РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 1-4 классы», М: «Просвещение», 2011г.и УМК В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 3 класс - М.: Просвещение, 2013. », и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий МАОУ «Речицкая СОШ» на 2019-2020 учебный год.
Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2019-2020 учебный год для реализации основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Речицкая СОШ» Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Рабочие программы. «Русский язык. 1-4 классы», М: «Просвещение», 2011г. 2.Канакина В.П. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Канакина В.П., Горецкий, В. Г. – М. : Просвещение, 2013.
3. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь: пособие для учащихся 3 класса. М.: Просвещение, 2018. 4.Крылова О.Н. Контрольные работы по русскому языку 3 класс.: к учебнику В.П.Канакиной «Русский язык. 1 класс»– М. : Издательство «Экзамен», 2018.
В соответствии с учебным планом МАОУ «Речицкая СОШ» на преподавание русского языка в 3 классе отводится 204 часов ( 6 часов в неделю). Но в соответствии с учебным расписанием 24.02.2020, 09.03.2020 , 01.05.2020, 09.05.2020 приходятся на праздничные дни. В соответствие с этим рабочая программа будет выполнена в размере 200 часов. Корректировка Рабочей программы проведена за счёт уменьшения количества часов на повторение материала в конце учебного года..
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 3 классе
(Личностные, метапредметные и предметные результаты)
В результате освоения учащимися учебного предмета «Русский язык» в 3 классе будут достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты
Ученики научатся:
-понимать значимость речи для процесса общения;
-осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
-испытывать чувство гордости за родной язык;
-осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;
-уважительно относиться к языку и его традициям;
-осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;
-применять навыки культурного поведения при общении.
Ученики получат возможность научиться:
-развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.);
-испытывать потребность в общении;
-осмыслить значение общения;
-понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;
-осознавать необходимость писать грамотно;
-сформировать интерес к изучению истории русского языка;
-понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека;
-стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры;
-развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;
-проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);
-усвоить уважительное отношение семейным ценностям;
-осмыслить необходимость в чувстве сопереживания близким людям, попавшим в трудные ситуации;
-оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;
-понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученики научатся:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
- использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
Ученики получат возможность научиться:
- учитывать условия выполнения учебной задачи;
- выделять альтернативные способы достижения цели;
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученики научатся:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
-отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно- популярных книг, понимать прочитанное.
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Ученики получат возможность научиться:
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты;
- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
- составлять сложный план текста;
- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученики научатся:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Ученики получат возможность научиться:
- критично относиться к своему мнению;
- понимать точку зрения другого;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
В результате реализации рабочей программы по русскому языку создаются условия для достижения всеми учащимися 3 класса предметных результатов на базовом уровне («ученики научатся») и отдельными мотивированными и способными учащимися на расширенном и углубленном уровне («ученики получат возможность научиться»), что обеспечивается проведением комплексных текущих (вводный и промежуточный контроль) и итоговых работ (итоговый контроль) по текстам, в которые включены задания разного уровня сложности, дифференциацией заданий на уроках и при формулировании домашних заданий.
Планируемые предметные результаты:
Ученики научатся:
- ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);
- различать устные и письменные формы общения;
- составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;
- составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;
- понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;
- понимать необходимость осознания значения слова и его написания;
- называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);
- писать изложение текста по составленному плану.
Ученики получат возможность научиться:
- находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.);
- сравнивать языковые единицы по разным критериям;
- развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы);
- развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;
- классифицировать языковые единицы по различным критериям;
- работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм);
- понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;
- сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;
- работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;
- развивать внимание (например: нахождение «третьего лишнего», работа с картинками, нахождение ещё не изученных орфограмм и т.п.);
- понимать обучающую задачу дидактических игр;
- применять полученные знания для решения практических задач.
