СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»
Сармановского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО «Начальная школа» ______________И.И.Мазитова протокол №___ от «___»________2020 г.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР: ____________________ С.Г.Тимофеева «____»_______________ 2020 г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _______________Р.Р.Нуртдинов приказ № _____ от «____»______________2020 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку в 4 классе
Принято на заседании
педагогического Совета
протокол № ___
от « _____ » ____________2020 г.
Составитель: учитель начальных классов Ардыханова Г.А.
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г № 373), к завершённой предметной линии учебников «Русский язык» системы учебников «Школа России» (Канакина В.П. Русский язык: Учебник:4 класс, в 2 ч.), планируемых результатов начального общего образования и учебного плана МБОУ «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа» на 2020-2021 учебный год.
Данная программа является программой среднего уровня. Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы. Программа построена с учетом принципов системности, доступности, преемственности, научности и перспективности между различными разделами курса.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования:
становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.
В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».
Цель курса
- открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес (стремление) к его изучению.
Основная задача курса
- открыть младшим школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать способность слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.
Идея курса – изучение русского языка с позиций его духовной, культурно-исторической ценности.
Курс направлен:
-на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;
-на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;
-на познание ребёнком окружающего мира и самого себя.
Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности предполагает:
осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (затем и развитие умения ученика самостоятельно ставить перед собой определённую задачу);
формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.);
развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Собственно лингвистическое (языковое) развитие представлено в курсе как:
осознание ребёнком того, что есть окружающий мир и что есть слова, всё в нём называющие; слово образуется («рождается»), изменяется, используется в речи по определённым правилам;
сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка; формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка;
формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию;
осознание ребёнком себя как носителя русского языка;
развитие мотивов и средств речевой деятельности.
Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование:
правильности (произносительной, грамматической, лексической, словообразовательной, орфографической) основных видов речевой деятельности – говорения, чтения и письма;
речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других;
словарного состава и синтаксического строя речи младших школьников, её диалогической и монологической форм;
способности и готовности самостоятельно строить (в устной и письменной форме) небольшие по объёму сообщения (описания, повествования, рассуждения), близкие детям по тематике
Планируемые результаты освоения программы.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
•принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и
читательской деятельности;
•осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
•восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
•понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
•способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
•основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
•уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
•понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
•этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
•навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
•развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
•установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Ученик научится:
•принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
•планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
•понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Выпускник научится:
•использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
•записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
•ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
•использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
•владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
•осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
•осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Выпускник научится:
•слушать и слышать собеседника, вести диалог;
•ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
•понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
•строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
•признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
•стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
•строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
•активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
•первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
•осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
•представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
•позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
•овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного
общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
•приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
•освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
•овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения,
тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
•овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
•владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
•выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
•использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
•оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
•владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
•работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
•сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
•составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
•письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
•подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
•различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
•создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
•анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами,
условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
•оформлять результаты исследовательской работы;
•редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
•характеризовать звуки русского языка: гласные ударные -безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
•соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
•различать звуки и буквы;
•классифицировать слова с точки зрения их звуко - буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
•знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
•выполнять (устно и письменно) звуко - буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко - буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
•выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
•определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
•распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
•подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
•понимать этимологию мотивированных слов-названий;
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
•оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
•подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
•иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
•работать с разными словарями;
•приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•различать изменяемые и неизменяемые слова;
•различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
•находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
•сравнивать, классифицировать слова по их составу;
•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
•самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
•понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
•образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
•понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
•понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
•узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
•разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
•определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
•пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
•выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
•определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
•определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
•распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);
изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
•распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
•различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
•понимать роль союзов и частицы не в речи;
•подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
•разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
•сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
•различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
•склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
•различать родовые и личные окончания глагола;
•наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
•проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
•находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
•находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать предложение, словосочетание и слово;
•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
•составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
•устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
•выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
•распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
•составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
•находить в предложении обращение;
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
•раздельное написание слов;
•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
•сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроизносимые согласные;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
•разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
•безударные падежные окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
•мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
•мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
•безударные личные окончания глаголов;
•раздельное написание предлогов с другими словами;
•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания: соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах -ек, -ик;
•запятая при обращении;
•запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя,-ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 170 часов 5 часа в неделю (34 учебные недели).
