Автор учебника ЛифановаТ.М.
Изучение природоведения в школе 8 вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
-воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранной работы;
-воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека. В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
-есть на Земле страна- Россия.
Обучение природоведению рассчитано на два урока в неделю.
Национально-региональный компонент нашел отражение в изучении всех разделов программы. На основе изучения окружающего мира пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем- естествознания и географии.
План составлен в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (1 вариант), утвержденным приказом Министерства образования Российской федерации от 10.04.2002 года, № 29/2065-п. и на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, «Владос», 2000 год
под редакцией В.В.Воронковой.
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г.
-простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
-правила поведения в природе.
-оказывать простейшую медицинскую помощь.
Но- мер. | Тема. | Кол-во ча-сов | Дата по плану. | Дата факт. | Прогнози-руемый результат. | Наглядность, дид. м-л, ТСО. | Виды работ по развитию речи. | Элементы НРК. | Словарь. | Практическая часть. | Контроль. |
|
1. | Введение (1 час). Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. | 1ч. | 5А-3.09 | | Знать , что изучает природоведение. | Учебник. | Беседа по вопросам учителя. | | Природоведение. | | Фронтальная проверка. |
5 Б-2.09 | |
2. | Вселенная (4 часа). Небесные тела: планеты, звезды. | 1ч. | 5.09 | | Называть предметы и явления в окружающей обстановке. | Иллюстрации. | Беседа по вопросам учителя. | | Вселенная, небесные тела, планеты, звезды. | Запись определений в тетрадь. | Фронтальная проверка. |
5.09 | |
3. | Солнечная система. Солнце. | 1ч. | 10.09 | | Уметь вести наблюдения. | Календарь погоды. | Беседа о погоде. | Погода нашей местности | Солнечная система. | Зарисовки в тетрадях. | Фронтальная проверка. |
9.09 | |
4. | Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. | 1ч. | 12.09 | | Знать имена первых космонавтов. | Иллюстрации, в\ф «Покорение космоса». | Беседа по вопросам учителя. | | Космос. Спутник. | Просмотр и обсуждение в\ф | Фронтальная проверка. |
12.09 | |
5. | Экскурсия в природу. | 1ч. | 17.09 | | Уметь вести наблюдения. | Фильмы для заочной экскурсии. | Беседа по вопросам учителя. | | | | Индивидуальная проверка. |
16.09 | |
6. | Наш дом –Земля (13 ч.). Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. | 1ч. | 19.09 | | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | Иллюстрации | Беседа по вопросам учителя. | | Атмосфера, гидросфера, литосфера. | Запись определений в тетрадь. | Фронтальная проверка. |
19.09 | |
7. | Воздух и его охрана. Состав воздуха. | 1ч. | 24.09 | | Уметь устанавливать связи между явлениями в природе, знать свойства воздуха. | Иллюстрации, воздушный шарик. | Выборочный пересказ. | | Прозрачность. Газ. | Выполнение опыта на обнаружение воздуха вокруг нас. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
23.09 | |
8. | Значение воздуха для жизни на Земле. | 1ч. | 26.09 | | Знать основные свойства воздуха. | Иллюстрации. | Беседа по иллюстрациям. | Загрязнение воздуха в РТ. | | Выполнение зарисовок на тему охраны воздуха. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
26.09 | |
9. | Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. | 1ч. | 1.10 | | Знать основные формы поверхности Земли. | Таблица «Формы рельефа». | Беседа по вопросам учителя. | Рельеф нашей местности. | Равнина, холм, овраг. | Зарисовка форм поверхности суши. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
30.09 | |
10. | Поверхность суши: горы. | 1ч. | 3.10 | | Знать основные формы поверхности Земли. | Иллюстрации, таблица «Горы». | Выборочный пересказ. | Горы в нашей местности. | Вершина, подошва, склон. | Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
3.10 | |
