Рабочая программа учебного предмета «Русский язык 4 класс» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы по русскому языку для 4 класса В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке, богатстве русского языка и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
ознакомление с национальными ценностями нашего Отечества, природными и культурно-историческими особенностями своей малой родины;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
воспитание нравственных норм, социальной справедливости, чувства доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, чувства личной ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей.
Ценностные ориентиры учебного предмета «Русский язык» конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
В 4 классе на уроки русского языка отводится 170 ч (5 ч. в неделю, 34 учебные недели).
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и язык. Текст и его план. Типы текстов. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Диалог. Обращение. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание.
Однородные члены предложения (общее понятие). Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.
Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах. Состав слова. Распознание значимых частей слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание удвоенных согласных в корне.
Правописание приставок и суффиксов. Разделительные твердый и мягкий знаки. Части речи. Морфологические признаки частей речи. Склонение имен существительных и имен прилагательных. Имя прилагательное. Глагол. Наречие как часть речи. Правописание наречий
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и вопросам. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные 1, 2 и 3-го склонения. Склонения имен существительных 1, 2 и 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами, кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия. Склонение существительных, во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имен существительных. Существительное как член предложения. Употребление имен существительных в речи.
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Сочетание прилагательных с существительными. Изменение прилагательных по родам, числам и вопросам. Склонение имен прилагательных. Склонение прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами. Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки. Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами. Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода.
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Личные местоимения и имя существительное. Личные местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения. Употребление личных местоимений в речи.
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время глагола. Лицо глагола. Число глагола. Изменение глагола по временам, лицам и числам. Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа и в глаголах неопределенной формы — стеречь, беречь и др. Различие правописания глаголов на -тся, -ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глагол как член предложения. Употребление глагола в речи.
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и вопросам. Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Сочетание прилагательных с существительными. Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия. Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (обстоятельство, определение, дополнение).
№ п/п | Название раздела, главы | Количество часов | Планируемые результаты освоения учебного предмета |
личностные | Предметные | метапредметные |
1 | Повторение | 11 | Формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности. | Научиться делать выводы о значении речи в жизни человека, анализировать речь людей, наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее. | Коммуникативные: - договариваться, приходить к общему решению. - адекватно использовать речевые средства для решения задач Регулятивные: - определять цель, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме. - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
2 | Предложение | 9 | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма. | Научиться определять однородные члены предложения, их роль в предложении. Научиться определять текст по его признакам, перечислять и различать в тексте его части, подбирать заголовок, излагать текст письменно по вопросному плану. | Коммуникативные: - использовать речь для регуляции своего действия. - использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, давать адекватную оценку правильности выполнения действий. - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: - учиться основам смыслового восприятия текстов. - осуществлять анализ объектов, выполнять знаково-символические действия, включая моделирование. |
3 | Слово в языке и речи | 19 | Формирование мотивации к самосовершенствованию. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Научиться выявлять проблемные зоны в применении правил правописания, определять лексическое значение слова. Научиться выделять в слове корень, группировать однокоренные слова, применять правило единообразного написания корней родственных слов. | Коммуникативные: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. - владеть диалогической формой коммуникации. Регулятивные: - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, оценки и учета характера сделанных ошибок. - давать адекватную оценку правильности выполнения действий. Познавательные: - обобщать, устанавливать аналогии. - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. |
