СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса, расчитанная на 33 часа (2 урока в неделю), в год - 66 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 11 класса»

I. Планируемые результаты:

В соответствии с ООП ООО школы данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты.

Личностные результаты:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;

  • овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;

  • освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.


Метапредметные результаты:

  1. уметь самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;

2) самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования;


3) использовать различные ресурсы для достижения целей;

4) выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

5) уметь продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;

6) владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

7) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

8) уметь определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

9) уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

10) владеть языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием  информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;

11) владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

    1. освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

    2. обеспечить возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности,

    3. сформировать гражданскую, социальную и этническую идентичность; способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

    4. свободно использовать словарный запас;

    5. сформировать умения написания текстов по различной проблематике на русском языках, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;

    6. сформировать представления о роли языка в жизни человека, общества, государства;

    7. приобщить через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;

    8. сформировать интерес к чтению художественной литературы.




Выпускник научится:

  • осознавать связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • усваивать смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • выявлять основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • усваивать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-, социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

  • использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличивать словарный запас; расширять круг используемых языковых и речевых средств; совершенствовать способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствовать коммуникативные способности; развивать готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

в синтаксисе:

  • различать основные группы сложносочинённых предложений по союзам и значениям;

  • заменять бессоюзные предложения сложносочинёнными, а сложносочинённые – простыми предложениями с однородными членами; различать главные и придаточные предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными);

  • определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову;

  • заменять сложные бессоюзные и сложносочинённые предложения синонимичными сложноподчинёнными предложениями и выявлять различия в их строении и значении;

  • заменять сложные предложения простыми осложнёнными;

  • видеть границы частей сложного бессоюзного  предложения, определять смысловые отношения между ними (значения);

  • различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления;

  • производить замену бессоюзных предложений союзными и наоборот; объяснять различия в их строении и значении;

  • разбирать сложные предложения с указанием количества частей и видов связи между ними;

  • заменять сложные предложения с различными видами связи более простыми конструкциями  и наоборот;

  • уметь правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;

в морфемике и словообразовании:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;

  • давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;

  • выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования глаголов, прилагательных, наречий;

  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;

  • пользоваться словообразовательным словарём, а также словарём морфемных моделей слов;

 в орфографии:

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написания морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическими словарями;

  • владеть приёмом поморфемного письма;

в синтаксисе и пунктуации:

  • составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

  • анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

  • определять синтаксическую роль изученных частей речи;

  • правильно применять изученные пунктуационные правила;

  • устно объясняя пунктуацию предложений, использовать на письме графические обозначения;

  • строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.


   Выпускник получит возможность научиться:

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;

  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;

  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;

  • извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (включая противоположные точки зрения на ее решение);

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания в учебно-научной сфере общения;

  • публично защищать проект;

  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата;

  • различать и анализировать тексты разных типов и стилей с точки зрения специфики использования в них языковых средств;

  • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики;

  • выразительно читать поэтические и прозаические тексты;

  • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты.

  • Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс XI класса

  • должны знать:

  • -        связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • -        смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • -        основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • -        орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • должны уметь:

  • -        осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • -        анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • -        проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • -        использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно- реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • -        извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • -        создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально- культурной и деловой сферах общения;

  • -        применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • -        соблюдать в практике письма орфографические и пунктиационные нормы современного русского литературного языка;

  • -        соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • -        использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

  • владеть: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями;

  • использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • -        для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • -        развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • -        увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • -        совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • -        самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства




II. Содержание рабочей программы 11 класс (66 часов)

                   

                                 

Функциональные стили речи

(24 часа), из них:


Введение (1 час)



Литературный язык и язык художественной литературы.

Литературный язык – это исторически сложившаяся высшая (образцовая) форма национального языка, язык общенародной культуры, язык нормированный, литературный язык используется во всех сферах общения; понятия «язык художественной литературы» и «литературный язык».

