СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В данной авторской разработке вы можете ознакомиться с целевыми ориентирами курса, задачами и планируемыми результатами.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 1 класса»

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286).

- авторской программой по русскому языку Л.Ф. Климановой в системе обучения «Перспектива».

- рабочей программой воспитания МАОУ Лицей №7, с учетом планируемых результатов воспитательной деятельности.

- с требованиями «Положения о рабочей программе педагога МАОУ Лицея №7».

- федеральным перечнем учебников.



Цель обучения курса:

- приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных

представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;

- овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

- развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.


Цель учебного предмета 1 класс: развитие всех видов речевой деятельности, отработка навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и

правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.



Задачи:

- формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь;

- развивать коммуникативные умения;

- развивать нравственные и эстетические чувства;

- развивать способности к творческой деятельности.



Используемые технологии обучения:

-информационно-коммуникационные технологии;

-технологии критического мышления;

- критериальное оценивание.

Основные методы обучения:

- практический,

- частично-поисковый,

- моделирование,

- учебная задача,

- учебный диалог.

Формы организации учебной деятельности:

-групповая,

- парная,

-фронтальная,

- индивидуальная.


Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется

всего 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч (23 учебные недели) отводится на обучение

письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч

(5 ч в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).


Методы контроля, отслеживания и оценивания результатов

Предметные результаты оцениваются и контролируются методами: тест, самостоятельная работа, контрольная работа, проверочная работа.

Метапредметные результаты отслеживаются и оцениваются методами: наблюдение, проектная задача, исследовательская задача, портфолио, дневник достижений.

Личностные результаты отслеживаются с помощью портфолио.

В мае проводится промежуточная итоговая аттестация по предмету в форме контрольной работы. Нормы и дидактические критерии оценивания устных ответов и письменных работ с учетом всех возможных ошибок (грубых и негрубых), недочетов находят отражение в Положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ Гимназия №7.



Предметные, метапредметные и личностные, результаты освоения русского языка в 1 классе соответствии с МАОУ Лицей №7

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Раздел

Вид результатов


Развитие речи, речевое общение

Обучающийся научится

( базовый уровень)


- оценивают правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

- соблюдают в повседневной жизни нормы речевого этикета;

- выслушивают вопросы, понимают их, отвечают на поставленные вопросы;

- пересказывают сюжет известной сказки по рисунку;

- составляют текст из набора предложений;

- выбирают заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающийся получит возможность научиться

(повышенный уровень)

- различают устную и письменную речь;

- различают диалогическую речь;

- отличают текст от набора не связанных друг с другом предложений;

- анализируют текст с нарушенным порядком предложений

и восстанавливают их последовательность в тексте;

- определяют тему и главную мысль текста;

- соотносят заголовок и содержание текста;

- составляют текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);

- составляют текст по его началу и по его концу, по вопросам;

- составляют небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Лексика

Обучающийся научится (базовый уровень)


- различают слово и предложение, слово и слог;

- различают слово как двустороннюю единицу языка;

- разбираются в значении слова и его звуко-буквенной формы на основе наглядно-образных моделей;

- различают слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы и отвечающие на вопросы кто?, что?;

- определяют имена собственные и правильно их записывают;

- определяют количество слов в предложении, вычленяют слова из предложения;

- выделяют слова с общим значением (члены семьи, предметы одежды, виды транспорта и др.).

Обучающийся получит возможность научиться

(повышенный уровень)

- осознают слово как единство звучания и значения;

- имеют первоначальное представление о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий;

- имеют первоначальное представление о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах;

- составляют тематические группы слов по определённым темам.

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится

(базовый уровень)


- различают звуки речи;

- понимают различие между звуками и буквами;

- устанавливают последовательность звуков в слове и их число;

- различают гласные и согласные звуки, определяют их в слове и правильно произносить;

- определяют качественную характеристику гласного звука

в слове: ударный или безударный;

- различают гласный звук [и] и согласный звук [й];

- различают согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определяют их в слове и правильно произносят;

- различают непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [й’], [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносят;

- различают слово и слог;

- определяют количество слогов в слове, делят слова на слоги;

- обозначают ударение в слове;

- правильно называют буквы в алфавитном порядке;

- различают звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

- переносят слова по слогам на письме;

- раздельно пишут слова в предложении;

- верно пишут буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу

в словах;

- употребляют прописную букву в начале предложения, в именах собственных;

