Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 им. Деева В.Н.
Планирование предназначено для работы в классе физико-математического профиля, что предполагает изучение языка на базовом уровне.
- подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Основа любой темы – сведения, знакомые ученикам из курса русского языка девятилетней школы (общего образования). Эти сведения уточняются, дополняются информацией, связанной со стилистикой русского языка и культурой речи, историческим комментарием или большим числом правил и нормативных вариантов. В связи с этим авторы сочли необходимым включить в учебное пособие разделы «Культура речи», «Стилистика», «Из истории языкознания». Данный расширенный материал для учащихся общеобразовательных и профильных неязыковых классов является ознакомительным.
Считаю, что данные виды работы расширят диапазон учебных умений и навыков учеников и создадут базу для успешного обучения в высшем учебном заведении.
Важной составляющей материалов учебного пособия является система упражнений и заданий (практическая часть УМК) к теоретическим материалам учебника. Упражнения можно разделить на три группы.
- распределительные упражнения.
- задания повторительного характера к тренировочным упражнениям.
Данная система упражнений предполагает пошаговый характер формирования умений и навыков, обеспечивает глубокое владение учебным материалом, нацеливает учащихся на планомерную самостоятельную работу по предмету.
- обучение диалогической речи.
Наше время – время перехода к ЕГЭ как одной из самых распространенных форм итоговой государственной аттестации учащихся. Для того чтобы подготовка к экзамену не носила «авральный» характер, планирую систематически осуществлять эту работу на уроках, чему будут способствовать материалы одной из рубрик книги для учителя (методическое пособие) «Готовимся к ЕГЭ». Материалы для подготовки к ЕГЭ будут даваться дозированно: в соответствии с заданиями частей А, В и С, чтобы иметь возможность отрабатывать конкретные навыки работы с текстами по орфографии и пунктуации, по культуре речи и стилистике, по анализу текста. Вариативность и дифференцированность этих упражнений позволяют отработать разнообразные умения и навыки с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Кроме этого, рад контрольных уроков планирую провести в форме выполнения тестов ЕГЭ.
1. Диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический)
2. Комплексный анализ текста.
3. Осложнённое списывание.
4. Тест.
5. Составление сложного и простого плана к тексту.
6. Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное).
7. Составление диалога на заданную тему.
8. Составление текста определённого стиля и типа речи.
9. Сочинение (описание пейзажа, помещения).
10. Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
11. Редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок).
12. Работа с деформированным текстом.
Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно- методическому комплекту:
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
| Тема раздела, тема урока | Кол-во часов (на раздел, урок) | Цели урока (учебные) | Основные виды деятельности (для стандартов 2004 г.) | Виды контроля | Домашнее задание | Дата проведения урока |
план | фактически |
1 четверть |
1. | Лексика. Фразеология. Лексикография (6 часов) Слово о русском языке Слово и его значение. Однозначность и многозначность. Изобразительно-выразительные средства русского языка | 2 | Знать: некоторые особенности развития русского языка; что такое речь, формы речи, речевая ситуация. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь представление о социальной сущности языка Знать: смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения, однозначные и многозначные слова. Уметь: определять прямое и переносное значения слов, значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем; осуществлять речевой самоконтроль | Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении Лексическая система русского языка. Систематизация изученного ранее по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха». Формирование умения различать прямое и переносное значения слов; сравнивать статьи в толковом словаре, определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым | Организация совместной учебной деятельности | П.1,2,3 №5, №8, №9, №10 | 02.09 | |
2. | Контрольная работа №1 (диктант). Входной контроль | 2 | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы и пунктограммы; соблюдать основные правила орфографии. | Правильное графическое объяснение орфограммы Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. | Диктант. Грамматическое задание | Повторить изученное №12- №15 | 16.09 | |
3. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Лингвистический анализ текста. Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. | 2 | Знать: особенность текстов по стилю и типу. Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументированно анализировать текст; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей Знать: специфику смысловых отношений между словами. Уметь: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков Формирование умения определять смысловые отношения между словами, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте, отличие омонимов, паронимов от многозначных слов, определение стилистической окраски | Тренинг, Практикум Работа с учебником анализ текста задания ЕГЭ. | П. 4, 5, 6, 7, №18, №22, №28 Подготовиться к сочинению | 30.09 | |
4. | Происхождение лексики современного русского языка. Фразеология. Подготовка к сочинению. Р/р. Контрольное сочинение №1 по прочитанному тексту (часть С ЕГЭ). | 2 | Знать: сферы употребления русской лексики, понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь. Уметь: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи. Знать: понятие фразеологизмы. Уметь: определять фразеологизмы (идиомы) - устойчивые сочетания слов Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики; передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) Крылатые слова, их происхождение Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы | Конструи рование пред ложений Тренинг, Практикум | П.8, 9, 10, 11, 12 №44 - 47 | 14.10 | |
2 четверть |
5. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Фонетика. Орфоэпия. Орфография (2 часа) Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы современного русского языка. | 2 | Знать: основные орфограммы, изученные ранее. Уметь:соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать в практике речевого общения основные носительные, производить орфографический и фонетический разбор Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного | Понятия фонема, открытый и закрытый слоги. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | Беседа, проблемные задания Организация совместной учебной деятельности Работа со словарями. Решение грамматических задач в тестовой и др. формах | П.13, 14 №49, №50, 51 | 18.11 | |