Официально-деловой стиль

                                                                                                               (4 часа)

Сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Основные  жанры официально-делового стиля:   заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

Распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать официально-деловые тексты с дачки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.

Сопоставлять и сравнивать официально-деловые тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.

Создавать официально-деловые тексты ( заявление, доверенность, расписку, объявление, деловое письмо, резюме, автобиографию) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Публицистический стиль речи (15 часов)

Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. 2

Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.

Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам.

Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Дифференцированная работа над одним из четырех жанров: путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе (по выбору учащихся, с использованием материалов учебника)

Распознавать тексты публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.

Сопоставлять и сравнивать публицистические тексты й тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.

Создавать публицистические тексты (выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле) с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Различать основные виды публичной речи по их основной цели, анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой информационной, протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Организовывать и проводить дискуссии (выбор темы; подготовка альтернативных тезисов и аргументов; сбор материала из окружающей действительности, литературы, средств массовой информации: убедительных фактов, наглядных примеров, аргументов, авторитетных высказываний).

Разговорная речь

(4 часа)

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, ~ неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Отличать разговорную речь от других функциональных разновидностей языка по ее внеязыко- вым и лингвистическим признакам; анализировать разговорную речь с точки зрения специфики использования в ней лексических, морфологических, синтаксических средств.

Сопоставлять и сравнивать разговорную речь с текстами других функциональных разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма.

Синтаксис и пунктуация

(24 часа)

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.

Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речевой практике.

Выполнять синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции.

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.

Язык художественной литературы

(9 часов)

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка; анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Общие сведения о языке

(9 часов)

Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках

Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально- стилевой дифференциации современного русского литературного языка, о взаимодействии функциональных разновидностей современного русского литературного языка.

Различать речь разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей.

Иметь представление о языковой норме, ее видах и вариантах. Соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.

Использовать в собственной речевой практике нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических, трудностей, орфографический словарь, справочники по русскому правописанию.

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

Выдающиеся ученые-русисты.


III.Тематическое планирование в 6д классе (204 часа, 6 уроков в неделю)


Тема раздела

Кол-во часов

Формы текущего контроля

Содержание НРЭО

Функциональные стили речи


24

Устные и письменные высказывания

Особенности речи жителей Урала

Синтаксис и пунктуация

24

Слов., объяснит., контрол. диктанты

Описание Южного Урала в художественных текстах

Язык художественной литературы

9

Слов. диктант, все виды разборов, сочинение, тест

Разнообразие текстов писателей Урала

Общие сведения о языке

9

Промежуточная аттестация. Контрольная работа в формате ЕГЭ

Лексика Южного Урала

ИТОГО

66




                   


Приложение 1




Календарно-тематическое планирование

  Календарно-тематическое  планирование рассчитано на  2 часа в неделю (66 часов в год), определяет количество уроков на изучение основных вопросов курса, обобщения и закрепления, контроля  знаний, уроков развития речи, а также на реализацию национально-регионального компонента.

В календарно-тематическое планирование включены  темы, обозначенные в Федеральном компоненте государственного стандарта по русскому языку, вошедшие в Примерную программу по русскому языку:



п/п

урока

Тема урока, раздел


Кол-во часов

Дата проведения

Планируемая

Фактически

НРЭО



Функциональные стили речи (24 часа)

1.

Введение. Литературный язык и язык художественной литературы.

1



+

2-3



Официально-деловой стиль речи.


2





+










4


Лексические, морфологические, синтаксические

особенности делового стиля.

1



+

5

Основные жанры делового стиля.

1



+

6-7

Публицистический стиль речи.

2



+

8-9




10-12

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.


Жанры публицистического стиля.

2




3




13-15

Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

3



+










16-17

Овладение культурой публичной речи.

2




18-19

Сжатое изложение публицистического стиля с элементами сочинения.

