СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русский язык для 3 класса коррекционной школы 8 вида

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 3 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Варнавинская С(К)ШИ» на 2019 – 2020 учебный год.;

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год ГКОУ «Варнавинская ШИ».

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Основой для разработки рабочей программы является авторская программа А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой, Э.В. Якубовской «Русский язык», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.Данная программадопущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.

Программа по русскому языку направлена на развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции, всестороннее развитие личности, учитывает особенности познавательной деятельности. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель предмета:формирование у обучающихся коммуникативно-речевых умений, способствующее их адаптации в обществе; формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков.

Задачи:

1.Формирование у обучающихся первоначальных языковых обобщений и интереса к языку.

2.Формирование представлений о связной письменной речи как о виде общения.

3.Формирование навыков грамотного и аккуратного письма с применением изученных орфографических единиц.

4.Формирование нравственных, эстетических качеств личности.

Предмет имеет коррекционную направленность. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, неполноценности их психического развития.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

-развитие артикуляционной моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций:

-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

- умение планировать деятельность;

- умение систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;

-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

В программе по русскому языку выделяются следующие разделы:

«Повторение», «Звуки буквы», «Слово», «Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная письменная речь». Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений. В процессе обучения идет постепенный переход от практического обучения в младших классах к практико – теоретическому – в старших. Введение пропедевтического периода в изучение русского языка во 2-4 классах («Практические грамматические упражнения») перед изучением систематического курса грамматики в старших классах обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта детей, в том числе исправление различных нарушений речи школьников.

После изложения программного материала в конце каждого класса обозначены требования к умениям обучающихся. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень). В этой связи некоторые задания выполняются с помощью учителя, с опорой на различные виды наглядности.

В рабочей программе по русскому языку в 3 классе увеличено количество часов на изучение предмета за счет одного часа из части Учебного плана ГКОУ «Варнавинская ШИ», формируемой участниками образовательных отношений. Это обусловлено следующими причинами:

1.Изучение русского языка, требующего усвоения правил русской (родной) фонетики, графики и орфографии, представляет для умственно отсталых обучающихся наибольшую трудность.

2. Низкий уровень общего и речевого развития, мыслительной деятельности, познавательной активности обучающихся данного класса.

Увеличение количества часов в предметной области «Язык и речевая практика» направлено на восполнение пробелов в знаниях обучающихся предмету «Русский язык», их систематизацию;достижение ими необходимого для продолжения образования уровня языковой и коммуникативной компетентностей, общего развития.

Программа адресована обучающимся 3 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Срок реализации рабочей программы по русскому языку – 1 год.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность обучения по всем школьным предметам.

Обучение в 3 классе направлено на подготовку к усвоению систематического курса практической грамматики, коррекцию недостатков общего и речевого развития.

Задачи этого периода:

1.Формирование у обучающихся интереса к языку и первоначальных языковых обобщений.

2.Совершенствование устной речи обучающихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи.

3. Формирование у обучающихся первоначальных умений в письменных высказываниях.

4.Формирование умений и навыков в применении изученных орфографических правил.

Предмет имеет практическую направленность. Обучение русскому языку основано на выполнении различных практических упражнений, которые являются значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

Звуки и буквы. Уже в 1 классе начинается работа по различению звуков и букв: гласные, согласные, звонкие и глухие. Во 2-4 классах работа продолжается, дети учатся различать твердые и мягкие согласные, парные звонкие и глухие согласные В практических упражнениях осуществляется наблюдение за соответствием и несоответствием звука и буквы в слове. Звукобуквенный и буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма.

Слово. Различные разряды слов изучаются в процессе практических грамматических упражнений, которые обогащают словарь обучающихся названиями предметов, действий, признаков, родственными словами в контексте определенных тем (школьные принадлежности, инструменты, профессии, и др.). Словообразовательные упражнения способствуют развитию понимания обучающимися принципа русской орфографии – единообразного написания значимых частей слова.

В каждом классе в конце этого раздела приводится список слов, написание которых необходимо запомнить.

