Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О.Казанского
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЕСОШ №7
им. О.Казанского ___________/О.В. Авилова/
приказ от «____» ________ 2017 г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 3 «Г» класс
Количество часов: 167 часов
Учитель: Павлюк Ирина Геннадьевна
Год составления: август 2017 г.
ст. Егорлыкская
Ростовская область
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями, письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48, Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского на 2017-2018 учебный год, Устава МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского с учётом Примерной программы начального общего образования по русскому языку и авторской программы «Русский язык 1-4 классы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013, УМК «Гармония»
Рабочая программа ориентирована на учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» для 3 класса. В 2-х ч. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013г.
Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится в 3 классе 170 часов из расчета 4 часа + 1час в неделю из части, формируемой участниками образовательных отношений, час взят в качестве усиления гуманитарного образования младших школьников.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены на 167 ч (количество контрольных работ - 6, диктантов – 5, списывание – 1, изложение - 7), так как государственный праздник (23 февраля, 8 марта, 1 мая) в 2017-2018 учебном году по календарю выпадает на учебные дни. Сокращение часов проведено за счет уплотнения программного материала и резервного времени, отводимого на итоговое повторение изучаемого курса.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные УУД
Ученик научится:
интерес к изучению русского языка;
знания о том, какие бывают эмоции, умение определять эмоциональное состояние других людей;
знание и принятие на личностном уровне качества − вера в себя, ценности жизни – дружба;
осознание необходимости свободного владения языком для успешного общения. Ученик получит возможность для формирования:
сопереживания и сочувствия другим людям;
желания стремиться к совершенствованию собственной речи.
Ученик получит возможность:
представление о своей этнической принадлежности;
развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
положительное отношение к языковой деятельности;
заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.). Понимание чувств одноклассников, учителей;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять;
знать алгоритм выявления места и причины затруднения при выполнении самостоятельной работы, уметь его применять;
знать алгоритм первичного применения нового знания, уметь применять алгоритм;
уметь осознанно осуществлять два основных этапа при коррекции своих затруднений под руководством учителя,
действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном, словесно-логическом уровне;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Ученик получит возможность:
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
Ученик научится:
алгоритму выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, применению алгоритма;
составлять план действий и понимать его отличительные признаки;
основным приемам эффективного запоминания и приобретет опыт их применения;
алгоритму сравнения, обобщения и классификации объектов, (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
использовать модели для фиксирования нового знания.
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами на уроках русого языка;
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем;
создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
строить логическое рассуждение, как связь простых суждений об объекте.
Ученик получит возможность:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
применять правила успешного выступления;
применять правила понимания информации;
применять правила построения диалога, строить диалог со сверстниками;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе);
контролировать действия партнера, адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Ученик получит возможность научиться: допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает, а что нет;
оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, использовать речь для планирования своей деятельности.
Ученик получит возможность:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи
Предметные УУД
Развитие речи
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомство с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий.Парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом.Оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление). Различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать над словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы
Содержание учебного предмета.
1. Орфография и пунктуация. (18ч)
Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков. Использование приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.
Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач.
Освоение правил письма на месте следующих орфограмм:
• предлоги при местоимениях;
• несколько проверяемых безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова;
• непроверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные в корне слова (в пределах списка слов);
• ь после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже (ночь, мяч);
• ь после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже (ночь, мяч);
• безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных в именительном падеже;
• безударные гласные в родовых окончаниях глаголов; •безударные гласные (-е-, -и-, -а-, -я-) в суффиксах глаголов (в пределах списка слов);
• раздельное написание не с глаголами;
• ь з неопределённой форме глагола, в том числе в сочетании -ться;
• ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа;
• написание суффиксов -ек - -ик;
'написание сочетаний -ци - -цы в положении под ударением и без ударения;
•соединительные гласные в сложных словах.
Контрольная работа по заданию администрации | 1 | |
Изложение | 1 | |
2 . Морфология. (103 ч)
Части речи как группы слов, отличающиеся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Общее представление о форме слова, о понятии «начальная форма», об окончании как выразителе грамматического значения слова.
