Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №88 «Новинская»
«РАССМОТРЕНО» Педагогический совет МБОУ «Школа№88 «Новинская» Протокол №____ от «___» _________2021г. | |
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Школа №88
«Новинская»
____________/Сатаева И.Г.
«___» ________2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _русскому языку___
основное общее образование
5-9 классы
Составители: Данилова Элена Викторовна
Симонова Татьяна Васильевна
г.о. г.Нижний Новгород
сп.Новинки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе авторской программы по русскому языку предметной линии учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой для общеобразовательных школ (5-9 классы) / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский: -М.: Просвещение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1. Владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог - побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Коммуникативное, целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
владение всеми видами речевой деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного материала
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность. Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового
способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе
оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные,
публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления
морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В программу по русскому языку включен компонент «Школьный урок» из плана воспитательной работы школы:
День солидарности в борьбе с терроризмом. Международный день распространения грамотности. |
125 лет со дня рождения В.Л. Гончарова. 130 лет со дня рождения И.М. Виноградова. Международный день жестовых языков. Международный день глухих. День работника дошкольного образования. |
Проведение школьных олимпиад. Всемирный день защиты животных. Конкурс творческих работ «Я и мой питомец». Международный день детского церебрального паралича. 100 – летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича. 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского. Международный день слепых. |
Международный день толерантности. День начала Нюрнбергского процесса. 200 лет со дня рождения русского писателя Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), неоднократно приезжавшего в Нижегородскую губернию. |
Всемирный день борьбы со СПИДОМ. Всемирный день инвалидов. |
Международный день инвалидов. День добровольца (волонтера). 165 лет со дня рождения И.И. Александрова. |
Всемирный день азбуки Брайля |
Международный день родного языка. День российской науки. |
24.Всемирный день иммунитета. 25. Международный женский день. 26. Всероссийская неделя детской и юношеской книги. |
27. День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» |
28. День славянской письменности и культуры. 29. Познавательная беседа «Книга – дар бесценный» |
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 1. Речь и речевое общение
1). Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2). Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1). Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2). Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1). Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2). Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1). Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, Доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2). Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ
Раздел 5. Общие сведения о языке
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргона.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как разде лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2.Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [ j ].
2.Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1.Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова.
Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово.
Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессе формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания. Использование морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы.
Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1.Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с разными видами связи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно- словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 13. Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметная область ОДНКНР включается в учебный предмет русский язык в объёме 6 часов. Для реализации предметной области ОДНКНР в 5 классе выбраны следующие темы рабочей программы:
№ урока | Тема урока | Программный материал | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. | Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. | Чтение и анализ текстов лингвистического содержания о бережном отношении человека к культурному наследию. |
13 | Основная мысль текста | Текст как речевое произведение, смысловая и композиционная цельность, связность текста | Чтение и анализ текстов художественной литературы, имеющих воспитательное значение (воспитание любви к родине, уважение её истории). |
29 | Предложение. Интонация предложения. | Наши эмоции и их отражение в предложении . Сообщение, вопрос, побуждение к действию: как они выражаются в предложении? | Анализ предложений, выражающих разные эмоции и чувства человека. |
48 | Диалог | Диалоги в художественной речи | Анализ диалогов в художественной речи, имеющих воспитательное значение (воспитание милосердия, уважительного отношения к человеку). |