11. | Почва (охрана почвы). Свойства почвы. | 1ч. | 8.10 | | Знать свойства почвы. | Иллюстрации, образцы почв. | Беседа по таблице. | Почвы нашей местности. | Чернозем. | Выполнение опытов на обнаружение свойств почвы. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
7.10 | |
12. | Полезные ископаемые. | 1ч. | 10.10 | | Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых. | Коллекция полезных ископаемых. | Беседа по коллекции. | Полезные ископаемые нашей местности. | Твердость, хрупкость, прозрачность и др. | Составление таблицы «Полезные ископаемые» | Самостоятельная работа по теме «Времена года». |
10.10 | |
13. | Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. | 1ч. | 15.10 | | Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых. | Коллекция полезных ископаемых. | Беседа по коллекции. | Полезные ископаемые нашей местности | Открытый и закрытый способы добычи. | Работа по определению свойств полезных ископаемых. | Фронтальная проверка. |
14.10 | |
14. | Вода. Свойства. | 1ч. | 17.10 | | Знать основные свойства воды. | Вода в стакане. | Беседа по вопросам учителя. | | Прозрачность, форма предмета. | Работа по определению свойств воды. | Фронтальная проверка. |
17.10 | |
15. | Вода в природе: осадки, воды суши. | 1ч. | 22.10 | | Различать виды вод. | Иллюстрации | Выборочный пересказ. | | Названия видов воды. | Выполнение зарисовок вод в тетрадях. | Индивидуальная проверка. |
21.10 | |
16. | Воды суши: ручьи, реки. | 1ч. | 24.10 | | Знать названия вод суши. | Иллюстрации | Выборочный пересказ. | Реки нашей местности. | Названия рек. | Заполнение схемы «Воды суши». | Индивидуальная проверка. |
24.10 | |
17. | Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. | 1ч. | 29.10 | | Различать виды вод суши. | Иллюстрации | Выборочный пересказ. | Водоемы нашей местности | Названия видов вод суши. | Записи в тетрадях. | Индивидуальная проверка. |
28.10 | |
18. | Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. | 1ч. | 31.10 | | Знать свойства морской воды. | Иллюстрации, карта мира | Беседа, пересказы. | | | Выполнение тестовых заданий. Нахождение на карте морей и океанов. | Тестовый контроль. |
31.10 4-5.11 | |
2 четверть. 14 часов. |
19. | Растительный мир Земли (14 ч.). Разнообразие растительного мира. Части растения. | 1ч. | 12.11 | | Различать живую и неживую природу. | Иллюстрации | Беседа по иллюстрациям. | Растения РТ. | Названия растений. | Выполнение зарисовок растений в разные времена года в тетрадях. | Фронтальная проверка. |
11.11 | |
20. | Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). | 1ч. | 14.11 | | Знать простейшую классификацию растений. | Гербарий, мультимедийные презентации. | Беседа по гербарию. | Растения РТ. | Среда обитания. | Рассматривание гербария. Игра на классификацию растений по местам произрастания. | Фронтальная проверка. |
14.11 | |
21. | Экскурсия в парк. | 1ч. | 19.11 | | Уметь проводить наблюдения за природой. | | Беседа. | Растения вокруг нас. | Названия растений. | Сбор гербария. Сезонные наблюдения. | Фронтальная проверка. |
18.11 | |
22. | Части растения. | 1ч. | 21.11 | | Знать части растений. | Иллюстрации, презентация. | Беседа. | Деревья РТ. | Названия растений. | Зарисовки в тетрадях. Выделение органов растений. | Индивидуальная проверка. |
21.11 | |
23. | Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы. | 1ч. | 26.11 | | Различать дикорастущие и культурные растения. | Иллюстрации | Беседа по иллюстрациям. | | Названия растений. | Заполнение таблиц. Изготовление гербариев. | Фронтальная проверка. |
25.11 | |
24. | Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. | 1ч. | 28.11 | | Уметь называть представителей растительного мира. | Презентация. | Беседа по вопросам учителя. | | Названия растений. | Наблюдения за сезонными изменениями природе. | Фронтальная проверка. |
28.11 | |
25. | Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. | 1ч. | 3.12 | | Уметь называть представителей растительного мира. | Иллюстрации | Беседа по иллюстрациям. | | Названия растений. | Записи в тетрадях. Зарисовки растений. | Фронтальная проверка. |
2.12 | |