Особое место занимает место раздел «Предложение», поскольку оно является минимальной единицей коммуникативного уровня. Обучающиеся младших классов через систему практических упражнений знакомятся с некоторыми признаками предложения: законченность мысли, связь слов в предложении, порядок слов. Выполняются упражнения в распространении и составлении предложений на основе действий, по картинкам, вопросу, графическому изображению. Раздел предполагает формирование знаний об интонационном разнообразии предложений и их пунктуационном оформлении.

Письмо и чистописание. Цель: формирование навыка четкого и аккуратного письма. У обучающихся с нарушением интеллекта трудности формирования графических навыков связаны с нарушением мелкой моторики, поэтому на каждом уроке проводятся минутки чистописания.

Связная письменная речь.Освоение элементарных приемов связной речи, являющихся составной частью общения осуществляется через систему речевых упражнений на основе практического знакомства с закономерностями построения текста. Проводимая работа создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме. В 3 классе проводятся упражнения по восстановлению деформированного текста с опорой на серию картинок или на вопросы. Проводятся коллективные виды работ над рассказом: подбор заглавия к рассказу, составление по серии сюжетных картинок.

Содержание раздела «Письмо и чистописание» включается в структуру каждого урока русского языка в течение всего учебного года, а раздел «Связная письменная речь» связывается с изучением всех разделов программы.

Основной формой организации процесса обучения является урок.

Процесс обучения русскому языку предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

- задания по степени нарастающей трудности;

- метод самостоятельной обработки информации;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Основные типы уроков:

урок изучения нового материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

интегрированный,

урок-игра,

урок-викторина,

урок – путешествие;

урок с элементами исследования;

Виды и формы организации работы на уроке:

коллективная;

фронтальная;

групповая;

индивидуальная работа;

работа в парах.

Элементы образовательных технологий:

технология исследовательской направленности;

здоровьесберегающая технология ;

технология игрового обучения;

информационно-коммуникационные технологии;

технология проблемного обучения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом МКОУ «Варнавинская С(К)ШИ» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 136 ч. в год (4ч. в неделю):

102 ч. в год (3ч. в неделю) – обязательная часть Учебного плана,

34 ч. (1час в неделю) – часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам.

1.Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

представления оистории, языке, культуре, жизни народа своей страны и его духовных традициях;

— практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);

— принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с норами речевого этикета и правилами культурного поведения;

— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 3-го года обучения);

— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 3-го года обучения).

Минимальный уровень:


Достаточный уровень:


  • Обучающиеся научатся:

  • -дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;

  • - подбирать по вопросам названия предметови действий;

  • - составлять предложение по картинке;

  • - списывать по слогам слова и короткие предложения с рукописного и печатного текстов;

  • - делить слова на слоги; переносить слова по слогам с помощью учителя;

  • -писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце;

  • - писать под диктовку слова (из двух слогов), написание которых не расходится с произношением (8 слов).

Обучающиеся получат возможность научиться:

-записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;

-различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать оппозиционные согласные;

- делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

- выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

- списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (15-20 слов), включающий слова с изученными орфограммами;

- составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.



3.Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальнойчастей;

- сознание себя как ученика, заинтересованногопосещением школы;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающихся научатся:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающихся научатся:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-читать;

- писать;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающихся научатся:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать слюдьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.


Содержание учебного предмета

Повторение

Выделение предложения из речи. Его графическое изображение. Сравнение оформления предложения в схеме и записи. Ответы на вопросы. Коллективная запись ответов. Чтение диалогов. Определение количества предложений в диалоге. Завершение начатого предложения. Сравнение предложения и не предложения.

Работа с деформированным предложением (слова даны в нужной форме). Выделение в предложении названий предметов и названий действий. Использование соответствующих вопросов для выделения слов.

Звуки и буквы

Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса.

Знакомство со «Школьным орфографическим словарём». Восстановление в памяти слов из словаря 2 класса, нахождение их в орфографическом словаре.

