СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 5- 9 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 5- 9 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №88 «Новинская»







«РАССМОТРЕНО»

Педагогический совет

МБОУ «Школа№88 «Новинская»

Протокол №____

от «___» _________2021г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Школа №88

«Новинская»

____________/Сатаева И.Г.

«___» ________2021 г.





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по _русскому языку___

основное общее образование

5-9 классы





Составители: Данилова Элена Викторовна

Симонова Татьяна Васильевна



г.о. г.Нижний Новгород

сп.Новинки









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе авторской программы по русскому языку предметной линии учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой для общеобразовательных школ (5-9 классы) / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский: -М.: Просвещение

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1. Владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог - побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

    1. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

    2. Коммуникативное, целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

    1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

    2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

    3. владение всеми видами речевой деятельности.

Планируемые результаты изучения учебного материала

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность. Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового

способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе

оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные,

публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,

принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления

морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»



В программу по русскому языку включен компонент «Школьный урок» из плана воспитательной работы школы:

  1. День солидарности в борьбе с терроризмом.

  2. Международный день распространения грамотности.

  1. 125 лет со дня рождения В.Л. Гончарова.

  2. 130 лет со дня рождения И.М. Виноградова.

  3. Международный день жестовых языков.

  4. Международный день глухих.

  5. День работника дошкольного образования.

  1. Проведение школьных олимпиад.

  2. Всемирный день защиты животных.

  3. Конкурс творческих работ «Я и мой питомец».

  4. Международный день детского церебрального паралича.

  5. 100 – летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича.

  6. 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского.

  7. Международный день слепых.

  1. Международный день толерантности.

  2. День начала Нюрнбергского процесса. 200 лет со дня рождения русского писателя Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), неоднократно приезжавшего в Нижегородскую губернию.

  1. Всемирный день борьбы со СПИДОМ.

  2. Всемирный день инвалидов.

  1. Международный день инвалидов.

  2. День добровольца (волонтера).

  3. 165 лет со дня рождения И.И. Александрова.

  1. Всемирный день азбуки Брайля

  1. Международный день родного языка.

  2. День российской науки.

24.Всемирный день иммунитета.

25. Международный женский день.

26. Всероссийская неделя детской и юношеской книги.

27. День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы»

28. День славянской письменности и культуры.

29. Познавательная беседа «Книга – дар бесценный»





СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 1. Речь и речевое общение

1). Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2). Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1). Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2). Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Раздел 3. Текст

1). Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2). Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1). Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, выступление, Доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

2). Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ

Раздел 5. Общие сведения о языке
  1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского

(церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

  1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргона.

Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как разде лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

2.Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [ j ].

2.Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1.Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова.

Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово.

Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессе формо- и словообразования.

Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания. Использование морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы.

Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1.Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с разными видами связи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно- словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 13. Язык и культура
  1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

  2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметная область ОДНКНР включается в учебный предмет русский язык в объёме 6 часов. Для реализации предметной области ОДНКНР в 5 классе выбраны следующие темы рабочей программы:

урока

Тема урока

Программный материал

Характеристика деятельности учащихся

1

Язык и общение.

Язык и человек. Общение устное и письменное.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу других

славянских языков. Роль старославянского

(церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Чтение и анализ текстов лингвистического содержания о бережном отношении человека к культурному наследию.

13

Основная мысль

текста

Текст как речевое произведение, смысловая и композиционная

цельность, связность

текста

Чтение и анализ текстов художественной литературы, имеющих воспитательное значение (воспитание любви к родине, уважение её истории).

29

Предложение. Интонация предложения.

Наши эмоции и их отражение в предложении . Сообщение, вопрос, побуждение к действию: как они выражаются в предложении?

Анализ предложений, выражающих разные эмоции и чувства человека.

48

Диалог

Диалоги в художественной речи

Анализ диалогов в

художественной речи, имеющих воспитательное значение (воспитание милосердия, уважительного отношения к человеку).

68

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова.

Лексическое богатство русского языка

Работа с лексическим значением слова. Слова, отражающие богатство русского языка: синонимы, антонимы.

69

Прямое и переносное

значение слова

Прямое и переносное значение слова, метафоры, олицетворения, эпитеты

Комплексный анализ текста, определение роли эпитетов, метафор, олицетворений в текстах.




  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, в том числе с учетом рабочей программы воспитания

  1. класс - всего 170 часа в год; в неделю 5 часов

  2. класс - всего 204 часа в год; в неделю 6 часов

7 класс - всего 136 часов в год; в неделю 4 часа

  1. класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа

  2. класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа



Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык». 5 класс, 170 часов

п/п

Название раздела/темы

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

рабочая программа

Количество часов на

контрольные работы

Количество часов на развитие речи

1

Введение. Язык и общение.