26. | Кустарники(дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. | 1ч. | 5.12 | | Уметь называть представителей растительного мира. | Иллюстрации | Беседа по иллюстрациям. | | Названия растений. | Зарисовки в тетрадях. | Фронтальная проверка. |
5.12 | |
27. | Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. | 1ч. | 10.12 | | Знать простейшую классификацию растений. | Гербарий. | Беседа по гербарию. | | Названия растений. | Заполнение таблиц. Зарисовки растений. | Фронтальная проверка. |
9.12 | |
28. | Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. | 1ч. | 12.12 | | Знать названия растений. | Презентация. Фотографии школьного цветника. | Беседа по презентации. | Растения школьного сада. | Названия растений. | Составление букетов из сухоцветов. Зарисовки растений. | Фронтальная проверка. |
12.12 | |
29. | Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. | 1ч. | 17.12 | | Уметь называть некоторые лекарственные растения. | Коллекция лекарственных растений. | Выборочный пересказ. | Лек. Растения РТ. | Названия растений. | Записи в тетрадях правил сбора и использования. Зарисовки растений. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
16.12 | |
30. | Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. | 1ч. | 19.12 | | Знать некоторые комнатные растения, уметь ухаживать за ними. | Растения класса. | Выборочный пересказ. | Растения класса. | Названия растений. | Записи и зарисовки в тетрадях. Уход за комнатными растениями. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
19.12 | |
31. | Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. | 1ч. | 24.12 | | Знать простейшую классификацию растений. | Плакаты по охране природы. | Выборочный пересказ. | Красная книга РТ. | Названия растений. | Зарисовки по охране растений. | Фронтальная проверка. |
23.12 | |
32. | Контрольная работа по теме : «Растительный мир Земли». | 1ч. | 26.12 | | Уметь работать самостоя-тельно. | Тестовые задания. | | | | Выполнение тестовых заданий. | Тестовый контроль . |
26.12 | |
3 четверть. 20 часов. |
33. | Животный мир Земли (12 ч.). Разнообразие животного мира. | 1ч. | 14.01 | | Знать простейшую классификацию животных. | в/ф «Животный мир Земли» | Выборочный пересказ видеофрагментов. | Животные нашей местности. | Названия животных. | Зарисовки животных в тетрадях. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
13.01 | |
34. | Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | 1ч. | 16.01 | | Различать животных суши и водоемов. | Иллюстрации. | Беседа о приспособлении к среде обитания. | Животные нашей местности. | Названия животных. | Игра на классификацию животных. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
16.01 | |
35. | Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). | 1ч. | 21.01 | | Знать простейшую классификацию животных. | Презентация. | Выборочный пересказ. | Животные нашей местности. | | Классификация животных. Заполнение таблиц. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
20.01 | |
36. | Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. | 1ч. | 23.01 | | Различать насекомых. | Таблица «Насекомые». | Выборочный пересказ. | Местные виды насекомых. | Названия насекомых. | Определение видов насекомых. | Фронтальная проверка. |
23.01 | |
37. | Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. | 1ч. | 28.01 | | Знать признаки рыб. | Иллюстрации, таблица, в\ф «рыбы». | Выборочный пересказ. | Рыбы нашей местности. | Названия рыб. | Работа по таблице, зарисовки, записи. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
27.01 | |
38. | Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. | 1ч. | 30.01 | | Уметь вести наблюдения. | Таблица «Зимующие и перелетные птицы». | Беседа. | Птицы нашей местности. | Названия птиц. | Наблюдения за сезонными изменениями в жизни птиц. | Фронтальная проверка. |
30.01 | |
39. | Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. | 1ч. | 4.02 | | Знать простейшую классификацию животных. | Иллюстрации, таблица. | Выборочный пересказ. | Звери нашей местности. | Млекопитающие, звери. | Упражнения в классификации животных. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
