Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и «Рабочей программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: «Просвещение », 2016г.)
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку 5 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. на основании «Рабочей программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: «Просвещение », 2016г.).Рабочая программа ориентирована на УМК — предметная линия (ФГОС)Русский язык .5 класс .Учеб. для общеобразоват.учреждений .В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.; науч.ред.Н.М.Шанский ).- М.: «Просвещение », 2013 г
Программа определяет минимальный объем содержания курса русского языка для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по русскому языку согласно учебному СОГБОУ «Кардымовский детский дом — школа ».
Представленная рабочая программа полностью соответствует «Рабочей программе. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: «Просвещение », 2016г.). Срок реализации программы учебного предмета «Русский язык» 5 класс – один учебный год (136 часов, 4 часа в неделю).
Промежуточная аттестация проводится в форме письменной проверки (итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием).
Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык»: личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов требует усиления коммуникативно-деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие УУД, обеспечивающие овладение предметом в процессе обучения: 1) языком науки и в связи с этим – формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способность строить рассуждения на лингвистическую тему; 2) метапредметными умениями и навыками и УУД, предполагающими формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности; 4) умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения русского языка в школе; 5) усиление направленности курса на достижение личностных результатов предполагает формирование таких важных качеств ребенка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, способность к самооценке, развитие познавательных интересов учащихся; 6) материалы учебника характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, воспитывается любовь к родному языку, осознанию его богатств и роли в жизни людей.
Курс русского языка 5 класса направлен на достижение следующих целей:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:
развивать все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формировать универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные;
формировать и совершенствовать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки,
дать учащимся представление о нормах русского литературного языка;
обеспечить усвоение определенного круга знаний, а также формирования умений применять эти знания на практике;
вести целенаправленную работу по обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
формировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
создать условия формирования у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
создать условия для освоения в ходе изучения русского языка специфических видов деятельности, таких как фонетический, морфемный, морфологический и др. виды разборов;
формировать умения представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, ментальной карты, использовать компьютерные программы, интернет при её обработке;
воспитывать отношение к русскому языку как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Содержание курса строится на основе системно-деятельностного подхода.
Содержание учебного предмета
Язык - важнейшее средство общения (3 )
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (21+4 р.р.)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (22+5 р.р.)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (9+3 р.р.)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (5 ч + 2 ч р.р.)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (16+2 р.р.)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (13+5 р.р.)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (5+2 р.р.)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (13+2 р.р.)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (6 ч)
Количество учебных часов
В год – 136, из них на развитие речи – 27.
В неделю – 4 часа .
№ | Тема | Количество часов (всего ) | Контрольные работы ,работы по развитию речи , тесты ( количество ) |
1 | Язык и общение | 3 | 1РР |
2 | Вспоминаем , повторяем , обобщаем . | 25 | 5РР,1КР,1КТ |
3 | Синтаксис.Пунктуация.Культура речи . | 27 | 5РР,2КР,1КТ, проект |
4 | Фонетика.Орфоэпия.Графика.Орфография.Культура | 11 | 3РР,1КД |
5 | Лексика.Культура речи . | 7 | 2РР,1КТ |
6 | Морфемика.Орфография.Культура речи . | 16 | 2РР,1КР |
7 | Морфология.Имя существительное . | 18 | 5РР,1КР |
8 | Имя прилагательное . | 7 | 2РР,1КТ |
9 | Глагол . | 15 | 2РР,1КР |
10 | Повторение и систематизация изученного . | 6 | |
