СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа с КТП для  1-4 классов по УМК "Школа России" по учебнику  В. П. Канакина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов»



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 1- 4 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по учебному предмету «Русский язык» для авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык». УМК «Школа России».


Место учебного предмета в учебном плане.

Курс «Русский язык» рассчитан на 540 ч. В 1 классе – 132 ч. (4 ч. в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч. отводится урокам обучения письму в период обучения и 50 ч. - урокам русского языка, во 2 – 4 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).





Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык».


1 класс.


Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Изучение курса «Русский язык» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание сво­ей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонациональ­ного российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и разви­вающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, соци­альной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социаль­ных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую
этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения;

сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;

начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооцен­ку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соот­ветствии с целями и задачами;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной форме;

начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;

начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа,

синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процес­сов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего обра­зования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного пред­мета «Русский язык».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

умение определять общую цель и пути её достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельно­сти, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям об­щей культуры и гражданской позиции человека;

первоначальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексиче­ских, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при со­ставлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

сознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня

культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания
при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять напи­санное;

владение учебными действиями с языковыми единицами и формирование уме­ния использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникатив­ных задач;

первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе;

об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.



2 класс.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты

учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

3 класс.


В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:

1)формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3)формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-

исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

4)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

5)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

6)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

8)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.


В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:

1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5)использование знаково-символических средств представления информации для

создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6)использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

7)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

10)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;

11)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

12)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».


В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:

1)формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2)понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3)сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4)овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5)овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать

знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

6)умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

7) способность проверять написанное.


4 класс.

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принад­лежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменя­ющемся и развивающемся мире.

  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мо­тивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по­ступки, в том числе в информационной деятельности, на основе пред­ставлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отно­шению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления.

  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  3. Использование знаково-символических средств представления ин­формации.

  4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источни­ках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить рече­вое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  1. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от­несения к известным понятиям.

  2. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать воз­можность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен­ки событий.

  3. Определение общей цели и путей её достижения; умение догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  4. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  5. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с со­держанием учебного предмета «Русский язык». Овладение базовыми предметными и межпредметными понятия­ми, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  6. Умение работать в материальной и информационной среде на­чального общего образования (в том числе с учебными моделями) в со­ответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и много­образии языкового и культурного пространства России, о языке как ос­нове национального самосознания.

  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явле­ние национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Россий­ской Федерации, языка межнационального общения.

  3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской по­зиции человека.

  4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных моно­логических высказываний и письменных текстов.

  1. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений соб­ственного уровня культуры, применение орфографических правил и пра­вил постановки знаков препинания при записи собственных и предло­женных текстов. Владение умением проверять написанное.

  2. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и фор­мирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  3. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразо­вании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  4. Формирование умений опознавать и анализировать основные еди­ницы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.















Содержание учебного предмета

1 класс

Обучение грамоте и развитие речи – 115 ч.

Добукварный период (подготовительный) – 20 часов

Букварный период (основной) – 80 часов

Послебукварный период – 15 часов

Русский язык – 50 ч.


Наша речь – 2 часа

Наша речь. Устная и письменная речь.

Текст, предложение, диалог – 3 часа

Текст и предложение. Предложение. Диалог.

Слова, слова, слова… - 4 часа

Роль слов в речи. Слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов. «Вежливые» слова. Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.

Слово и слог. Ударение – 6 часа

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Перенос слов. Ударение (общее представление). Ударные и безударные слоги.

Звуки и буквы – 35 часов

Звуки и буквы. Русский алфавит или Азбука. Гласные звуки и буквы. Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах. Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э. Обозначение ударного гласного буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными. Слова с буквами И и Й. Твердые и мягкие согласные звуки. Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов. Правописание парных согласных звуков на конце слов. Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки». Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Заглавная буква в словах. Проект «Сказочная страничка». Повторение и обобщение изученного материала.


2 класс

Наша речь (3ч.)

Виды речи. Диалог и монолог

Текст (4ч.)

Текст. Части текста

Предложение (12ч.)

Предложение. Члены предложения

Слова, слова, слова… (18ч.)

Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова.

Звуки и буквы (59ч.)

Звуки и буквы. Русский алфавит или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Согласные звуки (повторение и углубление представлений). Согласный звук [й], и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твёрдые мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Мягкий знак. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Обобщение знаний об изученных правилах письма. Разделительный ь.