Имя существительное, его значение и употребление в речи. Значение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода; использование словаря учебника «Какого рода и числа слово?». Изменение имён существительных по числам; имена существительные, не имеющие пары по числу. Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное; овладение необходимым для этого способом действия. Различение падежных и смысловых вопросов. Морфологический анализ имён существительных (в объёме изученного).
Соблюдение правил культуры речи при использовании имён существительных: не имеющих форм единственного или множественного числа (очки, санки, молоко, сахар,), несклоняемых (пальто, метро, кино, шоссе).
Имя прилагательное, его значение и употребление в речи, полная зависимость от имени существительного. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Использование имён прилагательных в речи для повышения её точности и выразительности. Морфологический анализ имён прилагательных.
Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении. Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён.
Местоимение как часть речи (общее представление). Личные местоимения, их назначение, значения местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица; правило употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Использование личных местоимений для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи.
Глагол, его назначение в речи и возможные значения. Неопределённая форма глагола как его начальная форма, способ её нахождения. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?».
Изменение глаголов по временам; значение времён и внешние приметы; две формы будущего времени. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени; значение форм лица. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. Окончания глаголов личные и родовые.
Морфологический анализ глаголов (в объёме изученного).
Работа над правильностью речи: над правильным ударением (звонит, позвонишь, послала, начала...), над верным чередованием звуков (бежит - бегут, хочешь - хотят); наблюдения за использованием форм настоящего времени вместо прошедшего, форм 2-го лица вместо 1-го для повышения выразительности речи.
Предлоги, союзы и. а. но. частица не как служебные части речи. Участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами.
Диктант | 4 | |
Контрольная работа | 3 | |
Изложение | 3 | |
Словарный диктант | 2 | |
3.Лексика. (6ч)
Слово и два его значения: основы {лексическое) и окончания {грамматическое); накопление опыта выявления слов, лексическое значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Начальное представление о прямом и переносном значениях, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений.
4.Синтаксис. (19ч)
Предложение, его назначение, признаки. Общее представление о понятии «член предложения», о связи слов в предложении 'по смыслу» и «по форме», о возможности постановки от слова к слову двух вопросов: смысловых и падежных.
Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) как его основа; способ нахождения в предложении главных членов. Общее представление о второстепенных членах предложения и их роли в речи. Разграничение распространённых и нераспространённых предложений.
Диктант | 1 | |
Списывание | 1 | |
Изложение | 1 | |
Комплексная контрольная работа | 1 | |
5.Развитие речи. (21ч)
Текст: продолжение освоения основных признаков. Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения; словесная зарисовка {этюд) повествовательного или описательного типа. Организация делового текста типа инструкции (как что-то делать). Предложения со значением оценки действительности; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли. Строение текста, включающего несколько подтем. План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей. Изложение текстов различного характера (подробное, выборочное, с элементами дополнения и перестройки текста). Создание собственных текстов на основе разных источников (картин, серии рисунков, личных наблюдений). Практическое освоение различных жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления: словесная зарисовка {этюд), совет о том, как
что-то делать {инструкция).