Содержание учебного предмета "Русский язык"в 3 классе
(200часов)
Язык и речь (3 ч.)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Развитие речи
Составление текста по рисунку.
Текст. Предложение. Словосочетание (16 ч.)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).
Знаки препинания в конце предложений. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России - Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
Предложения с обращением (общее представление).
Состав предложения (повторение и углубление представлений).
Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий).
Распространённые и нераспространённые предложения.
Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки).
Разбор предложения по членам.
Простое и сложное предложения (общее представление).
Запятая внутри сложного предложения.
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Развитие речи
Составление небольшого рассказа по репродукции картины.
Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.
Слово в языке и речи (20ч.)
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове).
Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.
Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.
Использование омонимов в речи.
Работа со словарём омонимов.
Слово и словосочетание.
Значение фразеологизмов и их использование в речи.
Работа со словарём фразеологизмов.
Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.
Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.
Имя числительное (общее представление).
Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне.
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).
Развитие речи
Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины.
Состав слова (20ч.)
Корень слова. Однокоренные слова.
Чередование согласных в корне.
Сложные слова.
Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.
Формы слова. Окончание.
Значение приставки и суффикса в слове.
Основа слова.
Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
Разбор слова по составу.
Формирование навыка моделирования слов.
Развитие речи
Сочинение по репродукции картины.
Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
Правописание частей слова (34 ч.)
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным
правилом.
Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Развитие речи
Составление текста по репродукции картины.
Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.
Составление объявления.
Части речи (92 ч.)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных.
Изменение имён существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).
Имена существительные общего рода (первое представление).
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Неизменяемые имена существительные.
Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.
Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.
Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая. -яя).
Изменение имён прилагательных по числам.
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).
Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.
Начальная форма имени прилагательного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.
Морфологический разбор местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.
Начальная (неопределённая) форма глагола.
Глагольные вопросы что делать? и что сделать?
Изменение глаголов по временам.
Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о).
Правописание частицы не с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Развитие речи
Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам.
Письмо по памяти.
Составление устного рассказа по серии картин.
Сочинение по репродукции картины.
Составление текста-описания растения в научном стиле.
Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины.
Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.
Составление письма.
Составление текста по сюжетным рисункам.
Составление предложений с нарушенным порядком слов.
Повторение (15 ч.)
Части речи. Словосочетание. Текст. Состав слова. Предложение. Однокоренные слова. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слов.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов по рабочей программе | Контр. диктант | Словарный диктант | Проверочный диктант | Проверочная работа | Проекты | Рр | Контр. списывание |