Части речи (58ч.)

Изучение частей речи.

Имя существительное (19ч.)

Глагол (12ч.)

Имя прилагательное (13ч)

Местоимение (4ч)

Предлоги (8ч.)

Повторение (16ч)

3 класс

Наша речь и наш язык (2ч)

Наша речь и наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание (14ч.)

Текст (повторение и углубление представлений о тексте). Предложение (повторение и углубление представлений о тексте и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Предложение с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложение. Словосочетание.

Слово в языке и речи (19ч.)

Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы.

Состав слова (16ч.)

Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

Правописание частей слова (29ч.)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по звонкости-глухости согласными в корне слов и перед согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными, суффиксов, приставок, предлогов, слов с разделительным Ъ.

Части речи (76ч)

Имя существительное (30ч.)

Имя прилагательное (19ч.)

Местоимение (5ч.)

Глагол (21ч.)

Повторение (14ч.)

4 класс

Повторение (11ч)

Наша речь. Текст. Предложение. Обращение. Словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

Предложение (9ч.)

Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

Слово в языке и речи (21ч)

Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи.

Имя существительное (43ч.)

Имя прилагательное (30ч.)

Личные местоимения (7ч.)

Глагол (34ч.)

Повторение (15ч)

















Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» в 1- 4 классах

Тематическое планирование учебного предмета 1 класс – 92 ч. (при обучении грамоте)


Раздел

№п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Добукварный (подготовительный) период

20 ч.

2.

Букварный период

48 ч.

3.

Послебукварный период

30 ч.


Итого:

92 ч.



1 класс – 40 ч.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Наша речь

2

Текст, предложение, диалог

3

Слова, слова, слова…

3

Слово и слог. Ударение

4

Звуки и буквы

28

Повторение

1



Тематическое планирование учебного предмета 2 класс – 136 ч.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Наша речь

(3ч.)

Текст

(3ч.)

Предложение

(9ч.)

Слова, слова, слова…

(12ч.)

Звуки и буквы

(50ч.)

Части речи

(51ч.)

Имя существительное

(18ч.)

Глагол

(11ч.)

Имя прилагательное

(12ч)

Местоимение

(4ч)

Предлоги

(6ч.)

Повторение

(8ч)



Тематическое планирование учебного предмета 3 класс – 136 ч.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Наша речь и наш язык

(3ч.)

Текст. Предложение. Словосочетание

(14ч.)

Слово в языке и речи

(15ч.)

Состав слова

(11ч.)

Правописание частей слова

(21ч.)

Части речи

(76ч.)

Имя существительное

(22ч.)

Имя прилагательное

(16ч.)

Местоимение

(4 ч)

Глагол

(18ч)

Повторение

(8ч)



Тематическое планирование учебного предмета 4 класс – 136 ч.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

Повторение

9

Предложение.

7

Слово в языке и речи.

16

Имя существительное

34

Имя прилагательное

27

Местоимение

8

Глагол

27

Повторение

8







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 1 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОПИСИ 115 ч.

№п/п

№ урока

Тема урока

Дата

1

1

Добукварный период (20 часов)

Прописи – первая учебная тетрадь. История возникновения письма.

(с. 4–5, пропись № 1)


2

2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки (с. 6–7)


3

3

Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов (с. 8–11)


4

4

Строка и межстрочное пространство. Рисование полуовалов и кругов (с. 12–13)


5

5

Письмо длинных прямых наклонных линий (с. 14–15)


6

6

Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху (с. 16–17)




Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вверху и внизу (с. 18–19)


7

7

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу (с. 20–21)


8

8

Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий (с. 22–23)


9

9

Письмо прямых наклонных линий и линий с закруглением внизу (вправо, влево)

(с. 24–25)


10

10

Письмо линий с закруглением внизу и вверху (с. 26–27)


11

11

Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу и вверху (с. 28–30)


12

12

Строчная письменная буква а (с. 3, пропись № 2)


13

13

Строчная и заглавная буквы а, А (с. 4)


14

14

Строчная и заглавная буквы о, О (с. 5)


15

15

Написание изученных букв (с. 6)


16

16

Строчная буква и (с. 7) Заглавная буква И (с. 8)


17

18

17,18

Строчная буква ы (с. 9)

Закрепление написания изученных букв (с. 10)


19

19

Строчная буква у (с. 11)


20

20

Заглавная буква У (с. 12)


21

1

Букварный период (80ч.)