2













20-21

Разговорная речь, сферы её использования, назначение.

2



+









22-23

Культура разговорной речи.


2




Синтаксис и пунктуация (24 часа).



24

Простое предложение.

Способы выражения главных членов предложения.

1



+










25-27

Односоставные и двусоставные предложения.

3



+









28-30

Виды осложнения простого предложения.

3




31

Контрольный  диктант с  лексико-грамматическими  заданиями по теме «Простое предложение

1




32

Работа над ошибками.

1













33-37

Типы сложных предложений.

5




38-39



40-41

Предложения с прямой речью, способы оформления чужой речи, цитирование.

Словосочетание и его виды.

2



2



+

42

Интонационное богатство русской речи.


1



+








43

Принципы и функции русской пунктуации.

1




44-45

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

2




46

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.

1













47

Работа над ошибками


1




Язык художественной литературы (9 часов)



48

Общая характеристика художественного стиля.

1



+









49

Язык как первоэлемент художественной литературы.

1



+










50-51

Источники богатства и выразительности русской речи.

2













52-54

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.

3



+










55

Контрольная работа.

1













56

Анализ контрольной работы

1




Общие сведения о языке (9 часов)



57-58

Язык как система. Основные уровни языка

2













59-60

Нормы современного русского литературного языка.

2












61-62

Современные нормативные словари, справочники, пособия.

2



+










63

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

1



+










64

Контрольная работа по теме «Выдающиеся учёные-русисты».

1












65-66

Промежуточная аттестация

2















Учебно-методическое  и дидактическое обеспечение учебного предмета русский язык  в  XI  классе.

    1. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г.

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык  10-11 классы. - / авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николаева.- М.: Издательство «Просвещение», 2011 г.

    1. Учебно-дидактическое обеспечение.

Русский язык: учеб. Для10-11 кл. общеобразоват. учреждений / авт.: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николаева.- М.: Издательство «Просвещение», 2011.

    1. Методическое обеспечение. Учебник.

Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы. / Сост. А. Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2010 г

Русский язык.ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие/Л. И. Мальцева, Н. М. Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А.- М.: НИИ школьных технологий, 2011 г.



           

                             


Критерии оценивания.

                                                   Нормы оценки знаний,  умений и навыков учащихся  по русскому языку.

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1 ) излагает материал неполно и допускает неточности к определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов.

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90 — 100 слов, для VI класса — 100—1 10, для VII класса — 1 10—120, для VIII класса — 120—150, для XI класса — 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15—20, для VI класса — 20—25, для VII класса — 25*^30, для VIII класса — 30—35, для XI класса — 35—40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограмм, в VII классе — 20 различных орфограмм и 4 — 5 пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в  XI  классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах — не более 7 слов, в IX-XI  классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объект текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. в переносе слов;

  2. на правила, которые не включены в школьную программу;

  3. на еще не изученные правила;

  4. в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не
    проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапо-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. в исключениях из правил;

  1. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; в  случаях слитного  и  раздельного  написания  приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  2. в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  1. в написании ы и и после приставок;

  1. в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался,  никто не мог дать ему
    ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как
     и др.);

  1. в собственных именах нерусского происхождения;

  1. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен  другой;

  2. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом, слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4»

2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка  сочинений и изложений.

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе — 100—150 слов,  в VI  классе — 150—200,  в VII классе -200—250,   в   VIII   классе — 250—350,   в   XI   классе — 350 — 450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII        и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5—1,0 страницы, в VI классе — 1,0—1,5, в VII классе -- 1,5—2,0, в VIII классе — 2,0—3,0, в XI        классе — 3,0—4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить

из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 — 3—2, 2—2 — 3; «3» ставился при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  1. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  2. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ.

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Выведение итоговых работ.

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся  X-XI  классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством  образования  и  науки  РФ.






                                                                                                                                                                 Приложение 2   

Контрольно-измерительные  материалы                                                 

                          (контрольные работы по темам и итоговая контрольная работа)

  1. Вводный.