4 | Имя существительное | 41 | Развитие интереса к изучению языка. Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения | Актуализация знаний о грамматических признаках существительных. Развитие умения классифицировать имена сущ. по родам. Актуализация знаний учащихся об изменении имен существительных по падежам и числам. | Познавательные - осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); - работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций); - осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой; Регулятивные - принимать и сохранять цель и учебную задачу; - выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках); Коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения; - формулировать собственное мнение и аргументировать его; |
2 | Имя прилагательное | 31 | Развивать интерес к изучению языка, умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи. Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре | сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; преобразовывать практическую задачу в познавательную; Познавательные: использовать общие приёмы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат действия; Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, ставить и задавать вопросы. |
3 | Личные местоимения | 9 | формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-истор-ой ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, емкости, восприятия языка как средства и условия общения; | понимание обуч-ся того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как гос-о языка РФ, языка межнационального общения | Познавательные - осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); - применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; -понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; - составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст); - составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку. Регулятивные - принимать и сохранять цель и учебную задачу; - планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках); - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Коммуникативные - принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения); - задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания. |
4 | Глагол | 32 | формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | умение проверять записанное, умение находить , сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение | Познавательные - осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); - работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций); - осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой; Регулятивные - принимать и сохранять цель и учебную задачу; - выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках); Коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения; - формулировать собственное мнение и аргументировать его; |
5 | Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах | 18 | Развитие интереса к изучению языка. Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения | умение проверять записанное, умение находить , сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение | Познавательные - осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); - работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций); - осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой; Регулятивные - принимать и сохранять цель и учебную задачу; - планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках); Коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения; - задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания; |
№ урока | Наименование разделов и тем | Тип урока | Дата проведения |
план. | факт. |
1 четверть Повторение (10ч) |
1 | Знакомство с учебником. Наша речь и язык. | Урок рефлексии | | |
2 | Текст и его план. Признаки текста. | Урок «открытия» нового знания | | |
3 | Обучающее изложение | Урок рефлексии | | |
4 | Анализ изложения. Типы текстов | Урок развивающего контроля. | | |
5 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. | Урок «открытия» нового знания | | |
6 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | Урок рефлексии | | |
7 | Стартовая диагностическая работа. Диктант | | | |
8 | Работа над ошибками. Диалог. Обращение | Урок рефлексии | | |
9 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения | Урок «открытия» нового знания | | |
11 | Словосочетание. | Урок рефлексии | | |
Предложение(7ч) |
12 | Однородные члены предложения (общее понятие) | Урок развивающего контроля. | | |
13 | Связь однородных членов предложения. | Урок «открытия» нового знания | | |
14 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Урок «открытия» нового знания | | |
15 | Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» | Урок «открытия» нового знания | | |
16 | Анализ сочинения. Наши проекты. Похвальное слово | Урок «открытия» нового знания | | |
17 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного | Урок «открытия» нового знания | | |
18 | Обучающее изложение | Урок развивающего контроля. | | |
Слово в языке и речи (19ч) |
21 | Слово и его лексическое значение | Урок «открытия» нового знания | | |
22 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | Урок «открытия» нового знания | | |
23 | Синонимы, антонимы, омонимы | Урок «открытия» нового знания | | |
24 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах | Урок «открытия» нового знания | | |
25-27 | Состав слова. Распознание значимых частей слова | Урок «открытия» нового знания | | |
28 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | Урок «открытия» нового знания | | |
29 | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в корне | Урок «открытия» нового знания | | |
30 | Правописание приставок и суффиксов | Урок «открытия» нового знания | | |
31 | Разделительные твердый и мягкий знаки | Урок «открытия» нового знания | | |
32 | Обучающее изложение | Урок развивающего контроля | | |
33 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи | Урок «открытия» нового знания | | |
34 | Склонение имен существительных и имен прилагательных | Урок «открытия» нового знания | | |
