I. Пояснительная записка
Название, автор и год издания предметной учебной программы,
на основе которой разработана Рабочая программа
Рабочая программа учителя по предмету «Литературное чтение» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской программы: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий и др. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с., Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014. —128 с., рабочей программы по предмету МБОУ СОШ №27.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Цели и задачи данной программы, особенности программы
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Название учебно-методического комплекта (учебник, хрестоматия, согласно перечню учебников,
утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели
в соответствии с образовательной программой учреждения
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014. —128 с.,
Литературное чтение. Учебник для 3 класса. В 2 ч /[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М.В.Бойкина] -12-е изд. -М.: Просвещение. 2021 г – (Школа России).
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа,
в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), в том числе на проведение 8-ми контрольных работ и комплексной работы на межпредметной основе.
Наизусть: 11 стихотворных произведений.
В соответствии с ООП НОО МБОУ СОШ №27 г. Белгорода, календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год программа будет выполнена за счет уплотнения материала.
По календарю на 2021-2022 учебный год - 131 час. Корректировка выполнена за год на 5 ч за счет объединения уроков.
Объединены следующие уроки:
№1: «Введение. Знакомство с учебником». и №2: «Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги.»
№31: «Знакомство с названием раздела. Как рассказать о герое?». №32: «А.С. Пушкин – великий русский поэт»
№64: «В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» и №65: «Обобщение по разделу «Литературные сказки»
№79: «Знакомство с названием раздела. Как выучить наизусть стихотворение» и №80: «В мире книг. Стихи о животных.»
№106: «Знакомство с названием раздела. Как сочинить стихотворение.» и №107: «Образы русской природы. С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».
Формы организации учебного процесса и их сочетание,
а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков
Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются: устный опрос, диагностические работы, контрольные и тестовые задания.
II.Календарно - тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» (программа «Школа России»)
3 класс (136 часов)
на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата проведения |
по плану | факти-чески |
| Устное народное творчество (19 ч) | Введение. Знакомство с учебником. | 01.09 | |
| Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги. |
| Устное народное творчество. Русские народные песни. | 03.09 | |
| Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 06.09 | |
| Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. | 07.09 | |
| Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 08.09 | |
| Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 10.09 | |
| Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый Волк». | 13.09 | |
| Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый Волк». | 14.09 | |
| Русская народная сказка « Иван-царевич и Серый Волк». | 15.09 | |
| Русская народная сказка «Сивка – бурка». | 17.09 | |
| Русская народная сказка «Сивка – бурка». | 20.09 | |
| Русская народная сказка «Сивка – бурка». | 21.09 | |
| Художники – иллюстраторы В.М.Васнецов и И.Я. Билибин. | 22.09 | |
| Русские народные сказки | 24.09 | |
| Обобщение по разделу «Устное народное творчество». | 27.09 | |
| Проверочная работа по разделу «Устное народное творчество» | 28.09 | |
| Контрольная работа (входная) по проверке уровня сформированности читательских умений. | 29.09 | |
| Проект «Сочиняем волшебную сказку». | 01.10 | |
| Поэтическая тетрадь (10 ч) | Знакомство с названием раздела. Средства художественной выразительности. | 04.10 | |
| Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского) | 05.10 | |
| Ф.И. Тютчев «Листья» | 06.10 | |
| А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» | 08.10 | |
| Чтение наизусть стихотворения А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» И. С. Никитин «Встреча зимы» | 11.10 | |
| И. З. Суриков «Детство» | 12.10 | |
| Чтение наизусть стихотворения И.З.Сурикова «Детство» И.З. Суриков «Зима». | 13.10 | |
| Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» | 15.10 | |
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 18.10 | |
| Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь». | 19.10 | |
| Великие русские писатели (26 ч) | Контрольная работа по проверке уровня сформированности читательских умений. | 20.10 | |
| Знакомство с названием раздела. Как рассказать о герое? | 22.10 | |
| А.С. Пушкин – великий русский поэт. |
| А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало». | 25.10 | 8.11 |
| Чтение наизусть стихотворения А. С Пушкина «Уж небо осенью дышало». А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», « Опрятней модного паркета…». | 26.10 |
| А.С. Пушкин «Зимнее утро». | 27.10 | 9.11 |
| Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» А.С. Пушкин «Зимний вечер». | 29.10 |
| А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 08.11 | 10.11 |