Строчная буква н (с. 14)


22

2

Заглавная буква Н (с. 15)


23

3

Строчная и заглавная буквы с, С (с. 16)


24

4

Строчная и заглавная буквы с, С (с. 17)


25

5

Закрепление написания изученных букв (с. 13)


26

6

Строчная буква к (с. 18


27

7

Заглавная буква К (с. 19)


28

8

Строчная буква т (с. 20)


29

9

Заглавная буква Т (с. 21)


30

10

Закрепление написания изученных букв (с. 22)


31

11

Строчная буква л (с. 23)


32

12

Заглавная буква Л (с. 24)


33

13

Строчная буква р (с. 26)


34

14

Заглавная буква Р (с. 27)


35

15

Строчная буква в (с. 28)


36

16

Написание слов и предложений с изученными буквами (с. 25)


37

17

Заглавная буква В (с. 29)


38

18

Строчная буква е (с. 31)


39

19

Заглавная буква Е (с. 32)


40

20

Строчная буква п (с. 3, пропись № 3)


41

21

Закрепление написания изученных букв (с. 30)


42

22

Заглавная буква П (с. 4)


43

23

Строчная буква м (с. 6)


44

24

Заглавная буква М (с. 7)


45

25

Написание слов и предложений с изученными буквами (с. 8)


46

26

Строчная буква з (с. 9)


47

27

Заглавная буква З (с. 10) Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами (с. 11)


48

28

Строчная буква б (с. 12)


49

29

Заглавная буква Б (с. 13)


50

30

Строчная и заглавная буквы б, Б (с. 14) Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами (с. 15)


51

31

Строчная буква д (с. 16)


52

32

Заглавная буква Д (с. 17)


53

33

Строчная и прописная буквы д, Д (с. 18) Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами (с. 19)


54

34

Строчная буква я (с. 20)


55

35

Заглавная буква Я (с. 21)


56

36

Строчная и заглавная буквы я, Я (с. 22) Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами (с. 23)


57

37

Строчная буква г (с. 24)


58

38

Заглавная буква Г (с. 25)


59

39

Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу (с. 27)


60

40

Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу (с. 29)


61

41

Строчная и заглавная буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу (с. 28)


62

42

Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (с. 30)


63

43

Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (с. 31)


64

44

Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук (с. 3, пропись № 4)


65

45

Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук (с. 4)


66

46

Строчная и заглавная буквы ш, Ш. Написание слов с сочетанием ши (с. 5)


67

47

Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук (с. 6)


68

48

Заглавная буква Ж, обозначающая твердый согласный звук (с. 7)


69

49

Строчная и прописная буквы ж, Ж. Написание слов с сочетанием жи (с. 8)


70

50

Строчная и прописная буквы ж, Ж (закрепление).

Написание слов с сочетаниями жи – ши (с. 9)


71

51

Строчная буква ё (с. 10)


72

52

Строчная буква ё, после согласных (с. 11) Заглавная буква Ё (с. 12)


73

53

Строчная буква й. Слова с буквой й (с. 13)


74

54

Строчная буква й. Слова с буквой й (с. 14)


75

55

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.


76

56

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.


77

57

Строчная буква х (с. 15)


78

58

Заглавная буква Х (с. 16)


79

59

Строчная буква ю (с. 19)


80

60

Проверочная работа. (тестовая форма)(126-127)


81

61

Заглавная буква Ю (с. 20) Строчная и заглавная буквы ю, Ю (с. 21)


82

62

Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук (с. 22)


83

63

Заглавная буква Ц, обозначающая твердый согласный звук (с. 23)


84

64

Строчная и заглавная буквы ц, Ц (с. 24)


85

65

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.


86

66

Строчная буква э (с. 25)


87

67

Заглавная буква Э (с. 26)


88

68

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.


89

69

Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу (с. 27)


90

70

Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу(с. 29)


91

71

Строчная и заглавная буквы щ, Щ. Написание слов с сочетаниями ща, щу (с. 28)


92

72

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.


93

73

Строчная буква ф (с. 30)


94

74

Заглавная буква Ф (с. 31)


95

75

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.


96

76

Буквы ь, ъ (с. 32)


97

77

Буквы ь, ъ. Закрепление.


98

78

Алфавит. Звуки и буквы


99

79

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.


100

80

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.


101

1

Послебукварный период (15)

Составление слогов, слов


102

2

Оформление предложений в тексте.


103

3

Списывание текста.


104

4

Списывание текста.


