Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Речь и речевое общение
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Ученик получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Ученик научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, сжатого), в форме плана (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Ученик научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато) в форме ученического изложения, а также плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Ученик получит возможность научиться:
• писать рефераты;
• составлять аннотации;
• писать объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Ученик научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; готовить выступление, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Общие сведения о языке
Ученик научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Ученик научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Ученик научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Ученик научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебного предмета, курса
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста как вид информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
2. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.
Раздел 7. Графика
1. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование
№ | № | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План. | Факт. |
| | Ⅰчетверть = 54 ч. Р.р. - 4 К.р. – 1 | | | | |
| | Введение | 7 | | | |
1 | 1 | Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения | 1 | | | |
2 | 2 | Понятие о функциональных разновидностях языка | 1 | | | |
3 | 3 | Текст и его признаки | 1 | | | |
4 | 4 | Текст и его признаки (продолжение) | 1 | | | |
5 | 5 | Диагностический диктант | 1 | | | |
6 | 6 | Орфоэпические нормы | 1 | | | |
7 | 7 | Орфоэпические нормы (продолжение) | 1 | | | |
| | Морфемика, словообразование, орфография | 18 | | | |
8 | 1 | Состав слова | 1 | | | |
9 | 2 | Состав слова (продолжение) | 1 | | | |
10 | 3 | Основные способы образования слов в русском языке | 1 | | | |
11 | 4 | Основные способы образования слов в русском языке (продолжение) | 1 | | | |
12 | 5 | Сложные и сложносокращённые слова | 1 | | | |
13 | 6 | Сложные и сложносокращённые слова (продолжение) | 1 | | | |
14 | 7 | Понятие об этимологии | 1 | | | |
15 | 8 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 | | | |
16 | 9 | Р.р. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему | 1 | | | |
17 | 10 | Р.р. Написание сочинения на лингвистическую тему | 1 | | | |
18 | 11 | Буквы о и а в корнях -гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос- | 1 | | | |
19 | 12 | Буквы о и а в корнях -гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос- (продолжение) | 1 | | | |
20 | 13 | Буквы о и а в корнях -гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос- (продолжение) | 1 | | | |
21 | 14 | Правописание приставок пре- и при- | 1 | | | |
22 | 15 | Правописание приставок пре- и при- (продолжение) | 1 | | | |
23 | 16 | Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография» | 1 | | | |
24 | 17 | Контрольный диктант №1 по теме «Морфемика, словообразование, орфография» | 1 | | | |
25 | 18 | Анализ диктанта (работа над ошибками) | 1 | | | |
| | Лексикология, орфография. Культура речи | 37 | | | |
26 | 1 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Лексикология, орфография. Культура речи» | 1 | | | |
27 | 2 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Лексикология, орфография. Культура речи» (продолжение) | 1 | | | |
28 | 3 | Р.р. Сочинение-рассказ | 1 | | | |
29 | 4 | Метафора | 1 | | | |
30 | 5 | Метафора (продолжение) | 1 | | | |
31 | 6 | Лексические выразительные средства | 1 | | | |
32 | 7 | Лексические выразительные средства (продолжение) | 1 | | | |
33 | 8 | Р.р. Сочинение-описание | 1 | | | |
34 | 9 | Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор- | 1 | | | |