| А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 09.11 |
| А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 10.11 | 12.11 |
| А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 12.11 |
| А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Сравнение народной и литературной сказки | 15.11 | |
| Чтение наизусть отрывка из произведения А. С Пушкина «Сказка о царе Салтане…» И. А. Крылов – великий баснописец. Басня как жанр литературы. | 16.11 | |
| И. А. Крылов «Мартышка и очки» | 17.11 | |
| И. А. Крылов «Ворона и Лисица». | 19.11 | |
| Чтение наизусть басен И.А.Крылова «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица» (по выбору) Инсценирование басен И.А. Крылова | 22.11 | |
| М.Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. | 23.11 | |
| М.Ю. Лермонтов «Утёс». | 24.11 | |
| Чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес» М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | 26.11 | |
| Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Детство Л.Н. Толстого. | 29.11 | |
| Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве?». | 30.11 | |
| Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. | 01.12 | |
| Л. Н. Толстой «Акула». | 03.12 | |
| Л.Н. Толстой «Прыжок». | 06.12 | |
| Обобщение по разделу «Великие русские писатели». | 07.12 | |
| Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели». | 08.12 | |
| Литературные сказки (11 ч) | Контрольная работа по проверке уровня сформированности читательских умений. | 10.12 | |
| Знакомство с названием раздела. Аннотация. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | 13.12 | |
| Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | 14.12 | |
| В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | 15.12 | |
| В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | 17.12 | |
| В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | 20.12 | |
| В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница». | 21.12 | |
| Контрольная работа по проверке уровня сформированности читательских умений. | 22.12 | |
| В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница». | 24.12 | |
| Обобщение по разделу «Литературные сказки». |
| Проверочная работа по разделу «Литературные сказки». | 10.01 | |
| Были-небылицы (12 ч) | Знакомство с названием раздела. Выдуманные и реальные события в рассказах авторов | 11.01 | |
| М. Горький «Случай с Евсейкой». | 12.01 | |
| М. Горький «Случай с Евсейкой». | 14.01 | |
| К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 17.01 | |
| К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 18.01 | |
| К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 19.01 | |
| Поговорим о самом главном. «Что побеждает?» (притча). | 21.01 | |
| А.И. Куприн «Слон». | 24.01 | |
| А. Куприн «Слон». | 25.01 | |
| А. Куприн «Слон». | 26.01 | |
| Обобщение по разделу «Были – небылицы». | 28.01 | |
| Проверочная работа по разделу «Были – небылицы». | 31.01 | |
| Поэтическая тетрадь (12 ч) | Знакомство с названием раздела. Как выучить наизусть стихотворение. | 01.02 | |
| В мире книг. Стихи о животных. |
| Саша Черный «Воробей». | 02.02 | |
| Саша Черный «Что ты тискаешь утёнка?». | 04.02 | |
| Саша Черный «Слон». | 07.02 | |
| А. Блок «Сны». | 08.02 | |
| А. Блок «Ворона». | 09.02 | |
| Автобиографическое повествование. М. М. Пришвин «Моя Родина» | 11.02 | |
| С. А. Есенин «Черёмуха». Сравнение стихотворений разных поэтов на одну и ту же тему. | 14.02 | |
| Чтение наизусть стихотворения С.А. Есенина «Черемуха» Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 15.02 | |
| Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь». | 16.02 | |
| Контрольная работа по проверке уровня сформированности читательских умений. | 18.02 | |
| Люби всё живое (15 ч) | Знакомство с названием раздела. В мире книг. Рассказы о животных | 21.02 | |
| И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 22.02 | |
| И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 25.02 | |
| Верность и преданность. В. И. Белов «Малька провинилась». | 28.02 | |
| И.В. Белов «Ещё про Мальку». | 01.03 | |
| В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 02.03 | |
| В. П. Астафьев «Капалуха». | 04.03 | |
| В. П. Астафьев «Капалуха». | 09.03 | |
| Контрольная работа по проверке уровня сформированности читательских умений. | 11.03 | |
| Б.С. Житков «Про обезьянку» | 14.03 | |
| Б.С. Житков «Про обезьянку» | 15.03 | |
| Б.С. Житков «Про обезьянку» | 16.03 | |
| Б.С. Житков «Про обезьянку» | 18.03 | |
| Обобщение по разделу «Люби всё живое». | 21.03 | |
| Проверочная работа по разделу «Люби всё живое». | 22.03 | |
| Поэтическая тетрадь (11 ч) | Знакомство с названием раздела. Как сочинить стихотворение. | 23.03 | |
| Образы русской природы. С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». |
| Стихи о детях. А. Л. Барто «Разлука». | 25.03 | |
| Стихи о детях. А.Л. Барто «В театре». | 04.04 | |
| Чтение наизусть стихотворений А.Л. Барто «Разлука», «В театре» (по выбору) Стихи о детях. С. В. Михалков «Если». | 05.04 | |
| Чтение наизусть стихотворения С.В.Михалкова «Если» Стихи про маму. М. Дружинина «Мамочка -мамуля» | 06.04 | |
| Стихи о Родине. Т. Бокова «Родина». | 08.04 | |
| Чтение наизусть стихотворения Т. Боковой «Родина» Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 11.04 | |
| Проект «Времена года. Праздник поэзии» Обобщение по разделу: Поэтическая тетрадь». | 12.04 | |
| Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь». | 13.04 | |