105

5

Правописание жи-ши.


106

6

Учимся отвечать на вопросы


107

7

Правописание ча-ща.


108

8

Письмо под диктовку.


109

9

Правописание чу-щу.


110

10

Работа с деформированным текстом


111

11

Правописание чк-чн, щн.


112

12

Работа с деформированным текстом


113

13

Заглавная буква в именах собственных


114

14

Закрепление


115

15

Закрепление












































РУССКИЙ ЯЗЫК (ОСНОВНОЙ КУРС) 50ч

№п/п

урока

Тема урока

Дата

1

1

Наша речь (2 ч)

Язык и речь, их значение в жизни людей. Стр 6


2

2

Речь устная и речь письменная (общее представление) стр 7-8


3

1

Текст, предложение, диалог (3ч)

1 Текст. (общее представление) стр 10-11


4

2

2 Предложение стр 12-13


5

3

3 Диалог. Стр 14-15


6

1

Слова, слова, слова….(4ч)

1 Слово. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Стр 18-21


7

2

2 Слова однозначные и многозначные (общее представление). Стр 22-24


8

3

3 Слова, близкие и противоположные по значению. Стр 25-27


9

4

4 Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. Стр 28-30


10

1

Слово и слог. Ударение (6ч)

1 Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Слово и слог. Стр 32-33


11

2

2 Деление слов на слоги. Стр 34-35


12

3

3 Правила переноса слов (первое представление). Стр 36-37


13

4

4 Перенос слов. стр 38


14

5

5 Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Стр 39-41


15

6

6 Ударение (общее представление) Зависимость значения слова от ударения. Стр 42-44


16

1

Звуки и буквы (35 ч)

Звуки и буквы 2ч

1Звуки и буквы стр 46-48


17

2

2 Звуки и буквы стр 49-51


18

3

Русский алфавит, или Азбука (2 ч)

Значение алфавита.

1 Русский алфавит, или Азбука стр 52-54


19

4

2 Русский алфавит, или Азбука Использование алфавита при работе со словарями.

Буквы, обозначающие гласные звуки стр 55-57


20

5

Гласные звуки (3ч)

1 Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Стр 58-59


21

6

2 Гласные звуки стр 59-60


22

7

3 Гласные звуки стр 61-62


23

8

Ударные и безударные звуки (5ч)

1 Ударные и безударные гласные звуки стр63-64


24

9

2 Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Стр 65-66


25

10

3 Ударные и безударные гласные звуки Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). Стр 67-68


26

11

4 Ударные и безударные гласные звуки стрн 69-70


27

12

5 Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

Стр 71-73


28

13

Согласные звуки (3)

1 Согласные звуки стр 74-75


29

14

2 Согласные звуки Слова с удвоенными согласными. Стр 76-77


30

15

3 Согласные звуки Буквы Й и И стр 78-80 41


31

16

Твёрдые и мягкие согласные звуки.(3)

1 Твёрдые и мягкие согласные звуки 81-82 42


32

17

2 Твёрдые и мягкие согласные звуки 83-84 43


33

18

3 Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. 85-86 44


34

19

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (3ч)

1 Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука 87-88 45


35

20

2 Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука 89 46


36

21

3 Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука 90-91 47


37

22

Согласные звонкие и глухие (5ч)

1 Согласные звонкие и глухие 92-93 48


38

23

2 Согласные звонкие и глухие 94-95 49


39

24

3 Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). 96-97 50


40

25

4 Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие». 98-100 51


41

26

5 Работа над ошибками. Развитие речи. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений). 101-103 52


42

27

Шипящие согласные звуки (5ч)

1 Шипящие согласные звуки Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.104-107 53


43

28

2 Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. 110-114 54-55


44

29

3 Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. 115-116 56-57




Повторение буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ




Повторение буквосочетаний ЖИ- ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ


45

30

4 Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки». 117-118 58


46

31

5 Работа над ошибками. Шипящие согласные звуки Развитие речи. 119-121 59


47

32

Заглавная буква в словах (3ч)

1 Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление). 122-123 60


48

33

2 Заглавная буква в словах 124-125 61


49

34

3 Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). 126-128


50

35

Повторение 1 ч

Повторение пройденного 130-133 62-63








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (136 ч.) 2 класс

п/п

Дата

Тема урока

Наша речь(3ч)

1.


Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи?

2.


Как отличить диалог от монолога?

3.


Проверка знаний. Контрольное списывание

Текст (4 ч)

4.


Что такое текст?

5.