Итоговая контрольная работа | 1 | |
Словарный диктант | 1 | |
4. Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | Контрольные работы (количество часов) | Диктант (количество часов) | Словарный диктант (количество часов) | Списыва ние (количество часов) | Изложение (количество часов) |
1 | Орфография и пунктуация | 18ч | 1 | | | | 1 |
2 | Морфология. | 103 ч | 3 | 4 | 2 | | 3 |
3 | Лексика | 6 ч | | | | | 2 |
4 | Синтаксис | 19 ч | 1 | 1 | | 1 | 1 |
5 | Развитие речи | 21 ч | 1 | | 1 | | |
Итого: | 167ч | 6 | 5 | 3 | 1 | 7 |
5. Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Наименование раздела, темы | Количество часов | Дата | Дидактическое обеспечение (оборудование) |
план | факт |
Орфография и пунктуация (18 ч) |
1 | Повторение изученного о речи | 1ч | 01.09 | | орфографический словарь |
2 | Повторение изученного о речи «Воспоминания о лете» | 1ч | 04.09 | | карточки |
3 | Понятия «правильно и точно». | 1ч | 05.09 | | таблицы |
4 | Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания | 1ч | 06.09 | | толковый словарь |
5 | «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу. | 1ч | 07.09 | | таблицы |
6 | Повторение изученного по орфографии | 1ч | 08.09 | | карточки, раздаточный материал |
7 | Повторение изученного по орфографии | 1ч | 11.09 | | карточки, раздаточный материал |
8 | Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. | 1ч | 12.09 | | таблицы, орфографический словарь |
9 | «Как быть, если в корне не одна орфограмма?» | 1ч | 13.09 | | таблицы, орфографический словарь |
10 | Контрольная работа по заданию администрации. | 1ч | 14.09 | | орфографический словарь |
11 | Правописание суффиксов -ек и -ик- | 1ч | 15.09 | | орфографический словарь |
12 | Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци- | 1ч | 18.09 | | карточки, раздаточный материал |
13 | Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци- | 1ч | 19.09 | | таблицы, орфографический словарь |
14 | Общее знакомство со сложными словами | 1ч | 20.09 | | таблицы, орфографический словарь |
15 | « Бывает ли в слове два корня?» | 1ч | 21.09 | | орфографический словарь |
16 | Обобщение и систематизация известных правил письма | 1ч | 22.09 | | |
17 | Изложения (рассказы о словах или рассказы о событиях | 1ч | 25.09 | | карточки, раздаточный материал |
18 | Работа над ошибками. Совершенствование различных умений | 1ч | 26.09 | | орфографический словарь |
Морфология (55ч) |
19 | Представление понятия «части речи» | 1ч | 27.09 | | таблицы, орфографический словарь |
20 | Знакомство с названиями частей речи | 1ч | 28.09 | | орфографический словарь |
21 | Назовём слова-указатели | 1ч | 29.09 | | орфографический словарь |
22 | Освоение личных местоимений | 1ч | 2.10 | | орфографический словарь |
23 | Знакомство с названиями слов-помощников. | 1ч | 3.10 | | таблицы, орфографический словарь |
24 | Обучение употреблению и написанию служебных частей речи | 1ч | 4.10 | | орфографический словарь |
25 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1ч | 5.10 | | |
26 | Работа над ошибками. Обобщение изученного о частях речи | 1ч | 6.10 | | карточки, раздаточный материал |
27 | Изложение: обучение рассказу о словах. | 1ч | 9.10 | | таблицы, орфографический словарь |
28 | Формирование умения определять части речи и правильно писать служебные слова. | 1ч | 10.10 | | орфографический словарь |
29 | Формирование умения определять части речи и правильно писать служебные слова. | 1ч | 11.10 | | орфографический словарь |
30 | Представление понятия «форма слова». | 1ч | 12.10 | | карточки, раздаточный материал |
31 | Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного | 1ч | 13.10 | | таблицы, орфографический словарь |
32 | Знакомство с начальной формой имени прилагательного | 1ч | 16.10 | | орфографический словарь |
33 | Закрепление изученного | 1ч | 17.10 | | орфографический словарь |
34 | Род имён существительных. | 1ч | 18.10 | | карточки, раздаточный материал |
35 | Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных. | 1ч | 19.10 | | орфографический словарь |
36 | Изменение имён существительных по числам. | 1ч | 20.10 | | карточки, раздаточный материал |
37 | Изменение имён прилагательных по числам и родам. | 1ч | 23.10 | | орфографический словарь |
38 | Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени | 1ч | 24.10 | | карточки, раздаточный материал |
39 | Знакомство с изменением по падежам | 1ч | 25.10 | | орфографический словарь |
40 | Наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений | 1ч | 26.10 | | карточки, раздаточный материал |
