СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать при работе в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 4 класса»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с учебным планом МБОУ «Майкопская гимназия №5», приложенным к приказу № 291 от 28.08.2017 «Об утверждении учебного плана гимназии на 2017-2018 учебный год», в котором предусмотренное количество часов, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Русский язык», разработанной Р.Н. Бунеевым и др., и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода.


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в четвертом классе является формирование следующих умений:

  • эмоциональность - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в четвертом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные универсальные учебные действия:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

  • правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

  • пользоваться толковым словарем, практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

  • ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

  • производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;

  • разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

  • писать подробное изложение текста повествовательного характера (90-100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

  • читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения; делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

  • воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

  • создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (140 ч)


Повторение (17 часов)

Предложение. Текст (28 часов)

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкции «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Имя существительное (33 часов)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное (14 часов)

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма - безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол (34 часов)

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределённой форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся-, -ться- в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о - -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

Наречие (2 часа)

Наречие - неизменяемая часть речи. Употребление наречий в речи. Правописание суффиксов наречий.

Повторение (12 часов)

Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма.

Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.




II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название разделов

и тем

Общее количество часов

Повторение

17

Предложение. Текст

28

Имя существительное

33

Имя прилагательное

14

Глагол

34

Наречие

2

Повторение

12

Итого

140






III. Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема

Тип урока

п

ф

1



Поэты и писатели о русском языке. Повторение фонетики и графики.

Комбинированный

2



Контрольное списывание № 1.

УКЗ

3



Повторение фонетики и графики.

Комбинированный

4



Повторение фонетики. Слог и ударение.

Комбинированный

5



Что такое графика.

Комбинированный

6



Фонетический разбор слова.

Комбинированный

7



Повторение орфографии.

Комбинированный

8



Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения.

Комбинированный

9



Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания.

Комбинированный

10



Повторение состава слова.

Комбинированный

11



Повторение изученного о частях речи.

УПЗиУ

12



Повторение изученного по синтаксису.

Комбинированный

13



Обучающее изложение «Золотой рубль».

УРР

14



Обучающее изложение «Золотой рубль».

УРР

15



Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение».

Комбинированный

16



Контрольный диктант №1.

УКЗ

17



«Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте).

Комбинированный

18



Как отличить простое предложение от сложного.

УОНМ

19



Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и.

Комбинированный

20



Обучающее изложение «Что я люблю».

УРР

21



Обучающее изложение «Что я люблю».

УРР

22



Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

Комбинированный

23



Обучающее сочинение «Что я люблю».

УРР

24



Обучающее сочинение «Что я люблю».

УРР

25



Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

Комбинированный

26



Проверочная работа №1.

Комбинированный

27



Контрольный диктант № 2.

УКЗ

28



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

Комбинированный

29



Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

УОНМ

30



Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

Комбинированный

31



Составление рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант «Мечты о подвиге».

УРР

32



Запятая в сложном предложении.

Комбинированный

33



Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома».

УРР

34



Проверочная работа № 2.

Комбинированный

35



Контрольный диктант № 3.

УКЗ

36



«Пишу правильно» (работа над ошибками). Контрольный словарный диктант.

Комбинированный

37



Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.

УОНМ

38



Знаки препинания в предложениях с прямой речью (прямая речь стоит после слов автора).

Комбинированный

39



Знаки препинания в предложениях с прямой речью (прямая речь стоит перед словами автора).

Комбинированный

40



Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование предложений с прямой речью в письменной речи.

УРР

41



Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

Комбинированный

42



Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух».

УРР

43



Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью.

УОиСЗ

44



Контрольный диктант № 4.

УКЗ

45



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

Комбинированный

46



Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

УОНМ

47



Роль имени существительного в речи. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна».

УРР

48



Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Комбинированный

49



Наблюдение за словоизменением имен существительных.

Комбинированный

50



Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы.

УОНМ

51



Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе.

Комбинированный

52



Именительный и винительный падежи.

УПЗиУ

53



Родительный падеж.

Комбинированный

54



Дательный падеж.

Комбинированный

55



Творительный падеж.

Комбинированный

56



Предложный падеж.

Комбинированный

57



Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных».

УРР

58



Проверочная работа №3.