- верно пишут непроверяемые гласные и согласные в корне

слова (перечень слов в учебнике);

- без ошибок списывают текст с доски и учебника;

- пишут под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов;

- самостоятельно составляют и записывают текст из 2—3 предложений на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться

(повышенный уровень)

- наблюдают за образованием звуков речи;

- находят случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;

- произносят звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

- различают два способа обозначения мягкости согласных:

с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака;

- находят безударные гласные в словах, подбирают проверочные слова;

- пишут мягкий и твёрдый знаки в словах на основе анализа

их звучания;

- пользуются орфографическим словарём в учебнике как

средством самоконтроля.

Морфология

Обучающийся научится

(базовый уровень)



Обучающийся получит возможность научиться

(повышенный уровень)

- распределяют слова по группам в зависимости от их основного значения и вопросов;

- находят в тексте слова — названия предметов, названия

признаков предметов и названия действий.

Синтаксис и пунктуация

Обучающийся научится

(базовый уровень)

- различают текст и предложение; предложение и слова, не

составляющие предложения;

- выделяют предложения из речи;

- соблюдают в устной речи интонацию конца предложений;

- соотносят схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

- составляют предложения из слов;

- составляют предложения по схеме, по рисунку;

- пишут предложения под диктовку, а также составляют их схемы;

- правильно оформляют предложения на письме: употребляют большую букву в начале предложения и точку в конце.

Обучающийся получит возможность научиться

(повышенный уровень)

- определяют существенные признаки предложения: смысловую и интонационную законченность;

- устанавливают смысловую связь слов в предложении по вопросам;

- осмысливают роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи.



ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Направление

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться


Гражданско-патриотическое направление

- осознавать свою этнокультурную и российскую гражданскую идентичность, понимать роль

русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального

общения народов России;

— проявлять уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из

художественных произведений;

— демонстрировать первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,

уважении и достоинстве человека, о нравственных и этических нормах поведения и правилах

межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

- развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование вежливых слов и т. п.);

- испытывать потребность в общении;

- осмысливать значение общения;

- понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;

- осознавать необходимость писать грамотно;

- сформировать интерес к изучению истории русского языка;

- понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека;

- стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры;

- развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;

- проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);


- понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;

- осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому

словарям) как непременное условие общей культуры;

- научиться добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля), усвоить негативное отношение к лени;

- усвоить уважительное отношение к семейным ценностям;

- осмыслить необходимость в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;

- сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях;

- научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям;

- научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;

- расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;

сформировать интерес и любовь к живой природе;

сформировать гуманное отношение к домашним животным;

соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе;

оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;

понимать необходимость постепенности в усвоении знаний

(на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).

Духовно-нравственное воспитание

- признавать индивидуальность каждого человека с опорой на собственный жизненный и

читательский опыт;

- проявлять сопереживание, уважение и доброжелательность, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

- демонстрировать неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального

вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

Эстетическое воспитание

- демонстрировать уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным

видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

- стремиться к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в

искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

Физическое воспитание

- соблюдать правила здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в

процессе языкового образования;

- бережно относиться к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе

приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил

общения;

Трудовое воспитание

- осознать ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из

художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам

труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,

возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

Экологическое воспитание

— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

— неприятие действий, приносящих ей вред;



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Выпускник научится

Выпускник получит возможность научится

Познавательные

Базовые логические действия

— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать

основания для сравнения языковых единиц (грамматический признак,

лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;

— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,

предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного

учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми

единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе

предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,

делать выводы.



Базовые исследовательские действия

— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой

ситуации;

— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на

основе предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,

выполнять по предложенному плану проектное задание;

— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов

проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или

сходных ситуациях.



Работа с информацией

— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой

информации, для уточнения;

— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в

предложенном источнике: в словарях, справочниках;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании

предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете

(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о

синонимах слова);

— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в

соответствии с учебной задачей;

— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.


Регулятивные

Самоорганизация

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий.



Самоконтроль

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,

характеристике, использованию языковых единиц;

— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить

орфографическую и пунктуационную ошибку;

— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно

оценивать их по предложенным критериям.