Письменный контрольный срез:

 Задание: списать, вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания.

  Хлестаков (по) тому3 обм..нул Городничего что (н..) собирался его обманывать. (По) тому вел себя хитрее что был простодушнее. (По) тому взял верх над многоопытным и в св..ем роде (н..) глупым Городничим что был (н..) сравнено глупее мельче.

При поверхнос..ном н..блюдени. 2 кажет..ся что в к..медии Городничий и его кампания сост..зают..ся с Хлестаковым в хитр..сти коварстве ловк..сти. Сост..за- ют..ся по всем правилам кто кого возьмет1 кто кого одурач..т. А на самом (то) деле (н„«) какого состязания нет так как одна из ст..рон Хлестаков просто уклоняется от бор..бы (н..) пон..мая (н..) целей (н..) намерений своих пр..тивников. Но тем самым Хлестаков предост..в- ляет им полную Возможность сражат..ся с призраком который они в св.,ем в..ображени., построили. И (н..) тол..ко сражат..ся но даже пот..рпеть от него пор..жение.

  1. Контрольная работа по теме: «Функциональные стили речи».

Комплексный анализ текста научного или публицистического.

Вариант I.

Можно ис...ледовать химический состав технологию производства р...цепты тайны мастерства и все точно узнать почему фарфоровая чашка звенит красиво и ярко а просто глин...(н,нн)ая издает глухой звук.4

Но мы (ни)когда (не)узнаем почему одни фразы стихотворные строки строфы бывают звонкими а другие глухими.

Дело (во)все не в глухих согласных шипящих закрытых и открытых звуках. Каждое слово без исключения может звенеть будучи поставле(н,нн)ым на свое место. Слова одни и те(же) но в одном случае из них получается ф... рфор бронза медь а в другом случае сырая клеклая глина.

Один поет а другой хрипит. Один чеканит другой мямлит. Одна строка как(бы) светится3 (из)нутри другая тускла и даже грязна. Одна похожа на др... гоце(н, нный камень1 другая на к..,мок замазки.

 Вопросы и задания:

1.  Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2.  Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

3.  Выразительно прочитайте текст. Определите его тип, докажите свое мнение.

4.  Текст построен на антитезе. Какие языковые средства (лексические, синтаксические) «работают» на этот прием?

5.  Найдите в тексте профессиональную лексику. Для чего автор использует ее?

6.  Объясните значение слова клеклая. В случае затруднений пользуйтесь словарем. Каким? К какой группе лексики относится это слово?

7.  Найдите в тексте слово, в котором звуков больше, чем букв. Объясните.

8.  Укажите неполные предложения. Какой член предложения в них пропущен?

9.  Начертите схему первого предложения. Расскажите о видах связи в нем.

10. Выполните указанные виды разборов.

Под  «1»  – слово для фонетического разбора.

Под  «2» - слово для разбора по составу (словообразовательный).

Под  «3»  – слово для морфологического разбора.

Под  «4» -   синтаксический разбор предложения.

Вариант II.

В Мещёрском крае нет (ни)каких особе(н,нн)ых красот й богатств кроме лесов лугов и прозрачного воздуха. И тем не менее этот край (не) хоже(н,нн)ыхтроп и (не)пуга(н,нн)ых птиц и зв...рей обладает большой пр...тягательной силой4. Он так (же) скромен как к... ртины Левитана но в нем как и в этих к...ртинах заключае(т,ть)ся вся прелесть и все (не)заметное разнообразие русской пр...роды.

Что можно увид...ть в Мещёрском крае? Цв...тущие (н...)когда (не)коше(н,нн)ые3луга сосновые боры лесные озера высокие ст...га пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в ст...гах ост...ется теплым (в)течени... всей зимы. Мне пр...ходилось ноч...вать в ст...гах в октябре когда иней покрывает траву на ра...вете и я выр...вал в сен... глубокую нору. Залезеш... в нее сразу согреет...ся и спит... в продолжени... всей ночи, буд(то) в натопле(н,нн)ой2комн...те.