1. | Язык и речь | 2 | 3 | | | | | | | |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 | 16 | 2 | | | 1 | | С-2 | |
3. | Слово в языке и речи | 19 | 20 | | 1 | 1 | 1 | 1 | И-1 С-2 | |
4. | Состав слова | 16 | 20 | 1 | | | 1 | 1 | С-1 И-1 | 1 |
5. | Правописание частей слова | 29 | 34 | 1 | 1 | | | | С1 | 1 |
6 | Части речи | 76 | 92 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | И-4 С-4 | 1 |
7. | Повторение | 14 | 15 | 1 | | | | | И-1 | 1 |
| Итого: | 170 | 200 | 7 | 4 | 3 | 6 | 5 | 17 | 4 |
тематическое планирование по русскому языку в 3 классе
№ п/п | Наименование раздела, темы урока | Количество часов |
Язык и речь (3 часа) |
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Виды речи и их назначение. Речь - отражение культуры человека | 1 ч. |
2 3 | Для чего нужен язык? Развитие речи. Составление текста по рисунку. | 2 ч. |
Текст. Предложение. Словосочетание (16часов) |
4,5 | Текст. Что такое текст? Какие бывают тексты? | 2 ч. |
6 | Предложение. Что такое предложение | 1 ч. |
7,8 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания : повествовательные, вопросительные, побудительные Входной контрольный диктант №1. | 2 ч. |
9 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» | 1 ч. |
10 | Анализ работы по развитию речи. Работа над ошибками. Предложение. Виды предложений по интонации | 1 ч. |
11 | Предложение. Что такое обращение. Развитие речи. Составление предложений по рисунку с включением диалога и слов- обращений | 1 ч. |
12 | Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения | 1 ч. |
13 | Главные и второстепенные члены предложения. Упражнение в разборе предложений по членам предложения | 1 ч. |
14 | Контрольный диктант № 2 | 1 ч. |
15,16 | Простое и сложное предложение. Союзы в сложном предложении. Составление сложных предложений из двух простых | 2ч. |
17 | Словосочетание. Что такое словосочетание? Из чего состоит словосочетание? | 1 ч. |
18 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень» | 1 ч. |
19 | Анализ работы по развитию речи. Работа над ошибками. Проверочная работа № 1 по теме "Текст. Предложение. Словосочетание" | 1 ч. |
Слово в языке и речи (20часов) |
20 | Слово в языке и речи. Лексическое значение слова. Как определить лексическое значение слова? Однозначные и многозначные слова | 1 ч. |
21 | Слово в языке и речи. Синонимы и антонимы | 1 ч. |
22 | Слово в языке и речи. Что такое омонимы? | 1 ч. |
23 | Слово в языке и речи. Слово и словосочетание. Чем словосочетание отличается от слова | 1 ч. |
24 | Слово в языке и речи. Слово и словосочетание. Что такое фразеологизмы? | 1 ч. |
25 | Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста | 1 ч. |
26 | Слово в языке и речи. Части речи. Что такое части речи? Имя существительное. Местоимение | 1 ч. |
27 | Слово в языке и речи. Части речи. Имя прилагательное. Глагол | 1 ч. |
28 | Слово в языке и речи. Части речи. Имя числительное. Проверочная работа № 2 по теме "Части речи" | 1 ч. |
29 | Развитие речи. Составление текста-натюрморта по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» | 1 ч. |
30 | Анализ работы по развитию речи. Работа над ошибками Словарный диктант №1 | 1 ч. |
31 | Слово в языке и речи. Однокоренные слова. Какие слова называются однокоренными | 1 ч. |
32 | Слово в языке и речи. Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки | 1 ч. |
33,34 | Слово в языке и речи. Слово и слог. Звуки и буквы. Согласные звуки | 2 ч. |
35 | Слово в языке и речи. Слово и слог. Звуки и буквы. Разделительный мягкий знак | 1 ч. |
36 | Развитие речи. Сочинение по материалам экскурсии в парк (лес) (изложение текста со свободной передачей его содержания) | 1 ч. |
37 | Анализ работы по развитию речи. Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове» | 1 ч. |
38 | Проверочный диктант № 1 по теме "Слово в языке и речи" | 1 ч. |
39 | Анализ проверочной работы. Работа над ошибками | 1 ч. |
Состав слова (20 часов) |
40 | Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова | 1 ч. |
41 | Корень слова. Чередование согласных в корне слова | 1 ч. |
42,43 | Корень слова. Сложные слова. Правописание сложных слов. Контрольное списывание № 1 | 2 ч. |
44,45 | Формы слова. Окончание | 2 ч. |
46 | Формы слова. Окончание | 1 ч. |
47 | Контрольный диктант № 3 за 1четверть | 1 ч. |
48,49 | Приставка | 2ч. |
50 | Приставка | 1 ч. |
51,52 | Суффикс | 2 ч. |