Коммуникативные

Общение

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и

условиями общения в знакомой среде;

— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и

дискуссии;

— признавать возможность существования разных точек зрения;

— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии

с речевой ситуацией;

— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о

результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления






































СОДЕРЖАНИЕ

Раздел курса

Содержание учебного предмета

Кол-во часов

Формы организации учебного процесса

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Метапредметные результаты

Предметные результаты

Речь как основная форма общения между людьми

Работа с рисунками, на которых изображены разные ситуации общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), устное обсуждение этих ситуаций, выбор соответствующих каждой ситуации слов речевого этикета; Моделирование речевой ситуации вежливого отказа с использованием опорных слов; Моделирование речевой ситуации, содержащей извинение, анализ данной ситуации, выбор адекватных средств выражения извинения;

1

Фронтальная

Личностные: осознавать алгоритм своего

действия; переводить внешнюю речь на

внутренний план.

Регулятивные: осваивать способы

классификации предложений в зависимости

от цели высказывания и эмоциональной

окраски.

Познавательные: осваивать умения

составлять предложения и текст.

Коммуникативные: уметь объяснять свои

действия.


Сформировать умения различать слово,

предложение и текст; определять тему, главную

мысль и ключевые слова; составлять предложение и текст; использовать знаки препинания в конце

предложений.



Текст как единица речи

Творческое задание: придумать ситуации общения, в которых могут быть употреблены предложенные этикетные слова; Оценивание дидактического текста с точки зрения наличия/отсутствия необходимых элементов речевого этикета в описанных в тексте ситуациях общения;

2

Фронтальная

Групповая

Личностные: осознавать алгоритм своего

действия; переводить внешнюю речь на

внутренний план.

Регулятивные: осваивать способы

классификации предложений в зависимости

от цели высказывания и эмоциональной

окраски.

Познавательные: осваивать умения

составлять предложения и текст.

Коммуникативные: уметь объяснять свои

действия.


Сформировать умения различать слово,

предложение и текст; определять тему, главную

мысль и ключевые слова; составлять предложение и

текст; использовать знаки препинания в конце

предложений.



Осознание ситуации общения: с какой целью, где и с кем происходит общение

Разыгрывание сценок, отражающих ситуации выражения просьбы, извинения, вежливого отказа; Моделирование речевой ситуации, содержащей извинение, анализ данной ситуации, выбор адекватных средств выражения извинения;

1

Фронтальная

Личностные: осознавать алгоритм своего

действия; переводить внешнюю речь на

внутренний план.

Регулятивные: осваивать способы

классификации предложений в зависимости

от цели высказывания и эмоциональной

окраски.

Познавательные: осваивать умения

составлять предложения и текст.

Коммуникативные: уметь объяснять свои

действия.


Сформировать умения различать слово,

предложение и текст; определять тему, главную

мысль и ключевые слова; составлять предложение и

текст; использовать знаки препинания в конце

предложений.



Ситуации устного общения

Оценивание дидактического текста с точки зрения наличия/отсутствия необходимых элементов речевого этикета в описанных в тексте ситуациях общения; Работа в группах: оценивание предложенных юмористических стихотворений с точки зрения соблюдения героями стихотворений правил речевого этикета;

1

Фронтальная

Групповая

Личностные: осознавать алгоритм своего

действия; переводить внешнюю речь на

внутренний план.

Регулятивные: осваивать способы

классификации предложений в зависимости

от цели высказывания и эмоциональной

окраски.

Познавательные: осваивать умения

составлять предложения и текст.

Коммуникативные: уметь объяснять свои

действия.


Сформировать умения различать слово,

предложение и текст; определять тему, главную

мысль и ключевые слова; составлять предложение и

текст; использовать знаки препинания в конце

предложений.



Овладение нормами речевого этикета

Оценивание дидактического текста с точки зрения наличия/отсутствия необходимых элементов речевого этикета в описанных в тексте ситуациях общения; Работа в группах: оценивание предложенных юмористических стихотворений с точки зрения соблюдения героями стихотворений правил речевого этикета;

2

Фронтальная

Групповая

Личностные: осознавать алгоритм своего

действия; переводить внешнюю речь на

внутренний план.

Регулятивные: осваивать способы

классификации предложений в зависимости

от цели высказывания и эмоциональной

окраски.

Познавательные: осваивать умения

составлять предложения и текст.

Коммуникативные: уметь объяснять свои

действия.


Сформировать умения различать слово,

предложение и текст; определять тему, главную

мысль и ключевые слова; составлять предложение и

текст; использовать знаки препинания в конце

предложений.