6. | Морфемика и словообразование (2 часа) Повторение. Морфемика и словообразование. Корневые и аффиксальные морфемы. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. Контрольный словарный диктант№1 | 2 | Знать: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова), чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания; запомнить: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных Знать: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова), чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка; создание текстов разных стилей и жанров | Организация совместной учебной деятельности Работа со словарями Речеведческий анализ текста | П. 15, 16 №57, 58, 59, 71, 73. | 02.12 | |
7. | Анализ словарного диктанта. Работа над ошибками. Морфология и орфография (22 часа) Принципы русской орфографии. Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова | 2 | Знать: языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на | Изобразительновыразительные возможности морфологических форм Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы | Комментированное письмо. Самостоятельная работа Тренинг, практикум | П. 18, 19, 20 №90, 93, 99, 104 | 16.12 | |
3 четверть |
8. | Правописание гласных после шипящих и ц. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание двойных согласных. | 2 | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; решать учебные задачи на основе заданных Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению | Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы Анализ текста и устного высказывания * | Тренинг, Практикум Работа с деформированным текстом | П. 21, 22, 23, 24, 25 №112, 113, 120, 123, | 13.01 | |
9. | Р/р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста Контрольное тестирование №1 по форме ЕГЭ. | 2 | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов. Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические 'и речевые ошибки. | Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | Тест по форме ЕГЭ | №131, №134 | 27.01 | |
10. | Анализ тестирования. Работа над ошибками. Правописание приставок. Гласные ы, и после приставок Систематизация знаний о частях речи. Морфологические нормы | 2 | Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила. | Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы | Тренинг, Практикум Организация совместной учебной деятельности | П. 26 – 31 №142, 156 | 10.02 | |
11. | Склоняемые части речи (имена существительные, прилагательные, числительные). Правописание склоняемых частей речи. Правописание сложных имен существительных и прилагательных | 2 | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль склоняемых частей речи. Уметь: находить склоняемые части речи в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения; | Работа с различными словарями Отработка навыка грамматических разборов. Составление слов по заданным схемам, различение форм одного и того же слова | Комментированное письмо. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | П.32-44 №179,194,205, 214 – по вариантам, 229 | 24.02 | |
12. | Р/р.Функционально-смысловые типы речи. Особенности рассуждения как типа речи. Р/р. Контрольное сочинение №2 по прочитанному тексту (часть С ЕГЭ). | 2 | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения Знать: признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой); язык художественной литературы. Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. Создание письменных и устных высказываний. Анализ использования, оценка языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения Умение редактировать текст в соответствии с речевой ситуацией | Тематический диктант . Работа с деформированным текстом Практическая работа. Типологический анализ текста-рассуждения | №218, №221 | 10.03 | |
4 четверть |
13. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Местоимение как лексико-грамматическая категория. Правописание местоимений. Глагол. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. | 2 | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, парадигму личных местоимений, орфограмму-пробел (местоимение с предлогом, частицей). Уметь: находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложения Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола. Уметь: находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении; определять спряжение глаголов с безударным личным оконч. | Умение редактировать текст, устранять повторы Лексическое значение глаголов-исключений, их морфемный состав | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | П.45-48 №237, 256 | 31.03 | |
14. | Глагольные формы - причастие и деепричастие Значение и употребление, правописание причастий и деепричастий. Контрольный словарный диктант№2 | 2 | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия и деепричастия, орфографию причастия и деепричастия. Уметь: применять изученные орфографические правила; использовать изученную часть речи в устной и письменной Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). | Обобщение сведений о предложении, сравнение интонации простого предложения, ничем не осложненного, и осложненного причастным и деепричастным оборотами Отработка навыка грамматических разборов. Состав-лкние слов по заданным схемам, различение форм одного и того же слова | Организация совместной учебной деятельности Тематический диктант | П.49-52 №268, 275 | 14.04 | |
15. | Анализ словарного диктанта. Работа над ошибками. Наречия и наречные сочетания. Морфемный и словообразовательный разбор наречий. Слова категории состояния. | 2 | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль служебных частей речи. Уметь: находить служебные части речи в тексте, определять их синтакси ческую роль в предложении | Связи глагола и наречия, непроверяемые написания наречия «ближнего пространства»; характерные признаки текстов разного стиля Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | П.53-55 №281, 290 | 28.04 | |
16. | Служебные части речи Правописание служебных частей речи (производных предлогов, союзов и частиц) | 2 | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры на изученные орфограммы | Отработка навыка грамматических разборов. Составление слов по заданным схемам, различение форм одного и того же слова | Тематический диктант | П.56-64 №301, 305, 314 | 12.05 | |
17. | Контрольное тестирование №2 по форме ЕГЭ. | 2 | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы | | | 26.05 | |