Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
(ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»)
СОГЛАСОВАНО На заседании ШМО Протокол № 1 от 29.08.2019г | УТВЕРЖДЕНО Приказом ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения» № 1 от 29.08.2019 |
Рабочая программа
по учебному курсу «Русский язык»
12 класс
разработчик: Артюшкина Екатерина Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
г. Абакан
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для 12 класса составлена на основе:
1. Федерального Закона № 273 - ФЗ от 29. 12. 2012 г. «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями).
2. Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 № 1089).
3. Положения о рабочей программе ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения», утвержденного приказом директора от 27.12.2013 №276-ОД.
4. Учебно-методического комплекта (УМК), утвержденного приказом директора (из федерального перечня) от 25.04.2019 г. № 127-ОД «Об утверждении перечня учебников на 2019-2020 учебный год».
Место предмета в учебном плане адаптированной основной образовательной̆ программы школы-интерната
На изучение предмета отводится 132 часа в год из расчета 4 часа в неделю (базовый уровень). Также в программу включены уроки по подготовке к ЕГЭ.
УМК, на основе которого ведется преподавание:
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2012.
Особенность курса русского языка в 11-12 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)- и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Результаты обучения
В результате изучения русского языка ученик должен
знать:
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь:
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.
В результате изучения русского языка ученик должен овладеть навыками:
аудирование и чтение:
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Тема (кол-во часов) | Содержание |
1 | Синтаксис и пунктуация (53 ч.) | Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Именительный и творительный падежи в сказуемом. Тире между подлежащим и сказуемым. Управление при словах, близких по значению. Однородные члены, обособления, приложения, вводные и вставные конструкции, обращения и знаки препинания при них. Порядок слов в предложении. |
2 | Публицистический стиль (11 ч.) | Особенности публицистического стиля и используемые в нём средства художественной выразительности. Жанры публицистического стиля. |
3 | Художественный стиль (10 ч.) | Общая характеристика художественного стиля. Виды тропов и стилистических фигур. |
4 | Разговорный стиль (4 ч.) | Характеристика разговорного стиля. |
5 | Повторение. Подготовка к ЕГЭ (54 ч.) | Систематизация знаний, умений по разделам. Фонетика, графика, лексика, фразеология, орфография, морфология, орфография, словообразование. Выразительность русской речи. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров по материалам ЕГЭ. |
| Итого: 132 ч. | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол- во часов | Дата План Факт |
Синтаксис и пунктуация 53 ч. | | |
1-2 | Синтаксис и пунктуация | 2 | 3.09 4.09 | 3.09 4.09 |
3 | Строение предложения | 1 | 6.09 | 6.09 |
4 | Основные виды простого предложения | 1 | 6.09 | 6.09 |
5 | Главные члены предложения | 1 | 10.09 | 10.09 |
6 | Второстепенные члены предложения | 1 | 11.09 | 11.09 |
7 | Односоставные предложения | 1 | 13.09 | 13.09 |
8-9 | Определенно-личные предложения | 2 | 13.09 17.09 | 13.09 17.09 |
10-11 | Неопределенно-личные предложения | 2 | 18.09 20.09 | 18.09 20.09 |
12 | Обобщенно-личные предложения | 1 | 20.09 | 20.09 |
13 | Безличные предложения | 1 | 24.09 | 24.09 |
14 | Безличные предложения | 1 | 25.09 | 25.09 |
15 | Входная контрольная работа №1 | 1 | 27.09 | 27.09 |
16 | Осложненные предложения. Предложения с однородными членами | 1 | 27.09 | 27.09 |
17-18 | Союзы при однородных членах предложения | 2 | 1.10 2.10 | 1.10 2.10 |
19 | Однородные и неоднородные определения | 1 | 4.10 | 4.10 |
20 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | 4.10 | 4.10 |
21 | Подготовка к итоговому сочинению | 1 | 8.10 | 8.10 |