Гласные звуки и буквы. Ударение в двусложных и трехсложных словах. Выделение ударной гласной.

Гласные ударные и безударные. Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов – «родственников».

Деление слов на слоги. Гласные е, ё, ю, я, э в начале слова или слога. Слова с гласной э в начале слова. Перенос части слова при письме.

Согласные твёрдые и мягкие. Их дифференциация на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю. я. Буква ь на конце и в середине слова.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Парные звонкие и глухие согласные. Различение их на слух и в произношении в слогах и словах в сильной позиции. Фиксация буквами на письме.

Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка парных согласных на конце слов путем изменения формы слова.

Слово

Названия предметов. Различение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам кто? что?

Выделение названий предметов из предложения. Расширение круга слов, обозначающих предметы, явления природы, растения, животных. Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением, противоположных по значению.

Названия действий. Различение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам что делает? что делают? Знакомство с вопросами к названиям действий: что делал? (что сделал?), что будет делать? (что сделает?) Подбор названий действий по вопросам или по образцу. Согласование слов, обозначающих названия действий, с названиями предметов. Отгадывание названий предметов по названиям действий.

Подбор к названиям предметов нескольких названий действий.

Названия признаков предмета.

Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета. Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного предмета. Отгадывание предмета по его признакам. Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов. Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам. Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов.

Предлоги к, от, по, над, под. Их пространственное значение. Выполнение действий, демонстрирующих отношения между объектом и субъектом. Предлог О. Его значение: рассказываю о брате, думаю о футболе.

Раздельное написание предлогов со словами. Графическое обозначение предлога в схеме предложения.

Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме в зависимости от предлога.

Слова с непроверяемыми гласными.

Единообразное написание гласной в словах-родственниках: овощи, овощной.

Использование «Школьного орфографического словаря» для проверки написания слов.

Словарь: арбуз, вчера, город, дневник, дорога, завтра, класс, мебель, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, погода, праздник, сапоги, сегодня, товарищ, учитель, яблоко (20 слов).

Предложение

Выделение предложения из текста. Практическая отработка правил оформления предложения на письме и в устной речи.

Сравнение предложения и набора слов, законченного и незаконченного предложений. Смысловая законченность предложения.Распространение предложений по картинке и вопросам. Сравнение исходного и составленного предложений. Вывод о том, что нового узнали из дополненного предложения.

Работа с деформированным предложением. Наблюдение за правильным порядком слов в предложении. Самостоятельное составление предложений по вопросу, теме, картинке, образцу.

Чтение диалога. Соблюдение правильной интонации в вопросе и ответе. Составление диалогов из данных вопросов и ответов.

Письмо и чистописание (в течение всего учебного года)

Списывание с рукописного и печатного шрифтов с постепенным ускорением темпа письма (целым словом и по слогам сложные по структуре слова).

Чёткое и графически правильное написание строчныхбукв и их соединений:

• и, й, ш, п, р, т, н, г, р, у;

• л, м,ц, щ, ь, ы;

• о, а, ю, ф, б, в, д, з;

• с, е, ё,ч, ъ, я;

• э, ж,х, к;

Написание прописных букв:

1-я группа- И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А.

2-я группа- О, С, З, Х, Е, Ё, Ж, Э, Я;

3-я группа – У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа – Г; П, Т, Б, Ф, Д.

Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.

Контрольное списывание.

Словарные (картинные), предупредительные зрительные и слуховые, объяснительные диктанты, самодиктанты.

Контрольные диктанты (15-20 слов).

Связная письменная речь (в связи с изучением всех разделов программы)

Различение рассказа и набора предложений. Определение темы рассказа. Коллективный подбор заглавия к рассказу. Коллективное составление рассказа по серии сюжетныхкартинок (3-4). Озаглавливание рассказа. Использование данных текстовых синонимов и местоимений вместо существительного.

Восстановление деформированного текста (3-4 предложения) с опорой на серию картинок или на вопросы. Озаглавливание рассказа.

Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущий контроль.