41 | Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа | 1ч | 27.10 | | орфографический словарь |
42 | Освоение способа действия для определения падежей. | 1ч | 7.11 | | карточки, раздаточный материал |
43 | Закрепление изученного | 1ч | 8.11 | | орфографический словарь |
44 | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. | 1ч | 9.11 | | карточки, раздаточный материал |
45 | Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам | 1ч | 10.11 | | орфографический словарь |
46 | Повторение изученного о частях речи | 1ч | 13.11 | | орфографический словарь |
47 | Наблюдение за ролью глаголов в речи | 1ч | 14.11 | | карточки, раздаточный материал |
48 | Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам | 1ч | 15.11 | | таблицы, орфографический словарь |
49 | Знакомство с системой времён глагола | 1ч | 16.11 | | орфографический словарь |
50 | Особенности изменения глаголов прошедшего и настоящего, будущего времени | 1ч | 17.11 | | орфографический словарь |
51 | Закрепление изученного | 1ч | 20.11 | | орфографический словарь |
52 | Как отличить глагол от других частей речи? | 1ч | 21.11 | | карточки, раздаточный материал |
53 | Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. | 1ч | 22.11 | | таблицы, орфографический словарь |
54 | Закрепление изученного | 1ч | 23.11 | | орфографический словарь |
55 | Строение и написание глаголов в неопределённой форме | 1ч | 24.11 | | орфографический словарь |
56 | Закрепление изученного | 1ч | 27.11 | | карточки, раздаточный материал |
57 | Контрольная работа по теме «Глагол как часть речи» | 1ч | 28.11 | | |
58 | Работа над ошибками. Закрепление изученного | 1ч | 29.11 | | орфографический словарь |
59 | Обучение нахождению неопределённой формы глагола и правописанию в ней суффиксов | 1ч | 30.11 | | карточки, раздаточный материал |
60 | Прошедшее время глагола | 1ч | 1.12 | | таблицы, орфографический словарь |
61 | Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени | 1ч | 4.12 | | орфографический словарь |
62 | Использование глаголов прошедшего времени в речи | 1ч | 5.12 | | орфографический словарь |
63 | Закрепление изученного | 1ч | 6.12 | | карточки, раздаточный материал |
64 | Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях | 1ч | 7.12 | | карточки, раздаточный материал |
65 | Определение и образование форм глагола | 1ч | 8.12 | | орфографический словарь |
66 | Знакомство с двумя формами будущего времени. | 1ч | 11.12 | | карточки, раздаточный материал |
67 | Знакомство с двумя формами будущего времени. | 1ч | 12.12 | | карточки, раздаточный материал |
68 | Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам | 1ч | 13.12 | | орфографический словарь |
69 | Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам | 1ч | 14.12 | | карточки, раздаточный материал |
70 | Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. | 1ч | 15.12 | | карточки, раздаточный материал |
71 | Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. | 1ч | 18.12 | | |
72 | Закрепление изученного Словарный диктант | 1ч | 19.12 | | карточки, раздаточный материал |
73 | Контрольный диктант | 1ч | 20.12 | | карточки, раздаточный материал |
Лексика (6ч) |
74 | Изложение с изменением лица: пересказ текста от 1-го лица | 1ч | 21.12 | | карточки, раздаточный материал |
75 | Изложение текста-воспоминания (или создание собственного по аналогии) | 1ч | 22.12 | | таблицы, орфографический словарь |
76 | Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. | 1ч | 25.12 | | орфографический словарь |
77 | Создание текста «Как я сделаю…» | 1ч | 26.12 | | орфографический словарь |
78 | Написание поздравлений | 1ч | 27.12 | | карточки, раздаточный материал |
79 | Закрепление изученного | 1ч | 28.12 | | карточки, раздаточный материал |
Морфология (11ч) |
80 | Повторение изученного о частях речи | 1ч | 29.12 | | орфографический словарь |
81 | Закрепление изученного | 1ч | 10.01 | | орфографический словарь |
82 | Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных | 1ч | 11.01 | | карточки, раздаточный материал |
83 | Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола | 1ч | 12.01 | | карточки, раздаточный материал |
84 | Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени | 1ч | 15.01 | | орфографический словарь |
85 | Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи | 1ч | 16.01 | | карточки, раздаточный материал |
86 | Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи | 1ч | 17.01 | | орфографический словарь |