22-23 | Обособление определений, выраженных причастным оборотом | 2 | 9.10 9.10 | 9.10 9.10 |
24-25 | Обособление определений, выраженных прилагательными | 2 | 11.10 15.10 | 11.10 15.10 |
26-28 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом | 3 | 16.10 16.10 18.10 | 16.10 16.10 18.10 |
29 | Обособление обстоятельств, выраженных существительным с производным предлогом | 1 | 22.10 | 22.10 |
30-31 | Обособление уточняющих членов предложения | 2 | 23.10 23.10 | 23.10 25.10 |
32 | Контрольная работа №2 за I четверть | 1 | 25.10 | 23.10 |
33 | Предложения с вводными словами | 1 | 5.11 | |
34 | Предложения с обращениями | 1 | 6.11 | |
35 | Подготовка к итоговому сочинению | 1 | 8.11 | |
36 | Слова-предложения | 1 | 8.11 | |
37 | Предложения с междометиями | 1 | 12.11 | |
38 | Виды сложных предложений | 1 | 13.11 | |
39 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 | 15.11 | |
40 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 | 15.11 | |
41 | Знаки препинания в предложениях с союзом и. | 1 | 19.11 | |
42 | Основные виды сложноподчиненных предложений. | 1 | 20.11 | |
43 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. | 1 | 22.11 | |
44 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | 1 | 22.11 | |
45-46 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | 2 | 26.11 27.11 | |
47 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным | 1 | 29.11 | |
48-49 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | 2 | 29.11 3.12 | |
50-51 | Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем в сложноподчиненном предложении | 2 | 4.12 6.12 | |
52 | Контрольная работа №3 за II четверть | 1 | 6.12 | |
53 | Комплексный анализ текста | 1 | 10.12 | |
Публицистический стиль . 11 ч. | | |
54 | Особенности публицистического стиля | 1 | 11.12 | |
55 | Особенности публицистического стиля, используемые в нем средства выразительности | 1 | 13.12 | |
56 | Анализ текста (публицистического) | 1 | 13.12 | |
57 | Изложение публицистического стиля с элементами сочинения на морально-этическую тему | 1 | 17.12 | |
58 | Жанры публицистического стиля речи | 1 | 18.12 | |
59 | Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк | 1 | 20.12 | |
60 | Практическая работа. Сочинение-очерк | 1 | 20.12 | |
61 | Устное выступление (лекция) | 1 | 24.12 | |
62 | Авторская и собственная позиция | 1 | 25.12 | |
63 | Способы аргументации | 1 | 27.12 | |
64 | Вступление и заключение к сочинению-рассуждению | 1 | 27.12 | |
Художественный стиль 10 ч. | | |
65 | Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка | 1 | 14.01 | |
66 | Основные признаки художественной речи | 1 | 15.01 | |
67-68 | Изобразительно-выразительные средства в художественной речи | 2 | 17.01 17.01 | |
69-70 | Анализ лирического произведения. Стихотворение А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…» | 2 | 21.01 22.01 | |
71-72 | Контрольное изложение | 2 | 24.01 24.01 | |
73-74 | Использование различных стилей речи в художественных произведениях | 2 | 28.01 29.01 | |
Разговорный стиль 4 ч. | | |
75-76 | Урок-семинар «Разговорный стиль» | 2 | 31.01 31.01 | |
77 | Языковые особенности текста разговорного стиля | 1 | 4.02 | |
78 | Правила ведения телефонного разговора | 1 | 5.02 | |
Повторение. Подготовка к ЕГЭ 58 ч. | | |
79-80 | Фонетика и орфоэпия. Разбор заданий ЕГЭ | 2 | 7.02 7.02 | |
81-82 | Морфемика: состав слова, словообразование, орфография. Разбор заданий ЕГЭ | 2 | 11.02 12.02 | |
83-84 | Лексика и фразеология. Разбор заданий ЕГЭ | 2 | 14.02 14.02 | |
85-86 | Морфология. Морфологические характеристики частей речи. Разбор заданий ЕГЭ | 2 | 18.02 19.02 | |
87-88 | Морфологические нормы. Разбор заданий ЕГЭ | 2 | 21.02 21.02 | |
89-90 | Морфология и орфография. Разбор заданий ЕГЭ | 2 | 25.02 26.02 | |
91 | Контрольная работа №4 за III четверть | 1 | 28.02 | |
92-93 | Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. Разбор заданий ЕГЭ | 2 | 28.02 3.03 | |
94-95 | Синтаксис. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Разбор заданий ЕГЭ | 2 | 4.03 6.03 | |
