Пояснительная записка
Рабочая программа по праву для 11 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
3. Положения о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО, ФГОС ООО;
4.Приказ Отдела по Управлению образованием Свободненского района № 232 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Свободненского района и реализующим программы общего образования» от 22.05.2017 г.
Используемый учебно-методический комплект: учебник «Право. Базовый и углубленный уровни. 10-11 класс». Авторы: А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина – М.: Дрофа, 2015. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 учебный час в неделю. Расхождений с авторской программой нет.
Практика образования, подготовки молодых людей в демократических странах показывает, что правовое обучение и воспитание занимают в содержании работы различных учебных заведений значительное место: школьники должны знать основные механизмы правового регулирования общественной и личной жизни, свои права и обязанности, учреждения, в которые можно обратиться в случае нарушения законных интересов. Естественно, что и в нашей стране, вставшей на рельсы демократического развития необходимо решать подобные проблемы. Вот почему, сейчас, одним из актуальных вопросов среднего общего образования учащихся российских школ становится возрождение правового образования на новой демократической основе.
Данная программа реализуется в рамках социально-гуманитарного профиля в 10-11-х классах. Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углублённое изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем.
Необходимость введения данного курса диктуется и тем, что в последние годы во многих вузах ввели профилирующий экзамен по обществознанию, в который входят и правовые вопросы. Поэтому курс «Право» призван помочь выпускникам в подготовке к вступительным испытаниям.
Цели и задачи курса.
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права;
освоение системы знаний о праве, как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и международном нормативно-правовом материале;
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере правоотношений, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Основные задачи курса:
способствовать подготовке учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве;
расширить возможности правовой социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;
овладеть умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере;
научить выпускников самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов, давать характеристику содержания текстов нормативных актов;
сформировать умения самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации.
Технологии:
- информационные и коммуникативные технологии;
- объяснительно-иллюстративные технологии;
- гуманно-личностная технология;
- личностно-ориентированные технологии.
Формы контроля:
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
3. Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся 11-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме ЕГЭ (тестирования).
СОДЕРЖАНИЕ
Гражданское право. Субъекты и объекты гражданского права. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Сделки. Виды гражданско-правовых договоров. Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Гражданско-правовая ответственность.
Налоговое право. Налоги. Виды налогов. Налоговые органы. Налогообложение юридических и физических лиц. Аудит.
Семейное право. Семейные правонарушения. Брак. Брачный контракт. Права, обязанности и ответственность членов семьи.
Трудовое право. Коллективный договор. Трудовой договор, порядок его заключения и расторжения. Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры, порядок их рассмотрения. Ответственность по трудовому праву. Охрана труда.
Административное право. Административные правоотношения. Административные правонарушения. Основания административной ответственности. Административные взыскания.
Уголовное право. Преступление. Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Международное право. Международные документы по правам человека. Правовая культура.
Профессиональное юридическое образование. Основные юридические профессии.