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка по русскому языку проводится в следующих формах:

- устный опрос;

-словарный диктант;

-выборочный диктант;

-зрительный диктант;

-предупредительный диктант;

-объяснительный диктант;

-письмо по памяти;

-творческие работы;

-контрольный диктант и др.

Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме контрольной работы.

Итоговый контроль проводится в конце учебных четвертей и в конце года в форме контрольной работы.

Контрольные работы по русскому языку состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными.

Основные виды контрольных работ в 3 классе – списывание, письмо под диктовку и диктанты.

Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений и содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работк концу года во 2 классе – 10-15 слов, в III классе – 15-20 слов, IV – 25-30 слов.

При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текстауменьшается.

Текущие и итоговые контрольные работы (кроме контрольной работы в конце учебного года) пишутся в специальных тетрадях для контрольных работ. Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации пишется на отдельных листах.

При оценке предметных результатов обучающихся учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более лёгкий вариант задания.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения контрольных, самостоятельных, творческих работ и тестах, соотносятся с оценками:

- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

При оценке устных ответов, текущих, тематических и итоговых письменных работ по предмету используется и традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом

2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания

3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

1.Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов по русскому языку принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

«5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ,

привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

«2» не выставляется из-за специфики интеллектуального дефекта и особенностей речевого развития обучающихся.

2. Оценка письменных работ обучающихся.

При оценке письменных работ по русскому языку следует руководствоваться следующими нормами:

«5» ставится за работу без ошибок;

«4» ставится за работу с одной-тремя ошибками;

«3» ставится за работу с четырьмя-пятью ошибками;

«2» ставится за работу, в которой допущено шесть и более ошибок.

В письменных работах не учитываются 1-2 исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

-повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

-две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма рассматриваются индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:

«5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.

«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;

«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий;

«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.


Тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Всего часов

Основные виды

учебной деятельности


Повторение. Предложение.

12

Выделение предложений на тему; работа со схемой предложения; составление предложений по серии сюжетных картинок; работа со словарными словами: овощи, огород (звуко – буквенный анализ, составление предложений, отгадывание загадок, работа со стихотворениями). Работа с правилом, подбор предложений - ответов к предложениям – вопросам. Работа с предметными картинками, карточками со словами для работы с деформированными предложениями. Списывание, словарный, картинный диктант, письмо по памяти.

1-2

Выделение предложения из текста.

2

3-4

Предложение и его схема.

2

5

Предложения-вопросы и предложения – ответы.

1

6-7

Завершение начатого предложения.

2

8-9

Различение набора слов и предложения.

2

10-11

Порядок слов в предложении.

2

12

Самостоятельное составление предложений по рисунку с последующей записью.

1


Звуки и буквы

52



Гласные звуки и буквы

18

Знакомство с орфографическим словарем, нахождение нужной буквы в словаре. Выделение голосом ударного гласного, наблюдение за голосом учителя и сравнение правильного и неправильного по силе голоса рисунка звукового состава. Упражнения в делении слов на слоги. Работа со словарным словом: яблоко; с предметными картинками, карточками Списывание, словарный, картинный диктант.

13

Знакомство с алфавитом.

1

14-15

Звуки гласные и согласные.

2

16-17

Ударение в словах.

2

18

Гласные ударные и безударные.

1

19-20

Выделение ударной гласной в слове.

2

21-22

Деление слов на слоги.

2

23-25

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога.

3

26

Контрольное списывание. Ударные и безударные гласные.

1

27-28

Перенос части слова при письме.

2

29

Контрольный диктант. Гласные звуки и буквы.

1

Письмо по слуху, выполнение грамматического задания.

30

Работа над ошибками. Деление слов на слоги, перенос части слова при письме.

1

Анализ ошибок, их устранение, закрепление изученных орфограмм.


Согласные звуки и буквы

32


31-32

Различение твердых и мягких согласных перед гласными.