| Контрольная работа по проверке уровня сформированности читательских умений. | 15.04 | |
| Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч) | Знакомство с названием раздела. Тема и главная мыль произведения Положительные качества человека. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 18.04 | |
| Образы детей в произведении М. М. Зощенко «Золотые слова». | 19.04 | |
| Образы детей в произведении М. М. Зощенко «Золотые слова». | 20.04 | |
| М. М. Зощенко «Великие путешественники». | 22.04 | |
| М. М. Зощенко «Великие путешественники». | 25.04 | |
| Юмористические рассказы. Н. Н. Носов «Федина задача». | 26.04 | |
| А. П. Платонов «Цветок на земле». | 27.04 | |
| А. П. Платонов «Цветок на земле». | 29.04 | |
| Контрольная работа по проверке уровня сформированности читательских умений. | 04.05 | |
| Н. Н. Носов «Телефон». | 06.05 | |
| Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 10.05 | |
| Проверочная работа по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 11.05 | |
| Зарубежная литература (6 ч) | Знакомство с названием раздела. Зарубежная литература. | 13.05 | |
| Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 16.05 | |
| Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 17.05 | |
| Сказки зарубежных писателей (по желанию) | 18.05 | |
| Сказки зарубежных писателей (по желанию) | 20.05 | |
| Обобщение по разделу «Зарубежная литература». | 23.05 | |
| Обобщение за курс 3 класса (2 ч) | Комплексная работа на межпредметной основе | 24.05 | |
| Обобщающий урок за курс 3 класса «Что читать летом». | 25.05 | |
III. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
по предмету «Литературное чтение»
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (С РОДНЫМ (РУССКИМ) И РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ) |
1. | Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.) Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014. —128 с., Литературное чтение. Учебник для 3 класса. В 2 ч /[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М.В.Бойкина] -12-е изд. -М.: Просвещение. 2021г – (Школа России). | К | УМК выбираются с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения. В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ. При комплектации библиотечногофонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала |
2. | Стандарт начального образования по литературному чтению | Д | С учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения |
3. | Примерная программа начального образования по литературному чтению: | Д | Вестник образования, №2, 2005 Выбирается с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения. Является основой для составления модефицированной программы (при необходимости) |
4. | Методические пособия для учителя, дополнительная литература: | Д | Наряду с профессиональной литературой может быть периодическая печать (см. Приложение) |
2. Печатные пособия
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ |
1. | Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв) | Используется как демонстрационный материал в период обучения грамоте, может работать на протяжении всего обучения в первом классе, чтобы дети имели возможность видеть образцы букв перед глазами. В классе должен быть не менее одного комплекта. |
2. | Касса букв и сочетаний (по возможности) | На уроках обучения грамоте и русского языка используется для фронтальной работы и работы в парах. Желательно иметь по одному комплекту на двух человек |
3. | Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку | Необходим как демонстрационный материал как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления знаний. В классе должен быть один комплект. |
4. | Наборы сюжетных (и предметных) картинок, репродукции картин в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку и литературному чтению (в том числе в цифровой форме) | Используется как демонстрационный материал для работы по развитию речи младших школьников, как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения |
5. | Словари всех типов по русскому языку и литературному чтению | В классе должны быть словари для фронтальной, групповой и самостоятельной индивидуальной работы, а также для работы в парах. Чаще всего (на каждом уроке) используются орфографические, толковые, этимологические словари при знакомстве с новыми словарными словами, при работе над орфографией сложных для младшего школьника слов. |
6. | Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения | Для расширения кругозора чтения должна быть создана классная библиотечка. В ней должны быть как книги для демонстрации на выставке (например, при чтении рассказа Л.Н.Толстого «Акула», организуется выставка книг данного автора с другими его произведениями; при работе по теме «Русский фольклор» на выставке размещаются демонстрационные книги с народными сказками, книги с пословицами и т.п.), так и книги для индивидуального самостоятельного чтения. |
7. | Портреты поэтов и писателей (в соответствии с обязательным минимумом) | Необходимо иметь в классе комплект для демонстрации портрета автора изучаемого произведения. |
Материально-технические средства для реализации программы
Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:
– обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организации опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
– создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.);
– создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.).