Вопросы и задания:

1.  Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

2.  Расставьте недостающие знаки препинания.

3.  Выразительно прочитайте данный отрывок, докажите, что это текст.

4.  Определите стиль и тип текста. Определите стилистическую роль однородных членов, вопросительного предложения.

5.  Сформулируйте в одном-двух предложениях основную мысль текста.

6.  Объясните написание -не- и -ни- со словами текста. Расскажите о правописании -не- и -ни- с местоимениями и наречиями.

7.  Объясните написание -н- и -нн- в словах текста.

8.  Выполните указанные виды разборов.

Под  «1»  – слово для фонетического разбора.

Под  «2» - слово для разбора по составу (словообразовательный).

Под  «3»  – слово для морфологического разбора.

Под  «4» -   синтаксический разбор предложения.

  1. Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием по теме:  « Синтаксис и пунктуация».

На закате солнца, высоко над городом, на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны с улиц, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. Воланд, одетый в черную свою сутану, сидел на складном табурете. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая  к черным туфлям на ногах сатаны.  Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд, не отрываясь, смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом, лачуг. Азазелло, расставшись со своим современным нарядом, то есть с пиджаком, котелком, лакированными туфлями, одетый, как и Воланд, в черное, неподвижно стоял невдалеке от своего повелителя, так же, как и он, не спуская глаз с города.

Они глядели, как в окнах, повернутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось изломанное,  ослепительное солнце. Глаз Воланда горел так же, как одно из таких окон, хотя Воланд был спиною к закату. Но тут что-то заставило Воланда отвернуться от города и обратить свое внимание на круглую башню, которая была у него за спиною на крыше. Из стены ее вышел оборванный и выпачканный в глине мрачный человек в хитоне.

Задание:

  1. В последнем абзаце текста определите вид придаточных предложений в СПП;

  2. Объясните лексическое значение слов сутана, терраса, балюстрада.

  3. Произведите фонетический разбор слов подползая, необъятное, повелителя.

  4. Произведите морфологический разбор слов оборванный, двое.

  1. Контрольная работа по теме: «Язык художественной литературы».

Анализ фрагмента художественного текста.

Вариант I.

 Уже было начало июля когда князь Андрей возвращаясь3 домой в...ехал1 опять в ту березовую рощу в которой этот старый к...рявый дуб так стра(н,нн)о и пам...тно пор...зил его. Бубен(?)чики еще глуше зв...нели в лесу чем месяц тому назад все было полно тенисто и густо. И молодые ели рас...ыпа(н,нн)ые  по лесу (не)нарушали общей красоты и поддел...ваясь под общий характер нежно зеленели нежн...ми молодыми побегами.

Целый день был жаркий где (то) собиралась гр...за но только (не)болыная туч(?)ка брызнула на пыль дороги и на соч(?)ные листая. Левая ст...рона леса была темная правая мокрая и глянцевитая бл...стела на со...нце чуть колыхаясь от ветра. Все было в цв.. ту соловьи трещали и перекат... вались то близко то д...леко.

Примерный план комплексного анализа текста.

1.  Определите тему текста. Отметьте средства, позволяющие это сделать:

а)        начало текста;

б)        ключевые слова, ключевые предложения и др.

2.  Определите тип текста (описание, повествование, рассуждение):

а)        указать синтаксические особенности текста:

•        количество предложений;

•        преобладающие типы предложений;

•        способ связи предложений (цепной или параллельный);

б)  отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической цельности)

•    порядок слов (чередование Данное и Новое и др.);

•        ударение (расставить);

•        лексический повтор;

•        местоимения;

•        союзы и др.

3.  Определить стиль текста:

а)        отметить влияние Разговорного Стиля (где? с кем? с какой целью?) на стиль текста;

б)        разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный);

в)        отметить стилистические средства:

•        фонетические;

•        лексические;

•        словообразовательные (морфемные)\

•        морфологические;

•        синтаксические.

