидение и документальное кино.


1







31

Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.

1







32

Жизнь врасплох, или Киноглаз

1







33

Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.

1







34

Итоговый тест

1







35

Анализ теста. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!