87 | Правописание глаголов в неопределённой форме | 1ч | 18.01 | | карточки, раздаточный материал |
88 | Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах | 1ч | 19.01 | | карточки, раздаточный материал |
89 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1ч | 22.01 | | карточки, раздаточный материал |
90 | Работа над ошибками . Закрепление изученного | 1ч | 23.01 | | таблицы, орфографический словарь |
Синтаксис ( 19 ч) |
91 | Изложения. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени | 1ч | 24.01 | | орфографический словарь |
92 | Создание рассказа по картинкам | 1ч | 25.01 | | орфографический словарь |
93 | Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям. | 1ч | 26.01 | | карточки, раздаточный материал |
94 | Повторение изученного о предложении | 1ч | 29.01 | | карточки, раздаточный материал |
95 | Знакомство с понятием «член предложения» | 1ч | 30.01 | | орфографический словарь |
96 | Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления | 1ч | 31.01 | | орфографический словарь |
97 | Упражнения в нахождении главных членов предложения; расширение сведений о подлежащем и сказуемом | 1ч | 1.02 | | карточки, раздаточный материал |
98 | Закрепление изученного | 1ч | 2.02 | | карточки, раздаточный материал |
99 | Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. | 1ч | 5.02 | | орфографический словарь |
100 | Списывание. | 1ч | 6.02 | | карточки, раздаточный материал |
101 | Работа над ошибками. | 1ч | 7.02 | | орфографический словарь |
102 | Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме | 1ч | 8.02 | | карточки, раздаточный материал |
103 | Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений. | 1ч | 9.02 | | карточки, раздаточный материал |
104 | Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. | 1ч | 12.02 | | карточки, раздаточный материал |
105 | Совершенствование грамматических и орфографических умений. | 1ч | 13.02 | | таблицы, орфографический словарь |
106 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1ч | 14.02 | | орфографический словарь |
107 | Работа над ошибками. | 1ч | 15.02 | | орфографический словарь |
108 | Создание текстов изобразительного характера | 1ч | 16.02 | | карточки, раздаточный материал |
109 | Создание текста-инструкции. | 1ч | 19.02 | | карточки, раздаточный материал |
Морфология (37 ч) |
110 | Повторение изученного об именах | 1ч | 20.02 | | орфографический словарь |
111 | Повторение изученного об именах | 1ч | 21.02 | | орфографический словарь |
112 | Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. | 1ч | 22.02 | | карточки, раздаточный материал |
113 | Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных | 1ч | 26.02 | | карточки, раздаточный материал |
114 | О значении имён прилагательных | 1ч | 27.02 | | орфографический словарь |
115 | Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных | 1ч | 28.02 | | карточки, раздаточный материал |
116 | Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных | 1ч | 1.03 | | орфографический словарь |
117 | Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи | 1ч | 2.03 | | карточки, раздаточный материал |
118 | Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих | 1ч | 5.03 | | карточки, раздаточный материал |
119 | Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих | 1ч | 6.03 | | орфографический словарь |
120 | Контрольный диктант | 1ч | 7.03 | | карточки, раздаточный материал |
121 | Работа над ошибками. | 1ч | 12.03 | | орфографический словарь |
122 | Повторение изученного, обобщение. | 1ч | 13.03 | | карточки, раздаточный материал |
123 | Повторение изученного, обобщение. Словарный диктант | 1ч | 14.03 | | карточки, раздаточный материал |
124 | Закрепление изученного. | 1ч | 15.03 | | орфографический словарь |
125 | Закрепление изученного. | 1ч | 16.03 | | карточки, раздаточный материал |
126 | Работа над грамматической правильностью речи. | 1ч | 19.03 | | орфографический словарь |
127 | Работа над грамматической правильностью речи. | 1ч | 20.03 | | карточки, раздаточный материал |
128 | Изложение: обучение правильности и точности речи. | 1ч | 21.03 | | орфографический словарь |
129 | Создание словесных зарисовок. | 1ч | 22.03 | | карточки, раздаточный материал |
130 | Повторение общих сведений о частях речи и предложении | 1ч | 23.03 | | орфографический словарь |
131 | Изложение с элементами сочинения на основе картины | 1ч | 2.04 | | орфографический словарь |
132 | Повторение различных видов разбора на материале словесной модели | 1ч | 3.04 | | орфографический словарь |