35 | Имя прилагательное. Глагол | Урок «открытия» нового знания | | |
36 | Наречие как часть речи. Правописание наречий | Урок «открытия» нового знания | | |
37 | Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | Урок развивающего контроля. | | |
38 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | Урок развивающего контроля. | | |
39 | Анализ ошибок допущенных в контрольной работе | Урок рефлексии | | |
Имя существительное (41ч) |
40 | Распознание падежей имен существительных | Урок «открытия» нового знания | | |
2 четверть |
41 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных | Урок «открытия» нового знания | | |
42 | Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже | Урок «открытия» нового знания | | |
43 | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложных падежах | Урок «открытия» нового знания | | |
44 | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые мена существительные | Урок «открытия» нового знания | | |
45 | Три склонения имен существительных (общее представление 1-е склонение имен существительных ) | Урок «открытия» нового знания | | |
46 | Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения | Урок «открытия» нового знания | | |
47 | Сочинение по картине А.А.Платонова «Первый снег» | Урок развивающего контроля. | | |
48 | Анализ сочинения. 2-е склонение имен существительных | Урок «открытия» нового знания | | |
49 | Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения | Урок «открытия» нового знания | | |
50 | 3-е склонение имен существительных | Урок «открытия» нового знания | | |
51 | Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения | Урок «открытия» нового знания | | |
52 | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного | Урок «открытия» нового знания | | |
53 | Обучающее изложение. | Урок развивающего контроля | | |
54 | Анализ изложения. Падежные окончание имен существительных 1,2 и 3-го склонения единственного числа. | Урок «открытия» нового знания | | |
55 | Именительный и винительный падежи | Урок «открытия» нового знания | | |
56 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже | Урок «открытия» нового знания | | |
57 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных | Урок «открытия» нового знания | | |
58 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | Урок «открытия» нового знания | | |
59-60 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | Урок «открытия» нового знания | | |
61 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | Урок «открытия» нового знания | | |
62 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | Урок «открытия» нового знания | | |
63 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | Урок «открытия» нового знания | | |
64 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже | Урок «открытия» нового знания | | |
65 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | Урок «открытия» нового знания | | |
66 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | Урок «открытия» нового знания | | |
67 | Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница» | Урок развивающего контроля. | | |
68 | Анализ сочинения. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | Урок рефлексии | | |
69 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | Урок развивающего контроля. | | |
70 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | Урок рефлексии | | |
71 | Склонение имен существительных во множественном числе | Урок «открытия» нового знания | | |
72 | Именительный падеж имен существительных множественного числа | Урок «открытия» нового знания | | |
73 | Родительный падеж имен существительных множественного числа | Урок «открытия» нового знания | | |
74 | Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже | Урок «открытия» нового знания | | |
75 | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа | Урок «открытия» нового знания | | |
76 | Обучающее изложение | Урок развивающего контроля | | |
77 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе | Урок рефлексии | | |
78 | Административный контрольный диктант | Урок развивающего контроля | | |
79 | Анализ контрольной работы. Проверочная работа | Урок рефлексии | | |
80 | Наши проекты. Говорите правильно! | Урок развивающего контроля. | | |
3четверть Имя прилагательное (31ч) |
81 | Имя прилагательное как часть речи | Урок «открытия» нового знания | | |
82 | Род и число имен прилагательных | Урок «открытия» нового знания | | |
83 | Описание игрушки | Урок «открытия» нового знания | | |
84 | Склонение имен прилагательных | Урок «открытия» нового знания | | |
85 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»» | Урок развивающего контроля. | | |
86 | Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | Урок рефлексии | | |
87 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже | Урок «открытия» нового знания | | |
88 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | Урок «открытия» нового знания | | |
89 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | Урок «открытия» нового знания | | |
90 | Именительный, родительный, винительный падежи | Урок развивающего контроля. | | |
91 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | Урок «открытия» нового знания | | |
92 | Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | Урок «открытия» нового знания | | |
93 | Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты | Урок развивающего контроля | | |
94 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | Урок рефлексии | | |
95 | Склонение имен прилагательных женского рода | Урок «открытия» нового знания | | |
96 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода | Урок «открытия» нового знания | | |
97 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода | Урок рефлексии | | |
98 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | Урок «открытия» нового знания | | |