День солидарности в борьбе с терроризмом. Международный день распространения грамотности.

3

1

2

Повторение изученного в 1-4 классах

125 лет со дня рождения В.Л. Гончарова. 130 лет со дня рождения И.М. Виноградова. Международный день жестовых языков. Международный день глухих. День работника дошкольного образования.

19

1

3

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Проведение школьных олимпиад. Всемирный день защиты животных. Конкурс творческих работ «Я и мой питомец». Международный день детского церебрального паралича. 100 – летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича. 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского. Международный день слепых.

30

1

5

4

Фонетика. Орфоэпия.

Графика. Орфография.

Культура речи.

Международный день толерантности. День начала Нюрнбергского процесса. 200 лет со дня рождения русского писателя Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), неоднократно приезжавшего в Нижегородскую губернию.

15

1

2

5

Лексика. Культура речи.

Всемирный день борьбы со СПИДОМ.

Всемирный день инвалидов.

9

2

6

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Международный день инвалидов. День добровольца (волонтера). 165 лет со дня рождения И.И. Александрова.

23

1

4

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

Всемирный день азбуки Брайля

1

7.1.

Имя существительное.

Международный день родного языка. День российской науки.

19

1

4

7.2.

Имя прилагательное.

Всемирный день иммунитета. Международный женский день. Всероссийская неделя детской и юношеской книги.

13

2

2

7.3.

Глагол.

День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы»

31

2

7

8

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

День славянской письменности и культуры. Познавательная беседа «Книга – дар бесценный»

7

1

2

ИТОГО:


170

10

32







Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 6 класс, 204 часа

п/п

Название раздела/темы

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

Количество часов

на контрольные работы

Количество часов на развитие речи

1

Язык. Речь. Общение.

День солидарности в борьбе с терроризмом. Международный день распространения грамотности.

3

1

2

Повторение изученного в 5 классе.

125 лет со дня рождения В.Л. Гончарова. 130 лет со дня рождения И.М. Виноградова. Международный день жестовых языков.

9

1

2

3

Текст

Международный день глухих. День работника дошкольного образования. Проведение школьных олимпиад.

5

3

4

Лексика. Культура речи.

Всемирный день защиты животных. Конкурс творческих работ «Я и мой питомец». Международный день детского церебрального паралича. 100 – летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича. 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского. Международный день слепых.

12

1

2

5

Фразеология. Культура речи.

Международный день толерантности. День начала Нюрнбергского процесса.

4

1

1

6

Словообразование. Орфография. Культура речи.

200 лет со дня рождения русского писателя Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), неоднократно приезжавшего в Нижегородскую губернию. Всемирный день борьбы со СПИДОМ.

34

2

4

7

Морфология. Орфография. Культура речи.


7.1.

Имя существительное.

Всемирный день инвалидов. Международный день инвалидов

24

2

3

7.2.

Имя прилагательное.

День добровольца (волонтера). 165 лет со дня рождения И.И. Александрова.

25

2

3

7.3.

Имя числительное.

Всемирный день азбуки Брайля Международный день родного языка. День российской науки.

16

1

2

7.4.

Местоимение.

Всемирный день иммунитета. Международный женский день. Всероссийская неделя детской и юношеской книги.

26

2

3

7.5.

Глагол.

День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы»

34

2

6

8

Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. Культура речи.

День славянской письменности и культуры. Познавательная беседа «Книга – дар бесценный»

12

1

2

ИТОГО


204

15

32

















Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 7 класс , 136 часов

п/п

Название раздела/темы

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

Количество часов на контрольные работы

Количество

часов на развитие речи

1

Введение. Русский язык как развивающееся явление.

День солидарности в борьбе с терроризмом. Международный день распространения грамотности.

1

2

Повторение изученного в 5-6 классах

125 лет со дня рождения В.Л. Гончарова. 130 лет со дня рождения И.М. Виноградова. Международный день жестовых языков. Международный день глухих.

10

1

2

2.1

Тексты и стили

День работника дошкольного образования.

6


2

3

Морфология. Орфография. Культура речи.



3.1.

Причастие

Международный день толерантности. День начала Нюрнбергского процесса. 200 лет со дня рождения русского писателя Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), неоднократно приезжавшего в Нижегородскую губернию.

32

2

6

3.2.

Деепричастие.