35 | 10 | Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор- (продолжение) | 1 | | | |
36 | 11 | Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор- (продолжение) | 1 | | | |
37 | 12 | Тест по теме «Чередование гласных в корнях» | 1 | | | |
38 | 13 | Исконно русские слова | 1 | | | |
39 | 14 | Заимствованные слова. Словарный диктант №1 | 1 | | | |
40 | 15 | Заимствованные слова (продолжение) | 1 | | | |
41 | 16 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями | 1 | | | |
42 | 17 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями (продолжение) | 1 | | | |
43 | 18 | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы | 1 | | | |
44 | 19 | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы (продолжение) | 1 | | | |
45 | 20 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы | 1 | | | |
46 | 21 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы (продолжение) | 1 | | | |
47 | 22 | Профессионализмы | 1 | | | |
48 | 23 | Профессионализмы (продолжение) | 1 | | | |
49 | 24 | Жаргонизмы | 1 | | | |
50 | 25 | Тест по теме «Лексикология. Орфография. Культура речи» | | | | |
51 | 26 | Стилистически нейтральная и книжная лексика | 1 | | | |
52 | 27 | Стилистически нейтральная и книжная лексика (продолжение) | 1 | | | |
53 | 28 | Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика | 1 | | | |
54 | 29 | Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика (продолжение) | 1 | | | |
| | Ⅱчетверть = 42 ч. Р.р. –7 К.р. –3 | | | | |
55 | 30 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов | 1 | | | |
56 | 31 | Р.р. Сочинение-рассуждение | 1 | | | |
57 | 32 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов (продолжение) | 1 | | | |
58 | 33 | Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные | 1 | | | |
59 | 34 | Р.р. Приемы сжатия текста | 1 | | | |
60 | 35 | Р.р. Сжатое изложение | 1 | | | |
61 | 36 | Повторение темы «Лексикология» | 1 | | | |
62 | 37 | Контрольный диктант № 2 по теме «Лексикология» | 1 | | | |
| | Грамматика Морфология, орфография. Культура речи | 142 124 | | | |
63 | 1 | Части речи в русском языке | 1 | | | |
| | Имя существительное | 17 | | | |
64 | 1 | Имя существительное как часть речи | 1 | | | |
65 | 2 | Имя существительное как часть речи (продолжение) | 1 | | | |
66 | 3 | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные | 1 | | | |
67 | 4 | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные (продолжение) | 1 | | | |
68 | 5 | Имена существительные общего рода | 1 | | | |
69 | 6 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | | | |
70 | 7 | Р.р. Стиль текста | 1 | | | |
71 | 8 | Словообразование имён существительных | 1 | | | |
72 | 9 | Словообразование имён существительных (продолжение) | 1 | | | |
73 | 10 | Cложносокращённые имена существительные. Словарный диктант №2 | 1 | | | |
74 | 11 | Cложносокращённые имена существительные (продолжение) | 1 | | | |
75 | 12 | Правописание гласных в суффиксах имён существительных | 1 | | | |
76 | 13 | Правописание гласных в суффиксах имён существительных (продолжение) | 1 | | | |
77 | 14 | Правописание гласных в суффиксах имён существительных (продолжение) | 1 | | | |
78 | 15 | Повторение темы «Имя существительное» | 1 | | | |
79 | 16 | Контрольный диктант №3 по теме «Имя существительное» | 1 | | | |
80 | 17 | Анализ диктанта (работа над ошибками) | 1 | | | |
| | Имя прилагательное | 31 | | | |
81 | 1 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | | | |
82 | 2 | Имя прилагательное как часть речи (продолжение) | 1 | | | |
83 | 3 | Р.р. Особенности строения текста-описания | 1 | | | |
84 | 4 | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень | 1 | | | |
85 | 5 | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень (продолжение) | 1 | | | |
86 | 6 | Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень | 1 | | | |
87 | 7 | Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень (продолжение) | 1 | | | |
88 | 8 | Р.р. Способы сжатия текста | 1 | | | |
89 | 9 | Р.р. Контрольное сжатое изложение №1 | 1 | | | |