99 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных | Урок развивающего контроля. | | |
100 | Изложение описательного текста | Урок «открытия» нового знания | | |
101 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных | Урок «открытия» нового знания | | |
102 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | Урок «открытия» нового знания | | |
103 | Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» | Урок развивающего контроля | | |
104 | Анализ сочинения. Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа | Урок рефлексии | | |
105 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа | Урок развивающего контроля. | | |
106 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | Урок рефлексии | | |
107 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | Урок рефлексии | | |
108 | Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | Урок развивающего контроля. | | |
109 | Анализ сочинения. Обобщение по теме «имя прилагательное». Проверка знаний | Урок «открытия» нового знания | | |
110 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Урок развивающего контроля | | |
111 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | Урок рефлексии | | |
Местоимение (9ч) |
112 | Местоимение как часть речи | Урок «открытия» нового знания | | |
113 | Личные местоимения | Урок «открытия» нового знания | | |
114 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам | Урок «открытия» нового знания | | |
115 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам | Урок рефлексии | | |
116 | Изменение личных местоимений по падежам | Урок «открытия» нового знания | | |
117 | Изложение повествовательного текста с элементом описания | Урок развивающего контроля. | | |
118 | Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение» | Урок рефлексии | | |
119 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | Урок развивающего контроля | | |
120 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | Урок рефлексии | | |
Глагол (32 ч) |
121 | Роль глаголов в языке | Урок рефлексии | | |
122 | Изменение глаголов по временам | Урок рефлексии | | |
123-124 | Неопределенная форма глагола | Урок рефлексии | | |
125 | Изменение глаголов по временам | Урок «открытия» нового знания | | |
126 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | Урок «открытия» нового знания | | |
127 | Анализ изложения. Спряжение глаголов | Урок «открытия» нового знания | | |
128 | Спряжение глаголов | Урок рефлексии | | |
129 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | Урок развивающего контроля. | | |
130 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | Урок «открытия» нового знания | | |
131 | Анализ сочинения. I и II спряжение глаголов настоящего времени | Урок «открытия» нового знания | | |
132 | I и II спряжение глаголов будущего времени | Урок «открытия» нового знания | | |
133 | Наши проекты. Пословицы и поговорки | Урок «открытия» нового знания | | |
4 четверть |
134 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | Урок «открытия» нового знания | | |
135 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | Урок систематизации знаний | | |
136 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | Урок систематизации знаний | | |
137 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | Урок рефлексии | | |
138 | Возвратные глаголы | Урок «открытия» нового знания | | |
139 | Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах | Урок «открытия» нового знания | | |
140 | Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах | Урок рефлексии | | |
141 | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок | Урок рефлексии | | |
142 | Правописание глаголов в прошедшем времени | Урок «открытия» нового знания | | |
143 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | Урок «открытия» нового знания | | |
144 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | Урок «открытия» нового знания | | |
145 | Изложение повествовательного текста по вопросам | Урок развивающего контроля | | |
146 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Урок развивающего контроля | | |
147 | Работа над ошибками допущенными в изложении и диктанте. Повторение | Урок рефлексии | | |
148-149 | Обобщение по теме «Глагол» | Урок «открытия» нового знания | | |
150 | Изложение повествовательного характера | Урок развивающего контроля. | | |
151 | Проверка знаний по теме «Глагол» | Урок рефлексии | | |
152 | Анализ изложения, тестовой работы. повторение | Урок рефлексии | | |
Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах (18 ч) |
153 | Язык. Речь. Текст | Урок рефлексии | | |
154 | Предложение и словосочетание | Урок рефлексии | | |
155 | Предложение и словосочетание | Урок рефлексии | | |
156 | Предложение и словосочетание | Урок рефлексии | | |
157 | Комплексная проверочная работа | Урок развив. контроля | | |
158 | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь»» | Урок развив. контроля | | |
159 | Анализ сочинения. Состав слова | Урок рефлексии | | |
160 | Состав слова | Урок рефлексии | | |
161 | Состав слова | Урок рефлексии | | |
162 | Состав слова | Урок рефлексии | | |
163 | Части речи | Урок рефлексии | | |
164 | Части речи | Урок рефлексии | | |
165 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | Урок развивающего контроля. | | |
166 | Анализ изложения. Части речи | Урок рефлексии | | |
167 | Административная контрольная работа. Диктант | Урок развивающего контроля. | | |
168 | Анализ контрольного диктанта. повторение | Урок рефлексии | | |
169 | Звуки и буквы | Урок рефлексии | | |
170 | Игра «По галактике Частей Речи» | Урок рефлексии | | |
2. Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку. 4 класс: В 2 ч.: – М.: Экзамен, 2015.
3. Синякова В.А. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 4 класс. – М.: ВАКО, 2015.
4. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.
5. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.