| Всего : | 136 | 6КР , 27РР,4КТ,2КД |
| Резерв | - | |
Календарно- тематическое планирование
дата | № | Тема урока | Примечание | Дата , факт |
Язык и общение( 2+1)
| 1 | Язык и человек. | | |
| 2 | Общение устное и письменное.Читаем учебник.Слушаем на уроке . | |
| 3 | Стили речи. | Р\р | |
Вспоминаем,повторяем,изучаем (21+4)
| 4 | Звуки и буквы.Произношение и правописание. | КТ РР РР РР КД РР РР | |
| 5 | Орфография.Орфограмма. | |
| 6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова . | |
| 7 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | |
| 8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | |
| 9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | |
| 10 | Буквы и,у,а после шипящих . | |
| 11 | Разделительные Ъ и Ь . | |
| 12 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | |
| 13 | Закрепление изученного материала. | |
| 14 | Контрольное тестирование. | |
| 15 | Что мы знаем о тексте . | |
| 16 | Части речи . | |
| 17 | Глагол. | |
| 18 | Правописание -ться и тся в глаголах. | |
| 19 | Изложение по учебнику ( текст упр. 70) | |
| 20 | Личные окончания глаголов . | |
| 21 | Не с глаголами. | |
| 22 | Тема текста. | |
| 23 | Имя существительное. | |
| 24 | Имя прилагательное. | |
| 25 | Местоимение. | |
| 26 | Контрольный диктант по теме « Морфология » | |
| 27 | Подготовка к дом.соч.по картине А.А.Пластова «Летом » | |
| 28 | Основная мысль текста | |
Синтаксис,пунктуация,культура речи.(22+5)
| 29 | Синтаксис и пунктуация . | | |
| 30 | Словосочетание.Разбор словосочетаний. | | |
| 31 | Контрольная работа по теме « Словосочетание » | КР | |
| 32 | Предложение | | |
| 33 | Изложение по учебнику(текст упр.144 ) | РР | |
| 34 | Виды предложений по цели высказывания.Восклицательные предложения. | | |
| 35 | Члены предложения.Главные члены предложения.Подлежащее.Сказуемое. | | |
| 36 | Тире между подлежащим и сказуемом. | | |
| 37 | Сочинение. | 37 | |
| 38 | Нераспространённые и распространённые предложения.Второстепенные члены предложения. | | |
| 39 | Дополнение.Определение. | | |
| 40.41 | Обстоятельство. | | |
| 42 | Предложения с однородными членами. | | |
| 43 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами . | | |
| 44 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | | |
| 45 | Предложения с обращениями | | |
| 46 | Письмо. | РР | |
| 47 | Синтаксический и пунктационный разбор простого предложения . | | |
| 48 | Контрольный диктант | КР | |
| 49 | Сочинение по картине Ф.Решетникова « Мальчишки » | РР | |
| 50 | Простые и сложные предложения .Синтаксический разбор сложного предложения . | | |
| 51 | Прямая речь | | |
| 52 | Диалог | | |
| 53 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис.Пунктуация .Культура речи.» | | |
| 54 | Контрольный тест по теме « Синтаксис.Пунктуация » | КТ | |
| 55 | Выборочное изложение | РР | |
Фонетика.Орфоэпия.Графика.Орфография.Культура речи.(9+3)
| 56 | Фонетика.Гласные звуки. | | |
| 57 | Согласные звуки.Изменение звуков в потоке речи . | | |
| 58 | Повествование | РР | |
| 59 | Изложение | РР | |
| 60 | Согласные твёрдые и мягкие .Согласные звонкие и глухие | | |
| 61 | Графика.Алфавит | | |
| 62 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | | |
| 63 | Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я | | |
| 64 | Описание предмета | РР | |
| 65 | Орфоэпия | | |
| 66 | Фонетический разбор слова.Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика.Орфоэпия.Графика.Культура речи. » | | |
| 67 | Контрольный диктант по теме «Фонетика.Орфоэпия.Графика »или тест. | КД ,КТ | |
Лексика . Культура речи.(5+2)
| 68 | Слово и его лексическое значение.Однозначные и многозначные слова | | |
| 69 | Прямое и переносное значение слов | | |
| 70 | Омонимы | | |
| 71 | Изложение | РР | |
| 72 | Синонимы .Антонимы | | |
| 73 | Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | РР | |
| 74 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика.Культура речи .»Проверочная работа. | КТ | |
Морфемика.Орфография.Культура речи.(14+2)
| 75 | Морфема-наименьшая значимая часть слова .Изменение и образование слов. | | |
| 76 | Окончание .Основа слов.Корень слова. | | |
| 77 | Суффикс.Приставка | | |
| 78 | Рассуждение. | РР | |
| 79 | Чередование звуков. | | |
| 80 | Беглые гласные | | |
| 81 | Варианты морфем.Морфемный разбор слова. | | |
| 82 | Правописание гласных и согласных в приставках. | | |
| 83 | Буквы з и с на конце приставок | | |
| 84 | Чередование букв о-а в корне - лаг- и -лож- | | |
| 85 | Чередование букв о-а в корне -раст- и -рос- | | |
| 86 | Буквы ё-о после шипящих в корне | | |
| 87 | Буквы и-ы после ц | | |
| 88 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе « Морфемика.Орфография.Культура речи. » | | |
| 89 | Контрольный диктант по теме « Морфемика.Орфография.Культура речи. » | КР | |
| 90 | Сочинение по картине П.П.Кончаловского « Сирень в картине » | РР | |
Морфология.Орфография.Культура речи.