В рабочей программе темы уплотнены, но сохранены. В случае совпадения уроков с праздничными днями предполагается выполнение программы:
1. За счет часов выделенных на повторение материала;
2. За счет объединения уроков по одной теме.
Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплекс:
- Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
- Концепция и программы для начальных классов «Школа России» 1 часть – М.: «Просвещение», 2008.
Содержание учебного предмета
№ | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | Повторение изученного | Язык и речь. Наша речь и наш язык. Текст и его план. Типы текста. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Разбор предложения по членам предложения. | 11 |
2 | Предложение | Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами. | 9 |
3 | Слово в языке и речи | Слово и его лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко - буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел. Части речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения). | 19 |
4 | Имя существи тельное | Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке). Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи. | 41 |
5 | Имя прилагательное | Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление). Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов. | 31 |
6 | Местоимение | Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте. | 9 |
7 | Глагол | Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих. Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и –ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление). Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал). Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат). | 32 |
8 | Повторение изученного | Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.). Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др. Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя. Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе. | 18 |
| Всего: |
|
170 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности учащихся | |
план | факт | |||
Повторение (11 ч.) | ||||
1/1 |
|
| Инструктаж по ТБ.Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык | Высказывать свое мнение; первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания |
2/2 |
|
| Язык и речь. Формулы вежливости | |
3/3 |
|
| Текст и его план. | Выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения |
4/4 |
|
| Типы текстов | |
5/5 |
|
| Обучающее изложение | |
6/6 |
|
| Анализ изложения. Предложение как единица речи | Проверка умения детей писать слова с изученными орфограммами
|
7/7 |
|
| Входной диктант | |
8/8 |
|
| Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания и по интонации | Классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации) |
9/9 |
|
| Диалог. Обращение | Владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.) |
10/10 |
|
| Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения | Находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды) |
11/11 |
|
| Словосочетание | Упражнять в умениях устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому |
Предложение (9 ч.) | ||||
12/1 |
|
| Однородные члены предложения
| Распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения |
13/2 |
|
| Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | |
14/3 |
|
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами | |
15/4 |
|
| Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» | Связно передавать текст с учетом особенностей употребления слов автора. Употреблять в речи предложения с однородными членами |
16/5 |
|
| Наши проекты | Поиск и выделение необходимой информации. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении необходимой информации |
17/6 |
|
| Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного | Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения. Различать простые и сложные предложения |
18/7 |
|
| Сложное предложение и простое предложение с однородными членами | |
19/8 |
|
| Обучающее изложение | Выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения |
20/9 |
|
| Контрольный диктант по теме «Предложение» | Проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение» |
Слово в языке и речи (19 ч.) | ||||
21/1 |
|
| Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. | Актуализировать знания о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке |
22/2 |
|
| Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | Иметь представление о заимствованных словах; распознавать среди предложенных слов устаревшие слова; находить слова, употреблённые в переносном значении |
23/3 |
|
| Синонимы, антонимы, омонимы. | Распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы |
24/4 |
|
| Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | Распознавать среди предложенных слов фразеологизмы |
25/5 |
|
| Состав слова. Распознавание значимых частей слова | Находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс
|
26/6 |
|
| Распознавание значимых частей слова | |
27/7 |
|
| Состав слова. Распознавание значимых частей слова | |
28/8 |
|
| Правописание гласных и согласных в корнях слов | Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных |
29/9 |
|
| Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах | |
30/10 |
|
| Правописание приставок и суффиксов | Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам |
31/11 |
|
| Разделительные твердый и мягкий знаки | Определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами |
32/12 |
|
| Обучающее изложение | Письменно передавать содержание повествовательного текста
|
33/13 |
|
| Анализ изложений. Части речи. Морфологические признаки частей речи | Определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи |
34/14 |
|
| Склонение имен существительных и имен прилагательных | Определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи |
35/15 |
|
| Имя числительное. Глагол | Распознавать части речи на основе усвоенных признаков |
36/16 |
|
| Наречие как часть речи
| Распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи |
37/17 |
|
| Правописание наречий | |
38/18 |
|
| Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | Составлять тексты описательного характера по репродукции картины |
39/19 |
|