Что такое тема и главная мысль текста?

6.


Части текста.

7.


Диктант по теме: «Наша речь. Текст»

Предложение (9ч)

8.


Что такое предложение? Работа над ошибками.

9.


Как из слов составить предложение?

10.


Что такое главные члены предложения? Словарный диктант.

11.


Что такое второстепенные члены предложения?

12.


Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

13.


Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения?

14.


Как установить связь слов в предложении?

15.


Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. Анализ сочинений.

16.


Контрольный диктант по теме: «Предложение».

Слова, слова, слова… (18 ч)

17.


Работа над ошибками. Что такое лексическое значение слова?

18.


Что такое лексическое значение слова? Словарный диктант.

19.


Что такое однозначные и многозначные слова?

20


Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

21.


Что такое синонимы?

22.


Что такое антонимы?

23.


Контрольный диктант по теме: «Слово»

24.


Работа над ошибками. Что такое родственные слова?

25.


Что такое родственные слова?

26.


Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

27.


Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Словарный диктант.

28.


Какие бывают слоги?

29.


Как определить ударный слог?

30.


Обучающее сочинение по серии картинок.

31.


Как переносить слова с одной строки на другую?

32.


Как переносить слова с одной строки на другую?

33.


Контрольный диктант по теме: «Слово»

34.


Работа над ошибками.

ЗВУКИ И БУКВЫ (26 Ч)

35.


Как различать звуки и буквы? Словарный диктант.

36.


Как мы используем алфавит?

37.


Как мы используем алфавит?

38.


Какие слова пишутся с заглавной буквы?

39.


Как определить гласные звуки?

40.


Контрольный диктант по теме: «Звуки и буквы»

41.


Работа над ошибками. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

42.


Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

43.


Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Словарный диктант.

44.


Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

45.


Развитие речи. Обучающее сочинение.

46.


Работа над ошибками.

47.


Как определить согласные звуки?

48.


Согласный звук [Й] и буква И краткое.

49.


Согласный звук [Й] и буква И краткое.

50.


Слова с удвоенными согласными. Словарный диктант.

51.


Развитие речи. Работа с деформированном текстом

52.


Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

53.


Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

54.


Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

55.


Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

56.


Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

57.


Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

58.


Контрольный диктант по теме: «Звуки и буквы»

59.


Работа над ошибками.

60.


Развитие речи. Наши проекты. Пишем письмо.

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (25 Ч)

61.


Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Словарный диктант.

62.


Развитие речи. Обучающее изложение.

63.


Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные».

64.


Развитие речи. Наши проекты. Рифма.

65.


Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

66.


Проверь себя «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу»

67.


Как отличить звонкие согласные от глухих?

68.


Как отличить звонкие согласные от глухих?

69.


Диктант по теме: «Правописание буквосочетаний с шипящими»

70.


Закрепление знаний. Работа над ошибками.

71.


Проверка парных согласных в корне слова.

72.


Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

73.


Обучающее изложение повествовательного текста.

74.


Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Словарный диктант.

75.


Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

76.


Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

77.


Диктант по теме: «Правописание буквосочетаний с шипящими»

78.


Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

79.


Правописание слов с разделительным мягким знаком.

80.


Правописание слов с разделительным мягким знаком.

81.


Правописание слов с разделительным мягким знаком. Словарный диктант.

82.


Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

83.


Контрольное списывание.

84.


Обучающее сочинение «Зимние забавы»

85.


Обобщение изученного материала.

ЧАСТИ РЕЧИ (41 Ч)

86.


Что такое части речи?

87.


Что такое части речи?

88.


Что такое имя существительное?

89.


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Словарный диктант.

90.


Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

91.


Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

92.


Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

93.


Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи.

94.


Заглавная буква в географических названиях

95.


Обучающее изложение.

96.


Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

97.


Диктант по теме: «Части речи».

98.


Единственное и множественное число имён существительных. Словарный диктант.

99.


Единственное и множественное число имён существительных.

100.


Единственное и множественное число имён существительных.

101.


Обучающее изложение

102.


Проверка знаний.

103.


Диктант по теме: «Части речи».

104.


Работа над ошибками. Что такое глагол?

105.


Что такое глагол?

106.


Что такое глагол? Словарный диктант.

107.


Единственное и множественное число глаголов.

108.


Единственное и множественное число глаголов.

109.


Правописание частицы НЕ с глаголами.

110.


Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

111.


Что такое текст-повествование?

112.


Что такое имя прилагательное?

113.


Связь имени прилагательного с именем существительным.