53 | Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов | 1 ч. |
54 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе» | 1 ч. |
55 | Анализ творческих работ. Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарем | 1 ч. |
56 | Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Разбор слова по составу | 1 ч. |
57 | Обобщение знаний о составе слова. Проверочная работа № 3 по теме "Состав слова" | 1 ч. |
58 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом | 1 ч. |
59 | Анализ творческих работ. Проект «Семья слов» | 1 ч. |
Правописание частей слова (34 часов) |
60,61 | Правописание частей слова. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слов | 2ч. |
62 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 ч. |
63 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 ч. |
64,65 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Исторические чередования в корне | 2ч. |
66 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне | 1 ч. |
67 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне | 1 ч. |
68 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне | 1 ч. |
69 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне | 1 ч. |
70 | Контрольное списывание № 2 | 1 ч. |
71 | Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 ч. |
72 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 ч. |
73 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 ч. |
74,75 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 2 ч. |
76,77 | Правописание слов с удвоенными согласными | 2 ч. |
78 | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 ч. |
79 | Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» | 1 ч. |
80,81 | Правописание суффиксов и приставок | 2 ч. |
82,83 | Правописание суффиксов -ек, -ик, -ок и приставок | 2 ч. |
84,85 | Правописание суффиксов и приставок. | 2 ч. |
86,87 | Правописание приставок и предлогов | 2 ч. |
88,89 | Правописание слов с разделительным твердым знаком | 2 ч. |
90,91 | Правописание слов с разделительным твердым знаком Словарный диктант №2 | 2 ч. |
92 | Контрольный диктант № 4по теме "Правописание частей слова" | 1 ч. |
93 | Правописание слов с разделительным твердым знаком | 1 ч. |
Раздел V. Части речи (92часов) |
94 | Части речи. Повторение | 1 ч. |
Имя существительное (37 часов) |
95 | Части речи. Имя существительное. Значение и употребление имен существительных в речи | 1 ч. |
96 | Части речи. Имя существительное. Начальная форма имени существительного | 1 ч. |
97 | Части речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные . Устаревшие слова | 1 ч. |
98 | Развитие речи. Обучающее подробное изложение повествовательного текста | 1 ч. |
99 | Части речи. Собственные и нарицательные имена существительные | 1 ч. |
100 | Контрольное списывание № 3 | 1 ч. |
101 | Части речи. Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени» | 1 ч. |
102,103 | Части речи. Изменение имен существительных по числам | 2 ч. |
104 | Части речи. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. Развитие речи. Упражнение по развитию связной речи | 1 ч. |
105 | Части речи. Род имен существительных | 1 ч. |
106,107 | Части речи. Определение рода имен существительных | 2ч. |
108 | Части речи. Имена существительные общего рода | 1 ч. |
109 | Части речи. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 ч. |
110,111 | Части речи. Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук | 2 ч. |
112 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста | 1 ч. |
113 | Проверочный диктант № 2 по теме «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» | 1 ч. |
114,115 | Работа над ошибками. Изменение имен существительных по падежам. Упражнение в склонении и в определении падежей имен существительных | 2ч. |
116 | Развитие речи. Коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 ч. |
117 | Части речи. Именительный падеж | 1 ч. |
118,119 | Части речи. Родительный падеж | 2 ч. |
120 | Части речи. Дательный падеж | 1 ч. |
121,122 | Части речи. Винительный падеж | 2 ч. |
123 | Части речи. Творительный падеж | 1 ч. |
124 | Части речи. Предложный падеж | 1 ч. |
125 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста | 1 ч. |
126,127, 128 | Части речи. Обобщение знаний о падежах имен существительных | 3 ч. |
129 | Проверочный диктант №3 по теме «Имя существительное» | 1 ч. |