68 | Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. | Лексическое богатство русского языка | Работа с лексическим значением слова. Слова, отражающие богатство русского языка: синонимы, антонимы. |
69 | Прямое и переносное значение слова | Прямое и переносное значение слова, метафоры, олицетворения, эпитеты | Комплексный анализ текста, определение роли эпитетов, метафор, олицетворений в текстах. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
класс - всего 170 часа в год; в неделю 5 часов
класс - всего 204 часа в год; в неделю 6 часов
7 класс - всего 136 часов в год; в неделю 4 часа
класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа
класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа
Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык». 5 класс, 170 часов
№ п/п | Название раздела/темы | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов рабочая программа | Количество часов на контрольные работы | Количество часов на развитие речи |
1 | Введение. Язык и общение. | День солидарности в борьбе с терроризмом. Международный день распространения грамотности. | 3 | | 1 |
2 | Повторение изученного в 1-4 классах | 125 лет со дня рождения В.Л. Гончарова. 130 лет со дня рождения И.М. Виноградова. Международный день жестовых языков. Международный день глухих. День работника дошкольного образования. | 19 | 1 | 3 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | Проведение школьных олимпиад. Всемирный день защиты животных. Конкурс творческих работ «Я и мой питомец». Международный день детского церебрального паралича. 100 – летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича. 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского. Международный день слепых. | 30 | 1 | 5 |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | Международный день толерантности. День начала Нюрнбергского процесса. 200 лет со дня рождения русского писателя Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), неоднократно приезжавшего в Нижегородскую губернию. | 15 | 1 | 2 |
5 | Лексика. Культура речи. | Всемирный день борьбы со СПИДОМ. Всемирный день инвалидов. | 9 | | 2 |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи. | Международный день инвалидов. День добровольца (волонтера). 165 лет со дня рождения И.И. Александрова. | 23 | 1 | 4 |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи. | Всемирный день азбуки Брайля | 1 | | |
7.1. | Имя существительное. | Международный день родного языка. День российской науки. | 19 | 1 | 4 |
7.2. | Имя прилагательное. | Всемирный день иммунитета. Международный женский день. Всероссийская неделя детской и юношеской книги. | 13 | 2 | 2 |
7.3. | Глагол. | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» | 31 | 2 | 7 |
8 | Повторение и систематизация изученного в 5 классе. | День славянской письменности и культуры. Познавательная беседа «Книга – дар бесценный» | 7 | 1 | 2 |
| ИТОГО: | | 170 | 10 | 32 |
Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 6 класс, 204 часа
№ п/п | Название раздела/темы | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов | Количество часов на контрольные работы | Количество часов на развитие речи |
1 | Язык. Речь. Общение. | День солидарности в борьбе с терроризмом. Международный день распространения грамотности. | 3 | | 1 |
2 | Повторение изученного в 5 классе. | 125 лет со дня рождения В.Л. Гончарова. 130 лет со дня рождения И.М. Виноградова. Международный день жестовых языков. | 9 | 1 | 2 |
3 | Текст | Международный день глухих. День работника дошкольного образования. Проведение школьных олимпиад. | 5 | | 3 |
4 | Лексика. Культура речи. | Всемирный день защиты животных. Конкурс творческих работ «Я и мой питомец». Международный день детского церебрального паралича. 100 – летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича. 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского. Международный день слепых. | 12 | 1 | 2 |
5 | Фразеология. Культура речи. | Международный день толерантности. День начала Нюрнбергского процесса. | 4 | 1 | 1 |
6 | Словообразование. Орфография. Культура речи. | 200 лет со дня рождения русского писателя Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), неоднократно приезжавшего в Нижегородскую губернию. Всемирный день борьбы со СПИДОМ. | 34 | 2 | 4 |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи. | | | | |
7.1. | Имя существительное. | Всемирный день инвалидов. Международный день инвалидов | 24 | 2 | 3 |
7.2. | Имя прилагательное. | День добровольца (волонтера). 165 лет со дня рождения И.И. Александрова. | 25 | 2 | 3 |
7.3. | Имя числительное. | Всемирный день азбуки Брайля Международный день родного языка. День российской науки. | 16 | 1 | 2 |
7.4. | Местоимение. | Всемирный день иммунитета. Международный женский день. Всероссийская неделя детской и юношеской книги. | 26 | 2 | 3 |
7.5. | Глагол. | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» | 34 | 2 | 6 |
8 | Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. Культура речи. | День славянской письменности и культуры. Познавательная беседа «Книга – дар бесценный» | 12 | 1 | 2 |
| ИТОГО | | 204 | 15 | 32 |
Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 7 класс , 136 часов
№ п/п | Название раздела/темы | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов | Количество часов на контрольные работы | Количество часов на развитие речи |
1 | Введение. Русский язык как развивающееся явление. | День солидарности в борьбе с терроризмом. Международный день распространения грамотности. | 1 | | |
2 | Повторение изученного в 5-6 классах | 125 лет со дня рождения В.Л. Гончарова. 130 лет со дня рождения И.М. Виноградова. Международный день жестовых языков. Международный день глухих. | 10 | 1 | 2 |