2

Различение на слух твёрдых и мягких согласных, составление пар из слогов, упражнения в чётком произношении твёрдых и мягких согласных, письмо по памяти. Постановка мягкого знака в словах по образцу. Картинный диктант, письмо по памяти, работа с правилом.

33-35

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я.

3

36

Буква мягкий знак (ь) на конце слова.

1

37-38

Буква мягкий знак (ь) в середине слова.

2

39

Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

1

40-41

Различение твёрдых и мягких согласных

2

Работа со словарным словом: мебель; отгадывание загадок.

42

Контрольный диктант. Твёрдые и мягкие согласные.

1

Письмо по слуху, выполнение грамматического задания.

43

Работа над ошибками. Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами и буквой мягкий знак (ь).

1

Анализ ошибок, их устранение, закрепление изученных орфограмм.

44

Написание жи – ши в словах.

1

Заучивание правил правописания, формулирование вывода с помощью учителя о правильности написания слов с сочетаниями; коллективная работа по составлению словарика слов. Картинный диктант. Работа со словарным словом: товарищ; отгадывание загадок.

45

Написание ча – ща в словах.

1

46

Написание чу – щу в словах.

1

47

Правописание гласных после шипящих.

1

48

Составление пар звонких и глухих согласных.

1

Различение звонких и глухих согласных, коллективное составление пар из согласных, подбор слова к каждой паре согласных; наблюдение за парными согласными на конце слов, сравнение произношения и написания; объяснение правильности написания слов с парными согласными на конце. Работа со словарными словами: дневник, сапоги, праздник; работа со стихотворением, загадками. Контрольное списывание, словарный, картинный диктант; письмо по памяти.

49-50

Различение парных согласных Б-П,

В-Ф.

2

51

Различение парных согласных Д-Т,

Г-К.

1

52-53

Различение парных согласных Ж-Ш, З-С.

2

54-55

Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова.

2

56-57

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

2

58-59

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

2

60

Правила правописания звонких и глухих согласных в словах.

1

61

Контрольный диктант. Парные звонкие и глухие согласные.

1

Письмо по слуху, выполнение грамматического задания.

62

Работа над ошибками. Правила правописания звонких и глухих согласных.

1

Анализ ошибок, их устранение, закрепление изученных орфограмм.

63-64

Повторение.

2

Закрепление и обобщение знаний по теме, самостоятельная работа по карточкам.

65

Ударные и безударные гласные.

1

66

Твердые и мягкие согласные.

1


Слово

45



Названия предметов

8


67

Различение названий предметов по вопросам кто? что?

1

Коллективная работа в подборе рядов однородных предметов, постановка к ним вопросов. Работа со словарным словом: одежда, письмо по памяти. Упражнения по отработке умений

68-69

Обобщающее название для групп однородны предметов.

2

70-71

Выделение названий предмета из предложения.

2




72

Выделение названий предметов из предложения.

1

Выделение названий предметов из предложения с опорой на картинки. Работа со словарными словами: вчера, сегодня.




Упражнения в различении названий действий по вопросам. Работа с загадкой. Контрольное списывание, письмо по памяти,

73-74

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных.

2


Названия действий

15

75-76

Различение названий действий по вопросам что делает? что делают?

2

77-78

Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что сделал? что сделала?

2

79-81

Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?

3

Работа с предложением (подбор предложений к рисункам), работа со стихотворением.

82-83

Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают?

2

Работа со словарными словами: учитель, класс. Работа с правилом.

84-85

Постановка вопросов к названиям действий.

2

Упражнения в постановке вопросов к названиям действий.

86-87

Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.

2

Картинный диктант, словарный диктант.

88

Контрольный диктант. Название предметов и действий.

1

Письмо по слуху, выполнение грамматического задания.

89

Работа над ошибками. Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.

1

Анализ ошибок, их устранение, закрепление изученных орфограмм.


Названия признаков

13


90-91

Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

2

Упражнения в различении признаков по вопросам; составление загадок.

92-93

Различение предметов по их признакам.

2

Работа со словарным словом: арбуз; письмо по памяти.

94-96

Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

3

Работа со словарным словом: дорога. Составление предложения к рисунку.