3.02 | |
40. | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. | 1ч. | 6.02 | | Знать виды домашних животных. | Иллюстрации, таблица. | Выборочный пересказ. | Животные нашей местности. | Названия животных. | Работа по таблице, зарисовки, записи. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
6.02 | |
41. | Экскурсия в зоопарк, парк, живой уголок, на ферму ( в зависимости от местных условий). | 1ч. | 11.02 | | Уметь вести наблюдения. | | Беседа | | Названия животных. | Наблюдения, беседа. | Фронтальная проверка. |
10.02 | |
42. | Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. | 1ч. | 13.02 | | Знать правила ухода и содержания домашних питомцев. | Иллюстрации. | Выборочный пересказ. | | Названия птиц и рыбок. | Наблюдение за животными живого уголка. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
13.02 | |
43. | Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. | 1ч. | 18.02 | | Знать правила ухода и содержания домашних питомцев. | Иллюстрации, таблица. | Выборочный пересказ. | | Названия пород. | Запись правил ухода за животными. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
17.02 | |
44. | Охрана животных. Заповедники. Красная книга. | 1ч. | 20.02 | | Уметь называть представителей животного мира. | Иллюстрации, в\ф «Охрана животных». | Выборочный пересказ. | Красная книга РТ. | Названия животных. | Просмотр и беседа по фильму. | Фронтальная проверка. |
20.02 | |
45. | Человек (8 ч.). Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. | 1ч. | 25.02 | | Знать части тела и органы. | Таблица «Строение тела человека». | Выборочный пересказ. | | Названия органов. | Работа по таблице, зарисовки, записи. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
24.02 | |
46. | Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. | 1ч. | 27.02 | | Знать , как работают органы. | Иллюстрации. | Выборочный пересказ. | | Названия органов. | Показ на муляжах и таблицах органов. | Фронтальная проверка. |
27.02 | |
47. | Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). | 1ч. | 3.03 | | Знать правила сохранения здоровья человека, правила закаливания. | Иллюстрации, в/ф «Закаливание» | Выборочный пересказ. | | Режим дня. Закаливание. | Просмотр и беседа по фильму. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
2.03 | |
48. | Осанка (гигиена, костно-мышечная система). | 1ч. | 5.03 | | Знать правила сохранения осанки. | Иллюстрации, таблица. | Выборочный пересказ. | | Осанка, сколиоз. | Работа по таблице. | Фронтальная проверка. |
5.03 | |
49. | Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. | 1ч. | 10.03 | | Знать основные органы чувств. | Иллюстрации, таблица, муляж уха и глаза. | Выборочный пересказ. | | Названия органов чувств. | Работа по таблице, зарисовки, записи. | Индивидуальная проверка. |
9.03 | |
50. | Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. | 1ч. | 12.03 | | Уметь соблюдать правила питания. | Иллюстрации, таблица. | Выборочный пересказ. | | Витамины. | Работа по таблице, составление меню, распорядка дня. | Фронтальная проверка. |
12.03 | |
51. | Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. | 1ч. | 17.03 | | Уметь соблюдать правила элементарной гигиены. | Иллюстрации, таблица. в/ф «Влияние никотина» | Беседа по вопросам учителя. | | Названия органов дыхания, никотин. | Запись правил гигиены. | Фронтальная проверка. |
16.03 | |
52. | Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Резерв. | 1ч. | 19.03 | | Уметь оказывать простейшую медицинскую помощь. | Аптечка. Таблица «Виды кровотечений». | Беседа по вопросам учителя. | | Ушиб, порез, ссадина. | Выполнение тестовых заданий. Упражнения в оказании первой помощи. | Тестовый контроль. |
19.03 24-23.03 | |
4 четверть. 16 часов. |
53. | Есть на Земле страна- Россия (14 ч.). Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. | 1ч. | 2.04 | | Знать название своей страны. | Физическая и политическая карта России, карта мира. | Беседа по вопросам учителя. | Место РТ на карте России. | Карта. | Работа по карте. Зарисовка Государственного флага России. Нахождение России на политической карте. | Фронтальная проверка. |