Комбинированный

59



Что такое склонение? Три склонения имен существительных.

УОНМ

60



Развитие умения определять склонение имен существительных.

Комбинированный

61



Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.

Комбинированный

62



Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления.

УОНМ

63



Обучающее сочинение «Пальчики оближешь».

УРР

64



Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

УОНМ

65



Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы.

Комбинированный

66



Проверочная работа № 4.

Комбинированный

67



Обобщение, подготовка к диктанту.

УОиСЗ

68



Контрольный диктант № 5.

УК

69



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

УКЗ

70



Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных.

Комбинированный

71



Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму.

Комбинированный

72



Обучающее изложение «Первая газета».

УРР

73



Развитие орфографических умений.Контрольный словарный диктант.

Комбинированный

74



Обучающее сочинение-описание «Прогулка».

УРР

75



Проверочная работа № 5.

Комбинированный

76



Повторение, подготовка к диктанту.

Комбинированный

77



Контрольный диктант № 6.

УК

78



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

УКЗ

79



Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи.

УОНМ

80



Роль прилагательных-антонимов в речи.

УПЗиУ

81



Морфологический разбор имени прилагательного.

УОНМ

82



Изменение имен прилагательных по падежам.

УОНМ

83



Словосочетание «существительное + прилагательное». Главное и зависимое слово в словосочетании.

Комбинированный

84



Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Комбинированный

85



Обучающее изложение «Первое путешествие».

УРР

86



Обучающее изложение «Первое путешествие».

УРР

87



Развитие орфографических умений.

Комбинированный

88



Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка».

УРР

89



Проверочная работа № 6.

Комбинированный

90



Повторение, подготовка к диктанту.

УПЗиУ

91



Контрольный диктант № 7.

УКЗ

92



«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ.

УПЗиУ

93



Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не.

УОНМ

94



Значение и грамматические признаки глагола.

УПЗиУ

95



Значение и грамматические признаки глагола.

УПЗиУ

96



Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе.

Комбинированный

97



Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения.

Комбинированный

98



Как определить спряжение глагола, если окончание ударное.

Комбинированный

99



Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.

УОНМ

100



Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму.

Комбинированный

101



Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола.

УОНМ

102



Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

Комбинированный

103



Контрольный диктант № 8.

УКЗ

104



«Пишу правильно» (Работа над ошибками).

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

Комбинированный

105



Обучающее сочинение по картинкам.

УРР

106



Разбор глагола как части речи.

Комбинированный

107



Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и –ться.

Комбинированный

108



Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическими правилами.

Комбинированный

109



Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа.

Комбинированный

110



Контрольное списывание № 2.

УКЗ

111



Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях.

Комбинированный

112



Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях.

Комбинированный

113



Обучающее изложение «Первые школы».

УРР

114



Обучающее изложение «Первые школы».

УРР

115



Работа над ошибками. Редактирование текста изложений.

УПЗиУ

116



Порядок разбора глагола по составу.

Комбинированный

117



Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов.

УПЗиУ

118



Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов.

УПЗиУ

119



Обучающее сочинение на свободную тему.

УРР

120



Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами.

Контрольный словарный диктант.

Комбинированный

121



Обучающее сочинение «День моей мамы».

УРР

122



Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами.

Комбинированный

123



Проверочная работа № 7.

Комбинированный

124



Обобщение и систематизация знаний по теме: «Глагол». Подготовка к диктанту.

УОиСЗ

125



Контрольный диктант № 9.

УКЗ

126



Работа над ошибками. «Пишу правильно».

Комбинированный

127



Знакомство с наречием.

УОНМ

128



Употребление наречий в речи.

УПЗиУ

129-130



Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст».

Комбинированный

130-131



Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст».

Комбинированный

132



Контрольное изложение «Странный дуэт».

УКЗ

133



Контрольное изложение «Странный дуэт».

УКЗ

134-135



Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово».

Комбинированный

136



Итоговый контрольный диктант.

УКЗ

137



«Пишу правильно»

(работа над ошибками).

Комбинированный

138-140



Итоговое тестирование.

УКЗ


УПЗиУ урок применения знаний и умений; УОНМ – урок ознакомления с новым материалом; УКЗ урок контроля знаний;

УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний; УРР – урок развития речи.