90 | 10 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные | 1 | | | |
91 | 11 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные (продолжение) | 1 | | | |
92 | 12 | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные | 1 | | | |
93 | 13 | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные (продолжение) | 1 | | | |
94 | 14 | Контрольная работа за Ⅰполугодие | 1 | | | |
95 | 15 | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные | 1 | | | |
96 | 16 | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные (продолжение) | 1 | | | |
| | Ⅲ четверть = 60 ч. Р.р. – 9 К.р. – 3 | | | | |
97 | 17 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | | | |
98 | 18 | Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | 1 | | | |
99 | 19 | Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных (продолжение) | 1 | | | |
100 | 20 | Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных | 1 | | | |
101 | 21 | Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных (продолжение) | 1 | | | |
102 | 22 | Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных (продолжение) | 1 | | | |
103 | 23 | Правописание имён прилагательных с суффиксами -К- и -СК- | 1 | | | |
104 | 24 | Тест по теме «Правописание имен прилагательных» | 1 | | | |
105 | 25 | Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных | 1 | | | |
106 | 26 | Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных (продолжение) | 1 | | | |
107 | 27 | Р.р. Описание признаков предметов и явлений окружающего мира | 1 | | | |
108 | 28 | Р.р. Сочинение по картине Н.Рачкова «Девочка с ягодами» | 1 | | | |
109 | 29 | Повторение темы «Имя прилагательное» | 1 | | | |
110 | 30 | Контрольный диктант №4 по теме «Имя прилагательное» | 1 | | | |
111 | 31 | Анализ диктанта (работа над ошибками) | | | | |
| | Имя числительное | 18 | | | |
112 | 1 | Имя числительное как часть речи | 1 | | | |
113 | 2 | Простые, сложные и составные числительные | 1 | | | |
114 | 3 | Простые, сложные и составные числительные (продолжение) | 1 | | | |
115 | 4 | Количественные и порядковые числительные | 1 | | | |
116 | 5 | Количественные и порядковые числительные (продолжение) | 1 | | | |
117 | 6 | Р.р. Контрольное изложение №2 | | | | |
118 | 7 | Склонение числительных. Словарный диктант №3 | 1 | | | |
119 | 8 | Склонение числительных (продолжение) | 1 | | | |
120 | 9 | Склонение числительных (продолжение) | | | | |
121 | 10 | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные) | 1 | | | |
122 | 11 | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные)(продолжение) | 1 | | | |
123 | 12 | Р.р. Подготовка к контрольному сочинению №1 ( на лингвистическую тему) | 1 | | | |
124 | 13 | Р.р. Написание контрольного сочинения №1 (на лингвистическую тему) | 1 | | | |
125 | 14 | Синтаксическая роль числительных в предложении | 1 | | | |
126 | 15 | Морфологический разбор имени числительного | 1 | | | |
127 | 16 | Повторение темы «Имя числительное» | 1 | | | |
128 | 17 | Контрольный диктант №5 по теме «Имя числительное» | 1 | | | |
129 | 18 | Анализ диктанта (работа над ошибками) | | | | |
| | Местоимение | 25 | | | |
130 | 1 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений | 1 | | | |
131 | 2 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений (продолжение) | 1 | | | |
132 | 3 | Личные местоимения | 1 | | | |
133 | 4 | Личные местоимения (продолжение) | 1 | | | |
134 | 5 | Возвратное местоимение себя | 1 | | | |
135 | 6 | Притяжательные местоимения | 1 | | | |
136 | 7 | Притяжательные местоимения (продолжение) | 1 | | | |
137 | 8 | Р.р. Подготовка к контрольному сочинению №2 (по картине А.Пластова «Жатва») | 1 | | | |
138 | 9 | Р.р. Написание контрольного сочинения №2 (по картине А. Пластова «Жатва») | 1 | | | |
139 | 10 | Указательные местоимения | 1 | | | |
140 | 11 | Указательные местоимения (продолжение) | 1 | | | |
141 | 12 | Определительные местоимения | 1 | | | |
142 | 13 | Определительные местоимения (продолжение) | 1 | | | |
