ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»
Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20
сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19
электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26
«Утверждаю» Директор школы
______________ /Курмышова О. А./ «______»____________2017 г. | | | | «Согласовано» Заместитель директора по содержанию
_________/Сытдыкова М.А./ |
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
для 1 класса
учителя Пинаевой Валентины Николаевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1 от 30.08.2017 г.
Москва
2017 -2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана ГБОУ «Школа № 760 им. А. П. Маресьева» на 2017-2018 учебный год, авторских программ В.Г.Горецкого «Обучение грамоте» (УМК «Школа России») и Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной «Русский язык» (УМК «Перспектива»).
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание курса
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в 1 классе отводится 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч — урокам русского языка.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5.Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9.Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название курса | № урока | Тема урока | Кол – во часов | Планируемые результаты |
Обучение письму (115 часов) | | | | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование знаково-символических средств представления информации. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. |
| | 1 четверть (45 часов) | | |
| 1 | Вводный урок. Что я умею. | 1 | |
| 2 | Дорисовка по образцу и по замыслу. Раскрашивание. | 1 | |
| 3 | Обведение по пунктирным линиям. Дорисовка. Штриховка прямыми вертикальными и горизонтальными линиями. | 1 | |
| 4 | Обведение по пунктирным линиям. Дорисовка. Штриховка прямыми вертикальными и горизонтальными линиями. Раскрашивание. | 1 | |
| 5 | Проведение дорожек. Штриховка прямыми и наклонными линиями. | 1 | |
| 6 | Обведение по пунктирным спиральным линиям. Знакомство с пером, правилами пользования перьевой ручкой, понятием «нажим – волосяная». | 1 | |
| 7 | Обведение по пунктирным линиям. Раскрашивание. Рисование пером. | 1 | |
| 8 | Дорисовка пером деталей. Раскрашивание. | 1 | |
| 9 | Обведение карандашом по пунктирным линиям. Дорисовка пером деталей. Раскрашивание. | 1 | |
| 10 | Штриховка предметов пером разными линиями (диагональными, вертикальными, горизонтальными). | 1 | |
| 11 | Штриховка пером предметов. Нахождение четвертого лишнего. | 1 | |
| 12 | Прорисовка пером по пунктирным линиям, самостоятельное рисование пером. Раскрашивание рисунка. | 1 | |
| 13 | Прорисовка пером по пунктирным линиям, самостоятельное рисование пером. Раскрашивание рисунка | 1 | |
| 14 | Штриховка пером рисунка элементами букв. | 1 | |
| 15 | Знакомство со строкой (нижняя линия рабочей строки и верхняя линия рабочей строки) и междустрочьем. | 1 | |
| 16 | Знакомство со строкой (нижняя линия рабочей строки и верхняя линия рабочей строки) и междустрочьем. | 1 | |
| 17 | Строчная буква а. | 1 | |
| 18 | Прописная буква А. | 1 | |
| 19 | Закрепление написания строчной и заглавной букв Аа. | 1 | |
| 20 | Строчная буква о. | 1 | |
| 21 | Прописная буква О. | 1 | |
| 22 | Строчная буква и. | 1 | |
| 23 | Прописная буква И. | 1 | |
| 24 | Закрепление написания изученных буквосочетаний. | 1 | |
| 25 | Буква ы. | 1 | |
| 26 | Выделение звука [ы] в словах и обозначение его буквой. | 1 | |
| 27 | Строчная буква у. | 1 | |
| 28 | Прописная буква У. | 1 | |
| 29 | Закрепление написания изученных заглавных букв. | 1 | |
| 30 | Строчная буква н. | 1 | |
| 31 | Прописная буква Н. | 1 | |
| 32 | Строчная и прописная буквы С. | 1 | |
| 33 | Строчная и прописная буквы Сс. | 1 | |
| 34 | Списывание с печатного текста письменными буквами слов с буквами Сс. | 1 | |
| 35 | Строчная буква к. | 1 | |
| 36 | Прописная буква К. | 1 | |
| 37 | Строчная буква т. | 1 | |
| 38 | Письмо слов с буквой т по образцу. Прописная буква Т. | 1 | |
| 39 | Закрепление пройденного. | 1 | |
| 40 | Прописная буква Л. | 1 | |
| 41 | Строчная буква л. | 1 | |
| 42 | Закрепление пройденного материала. | 1 | |
| 43 | Строчная буква р. | 1 | |
| 44 | Прописная буква Р. | 1 | |
| 45 | Закрепление пройденного материала. | 1 | |
| | 2 четверть (35 часов) | | |
| 46 | Строчная буква в. | 1 | |
| 47 | Прописная буква В. | 1 | |
| 48 | Закрепление пройденного материала. | 1 | |
| 49 | Строчная буква е. | 1 | |
| 50 | Прописная буква Е. | 1 | |