114.


Прилагательные близкие и противоположные по значению. Словарный диктант.

115.


Единственное и множественное число имён прилагательных.

116.


Что такое текст – описание?

117.


Проверка знаний.

118.


Общее понятие о предлоге.

119.


Раздельное написание предлогов со словами.

120.


Восстановление предложений.

121.


Проверка знаний.

122.


Диктант по теме: «Части речи».

123.


Работа над ошибками. Что такое местоимение?

124.


Что такое местоимение? Словарный диктант.

125.


Что такое текст – рассуждение?

126.


Контрольный диктант за год

ПОВТОРЕНИЕ ( 10Ч)

127.


Повторение по теме «Текст». Сочинение по картине

128.


Повторение по теме «Предложение».

129.


Повторение по теме «Слово и его значение».

130.


Повторение по теме «Части речи».

131.


Повторение по теме «Звуки и буквы».

132.


Повторение по теме «Правила правописания». Контрольный словарный диктант.

133.


Контрольное списывание

134.


Повторение и закрепление изученного материала.

135.


Повторение и закрепление изученного материала.

136.


Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (136 ч.) 3 класс

№ урока

п/п

Дата

Тема урока


1


Язык и речь

Виды речи и их назначение. Речь — отражение культуры человека.

2


Для чего нужен язык?


3


Текст. Предложение. Словосочетание

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом.

4


Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений.

5


Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.

6


Обращение. Предложения с обращением (общее представление).

7


Главные и второстепенные члены предложения.

8


Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам.

9


Входной контрольный диктант

10


Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая между частями сложного предложения.

11


Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения

12


Словосочетание (общее представление).

13


Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

14


Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.


15


Слово в языке и речи

Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении.

16


Омонимы. Значение, использование омонимов в речи.

17


Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета.

18


Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов.

19


Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».

20


Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи.

21


Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными.

22


Имя прилагательное. Глагол.

23


Имя числительное (общее представление).

24


Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

25


Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

26


Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу. Звуко-буквенный разбор слова.

27


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласным в корне.

28


Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). Проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове.

29


Изложение текста М.Пришвина «Полянка» по коллективно составленному плану.

30


Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи».

31


Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове»


32


Состав слова

Корень слова. Однокоренные слова.

33


Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.

34


Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

35


Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. Слова, которые не имеют окончания.

36


Приставка как значимая часть слова. Словарный диктант.

37


Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки.

38


Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса.

39


Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов.

40


Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

41


Основа слова. Словарный диктант.

42


Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.

43


Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

44


Подробное изложение повествовательного текста В.Бианки «Скворцы»

45


Диктант по теме: «Состав слова»


46


Правописание частей слова

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

47


Правописание слов с безударными гласными в корне.

48


Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-.

49


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

50


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Закрепление.

51


Сочинение по серии картин «Серая Шейка».

52


Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

53


Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Закрепление.

54


Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

55


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание слов с удвоенными согласными.

56


Правописание слов с удвоенными согласными. Словарный диктант

57


Сочинение по опорным словам по картине В. Васнецова «Снегурочка».

58


Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание.

59


Правописание суффиксов в словах. Контрольное списывание.

60


Правописание приставок в словах. Правописание значимых частей слова.

61


Правописание приставок и предлогов в словах.

62


Правописание приставок и предлогов в словах. Закрепление

63


Правописание приставок и предлогов в словах. Закрепление и обобщение.

64


Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове.

65


Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

66


Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту М. Родионовой «Скворец-музыкант».

67


Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание значимых частей слова».

68


Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте Обобщение изученных правил письма. Проект «Составляем «Орфографический словарь»



69


Части речи.

Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. Части речи.

70


Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном.

71


Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного.

72


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Словарный диктант

73


Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту В. Бочарникова «Мал, да удал».

74


Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.

75


Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени».

76


Число имён существительных, изменение имён существительных по числам.

77


Имена существительные, имеющие форму одного числа.

78


Род имён существительных: мужской, женский, средний.

79


Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. Имена существительные общего рода.

80


Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

81


Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова.

82


Сочинение на основе сказочного сюжета по картине И. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

83


Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание имён существительных».

84


Работа над ошибками. Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).

85


Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).

86


Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). Неизменяемые имена существительные.

87


Именительный падеж имён существительных.

88


Родительный падеж имён существительных.

89


Дательный падеж имён существительных.

90


Винительный падеж имён существительных.

91


Именительный, родительный, винительный падежи.

92


Творительный падеж имён существительных.

93


Предложный падеж имён существительных.

