Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с учебным планом МБОУ «Майкопская гимназия №5», приложенным к приказу № 291 от 28.08.2017 «Об утверждении учебного плана гимназии на 2017-2018 учебный год», в котором предусмотренное количество часов, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Русский язык», разработанной Р.Н. Бунеевым и др., и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода.
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
правильно писать слова с изученными орфограммами;
видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
пользоваться толковым словарем, практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
писать подробное изложение текста повествовательного характера (90-100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения; делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкции «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма - безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределённой форме.
Наречие - неизменяемая часть речи. Употребление наречий в речи. Правописание суффиксов наречий.
Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма.
Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
№ | Дата | Тема | Тип урока |
п | ф |
1 | | | Поэты и писатели о русском языке. Повторение фонетики и графики. | Комбинированный |
2 | | | Контрольное списывание № 1. | УКЗ |
3 | | | Повторение фонетики и графики. | Комбинированный |
4 | | | Повторение фонетики. Слог и ударение. | Комбинированный |
5 | | | Что такое графика. | Комбинированный |
6 | | | Фонетический разбор слова. | Комбинированный |
7 | | | Повторение орфографии. | Комбинированный |
8 | | | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. | Комбинированный |
9 | | | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. | Комбинированный |
10 | | | Повторение состава слова. | Комбинированный |
11 | | | Повторение изученного о частях речи. | УПЗиУ |
12 | | | Повторение изученного по синтаксису. | Комбинированный |
13 | | | Обучающее изложение «Золотой рубль». | УРР |
14 | | | Обучающее изложение «Золотой рубль». | УРР |
15 | | | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение». | Комбинированный |
16 | | | Контрольный диктант №1. | УКЗ |
17 | | | «Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте). | Комбинированный |
18 | | | Как отличить простое предложение от сложного. | УОНМ |
19 | | | Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и. | Комбинированный |
20 | | | Обучающее изложение «Что я люблю». | УРР |
21 | | | Обучающее изложение «Что я люблю». | УРР |
22 | | | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | Комбинированный |
23 | | | Обучающее сочинение «Что я люблю». | УРР |
24 | | | Обучающее сочинение «Что я люблю». | УРР |
25 | | | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | Комбинированный |
26 | | | Проверочная работа №1. | Комбинированный |
27 | | | Контрольный диктант № 2. | УКЗ |
28 | | | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | Комбинированный |
29 | | | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. | УОНМ |
30 | | | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | Комбинированный |
31 | | | Составление рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант «Мечты о подвиге». | УРР |
32 | | | Запятая в сложном предложении. | Комбинированный |
33 | | | Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома». | УРР |
34 | | | Проверочная работа № 2. | Комбинированный |
35 | | | Контрольный диктант № 3. | УКЗ |
36 | | | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Контрольный словарный диктант. | Комбинированный |
37 | | | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. | УОНМ |
38 | | | Знаки препинания в предложениях с прямой речью (прямая речь стоит после слов автора). | Комбинированный |
39 | | | Знаки препинания в предложениях с прямой речью (прямая речь стоит перед словами автора). | Комбинированный |
40 | | | Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование предложений с прямой речью в письменной речи. | УРР |
41 | | | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. | Комбинированный |
42 | | | Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух». | УРР |
43 | | | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью. | УОиСЗ |
44 | | | Контрольный диктант № 4. | УКЗ |
45 | | | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | Комбинированный |
46 | | | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. | УОНМ |
47 | | | Роль имени существительного в речи. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна». | УРР |
48 | | | Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы. | Комбинированный |
49 | | | Наблюдение за словоизменением имен существительных. | Комбинированный |
50 | | | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы. | УОНМ |
51 | | | Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе. | Комбинированный |
52 | | | Именительный и винительный падежи. | УПЗиУ |
53 | | | Родительный падеж. | Комбинированный |
54 | | | Дательный падеж. | Комбинированный |
55 | | | Творительный падеж. | Комбинированный |
56 | | | Предложный падеж. | Комбинированный |
57 | | | Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных». | УРР |
58 | | | Проверочная работа №3. | Комбинированный |
59 | | | Что такое склонение? Три склонения имен существительных. | УОНМ |