133 | Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов | 1ч | 4.04 | | карточки, раздаточный материал |
134 | Работа над связью слов, над значением слов, над правильностью речи. | 1ч | 5.04 | | карточки, раздаточный материал |
135 | Повторение вопросов орфографии. Зависимость написания слов от их значения | 1ч | 6.04 | | карточки, раздаточный материал |
136 | Контрольная работа по теме «Повторение о предложении, частях речи» | 1ч | 9.04 | | карточки, раздаточный материал |
137 | Работа над ошибками. | 1ч | 10.04 | | карточки, раздаточный материал |
138 | Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. | 1ч | 11.04 | | карточки, раздаточный материал |
139 | Систематизация изученных орфографических правил | 1ч | 12.04 | | карточки, раздаточный материал |
140 | Систематизация изученных орфографических правил | 1ч | 13.04 | | карточки, раздаточный материал |
141 | Совершенствование орфографических и грамматических умений | 1ч | 16.04 | | карточки, раздаточный материал |
142 | Совершенствование орфографических и грамматических умений | 1ч | 17.04 | | карточки, раздаточный материал |
143 | Решение разнообразных орфографических задач. | 1ч | 18.04 | | карточки, раздаточный материал |
144 | Решение разнообразных орфографических задач. | 1ч | 19.04 | | карточки, раздаточный материал |
145 | Совершенствование орфографических и грамматических умений | 1ч | 20.04 | | карточки, раздаточный материал |
146 | Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». | 1ч | 23.04 | | карточки, раздаточный материал |
Развитие речи. (21ч) |
147 | Комплексная контрольная работа. | 1ч | 24.04 | | карточки, раздаточный материал |
148 | Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием. | 1ч | 25.04 | | карточки, раздаточный материал |
149 | Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием. | 1ч | 26.04 | | карточки, раздаточный материал |
150 | Включение в повествование и описание предмета предложений со значением оценки; работа над основной мыслью текста | 1ч | 27.04 | | индивидуальный материал |
151 | Включение в повествование и описание предмета предложений со значением оценки; работа над основной мыслью текста | 1ч | 28.04 | | индивидуальный материал |
152 | Совершенствование речевых умений. | 1ч | 3.05 | | карточки, раздаточный материал |
153 | Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям | 1ч | 4.05 | | карточки, раздаточный материал |
154 | Знакомство с особенностями словесных этюдов. | 1ч | 7.05 | | карточки, раздаточный материал |
155 | Создание словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника | 1ч | 8.05 | | карточки, раздаточный материал |
156 | Создание словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника | 1ч | 10.05 | | карточки, раздаточный материал |
157 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям | 1ч | 11.05 | | карточки, раздаточный материал |
158 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям | 1ч | 14.05 | | карточки, раздаточный материал |
159 | Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем | 1ч | 15.05 | | карточки, раздаточный материал |
160 | Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем | 1ч | 16.05 | | карточки, раздаточный материал |
161 | Совершенствование речевых умений. Словарный диктант | 1ч | 17.05 | | карточки, раздаточный материал |
162 | Итоговая контрольная работа | 1ч | 18.05 | | карточки, раздаточный материал |
163 | Работа над ошибками | 1ч | 21.05 | | карточки, раздаточный материал орфографический словарь |
164 | Перелистывая учебник. Подводим итоги. | 1ч | 22.05 | | карточки, раздаточный материал |
165 | Перелистывая учебник. Подводим итоги. | 1ч | 23.05 | | карточки, раздаточный материал |
166 | Перелистывая учебник. Подводим итоги. | 1ч | 24.05 | | карточки, раздаточный материал |
167 | Перелистывая учебник. Подводим итоги. | 1ч | 25.05 | | карточки, раздаточный материал |
Итого: | 167 | | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского от «____» ___________ 2017 г. № ________ Председатель МС ___________________/С.В. Скурихина/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/Воронченко Н.В./ «____» ___________ 2017г. |
6. Лист корректировки рабочей программы
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки |
Тема урока | Количество часов | Дата | | Тема урока | Количество часов | Дата |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки |
Тема урока | Количество часов | Дата | | Тема урока | Количество часов | Дата |
| | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
| | | | | | | |