94


Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту К. Паустовского «Кот-ворюга».

95


Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. Начальная и косвенные формы имён существительных.

96


Контрольное списывание по теме «Склонение имён существительных».

97


Работа по выполнению заданий рубрики «Проверь себя». Словарный диктант

98


Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном.

99


Связь имени прилагательного с именем существительным. Заглавная буква в именах собственных.

100


Связь имени прилагательного с именем существительным.

101


Контрольный диктант по теме «Части речи»

102


Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе).

103


Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

104


Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Закрепление

105


Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

106


Число имён прилагательных.

107


Падеж имён прилагательных (общее представление).

108


Начальная форма имени прилагательного.

109


Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание имён прилагательных».

110


Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном.

111


Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».

112


Проект «Имена прилагательные в загадках»

113


Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений.

114


Род местоимений 3-го лица единственного числа.

115


Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных.

116


Контрольное списывание по теме «Местоимение»

117


Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе.

118


Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов.

119


Начальная (неопределённая) форма глагола.

120


Неопределённая форма глагола. Словарный диктант

121


Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.

122


Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее.

123


Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.

124


Изменение глаголов по временам.

125


Изложение по тексту Г. Скребицкого «Лось».

126


Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а, -о).

127


Правописание частицы не с глаголами.

128


Обобщение знаний о глаголе.

129


Обобщение знаний о глаголе. Проверочная работа.

130


Контрольный диктант № 7 по теме «Повторение изученного за год».

131


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Части речи.


132


Повторение

Повторение по теме «Предложение»

133


Повторение по теме «Части речи».

134


Повторение по теме «Текст» Контрольное списывание

135


Повторение по теме «Орфограммы в значимых частях слова». Словарный диктант

136


Повторение изученного материала.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (136 ч.) 4 класс

Тема урока

Кол. час

Дата



Повторение (9 ч)

1.

1.1

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

1


2.

1.2

Текст и его план. Типы текстов

1


3.

1.3

Текст и его план. Типы текстов

1


4.

1.4

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1


5.

1.5

Диалог. Обращение.

Словарный диктант №1

1


6.

1.6

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

1


7.

1.7

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

1


8.

1.8

Контрольный диктант №1 по теме: «Повторение»

1


9.

1.9

Работа над ошибками. Словосочетание

1



Предложение (7 ч)

10

2.1

Однородные члены предложения .

1


11.

2.2

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1


12.

2.3

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1


13.

2.4

Р/р: Обучающее изложение

1


14.

2.5

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного

1


15.

2.6

Сложное предложение и предложение с однородными членами

1


16

2.7

Проект «Похвальное слово знакам препинания»

1


Слово в языке и речи (16 ч)

17.

3.1

Слово и его лексическое значение.

Словарный диктант №2

1

18.

3.2

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

1

19.

3.3

Синонимы, антонимы, омонимы.

1


20.

3.4

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

1


21-

3.5

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1


22

3.6

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1


23.

3.7

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в корнях

1


24.

3.8

Правописание приставок и суффиксов.

Словарный диктант№3

1


25.

3.9

Разделительные твердый и мягкий знаки

1


26.

3.10

Контрольное списывание №1

1


27.

3.11

Работа над ошибками. Части речи. Морфологические признаки частей речи

1


28

3.12

Склонение имен существительных и имен прилагательных

1


29

3.13

Р/р: Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

1


30.

3.14

Работа над ошибками. Имя числительное. Глагол

1


31

3.15

Наречие как часть речи.

Правописание наречий

1


32

3.16

Контрольный диктант №2 по теме «Предложение»

1



Имя существительное ( 34 ч)

33

4.1

Работа над ошибками. Распознавание падежей имен существительных

1


34.

4.2

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.


1


35

4.3

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. Словарный диктант№4

1


36.

4.4

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах..

1


37.

4.5

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные

1


38.

4.6

Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных

1


39.

4.7

Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения

1


40.

4.8

2-е склонение имен существительных. Словарный диктант №5.

1


41

4.9

Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения

1


42.

4.10

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

1


43

4.11

Контрольный диктант №3 по теме «Части речи».

1


44

4.12


Работа над ошибками. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

1


45.

4.13

Именительный и винительный падежи

1


46

4.14

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже

1


47.

4.15

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

1


48.

4.16

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

1


49

4.17

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах

1


50.

4.18

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах

1


51.

4.19

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже

1


52.

4.20

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже.

Словарный диктант №6

1


53.