Имя существительное ( 13+5) .
| 91 | Имя существительное как часть речи. | | |
| 92 | Доказательство в рассуждении . | РР | |
| 93 | Сочинение 9 по упр.484 ) | РР | |
| 94 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые .Имена существительные собственные и нарицательные | | |
| 95 | Род имён существительных | | |
| 96 | Имена сущ-е ,которые имеют форму только множ. Числа | | |
| 97 | Имена существительные ,которые имеют форму только единственного числа . | | |
| 98 | Изложение с элементами сочинения | РР | |
| 99 | Три склонения имён существительныз | | |
| 100 | Падеж имён существительных | | |
| 101 | Правописание пажежных окончаний существительных в единственном числе | | |
| 102 | Изложение с изменением лица | РР | |
| 103 | Множественное число имён существительных | | |
| 104 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | | |
| 105 | Морфологический разбор имён существительных | | |
| 106 | Повторение и обобщение изученногоматериала об имени существительном . | | |
| 107 | Контрольный диктант по теме « Имя существительное » | КР | |
| 108 | Сочинение -описание . Анализ контрольного диктанта | РР | |
Имя прилагательное(5+2)
| 109 | Имя прилагательное как часть речи | | |
| 110 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | | |
| 111 | Описание животного | РР | |
| 112 | Изложение с элементами сочинения | РР | |
| 113 | Прилагательные полные и краткие | | |
| 114 | Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном . Морфологический разбор имени имени прилагательного | | |
| 115 | Контрольный тест по теме « Имя прилагательное » или котрольная работа | КТ | |
Глагол(13+2)
| 116 | Глагол как часть речи | | |
| 117 | Не с глаголами | | |
| 118 | Рассказ | РР | |
| 119 | Неопределённая форма глагола .Правописание -ться и -тся в глаголах | | |
| 120 | Виды глагола . | | |
| 121 | Буквы е-и в корнях с чередованием | | |
| 122 | Рассказ « Как я однажды » | РР | |
| 123 | Время глагола.Прошедшее время . | | |
| 124 | Настоящее время.Будущее время. | | |
| 125 | Спряжение глаголов . | | |
| 126 | Морфологический разбор глагола . | | |
| 127 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | | |
| 128 | Употребление времён | | |
| 129 | Повторение и обобщение изученного материала о глаголе | | |
| 130 | Контрольный диктант по теме « Глагол » | КР | |
Повторение систематизация изученного
| 131 | Раздел науки о языке | | |
| 132 | Орфограммы в приставках и корнях слов . | | |
| 133 | Орфограммы в окончаниях слов.Употребление букв Ъ и Ь знак.Раздельное написания. | | |
| 134 | Знаки препинания в простых предложениях и сложных предложениях и в предложениях с прямой речью . | | |
| 135 | Промежуточная аттестация . | | |
| 136 | Морфология .Орфография . | | |