Учебно-тематический план
№ | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ТЕОРИЯ | К/Р |
1 | Раздел 1. Гражданское право | 8 | 7 | 1 |
2 | Раздел 2. Налоговое право | 3 | 2 | 1 |
3 | Раздел 3. Семейное право | 5 | 4 | 1 |
4 | Раздел 4. Трудовое право | 5 | 4 | 1 |
5 | Раздел 5. Административное право | 3 | 2 | 1 |
6 | Раздел 6. Уголовное право | 6 | 5 | 1 |
7 | Раздел 7. Правовая культура | 2 | 2 | 1 |
8 | Итоговое повторение. | 2 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 27 | 8 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
Планируемый уровень подготовки учащихся
Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
Виды деятельности:
работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
Нормы оценки знаний учащихся по праву
Критерии | 5 | 4 | 3 | 2 |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить). | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов. | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя. | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы. |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями. | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются. | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются. | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий. |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами. | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами. | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу. | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия. |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений. | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений. | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними. | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы. |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание. | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание. | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно. | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания. |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность. | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности. | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности. | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Тема. Урок. | Кол-во часов | Дата | Д/з |
по плану | по факту |
| Раздел 1. Гражданское право. | 8 | | | |
1 | Понятие и источники гражданского права. | 1 | | | |
2 | Обязательственное право. | 1 | | | |
3 | Право собственности. | 1 | | | |
4 | Гражданская правоспособность и дееспособность. | 1 | | | |
5 | Предпринимательство. | 1 | | | |
6 | Защита нематериальных благ. Причинение и возмещение вреда. | 1 | | | |
7 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Гражданское право». | 1 | | | |
8 | Контрольная работа по теме: «Гражданское право». | 1 | | | |
| Раздел 2. Налоговое право. | 3 | | | |
9 | Налоговое право. Налоговые органы. | 1 | | | |
10 | Ответственность за уклонение от уплаты налогов. | 1 | | | |
11 | Контрольная работа по теме: «Налоговое право». | 1 | | | |
| Раздел 3. Семейное право. | 5 | | | |
12 | Понятие и источники семейного права. | 1 | | | |
13 | Брак, условия его заключения. | 1 | | | |
14 | Права и обязанности супругов. | 1 | | | |
15 | Права и обязанности родителей и детей. | 1 | | | |
16 | Контрольная работа по теме: «Семейное право». | 1 | | | |
| Раздел 4. Трудовое право. | 5 | | | |
17 | Понятие и источники трудового права. | 1 | | | |
18 | Трудовой договор. Коллективный договор. | 1 | | | |
19 | Оплата труда. Охрана труда. | 1 | | | |
20 | Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. | 1 | | | |
21 | Контрольная работа по теме: «Трудовое право». | 1 | | | |
| Раздел 5. Административное право. | 3 | | | |
22 | Административное право. Административные правонарушения. | 1 | | | |
23 | Административная ответственность. | 1 | | | |
24 | Контрольная работа по теме: «Административное право». | 1 | | | |
| Раздел 6. Уголовное право. | 6 | | | |
25 | Понятие и источники уголовного права. | 1 | | | |
26 | Преступления. | 1 | | | |
27 | Уголовная ответственность. | 1 | | | |
28 | Процессуальное право. | 1 | | | |
29 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Уголовное право». | 1 | | | |
30 | Контрольная работа по теме: «Уголовное право». | 1 | | | |
| Раздел 7. Правовая культура | 2 | | | |
31 | Содержание правовой культуры. | 1 | | | |
32 | Совершенствование правовой культуры. | 1 | | | |
33 | Итоговая контрольная работа по курсу «Право в 11 классе» . | 1 | | | |
34 | Итоговое повторение по курсу «Право в 11 классе» | 1 | | | |
Литература
- Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: пособие для учителя. - М.,2002.
- Алексеев С. С. Философия права. - М., 2002;
- Исаев И. А. История государства и права России.- М., 2004.
- Каманина Т. В., Каманин А. В. Основы российского права.- М., 2007.
- Каманина Т. В., Каманин А. В. Право и экономика: 10-11 кл.- М., 2000.
- Коваленко А. Я. Правоведение: 10-11 кл.- М., 2003.
- Кравченко А. И. Обществознание: 10-11 кл.-М., 2004.
- Морозова С. А. Обществознание: 10-11 кл. - Спб., 2003.
- Митинский В. О. Обществознание: 10 кл.- М., 2002.
- Мутинский В. О. Основы правоведения: 10-11 кл.- М., 2004.
- Никитин А. Ф. Обществознание: 10-11 кл.- М., 2003.
- Никитин А. Ф. Основы обществознания: 8 кл.-М., 2002.
- Никитин А. Ф. Основы обществознания: 9 кл.- М., 2002.
- Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.- М., 2003.
- Основы российского права.- М., 2007.
- Певцова Е. А. Основы правовых знаний: практикум для старших классов.- М.,2002.
- Права человека. История, теория, практика.-М., 2005.
- Сборник кодексов РФ - М., 2008.
- Человек и общество. Обществознание: 11 кл./под ред. Л.Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой,- ч. 2.- М., 2006.
- Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривомеев В. Ф. Политика и право: 10 - 11 кл.- М., 2005:
- Юридическая энциклопедия. - М., 2004.
21