130 | Работа над ошибками. Проверь себя. Проект «Зимняя страничка» | 1 ч. |
131 | Развитие речи. Коллективное сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 ч. |
Имя прилагательное (21 часов) |
132 | Части речи. Имя прилагательное. Лексическое значение имен прилагательных | 1 ч. |
133 | Части речи. Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные | 1 ч. |
134 | Части речи. Роль имен прилагательных в тексте | 1 ч. |
135 | Части речи. Имя прилагательное. Текст-описание | 1 ч. |
136 | Развитие речи. Сочинение-высказывание по репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 ч. |
137,138 | Части речи. Изменение имен прилагательных по родам | 2ч. |
139,140 | Части речи. Правописание родовых окончаний имен прилагательных | 2 ч. |
141,142 | Части речи. Правописание родовых окончаний имен прилагательных | 2 ч. |
143 | Части речи. Изменение имен прилагательных по числам | 1 ч. |
144 | Части речи. Изменение имен прилагательных по числам. Развитие речи. Составление объявления описательного характера | 1 ч. |
145 | Части речи. Изменение имен прилагательных по падежам | 1 ч. |
146 | Части речи. Упражнение в определении падежа имен прилагательных | 1 ч. |
147 | Проверочная работа № 4 по теме "Имя прилагательное" | 1 ч. |
148 | Части речи. Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи. | 1 ч. |
149 | Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное» | 1 ч. |
150 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 ч. |
151 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками» | 1 ч. |
152 | Проверь себя. Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 ч. |
Местоимение (5 часов) |
153 | Части речи. Местоимение. Личные местоимения. Словарный диктант №3 | 1 ч. |
154 | Части речи. Личные местоимения третьего лица | 1 ч. |
155 | Части речи. Наблюдение над употреблением в тексте местоимений | 1 ч. |
156 | Части речи. Местоимение. Ознакомление с особенностями текста-письма | 1 ч. |
157 | Части речи. Обобщение знаний о местоимении. Проверочная работа № 5 по теме "Местоимение" | 1 ч. |
Глагол (28 час) |
158 | Части речи. Глагол. Значение и употребление глаголов в речи | 1 ч. |
159 | Части речи. Упражнение в определении Лексического значения глагола | 1 ч. |
160 | Части речи. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов | 1 ч. |
161 | Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным рисункам | 1 ч. |
162,163 | Части речи. Глаголы в неопределенной форме | 2 ч. |
164 | Части речи. Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме | 1 ч. |
165,166 | Части речи. Число глаголов | 2 ч. |
167 | Части речи. Изменение глаголов по числам. Развитие речи. Составление предложений с нарушенным порядком слов | 1 ч. |
168,169, 170 | Части речи. Время глагола | 3ч. |
171 | Части речи. Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение | 1 ч. |
172 | Части речи. Изменение глаголов по временам | 1 ч. |
173,174 | Части речи. Упражнение в изменении глаголов по временам | 2 ч. |
175 | Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану | 1 ч. |
176 | Части речи. Род глаголов в прошедшем времени | 1 ч. |
177,178 | Части речи. Родовые окончания глаголов. Развитие речи. Составление текста из деформированных предложений | 2ч |
179 | Части речи. Правописание частицы не с глаголами | 1 ч. |
180 | Части речи. Правописание не с глаголами | 1 ч. |
181,182 | Части речи. Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Словарный диктант №4 | 2 ч. |
183 | Контрольный диктант № 6по теме «Глагол» | 1 ч. |
184 | Работа над ошибками. Проверочная работа № 6 по теме "Глагол" Проверь себя | 1 ч. |
185 | Развитие речи. Составление текста по рисунку | 1 ч. |
Раздел VI. Повторение (15 часов) |
186 | Повторение. Части речи | 1 ч. |
187 | Повторение. Части речи | 1 ч. |
188 | Словосочетание | 1 ч. |
189 | Повторение. Текст | 1 ч. |
190 | Повторение. Текст | 1 ч. |
191 | Повторение. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. Текст | 1 ч. |
192 | Повторение. Предлоги и приставки. Текст | 1 ч. |
193 | Контрольное списывание №4 | 1 ч. |
194 | Работа над ошибками. Словосочетание, предложение, текст | 1 ч. |
195-196 | Повторение. Однокоренные слова | 1 ч. |
197 | Итоговый контрольный диктант №7 | 1 ч. |
198 | Работа над ошибками. Развитие речи. Изложение повествовательного текста | 1 ч. |
199-200 | Обобщение знаний по курсу "Русский язык" | 1 ч. |