| 51 - 53 | Закрепление пройденного материала.. | 3 | |
| 54 | Строчная буква п. | 1 | |
| 55 - 56 | Прописная буква П. | 1 | |
| 57 | Закрепление пройденного материала. | 1 | |
| 58 | Строчная буква м. | 1 | |
| 59 | Прописная буква М. | 1 | |
| 60 | Закрепление пройденного материала. | 1 | |
| 61 | Строчная буква з. | 1 | |
| 62 | Прописная буква З. | 1 | |
| 63 | Упражнение в написании слов с буквами з и с. | 1 | |
| 64 | Закрепление пройденного материала. | 1 | |
| 65 | Строчная буква б. | 1 | |
| 66 | Упражнение в написании слов с буквами б и п. | 1 | |
| 67 | Прописная буква Б. | 1 | |
| 68 | Закрепление пройденного материала. | 1 | |
| 69 | Строчная буква д. | 1 | |
| 70 | Упражнения в написании слов с буквами д и т. | 1 | |
| 71 | Прописная буква Д. | 1 | |
| 72 | Упражнение в написании слов с буквами б и д. | 1 | |
| 73 | Строчная буква я. | 1 | |
| 74 | Закрепление пройденного материала . | 1 | |
| 75 | Прописная буква Я. | 1 | |
| 76 | Строчная буква г. | 1 | |
| 77 | Прописная буква Г. | 1 | |
| 78 | Закрепление пройденного материала. | 1 | |
| 79 | Строчная буква ч. | 1 | |
| 80 | Прописная буква Ч. | 1 | |
| | 3 четверть (45 часов) | | |
| 81 | Буква ь. ь, как показатель мягкости согласного. | 1 | |
| 82 | Ь – показатель мягкости согласного. | 1 | |
| 83 | Ь – показатель мягкости согласного. | 1 | |
| 84 | Строчная буква ш. | 1 | |
| 85 | Письмо соединений с ш. | 1 | |
| 86 | Прописная буква Ш. | 1 | |
| 87 | Строчная буква ж. Письмо соединений с буквой - ж. | 1 | |
| 88 | Письмо слов с парными согласными ж-ш. Буквосочетание ши, жи | 1 | |
| 89 | Прописная буква Ж. | 1 | |
| 90 | Строчная буква ё. | 1 | |
| 91 | Прописная буква Ё. | 1 | |
| 92 | Повторение и закрепление пройденного материала. Слова с буквами о-ё. | 1 | |
| 93 | Буква й. | 1 | |
| 94 | Буква й. Письмо слов с й. | 1 | |
| 95 | Строчная буква х. | 1 | |
| 96 | Прописная буква Х. | 1 | |
| 97 | Закрепление пройденного материала. | 1 | |
| 98 | Строчная буква ю | 1 | |
| 99 | Прописная буква Ю. | 1 | |
| 100 | Строчная буква ц. | 1 | |
| 101 | Прописная буква Ц. | 1 | |
| 102 | Правописание с лов с буквами Ц и Ч. | 1 | |
| 103 | Строчная буква э | 1 | |
| 104 | Прописная буква Э. | 1 | |
| 105 | Строчная буква щ. | 1 | |
| 106 | Прописная буква Щ. | 1 | |
| 107 | Буквосочетания чу-щу. Повторение и закрепление пройденного материала. | 1 | |
| 108 | Строчная буква ф. | 1 | |
| 109 | Прописная буква Ф. | 1 | |
| 110 | Буква Ь. Разделительный Ь знак. | 1 | |
| 111 | Буква Ъ. Разделительный Ъ знак. | 1 | |
| 112 | Буква Ь. | 1 | |
| 113 - 115 | Повторение и закрепление пройденного материала. | | |
Русский язык (50 часов) | | | | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. |
| 116 | В мире общения. Родной язык как средство общения. | 1 | |
| 117 | Речь устная и письменная. | 1 | |
| 118 - 119 | Роль слова и предложения в общении. | 2 | |
| 120 | Слово и его значение. Слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. | 1 | |
| 121 | Слова, обозначающие имена собственные и нарицательные. | 1 | |
| 122 | Слова, обозначающие антонимы и синонимы. | 1 | |
| 123 - 124 | Имена собственные и нарицательные. Правописание имен собственных. | 2 | |
| 125 | Многозначные слова. | 2 | |
| | 4 четверть (40 часов) | | |
| 126 | Многозначные слова. | | |
| 127 | Слова, близкие и противоположные по значению. | 1 | |
| 128 | Роль синонимов и антонимов в речи. | 1 | |
| 129 | Группы слов, объединенных основным значением (предмет, признак предмета, действие предмета). | 1 | |
| 130 | Группы слов, объединенных основным значением (предмет, признак предмета, действие предмета). | 1 | |
| 131 | Группы слов, объединенных основным значением (предмет, признак предмета, действие предмета). | 1 | |
| 132 | Звуки и буквы. | 1 | |
| 133 | Алфавит. | 1 | |
| 134 | Гласные звуки и буквы. | 1 | |
| 135 | Согласные звуки и буквы. | 1 | |
| 136 - 137 | Слоги. Перенос слов. | 2 | |
| 138 - 140 | Ударение. Ударные и безударные гласные. | 3 | |
| 141 - 143 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | 3 | |
| 144 - 146 | Правописаний буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. | 3 | |
| 147 | Разделительный Ь знак. | 1 | |
| 148 - 149 | Разделительный Ъ знак. | 2 | |
| 150 - 154 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами | 5 | |
| 155 - 159 | Предложение и слово. Знаки препинания в конце предложений. | 5 | |
| 160 - 162 | Текст и предложение. Тема и идея текста. Заголовок | 3 | |
| 163 - 165 | Уроки повторения и самоконтроля. | 3 | |
20