143 | 14 | Р.р. Текст. Логика текста | 1 | | | |
144 | 15 | Вопросительно-относительные местоимения | 1 | | | |
145 | 16 | Вопросительно-относительные местоимения (продолжение) | 1 | | | |
146 | 17 | Неопределённые местоимения | 1 | | | |
147 | 18 | Неопределённые местоимения (продолжение) | 1 | | | |
148 | 19 | Отрицательные местоимения | 1 | | | |
149 | 20 | Отрицательные местоимения (продолжение) | 1 | | | |
150 | 21 | Морфологический разбор местоимения | 1 | | | |
151 | 22 | Р.р. Сочинение-описание картины Н.Богданова-Бельского «Виртуоз» | 1 | | | |
152 | 23 | Повторение темы «Местоимение» | 1 | | | |
153 | 24 | Контрольный диктант №6 по теме «Местоимение» | 1 | | | |
154 | 25 | Анализ диктанта (работа над ошибками) | 1 | | | |
| | Глагол | 32 | | | |
155 | 1 | Глагол | 1 | | | |
156 | 2 | Глагол (продолжение) | 1 | | | |
| | Ⅳ четверть = 48 ч. Р.р. – 8 К.р. - 2 | | | | |
157 | 3 | Совершенный и несовершенный вид глагола | 1 | | | |
158 | 4 | Совершенный и несовершенный вид глагола (продолжение) | 1 | | | |
159 | 5 | Разноспрягаемые глаголы | 1 | | | |
160 | 6 | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы | 1 | | | |
161 | 7 | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы (продолжение) | 1 | | | |
162 | 8 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 1 | | | |
163 | 9 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение (продолжение) | 1 | | | |
164 | 10 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение (продолжение) | 1 | | | |
165 | 11 | Условное наклонение | 1 | | | |
166 | 12 | Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению | 1 | | | |
167 | 13 | Р.р. Написание сочинения-рассуждения | 1 | | | |
168 | 14 | Повелительное наклонение | 1 | | | |
169 | 15 | Повелительное наклонение (продолжение) | 1 | | | |
170 | 16 | Повелительное наклонение (продолжение) | 1 | | | |
171 | 17 | Р.р. Создание текста-инструкции | 1 | | | |
172 | 18 | Употребление наклонений | 1 | | | |
173 | 19 | Употребление наклонений (продолжение) | 1 | | | |
174 | 20 | Безличные глаголы. Словарный диктант №4 | 1 | | | |
175 | 21 | Безличные глаголы (продолжение) | 1 | | | |
176 | 22 | Безличные глаголы (продолжение) | | | | |
177 | 23 | Морфологический разбор глагола | 1 | | | |
178 | 24 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 1 | | | |
179 | 25 | Правописание гласных в суффиксах глаголов (продолжение) | 1 | | | |
180 | 26 | Правописание гласных в суффиксах глаголов (продолжение) | 1 | | | |
181 | 27 | Р.р. Рассказ о событии. | 1 | | | |
182 | 28 | Р.р. Рассказ о событии (продолжение) | 1 | | | |
183 | 29 | Повторение темы «Глагол» | 1 | | | |
184 | 30 | Повторение темы «Глагол» (продолжение) | 1 | | | |
185 | 31 | Контрольный диктант №7 по теме «Глагол» | 1 | | | |
186 | 32 | Анализ диктанта (работа над ошибками) | 1 | | | |
| | Синтаксис, пунктуация, культура речи | 18 | | | |
187 | 1 | Основные единицы синтаксиса | 1 | | | |
188 | 2 | Простое предложение | 1 | | | |
189 | 3 | Простое предложение (продолжение) | 1 | | | |
190 | 4 | Р.р. Подготовка к сочинению-описанию (по картине А.Куинджи «Березовая роща») | 1 | | | |
191 | 5 | Р.р. Написание сочинения-описания (по картине А.Куинджи «Березовая роща») | 1 | | | |
192 | 6 | Порядок слов в предложении | 1 | | | |
193 | 7 | Простое осложнённое предложение | 1 | | | |
194 | 8 | Простое осложнённое предложение (продолжение) | 1 | | | |
195 | 9 | Простое осложнённое предложение (продолжение) | 1 | | | |
196 | 10 | Р.р. Рассуждение | 1 | | | |
197 | 11 | Сложное предложение | 1 | | | |
198 | 12 | Сложное предложение (продолжение) | 1 | | | |
199 | 13 | Повторение темы «Синтаксис, пунктуация, культура речи» | 1 | | | |
200 | 14 | Итоговый контрольный диктант №8 | 1 | | | |
201 | 15 | Анализ диктанта | 1 | | | |
202 | 16 | Повторение изученного в 6 классе | 1 | | | |
203 | 17 | Повторение изученного в 6 классе (продолжение) | 1 | | | |
204 | 18 | Слово о русском языке: подведение итогов работы за год | 1 | | | |