96-97 | Сочинение-рассуждение по материалам ЕГЭ | 2 | 6.03 10.03 | |
98-99 | Синтаксис. Бессоюзное сложное предложение. Разбор заданий ЕГЭ | 2 | 11.03 13.03 | |
100-101 | Синтаксис. Сложные предложения с разными видами связи. Разбор заданий ЕГЭ | 2 | 13.03 17.03 | |
102-103 | Синтаксис и культура речи. Разбор заданий ЕГЭ | 2 | 18.03 20.03 | |
104-105 | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Разбор заданий ЕГЭ | 2 | 20.03 1.04 | |
106-107 | Языковые особенности текста. Разбор заданий ЕГЭ | 2 | 3.04 3.04 | |
108 | Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения | 1 | 7.04 | |
109 | Комплексный анализ текста | 1 | 8.04 | |
110-112 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | 3 | 10.04 10.04 14.04 | |
113 | Выразительность русской речи. Выразительные средства русской фонетики | 1 | 15.04 | |
114 | Выразительные средства словообразования | 1 | 17.04 | |
115 | Выразительные средства лексики и фразеологии | 1 | 17.04 | |
116 | Выразительные средства грамматики | 1 | 21.04 | |
117-118 | Анализ средств выразительности | 2 | 22.04 24.04 | |
119 | Информационная обработка текстов различных стилей и жанров | 1 | 24.04 | |
120 | Итоговая контрольная работа №5 за год | 1 | 28.04 | |
121-122 | Сочинение-рассуждение по материалам ЕГЭ | 2 | 29.04 6.05 | |
123-132 | Решение тестовых заданий по материалам ЕГЭ | 10 | 8.05 8.05 12.05 13.05 15.05 15.05 19.05 20.05 22.05 22.05 | |
| Итого: | 132 | | |
Формы организации учебного процесса:
индивидуальная;
фронтальная;
групповая;
коллективная.
Основные виды учебной деятельности:
обобщающая беседа по изученному материалу;
различные виды разборов (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д.);
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
письмо под диктовку;
комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; реферирование; докладирование; рецензирование; аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Виды и формы контроля:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», комментированный);
- комплексный анализ текста;
- сочинение;
- изложение (подробное, сжатое, с элементами сочинения);
- тест;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Формы работы по русскому языку в 12 классе:
1) различные типы уроков: уроки изучения нового материала, урок-беседа, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок закрепления и развития знаний, умений, навыков, урок проверки знаний, повторительно-обобщающий урок.
2) внеклассные мероприятия:
- викторины;
- лингвистическая игра;
3) консультации по подготовке к ЕГЭ и итоговому сочинению;
4) олимпиады по русскому языку.
График контрольных работ
Контрольные работы | Дата проведения |
Входная контрольная работа №1 | |
Контрольная работа №2 за I четверть | |
Контрольная работа №3 за II четверть | |
Контрольная работа №4 за III четверть | |
Итоговая контрольная работа №5 за год | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2012.
2. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко: Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.
Дополнительная литература:
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику: Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2012.
2. Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
3. Н.Н. Будникова, Н.И. Дмитриева, Т.Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 классы: к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.- М.: Вако, 2010.
4. Сборник диктантов 10-11 класс. Москва. «ВАКО», 2009.
5. Тесты по всем разделам лингвистики. Москва. «ВАКО», 2009.
6. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2005.
7. Поурочные разработки по русскому языку к УМК А. И. Власенкова, И.В. Золотарева, Л.Д.Дмитриева, М. «ВАКО»,2008 г.
Образовательные электронные ресурсы:
http://svb.ucoz.ru/index/0-2 Фразеологический калейдоскоп: сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/-«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Навигатор. Грамота.руhttp://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=x
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/