2.1 | Тексты и стили | День работника дошкольного образования. | 6 | | 2 |
3 | Морфология. Орфография. Культура речи. | | | | |
3.1. | Причастие | Международный день толерантности. День начала Нюрнбергского процесса. 200 лет со дня рождения русского писателя Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), неоднократно приезжавшего в Нижегородскую губернию. | 32 | 2 | 6 |
3.2. | Деепричастие. | Всемирный день борьбы со СПИДОМ. Всемирный день инвалидов. | 12 | 1 | 2 |
3.3. | Наречие. | Международный день инвалидов. День добровольца (волонтера). | 17 | 2 | 6 |
3.4 | Учебно-научная речь | 165 лет со дня рождения И.И. Александрова. | 3 | | 3 |
3.5. | Категория состояния | Всемирный день азбуки Брайля | 4 | | 2 |
3.6. | Служебные части речи. Предлог. | Международный день родного языка. День российской науки. Всемирный день иммунитета. Международный женский день. | 9 | | 2 |
3.7. | Союз. | Всероссийская неделя детской и юношеской книги. | 12 | 1 | 2 |
3.8. | Частица | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» | 13 | 1 | 4 |
3.9 | Междометие | Познавательная беседа «Книга – дар бесценный» | 5 | | |
4 | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. | День славянской письменности и культуры. | 12 | 1 | 2 |
| ИТОГО | | 136 | 9 | 33 |
Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 8 класс, 102 часа
№ п/п | Название раздела/темы | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов | Количество часов на контрольные работы | Количество часов на развитие речи |
1. | Введение. Русский язык в современном мире. | День солидарности в борьбе с терроризмом | 1 | | |
2. | Повторение изученного в 5-7 классах | Международный день распространения грамотности. 125 лет со дня рождения В.Л. Гончарова. 130 лет со дня рождения И.М. Виноградова. Международный день жестовых языков | 7 | 1 | 2 |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | | | | 1 |
3.1. | Текст, предложение, словосочетание. | Международный день глухих. День работника дошкольного образования. Проведение школьных олимпиад. Всемирный день защиты животных. Конкурс творческих работ «Я и мой питомец». Международный день детского церебрального паралича. | 8 | | |
3.2. | Простое предложение. | 100 – летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича. | 3 | 1 | 1 |
4. | Двусоставные предложения. | | | | |
4.1. | Главные члены предложения | 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского. Международный день слепых. Международный день толерантности. | 8 | | 2 |
4.2. | Второстепенные члены предложения. | День начала Нюрнбергского процесса. 200 лет со дня рождения русского писателя Николая Алексеевича. Некрасова (1821-1878), неоднократно приезжавшего в Нижегородскую губернию. | 8 | 1 | 2 |
4.3. | Односоставные предложения. | Всемирный день борьбы со СПИДОМ. Всемирный день инвалидов. Международный день инвалидов. День добровольца (волонтера). 165 лет со дня рождения И.И. Александрова. | 10 | 1 | 2 |
5. | Простое осложненное предложение. | | | | |
5.1. | Однородные члены предложения. | Всемирный день азбуки Брайля | 14 | 1 | 2 |
5.2. | Обособленные члены предложения | Международный день родного языка. День российской науки. Всемирный день иммунитета. Международный женский день. | 19 | 2 | 2 |
6. | Слова, грамматически не связанные с членами предложения. | | | | |
6.1. | Обращение. | Всероссийская неделя детской и юношеской книги. | 4 | | |
6.2. | Вводные слова и вставные конструкции | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы». | 7 | 1 | 2 |
7. | Чужая речь. | Познавательная беседа «Книга – дар бесценный» | 7 | | 1 |
8. | Повторение и систематизация изученного в 8 классе. | День славянской письменности и культуры. | 6 | 1 | 1 |
| ИТОГО | | 102 | 9 | 18 |
Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 9 класс, 102 часа
№ п/п | Название раздела/темы | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов | Количество часов на контрольные работы | Количество часов на развитие речи |
1. | Введение. Международное значение русского языка. | День солидарности в борьбе с терроризмом | 1 | | |
2. | Повторение и углубление изученного в 5- 8 классах. | Международный день распространения грамотности. 125 лет со дня рождения В.Л. Гончарова. 130 лет со дня рождения И.М. Виноградова. Международный день жестовых языков | 13 | 1 | 2 |
3. | Сложное предложение. Культура речи. | | | | |
3.1. | Понятие о сложном предложении. | Международный день глухих. День работника дошкольного образования. Проведение школьных олимпиад. Всемирный день защиты животных. Конкурс творческих работ «Я и мой питомец». Международный день детского церебрального паралича. | 9 | | 2 |
3.2. | Сложносочиненное предложение | 100 – летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича. | 7 | 1 | 2 |
4 | Сложноподчиненное предложение. | | | | 2 |
4.1. | Понятие о сложноподчиненном предложении | 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского. Международный день слепых. Международный день толерантности. Всемирный день борьбы со СПИДОМ. | 7 | | 2 |
4.2. | Основные группы сложноподчиненных предложений. | Всемирный день инвалидов. Международный день инвалидов. День добровольца (волонтера). 165 лет со дня рождения И.И. Александрова. Всемирный день азбуки Брайля | 30 | 2 | 2 |
5 | Сложное бессоюзное предложение. | Всероссийская неделя детской и юношеской книги. | 13 | 1 | 2 |
6 | Сложные предложения с разными видами связи. | Международный день родного языка. | 12 | 1 | 2 |
5 | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. | Всемирный день иммунитета. День славянской письменности и культуры. | 10 | | 2 |
| ИТОГО | | 102 | 6 | 18 |