4.21

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже


1


54

4.22

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже

1


55

4.23

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

1


56

4.24

Р/р: Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

1


57


4.25


Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных

1


58

4.26

Склонение имён существительных во множественном числе

1


59.

4.27

Словарный диктант №7 Контрольный диктант №4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

1


60.

4.28

Работа над ошибками. Именительный падеж имён существительных множественного числа.

1


61.

4.29

Родительный падеж имён существительных множественного числа

1


62.

4.30

Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа

1


63.

4.31

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа

1

64.

4.32

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе

1

65.

4.33

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе

1

66

4.34

Проект «Говорите правильно»

1


Имя прилагательное (28 ч)

67

5.1

Имя прилагательное как часть речи

1


68.

5.2

Род и число имён прилагательных.

Словарный диктант №8

1


69.

5.3

Склонение имён прилагательных

1


70

5.4

Р/р: Обучающее сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»

1


71

5.5

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1


72.

5.6

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже

1


73.

5.7

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

1


74.

5.8

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

1


75.

5.9

Именительный, винительный, родительный падежи. Словарный диктант № 9.

1


76.

5.10

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

1


77.

5.11

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

1


78

5.12

Проект « Имена прилагательные в сказке о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина»

1


79.

5.13

Контрольный диктант №5 по теме «Склонение имён прилагательных»

1


80.

5.14

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1


81

5.15

Склонение имён прилагательных женского рода. Наши проекты

1


82

5.16

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

1


83

5.17

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода.

Словарный диктант №10

1


84

5.18

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

1


85.

5.19

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных..

1


86

5.20

Р/р: Изложение описательного текста

1


87.

5.21

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных во множественном числе

1


88.

5.22

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. Словарный диктант №11.

1


89.

5.23

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.

1


90.

5.24

Р/р: Контрольное сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»

1


91.

5.25

Работа над ошибками. Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа

1


92.

5.26

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

1


93.

5.27

Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное»

1


94

5.28

Работа над ошибками. Повторение изученного материала по теме « Имя прилагательное»

1



Местоимение ( 8 ч)

95.

6.1

Местоимение как часть речи

1


96.

6.2

Личные местоимения

1


97

6.3

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам

1


98.

6.4

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

Словарный диктант №12

1


99

6.5

Изменение личных местоимений по падежам. Тест по теме «Местоимение»

1


100

6.6

Изменение личных местоимений по падежам. Тест по теме «Местоимение»

1


101

6.7

Контрольный диктант №7 по теме «Местоимение»

1


102

6.8

Работа над ошибками. Повторение изученного материала по теме « Местоимение»

1



Глагол (26 ч)

103

7.1

Роль глаголов в языке

1


104

7.2

Изменение глаголов по временам

1


105

7.3

Неопределённая форма глагола

1


106

7.4

Изменение глаголов по временам.

1


107

7.5

Спряжение глаголов.

Словарный диктант №13

1


108

7.6

Спряжение глаголов

1


109

7.7

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

1


110

7.8

I и II спряжение глаголов настоящего времени

1


111

7.9

I и II спряжение глаголов будущего времени

1


112

7.10

Р/р: Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1


113

7.11

Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1


114

7.12

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Словарный диктант №14

1


115

7.13

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1


116

7.14

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1


117

7.15

Проект «Пословицы и поговорки»

1


118

7.16

Контрольный диктант №8 на тему: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

1


119

7.17

Возвратные глаголы.

1


120

7.18

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах

1


121

7.19

Р/р: Изложение повествовательного текста по вопросам

1


122

7.20

Работа над ошибками. Правописание глаголов в прошедшем времени.

1


123

7.21

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант № 15

1


124

7.22

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

1


125

7.23

Контрольный диктант №9 по теме «Глагол»

1


126

7.24

Работа над ошибками.

Обобщение по теме «Глагол»

1


127

7.25

Р/р: Контрольное изложение повествовательного текста

1


128

7.26

Работа над ошибками. Повторение изученного материала по теме «Глагол»

1



Итоговое повторение (8 ч.)

129

8.1

Язык. Речь. Текст

1


130

8.2

Итоговый контрольный диктант №10

1


131

8.3

Работа над ошибками. Предложение и словосочетание.

1


132

8.4

Состав слова.

1


133

8.5

Лексическое значение слова

1


134

8.6

Части речи .Словарный диктант №16

1


135

8.7

Звуки и буквы

1


136

8.8

Обобщение пройденного.

1