60 | | | Развитие умения определять склонение имен существительных. | Комбинированный |
61 | | | Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. | Комбинированный |
62 | | | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления. | УОНМ |
63 | | | Обучающее сочинение «Пальчики оближешь». | УРР |
64 | | | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. | УОНМ |
65 | | | Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы. | Комбинированный |
66 | | | Проверочная работа № 4. | Комбинированный |
67 | | | Обобщение, подготовка к диктанту. | УОиСЗ |
68 | | | Контрольный диктант № 5. | УК |
69 | | | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | УКЗ |
70 | | | Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных. | Комбинированный |
71 | | | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму. | Комбинированный |
72 | | | Обучающее изложение «Первая газета». | УРР |
73 | | | Развитие орфографических умений.Контрольный словарный диктант. | Комбинированный |
74 | | | Обучающее сочинение-описание «Прогулка». | УРР |
75 | | | Проверочная работа № 5. | Комбинированный |
76 | | | Повторение, подготовка к диктанту. | Комбинированный |
77 | | | Контрольный диктант № 6. | УК |
78 | | | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | УКЗ |
79 | | | Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи. | УОНМ |
80 | | | Роль прилагательных-антонимов в речи. | УПЗиУ |
81 | | | Морфологический разбор имени прилагательного. | УОНМ |
82 | | | Изменение имен прилагательных по падежам. | УОНМ |
83 | | | Словосочетание «существительное + прилагательное». Главное и зависимое слово в словосочетании. | Комбинированный |
84 | | | Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. | Комбинированный |
85 | | | Обучающее изложение «Первое путешествие». | УРР |
86 | | | Обучающее изложение «Первое путешествие». | УРР |
87 | | | Развитие орфографических умений. | Комбинированный |
88 | | | Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка». | УРР |
89 | | | Проверочная работа № 6. | Комбинированный |
90 | | | Повторение, подготовка к диктанту. | УПЗиУ |
91 | | | Контрольный диктант № 7. | УКЗ |
92 | | | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ. | УПЗиУ |
93 | | | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не. | УОНМ |
94 | | | Значение и грамматические признаки глагола. | УПЗиУ |
95 | | | Значение и грамматические признаки глагола. | УПЗиУ |
96 | | | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. | Комбинированный |
97 | | | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения. | Комбинированный |
98 | | | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. | Комбинированный |
99 | | | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное. | УОНМ |
100 | | | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. | Комбинированный |
101 | | | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. | УОНМ |
102 | | | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | Комбинированный |
103 | | | Контрольный диктант № 8. | УКЗ |
104 | | | «Пишу правильно» (Работа над ошибками). Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | Комбинированный |
105 | | | Обучающее сочинение по картинкам. | УРР |
106 | | | Разбор глагола как части речи. | Комбинированный |
107 | | | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и –ться. | Комбинированный |
108 | | | Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическими правилами. | Комбинированный |
109 | | | Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | Комбинированный |
110 | | | Контрольное списывание № 2. | УКЗ |
111 | | | Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях. | Комбинированный |
112 | | | Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях. | Комбинированный |
113 | | | Обучающее изложение «Первые школы». | УРР |
114 | | | Обучающее изложение «Первые школы». | УРР |
115 | | | Работа над ошибками. Редактирование текста изложений. | УПЗиУ |
116 | | | Порядок разбора глагола по составу. | Комбинированный |
117 | | | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов. | УПЗиУ |
118 | | | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов. | УПЗиУ |
119 | | | Обучающее сочинение на свободную тему. | УРР |
120 | | | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Контрольный словарный диктант. | Комбинированный |
121 | | | Обучающее сочинение «День моей мамы». | УРР |
122 | | | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. | Комбинированный |
123 | | | Проверочная работа № 7. | Комбинированный |
124 | | | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Глагол». Подготовка к диктанту. | УОиСЗ |
125 | | | Контрольный диктант № 9. | УКЗ |
126 | | | Работа над ошибками. «Пишу правильно». | Комбинированный |
127 | | | Знакомство с наречием. | УОНМ |
128 | | | Употребление наречий в речи. | УПЗиУ |
129-130 | | | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст». | Комбинированный |
130-131 | | | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст». | Комбинированный |
132 | | | Контрольное изложение «Странный дуэт». | УКЗ |
133 | | | Контрольное изложение «Странный дуэт». | УКЗ |
134-135 | | | Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово». | Комбинированный |
136 | | | Итоговый контрольный диктант. | УКЗ |
137 | | | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | Комбинированный |
138-140 | | | Итоговое тестирование. | УКЗ |