Всемирный день борьбы со СПИДОМ.

Всемирный день инвалидов.

12

1

2

3.3.

Наречие.

Международный день инвалидов. День добровольца (волонтера).

17

2

6

3.4

Учебно-научная речь

165 лет со дня рождения И.И. Александрова.

3


3

3.5.

Категория состояния

Всемирный день азбуки Брайля

4

2

3.6.

Служебные части речи. Предлог.

Международный день родного языка. День российской науки. Всемирный день иммунитета. Международный женский день.

9

2

3.7.

Союз.

Всероссийская неделя детской и юношеской книги.

12

1

2

3.8.

Частица

День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы»

13

1

4

3.9

Междометие

Познавательная беседа «Книга – дар бесценный»

5

4

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.

День славянской письменности и культуры.

12

1

2

ИТОГО


136

9

33











Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 8 класс, 102 часа

п/п

Название раздела/темы

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

Количество часов

на контрольные работы

Количество часов на развитие речи

1.

Введение. Русский язык в современном мире.

День солидарности в борьбе с терроризмом

1

2.

Повторение изученного в 5-7 классах

Международный день распространения грамотности. 125 лет со дня рождения В.Л. Гончарова. 130 лет со дня рождения И.М. Виноградова. Международный день жестовых языков

7

1

2

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.


1

3.1.

Текст, предложение, словосочетание.

Международный день глухих.

День работника дошкольного образования. Проведение школьных олимпиад. Всемирный день защиты животных. Конкурс творческих работ «Я и мой питомец».

Международный день детского церебрального паралича.

8

3.2.

Простое предложение.

100 – летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича.

3

1

1

4.

Двусоставные предложения.


4.1.

Главные члены предложения

200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского.

Международный день слепых.

Международный день толерантности.

8

2

4.2.

Второстепенные члены предложения.

День начала Нюрнбергского процесса.

200 лет со дня рождения русского писателя Николая Алексеевича. Некрасова (1821-1878), неоднократно приезжавшего в Нижегородскую губернию.

8

1

2

4.3.

Односоставные предложения.

Всемирный день борьбы со СПИДОМ.

Всемирный день инвалидов.

Международный день инвалидов.

День добровольца (волонтера).

165 лет со дня рождения И.И. Александрова.

10

1

2

5.

Простое осложненное предложение.


5.1.

Однородные члены предложения.

Всемирный день азбуки Брайля

14

1

2

5.2.

Обособленные члены предложения

Международный день родного языка.

День российской науки.

Всемирный день иммунитета.

Международный женский день.

19

2

2

6.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения.


6.1.

Обращение.

Всероссийская неделя детской и юношеской книги.

4

6.2.

Вводные слова и вставные конструкции

День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы».

7

1

2

7.

Чужая речь.

Познавательная беседа «Книга – дар бесценный»

7

1

8.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе.

День славянской письменности и культуры.

6

1

1

ИТОГО


102

9

18

Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 9 класс, 102 часа

п/п

Название раздела/темы

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

Количество часов на контрольные работы

Количество

часов на развитие речи

1.

Введение. Международное значение русского языка.

День солидарности в борьбе с терроризмом

1

2.

Повторение и углубление изученного в 5- 8 классах.

Международный день распространения грамотности. 125 лет со дня рождения В.Л. Гончарова. 130 лет со дня рождения И.М. Виноградова. Международный день жестовых языков

13

1

2

3.

Сложное предложение. Культура речи.


3.1.

Понятие о сложном предложении.

Международный день глухих.

День работника дошкольного образования. Проведение школьных олимпиад. Всемирный день защиты животных. Конкурс творческих работ «Я и мой питомец».

Международный день детского церебрального паралича.

9

2

3.2.

Сложносочиненное предложение

100 – летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича.

7

1

2

4

Сложноподчиненное предложение.


2

4.1.

Понятие о сложноподчиненном предложении

200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского.

Международный день слепых.

Международный день толерантности. Всемирный день борьбы со СПИДОМ.


7

2

4.2.

Основные группы сложноподчиненных предложений.

Всемирный день инвалидов.

Международный день инвалидов.

День добровольца (волонтера).

165 лет со дня рождения И.И. Александрова. Всемирный день азбуки Брайля

30

2

2

5

Сложное бессоюзное предложение.

Всероссийская неделя детской и юношеской книги.

13

1

2

6

Сложные предложения с разными видами связи.

Международный день родного языка.

12

1

2

5

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах.

Всемирный день иммунитета.

День славянской письменности и культуры.

10

2

ИТОГО


102

6

18