Демонстрационные и печатные пособия
– Магнитная доска.
– Наборное полотно.
– Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В.Г. Горецкого.
– Демонстрационное пособие «Образцы письменных букв».
– Набор печатных букв, слогов.
– Касса букв и сочетаний.
– Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
– Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
– Набор портретов отечественных и зарубежных писателей и поэтов.
– Наборы иллюстраций к изучаемым произведениям.
– Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
Технические средства обучения
– Персональный компьютер с принтером.
– Ксерокс (по возможности).
– Телевизор с диагональю не менее 72 см.
– Проектор для демонстрации слайдов.
– Мультимедийный проектор.
– Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.
3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
1. | Аудиозаписи. | Д | Коробки со звукозаписями располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование аудиозаписей в учебном процессе: 1. На уроках литературного чтения используются аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. |
2. | Видеофильмы. | Д | Коробки с кинофрагментами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование видеофильмов в учебном процессе: 1. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения литературному чтению. |
3. | Слайды (диапозитивы) | Д | Коробки со слайдами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях. (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование слайдов в учебном процессе: 1. Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения литературному чтению (иллюстрации к литературным произведениям). |
4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы | Д | Использование мультимедийных (цифровых) образовательных ресурсов в учебном процессе: 1. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения литературному чтению. |
4. Технические средства обучения (средства ИКТ)
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени - 3 – 4 уроков (СанПиН п. 2.9.11.).
1. | Телевизор | Д | Телевизор цветной с диагональю экрана не менее 72 см располагается в зоне рабочего места учителя (СанПиН п. 2.5.6.1.). |
.2. | Видеомагнитофон/видеоплейер | Д | Видеомагнитофон располагается в зоне рабочего места учителя (СанПиН п. 2.5.6.1.). Длительность просмотра кинофильмов в 1– 4 классах 15-20 мин (СанПиН п. 2.9.11.,Таблица 4). |
.3. | СD/DVD-проигрыватели | Д | Не рекомендуется в столе учителя устанавливать проигрыватель, т. к. стенки стола резонируют, и происходит искажение звука (СанПиН п. 2.5.6.2.). |
4. | Музыкальный центр | Д | Не рекомендуется в столе учителя устанавливать магнитофон, т. к. стенки стола резонируют, и происходит искажение звука (СанПиН п. 2.5.6.2.). |
5. | Слайд-проектор | Д | Длительность просмотра диапозитивов-слайдов в 1 – 2 классах 7 - 15 мин, в 3-4 классах – 15 - 20 мин (СанПиН п. 2.9.11.,Таблица 4). |
6. | Мультимедийный проектор | Д | Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон. |
7. | Экран для мультимедийного проектора | Д | В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. |
8. | Экран для оверхед-проектора | Д | В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается. (СанПиН п. 2.5.3.4.) |
9. | Экран для слайд-проектора | Д | В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается. (СанПиН п. 2.5.3.4.) |
10. | Столик для слайд-проектора | Д | В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. |
11. | Столик для оверхед-проектора | Д | |
12. | Столик для мультимедийного проектора | Д | |
13. | Мультимедийный компьютер | Д | Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. |
14. | Оверхед-проектор | Д | Во избежание порчи проекционные аппараты хранят в сухих, проветриваемых помещениях при температуре не ниже 15 ْ С под матерчатыми или специальными чехлами. |
15. | Сканер | Д | Большое распространение в наше время приобрели устройства сканирования изображения, текстов, рисунков. Изображение преобразуется в цифровую форму для дальнейшей обработки компьютером или воспроизведения на экране монитора. Сканер распознает изображение, автоматически создает его электронную копию, которая может быть сохранена в памяти компьютера. |
16. | Принтер лазерный А4 | Д | Лазерные принтеры для формирования изображения используют лазерный луч. Лазерные принтеры обеспечивают высокое качество и скорость печати. |
17. | Принтер струйный цветной А4 | Д | Струйные принтеры для получения изображения используют чернила. Струйные принтеры дают изображение, по качеству близкое к типографическому. |
18. | Фотокамера цифровая | Д | Цифровая фотокамера производит «захват» изображений электронным образом и сохраняет их в виде цифровых файлов, обеспечивая разнообразные возможности просмотра, редактирования и сохранения изображений, недоступные при использовании обычной фотокамеры. |
19. | Видеокамера цифровая со штативом | Д | Цифровая видеозапись передает мельчайшие нюансы благодаря высокому разрешению изображения и динамичному звуку. |
5. Игры и игрушки.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ |
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины | Ф | Игры могут быть использованы на уроках закрепления и обобщения знаний, на этапе актуализации знаний, при организации внеурочной деятельности и в процессе индивидуальной работы с учащимися. |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).
ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Для обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС необходимо наличие оборудованных кабинетов начальных классов на стационарной основе, или допустимы переносные варианты в соответствии с количеством учащихся (1 комплект или более). Для выполнения требований ФГОС по подпрограмме формированию ИКТ-грамотности младших школьников необходимо наличие компьютерного класса.
АППАРАТНАЯ ЧАСТЬ.
Вариант № 1 (предпочтительный, стационарный) для кабинета начальных классов.
1. | Персональный компьютер учителя | 1 |
2. | Монитор ЖК: диагональ экрана – не менее 19" | 1 |
3. | Акустическая система SVEN 2.0 SPS-700 | 1 |
4. | Проектор короткофокусный с настенным креплением или Проектор мультимедийный с крепежом для потолочного крепления | 1 |
5. | Интерактивная доска SMART BoardDualTouch 685 (сенсорная). | 1 |
6. | Документ-камера, совместимая с доской | 1 |
7. | Графический планшет, совместимый с доской | 1 |
8. | Принтер лазерный (формат А4, тип печати : черно-белый). | 1 |
9. | Источник бесперебойного питания. | 1 |
ПРОГРАММНАЯ ЧАСТЬ. |
1. | Предустановленное системное ПО :Операционная система Microsoft Windows 7 Pro. Предустановленное офисное ПО : Microsoft OfficeProPlus 2010 RUS (с использованием академической лицензии). | 1 |
Технические требования к оборудованию компьютерного класса
КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (1 ПК учителя и 13 ПК учащихся, количество компьютеров учащихся зависит от количества учащихся в классах с учетом деления на подгруппы для проведения практических занятий). |
| Персональный компьютер учителя | 1 |
| Компьютер ученика | 13 |
| Монитор ЖК: диагональ экрана – не менее 19" | 14 |
| Проектор короткофокусный с настенным креплением или Проектор мультимедийный с крепежом для потолочного крепления. | 1 |
| Программное обеспечение управления классом и функционирования Системы контроля качества знаний с интегрированным набором контрольных тестов (презентаций) по различным темам предметов (лицензия на класс). | 1 |
| ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект интерактивных заданий. Книга для учителя. | 1 |
| Конструктор ПервоРобот LEGO WeDo. | 6-8 |
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ |
1. | Обучение грамоте. 1 класс. | 1 |
2. | Программно-методический комплекс «Фантазеры. МУЛЬТИ творчество» | 1 |
3. | Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника: 1 – 4 класс» | 1 |
4. | Программно-методический комплекс «Учимся изучать историю: работа с датами, картами, первоисточниками» (DVD-box, лицензия на класс). | 1 |
5. | Программно-методический комплекс «Мир музыки» (DVD-box, лицензия на класс). | 1 |
2. ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Предметная область «Филология». |
.1. | Таблица демонстрационная «Алфавит. Печатные и рукописные буквы русского алфавита». | 1 |
2. | Комплект таблиц демонстрационных «Обучение грамоте» (32 таблицы), формат 60 х 90 см. | 1 |
3. | Комплект таблиц демонстрационных «Русский язык» с методическими рекомендациями (9 таблиц) для 1 класса, формат 60 х 90 см. | 1 |
4. | Комплект таблиц демонстрационных «Русский язык» с методическими рекомендациями (15 таблиц) для 2 класса, формат 60 х 90 см. | 1 |
5. | Картинный словарь универсальный (демонстрационный, раздаточный) «Русский язык». 1 – 2 классы. | 1 |
6. | Методические рекомендации для учителя к картинному словарю. | 1 |
7. | Комплект портретов писателей демонстрационный (15 портретов). | 1 |
8. | Магнитная азбука демонстрационная (ламинированная). | 1 |
9. | Магнитная касса слогов демонстрационная (ламинированная) | 1 |
10. | Магнитная азбука «Буквы русского алфавита, цифры, математические знаки», 79 элементов в чемоданчике. | 1 |
11. | Магнитная модель-аппликация «Набор звуковых схем» демонстрационная (ламинированные карточки). | 1 |
12. | Модель-аппликация «Набор звуковых схем» раздаточный 25. | 1 |
13. | Комплект наглядных пособий для словарно-логических упражнений по русскому языку «Школьная библиотека фотоизображений». | 1 |
14. | Касса-веер гласных 25. | в зависимости от класс-комплекта |
15.. | Касса-веер согласных 25 |
16. | Касса-веер слогов 25. |