2.04 | |
54. | Население России. Городское и сельское население. Народы России. | 1ч. | 7.04 | | Знать названия некоторых народов, населяющих Россию. | Карта народов России, презентация. | Беседа по вопросам учителя. | Народы Татарстана. | Названия народов. | Подбор иллюстраций по населению России. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
6.04 | |
55. | Столица Москва. | 1ч. | 9.04 | | Знать названия страны и столицы. | Карта России, фотоальбом «Москва». | Беседа по карте. | | Кремль, метро, достопримечательности. | Работа по карте. Подбор иллюстраций. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
9.04 | |
56. | Санкт-Петербург. | 1ч. | 14.04 | | Знать местоположение города на карте России. | Физическая карта России. | Беседа по карте. | | Названия достопримечательностей города. | Работа по карте. Подбор иллюстраций. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
13.04 | |
57. | Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | 1ч. | 16.04 | | Знать местоположение города на карте России. | Иллюстрации, карта России, презентация. | Беседа по презентации. | | Названия городов. | Подбор иллюстраций городов и их достопримечательностей. | Фронтальная проверка. |
16.04 | |
58. | Города: Новосибирск, Владивосток. | 1ч. | 21.04 | | Знать местоположение города на карте России. | Иллюстрации, карта. | Беседа по карте. | Казань и Альметьевск на карте России. | Названия городов. | Работа по карте. | Фронтальная проверка. |
20.04 | |
59. | Золотое кольцо. | 1ч. | 23.04 | | Знать местоположение города на карте России. | Иллюстрации, карта. | Беседа по карте. | | Названия городов. | Работа по карте. | Индивидуальная проверка. |
23.04 | |
60. | Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. | 1ч. | 28.04 | | Знать местоположение города на карте России. | Мультимедийная презентация. | Беседа по презентации. | | Названия городов. | Изготовление альбома «Россия- наша Родина». | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
27.04 | |
61. | Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. | 1ч. | 30.04 | | Знать основные правила охраны природы, типичных представителей. | Иллюстрации, таблица, в\ф из экологического сборника. | Беседа по таблице, по фильму. | Охрана природы края. Растения края. | Красная книга. | Беседа по фильму. Установление влияния человека на природу. | Фронтальная проверка. |
30.04 | |
62. | Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. | 1ч. | 5.05 | | Знать необходимость бережного отношения к природе. | Плакаты по охране природы, презентация. | Беседа по вопросам учителя. | Охрана природы края. Животные края. | Экологическая катастрофа. | Составление таблицы «Животные и растения нашей местности». | Фронтальная проверка. |
4.05 | |
63. | Заповедники, заказники, охрана природы. | 1 ч. | 7.05 | | Знать правила поведения в природе. | Правила ТБ | Беседа по вопросам учителя. | Заповедники, заказники, национальные парки. | Названия животных, растений, заповедников. | Зарисовки растений и животных в тетради.. | Фронтальная проверка. |
7.05 | |
64. | Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. | 1ч. | 12.05 | | Уметь работать самостоятельно. | Презентация «Акташ». | Беседа по вопросам учителя. | | Названия географических объектов. | Изготовление альбома «Наше село». | Индивидуальная проверка. |
11.05 | |
65. | Контрольная работа по теме: «Есть на Земле страна- Россия». | 1ч. | 14.05 | | Уметь работать самостоятельно. | Тестовые задания. | | | | Выполнение тестовых заданий. | Фронтальная проверка. |
14.05 | |
66-68. | Повторение пройденного. Экскурсии по городу, поселку, в краеведческий музей. Знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями. | 2 ч. | 19.05 21.05 | | Уметь вести наблюдения. | Планы экскурсий. | Беседа по вопросам учителя. | | Названия географических объектов. | Наблюдения. Составление рассказов о своем селе. | Фронтальная проверка. |
18.05 21.05 | |