| Контрольный диктант по теме «Части речи» | Писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания |
Имя существительное (41 ч.) | ||||
40/1 |
|
| Работа над ошибками. Распознавание падежей имён существительных | Определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж |
41/2 |
|
| Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. | Определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение |
42/3 |
|
| Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже | |
43/4 |
|
| Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах | Распознавать имена существительные в творительном и предложных падежах |
44/5 |
|
| Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные | |
45/6 |
|
| Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных. | Определять склонение имён существительных |
46/7 |
|
| Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения. | Определять склонение имён существительных |
47/8 |
|
| Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег» | Составлять тексты описательного характера по репродукции картины |
48/9 |
|
| Анализ сочинений. 2-склонение имён существительных. | Отрабатывать умение распознавать признаки имён существительных 2-го склонения |
49/10 |
|
| Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения. | Отрабатывать умение распознавать имена существительные 1-го и 2-го склонения |
50/11 |
|
| 3-е склонение имён существительных. | Отрабатывать умение распознавать имена существительные 3-го склонения |
51/12 |
|
| Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения | |
52/13 |
|
| Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного | Отрабатывать умение распознавать имена существительные по склонениям |
53/14 |
|
| Обучающее изложение | Выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения |
54/15 |
|
| Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. | Применять правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных |
55/16 |
|
| Именительный и винительный падежи. | Применять разные способы различения имён существительных в именительном и винительном падежах |
56/17 |
|
| Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже | Определять безударные падежные окончания имён существительных в родительном падеже |
57/18 |
|
| Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных | |
58/19 |
|
| Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. | Определять безударные падежные окончания имён существительных в дательном падеже |
59/20 |
|
| Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах | |
60/21 |
|
| Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах | Определять безударные падежные окончания имён существительных в родительном падеже |
61/22 |
|
| Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже | Правильно писать безударные падежные окончания имён существительных |
62/23 |
|
| Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже | |
63/24 |
|
| Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже | Правильно писать безударные падежные окончания имён существительных |
64/25 |
|
| Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже | |
65/26 |
|
| Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | Правильно писать безударные падежные окончания имён существительных |
66/27 |
|
| Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных | Правильно писать безударные падежные окончания имён существительных |
67/28 |
|
| Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных | |
68/29 |
|
| Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница» | Составлять тексты описательного характера по репродукции картины |
69/30 |
|
| Диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» | Писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания |
70/31 |
|
| Работа над ошибками. Повторение по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» | Выполнять упражняться в определении падежей имён существительных |
71/32 |
|
| Склонение имён существительных во множественном числе | Склонять им. сущ. во мн. числе |
72/33 |
|
| Именительный падеж имён существительных множественного числа | Распознавать именительный и винительный падежи имён существительных во множественном числе |
73/34 |
|
| Родительный падеж имён существительных множественного числа | Образовывать и употреблять формы множественного числа имён существительных в родительном падеже |
74/35 |
|
| Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа | Образовывать и употреблять формы множественного числа имён существительных в родительном и винительном падеже |
75/36 |
|
| Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа | Правильно писать окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложных падежах |
76/37 |
|
| Обучающее изложение | Работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текст; письменно (после коллективной подготовки) содержание текста; проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; |
77/38 |
|
| Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. | |
78/39 |
|
| Контрольный диктант за 1 полугодие | Писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания |
79/40 |
|
| Работа над ошибками. Проверочная работа | Поиск и выделение необходимой информации. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении необходимой информации |
80/41 |
|
| Наши проекты | |
Имя прилагательное (31 ч.) | ||||
81/1 |
|
| Имя прилагательное как часть речи | Проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи |
82/2 |
|
| Род и число имён прилагательных | Определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число; изменять имена прилагательные по родам, числам |
83/3 |
|
| Описание игрушки | |
84/4 |
|
| Склонение имён прилагательных | |
85/5 |
|
| Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»» | Составлять тексты описательного характера по репродукции картины |
86/6 |
|
| Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода единственном числе | Склонение имён прилагательных м. р. и ср. р. |
87/7 |
|
| Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. | Писать безударные падежные окончания имён прилагательных |
88/8 |
|
| Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | Писать безударные падежные окончания имён прилагательных |
89/9 |
|
| Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | Писать безударные падежные окончания имён прилагательных; проводить полный морфологический разбор имён прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора; |
90/10 |
|
| Именительный, винительный, родительный падежи | |
91/11 |
|
| Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | |
92/12 |
|
| Упражнение правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | Писать безударные падежные окончания имён прилагательных; проводить полный морфологический разбор имён прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора; |
93/13 |
|
| Выборочное изложение описательного текста | |
94/14 |
|
| Анализ изложения. Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода | |
95/15 |
|
| Склонение имён прилагательных женского рода | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу рока. Различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах, обосновывать написание их безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного. Определять роль в предложении имён прилагательных и имён существительных в И.п. и В.п. |
96/16 |
|
| Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | |
97/17 |
|
| Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | Составлять предложения, используя в них имена прилагательные в предложном или творительном падеже. Согласовывать имена прилагательные в форме творительного или предложного падежа с именами существительными. Оценивать результаты своей деятельности |
98/18 |
|
| Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | Определять имена прилагательные в творительном и предложном падежах, правильно ставить вопросы к именам прилагательным в данных формах, различать их падежные окончания, обосновывать написание безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного |
99/19 |
|
| Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных | |
100/ 20 |
|
| Изложение. Текст-описание | Работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текст; письменно (после коллективной подготовки) содержание текста |
101/ 21 |
|
| Анализ изложения. Правописание падежных окончаний прилагательных | |
102/ 22 |
|
| Склонение имён прилагательных множественного числа | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать имена прилагательные, обосновывать написание их безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного. Определять роль в предложении имён прилагательных и имён существительных |
103/ 23 |
|
| Сочинение - отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» | |
104/ 24 |
|
| Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа | Изменять им. прилаг. по падежам; проводить полный морфологический разбор им. прилаг. |
105/ 25 |
|
| Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа | Различать Р.п. и П.п. прилагательных в форме мн. ч., определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мн. ч. , оценивать правильность написанного |
106/ 26 |
|
| Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | Различать дательный и творительный падежи имён прилагательных в форме множественного числа |
107/ 27 |
|
| Обобщение по теме «Имя прилагательное» | Проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи |
108/ 28 |
|
| Сочинение - отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»» | |
109/ 29 |
|
| Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний | |
110/ 30 |
|
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания |
111/ 31 |
|
| Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах прилагательных. | Проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи |
Местоимение (9 ч.) | ||||
112/1 |
|
| Местоимение как часть речи. | Определять грамматические признаки личного местоимения в нач. форме лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в ед. числе) |
113/2 |
|
| Личные местоимения | |
114/3 |
|
| Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам | Склонять личных местоимений |
115/4 |
|
| Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам | Изменять личные местоимения 3-го лица по падежам; наблюдать за правописанием личных местоимений 3-го лица в косвенных формах; различать начальную и косвенную формы личных местоимений 3-го лица; определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме |
116/5 |
|
| Изменение личных местоимений по падежам | Работать с текстом, определять структуру текста; оценивать результаты своей деятельности |
117/6 |
|
| Изложение повествовательного текста с элементами описания | Проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи |
118/7 |
|
| Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение» | |
119/8 |
|
| Диктант по теме «Местоимение» | Писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания |
120/9 |
|
| Работа над ошибками. Повторение по теме «Местоимение» | Проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи |
Глагол (32 ч.) | ||||
121/1 |
|
| Роль глаголов в языке | Определять грамматические признаки глаголов - время, число, род (в пр. вр. в ед. числе) |
122/2 |
|
| Изменение глагола по временам | |
123/3 |
|
| Неопределенная форма глагола | Распознавать неопределённую форму глагола; выявлять роль и значение глаголов речи в речи |
124/4 |
|
| Неопределенная форма глагола | |
125/5 |
|
| Изменение глаголов по временам | Изменять глаголы по временам; проводить полный морфологический разбор глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора |
126/6 |
|
| Изложение повествовательного текста по плану | Работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, выделять части текст; письменно (после коллективной подготовки) содержание текста; проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки |
127/7 |
|
| Анализ изложения. Спряжение глаголов | Проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; познакомить с изменением глаголов по лицам и числам |
128/8 |
|
| Спряжение глаголов | Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать) |
129/9 |
|
| 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | Писать мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица ед. числа (читаешь, пишешь) |
130/ 10 |
|
| Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода» | Составлять тексты описательного характера по репродукции картины |
131/ 11 |
|
| Анализ сочинений. 1 и II спряжение глаголов настоящего времени. | Правильно писать личные окончания глаголов 1 и 11 спряжения определять спряжение глаголов по личным окончаниям |