97-98

Выделение названий признаков предмета из предложения.

2

Работа с загадками. Контрольное списывание.

99-100

Названия предметов, действий и признаков.

2

Работа по карточкам, работа с предложением и его схемой.

101

Контрольный диктант. Название признаков предмета.

1

Письмо по слуху, выполнение грамматического задания.

102

Работа над ошибками. Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

1

Анализ ошибок, их устранение, закрепление изученных орфограмм.


Предлоги

9


103

Предлоги В, НА, С, ИЗ, У. Правописание предлогов.

1

Работа со словарным словом: город. Работа с правилом.

104

Предлоги К, ПО со словами.

1

Упражнения в подборе нужного предлога.

105-106

Предлог ОТ со словами.

2

Работа со стихотворением, контрольное списывание.

107

Предлоги НАД, ПОД со словами.

1

Составление разных по смыслу предложений с одним и тем же словосочетанием.

108

Предлог О со словами.

1

Работа со словарным словом: погода; картинный диктант.

109

Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О со словами.

1

Работа с загадками; отработка умения в выборе нужного предлога.

110

Контрольный диктант. Предлоги.

1

Письмо по слуху, выполнение грамматического задания.

111

Работа над ошибками. Правописание предлогов со словами.

1

Анализ ошибок, их устранение, закрепление изученных орфограмм.


Предложение.

16


70

Выделение предложения из текста.

1

Письмо по памяти.

112-113

Предложение законченное и незаконченное.

2

Сравнение предложений, упражнения в завершении предложений по-разному с опорой на предметные картинки.

114

Завершение предложения с помощью рисунка.

1

Работа со словарными словами: неделя, месяц.

115-116

Распространение предложений с помощью картинок.

2

Работа с предметными картинками, контрольное списывание.

117

Распространение предложений с использованием схемы и вопросов.

1

Работа со словарным словом: завтра; работа со схемами.

118-119

Слова в предложении.

2

Письмо по памяти. Работа со стихотворением.

120-121

Порядок слов в предложении.

2

Работа с деформированным текстом.

122

Составление предложений по рисунку.

1

Упражнения в завершении предложений по-разному с опорой на предметные картинки.

123

Составление предложений на тему.

1

Коллективное составление рассказа, его озаглавливание.

124

Контрольный диктант. Предложение.

1

Письмо по слуху, выполнение грамматического задания.

125

Работа над ошибками. Завершение предложений.

1

Анализ ошибок, их устранение, закрепление изученных орфограмм.


Повторение

11


126

Слово и его схема.

1

Работа со схемой слова: подбор слов к схеме.

127

Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке.

1

Работа с картинками, стихотворением, словарем.

128

Названия предметов и признаков. Различение по вопросам.

1

Работа со словарем, чтение сказки.

129

Подбор названий признаков к названиям предметов.

1

Письмо по памяти.

130

Названия действий.

1

Завершение предложений

131

Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.

1

Картинный диктант, работа со словарём.

132

Контрольный диктант в рамках промежуточной аттестации.

1

Письмо по слуху, выполнение грамматического задания.

133

Работа над ошибками. Коллективное составление рассказа на тему.

1

Анализ ошибок, их устранение, закрепление изученных орфограмм.

134

Составление предложения из слов, данных в разбивку.

1

Восстановление деформированных предложений.

135

Распространение предложений с помощью вопросов и рисунка.

1

Контрольное списывание.

136

Составление рассказа из отдельных предложений на тему.

1

Коллективная работа с текстом.


ИТОГО

136






Материально – техническое обеспечение

Средства обучения и воспитания учебного предмета «Русский язык» включают:

Учебно-методический комплект:

1.Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык 3 класс.Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.В 2-х частях. М.: Просвещение, 2018.

2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011, (программа «Русский язык», автор А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская).

Печатные пособия:

Плакат письменных букв «Алфавит»; наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; лента буквклассная

Учебно-практическое оборудование:

комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука подвижная на магнитах, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);

Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации к урокам).