  1.  Орфографический и пунктуационный комментарий.

  2. Произведите указанные виды разбора:

Под  «1»  – слово для фонетического разбора.

Под  «2» - слово для разбора по составу (словообразовательный).

Под  «3»  – слово для морфологического разбора.

Под  «4» -   синтаксический разбор предложения.

Вариант II.

Арктур слепой пес слыш...л тон(?)чайшие звуки каких мы (ни)когда (не)услышим. Он просыпался по ночам раскрывал гл...за подн...мал уши и слуш...л. Он слыш...л все ш...рохи за многие версты (во)круг. Он слыш...л пение ком...ров и зудение в осином гн...зде на чердаке. Он слыш...л как шуршит в саду мыш... и тихо ход...т кот по крыш... е...рая.

И дом для него (не)был молчаливым и (не)жилым как для нас. Дом то(же) жил он скрипел шуршал потрескивал вздраг..,вал чуть заметно от холода. По вод...сточной трубе ст...кала р...са и скапливаясь (в)низу падала на плоский камень ре...кими каплями.4 (С)низу доносился2 (не)внятный плеск воды в реке. И совсем далеко в деревн... слабо кр...чали петухи по дворам.

Это была жизнь1 вовсе (не)ведомая и (не)слышная но зн...комая и понятная ему.

Примерный план комплексного анализа текста.

1.  Определите тему текста. Отметьте средства, позволяющие это сделать:

а)        начало текста;

б)        ключевые слова, ключевые предложения и др.

2.  Определите тип текста (описание, повествование, рассуждение):

а)        указать синтаксические особенности текста:

•        количество предложений;

•        преобладающие типы предложений;

•        способ связи предложений (цепной или параллельный);

б)  отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической цельности)

•    порядок слов ( чередование Данное и Новое и др.);

•        ударение (расставить);

•        лексический повтор;

•        местоимения;

•        союзы и др.

3.  Определить стиль текста:

а)        отметить влияние Разговорного Стиля (где? с кем? с какой целью?) на стиля текста;

б)        разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный);

в)        отметить стилистические средства:

•        фонетические;

•        лексические;

•        словообразовательные (морфемные)\

•        морфологические;

•        синтаксические.

  1.  Орфографический и пунктуационный комментарий.

  2. Произведите указанные виды разбора:

Под  «1»  – слово для фонетического разбора.

Под  «2» - слово для разбора по составу (словообразовательный).

Под  «3»  – слово для морфологического разбора.

Под  «4» -   синтаксический разбор предложения.

Анализ текста   лирического произведения.

Вариант I.

Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной;

Моей души коснулась ты —

Она тревожна, как листы,

Она, как гусли, многострунна,

Житейский вихрь ее терзал

И сокрушительным набегом,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

Твоя же речь ласкает слух,

Твое легко прикосновенье,

Как от цветов летящий пух,

 Как майской ночи дуновенье...

                               (А. Толстой.)

Вариант II.

В ДОРОГЕ

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

                                       (И. Тургенев.)

Примерный план анализа лирического произведения.

1.  Выразительное чтение текста (сопровождаемое анализом его подтекста, эмоционального содержания).

2.  Характеристика лирического героя, его внутреннего мира: мыслей, чувств, переживаний.

3.  Использование в тексте изобразительно-выразительных средств языка — лексических, грамматических, тропов и стилистических    фигур. Их роль в создании образа.

4.  Особенности построения (композиции) текста.

5.  Ритмическая организация стихотворения, стихотворный размер, интонация. Смысловые и ритмические паузы, логические и  фразовые ударения, диктуемый содержанием стихотворения и стихотворным размером темп.

6.  Рифма. Звуковая инструментовка (звукопись).

7.  Единство и взаимодействие всех компонентов поэтического текста

V.    Промежуточная аттестация

        Демоверсия 2017 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!