132/ 12 |
|
| 1 и II спряжение глаголов будущего времени. | |
133/ 13 |
|
| Наши проекты | Поиск и выделение необходимой информации. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении необходимой информации |
134/ 14 |
|
| Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | Писать безударные личные окончания глаголов |
135/ 15 |
|
| Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | Писать безударные личные окончания глаголов |
136/ 16 |
|
| Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | Писать безударные личные окончания глаголов |
137/ 17 |
|
| Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | Писать безударные личные окончания глаголов |
138/ 18 |
|
| Возвратные глаголы
| Объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах; мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться; иметь представление о возвратных глаголах |
139/ 19 |
|
| Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. | Объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах; мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться; иметь представление о возвратных глаголах |
140/ 20 |
|
| Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. | Объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах; мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться; иметь представление о возвратных глаголах |
141/ 21 |
|
| Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок | Определять тему и главную мысль текста, выделять части текст; письменно (после коллективной подготовки) содержание текста; проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки |
142/ 22 |
|
| Правописание глаголов в прошедшем времени | Распознавать глагольные формы прошедшего времени, писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени |
143/ 23 |
|
| Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | |
144/ 24 |
|
| Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | |
145/ 25 |
|
| Изложение повествовательного текста по вопросам | Работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, выделять части текст; письменно (после коллективной подготовки) содержание текста; проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки |
146/ 26 |
|
| Диктант по теме «Глагол» | Писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания |
147/ 27 |
|
| Работа над ошибками. Повторение по теме «Глагол» | Проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи |
148/ 28 |
|
| Обобщение по теме «Глагол» | Определять грамматические признаки глаголов; образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса) |
149/ 29 |
|
| Обобщение по теме «Глагол» | |
150/ 30 |
|
| Изложение повествовательного текста | Работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, выделять части текст; письменно (после коллективной подготовки) содержание текста; проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки |
151/ 31 |
|
| Итоговый контрольный диктант | Писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания |
152/ 32 |
|
| Проверка знаний по теме «Глагол» | Проверить знания, умения, навыки по теме «Глагол»; формировать навыки работы с текстом |
Повторение (18 ч.) | ||||
153/1 |
|
| Язык и речь. Текст. | Пользоваться специальной, справочной литер-ой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему |
154/2 |
|
| Предложение и словосочетание. | Различать предложение, с/с слово; устанавливать в с/ч связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; составлять из заданных слов с/с, учитывая их связь по смыслу и по форме |
155/3 |
|
| Предложение и словосочетание. | Различать предложение, с/с слово; устанавливать в с/ч связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; составлять из заданных слов с/с, учитывая их связь по смыслу и по форме |
156/4 |
|
| Предложение и словосочетание. | |
157/5 |
|
| Лексическое значение слова | Осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи |
158/6 |
|
| Сочинение на тему “Мои впечатления от картины И.И.Шишкина “Рожь”” | Работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, выделять части текст; письменно (после коллективной подготовки) содержание текста; проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки |
159/7 |
|
| Состав слова | Разбирать слова по составу; подбирать к словам однокоренные слова; распознавать орфограммы в разных частях слова и обосновывать их написание |
160/8 |
|
| Состав слова | |
161/9 |
|
| Состав слова | Разбирать слова по составу; подбирать к словам однокоренные слова; распознавать орфограммы в разных частях слова и обосновывать их написание |
162/ 10 |
|
| Состав слова | |
163/ 11 |
|
| Части речи | Признаки частей речи, виды орфограмм в разных частях речи |
164/ 12 |
|
| Части речи | |
165/ 13 |
|
| Изложение повествовательного текста по цитатному плану | Работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, выделять части текст; письменно (после коллективной подготовки) содержание текста; проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки |
166/ 14 |
|
| Анализ изложения. Части речи | Признаки частей речи, виды орфограмм в разных частях речи |
167/ 15 |
|
| Итоговый контрольный диктант | Применять полученные знания при решении нестандартных задач |
168/ 16 |
|
| Работа над ошибками. Повторение | Произносить звуки речи в соответствии с нормами языка характеризовать звуки русского языка; выполнять звуко-бувенный разбор |
169/ 17 |
|
| Звуки и буквы | |
170/ 18 |
|
| Итоговый урок-игра «По Галактике частей речи» | Применять полученные знания при решении нестандартных задач |
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы
1. Русский язык. 4 класс. Учебник для 4 класса для общеобразовательных школ с приложением на электронном носителе в 2 ч. / Канакина, В. П,
В. Г. Горецкий / М.: Просвещение, 2018
Для реализации данной примерной программы используется дополнительная литература:
1. Журнал «Начальная школа»
2. Ожегов «Толковый словарь»
Интернет – поддержка учебников и дополнительные материалы:
1. http: //1-4.prosv.ru Сайт «Начальная школа»
2. http://pedsovet.su/ Методические разработки в помощь учителю.
3. Единая образовательная коллекция Российский общеобразовательный портал http://school-collection.edu.ru/http://www.school.edu.ru
26