Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с документами:
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,1
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»2,
Программы по русскому языку 5-9 классы к УМК В.В. Бабайцевой и др. (соответствует ФГОС)3,
Основной образовательной программы школы (с изменениями и дополнениями) в соответствии с учебным планом;
с учетом рекомендаций методического письма о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях Ярославской области4.
Рабочая программа для 7 класса содержит:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета;
2) содержание учебного предмета;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Изменения, внесенные в рабочую программу
В соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку в рабочую программу (по сравнению с программой В.В. Бабайцевой) добавлен материал:
- в раздел «Введение» добавлена тема «Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического языка с историей общества»;
- в раздел «Морфология» - «Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи».
Из методического письма: «В соответствии с принятой Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации5 русский язык как «государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны…».
В ФГОС ООО первым личностным результатом в стандарте указано воспитание … патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
На региональном уровне утвержден закон «О патриотическом воспитании в Ярославской области»6. Среди основных направлений указано «культурно-патриотическое воспитание, направленное на формирование у граждан Российской Федерации стремления к знаниям о богатейших культурных традициях, к осознанию единства и одновременно многообразия и преемственности культурных традиций, их безусловной ценности для развития современной культурной и общественно-государственной жизни…».
В соответствии с этим в рабочей программе используется краеведческий материал.
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечить:
сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
В соответствии с ООП ООО в рабочую программу внесены дополнения:
в раздел «Введение» - «Русский язык в кругу других славянских языков»;
в раздел «Морфология» - «Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи»;
в раздел «Развитие речи» - «Интервью – жанр публицистики».
Место предмета
едеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. На изучение предмета в 7 классе в школьном учебном плане отводится 4 часа в неделю, итого 136 часов за учебный год. Из них: уроков развития речи - 25 (в том числе: сочинений - 6, изложений – 2), диктантов – 4, тестов – 3, контрольных работ – 3, других проверочных работ- 2, проект - 1.
Учебники:
1. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 класс: Учебник. – М.: Дрофа, 2018
2. С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова Русский язык. Практика. 7 класс: Учебник. – М.: Дрофа, 2016
3. Е.И. Никитина. Русский язык. Русская речь. 7 класс: Учебник. – М.: Дрофа, 2018
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты | Ученик научится | Ученик получит возможность: |
Личностные | 1) пониманию русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознанию эстетической ценности русского языка; уважительному отношению к родному языку, гордости за него; 3) потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; 4) стремлению к речевому самосовершенствованию; 5) пользоваться словарным запасом и усвоенными грамматическими средствами для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; 6) самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | 1) Осознания себя как носителя одного из величайших языков мира 2) Понимания роли русского языка как языка межнационального и международного общения; 3) Осознать свою причастность к сохранению чистоты и богатства языка, к расширению сферы его влияния 4) совершенствовать свою речь в процессе работы с различными письменными источниками и в устной речевой практике. |
Метапредмет-ные | 1. Аудирование и чтение: • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; уметь вести самостоятельный поиск информации; • говорение и письмо: • определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,); • создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; •свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; • соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; 3) коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; | 1.Сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения; 2.Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; 3.Сочетать разные виды монолога и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; 4.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; 5.Оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; 6.Находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; 7.Применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 8.Владеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. 9.Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах. |
Предметные | 1.Производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами; 2.Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; 3.Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. По орфографии. 1.Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; 2.Находить и исправлять орфографические ошибки. 3.Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами. По пунктуации. 1.Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты, ставить знаки препинания при междометии. По связной речи. 1.Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. 2.Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) местности, действий, в том числе спортивных. Описывать природу и достопримечательности своего родного края; писать рассказы на основе услышанного, отзыв о книге, составлять киносценарий, брать интервью; писать сочинения-рассуждения (используя краеведческий материал, собственный опыт). 3.Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы. | 1) усвоения основ научных знаний о родном языке; понимания взаимосвязи его уровней и единиц; 2) овладения основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использования их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 3) опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка; 4) проведения анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 5) понимания коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 6) осознания эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы; 7) расширения своих сведений о родном крае. |
Содержание учебного предмета
Введение
Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость. Русский язык как развивающееся явление. Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык в кругу других славянских языков.
Повторение изученного в 5 – 6 классах
Разделы науки о языке. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки. Грамматические ошибки. Самостоятельные и служебные части речи. Орфограммы и пунктограммы 5-6 класса (трудные случаи). Повторение всех видов разбора. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Причастие
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки прилагательного у причастия:
изменение по родам, числам и падежам;
согласование с существительным; наличие полной и краткой формы, их роль в предложении. Нормы ударения в полных причастиях.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия. Нормы ударения в кратких формах страдательных причастий прошедшего времени.
Причастный оборот.
Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Словообразование действительных причастий.
Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Правописание гласных перед суффиксами -вш- и -ш-.
Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание Н в кратких формах страдательных причастий.
Правописание гласных перед Н и НН.
Правописание НН в причастиях и Н в омонимичных прилагательных
Правописание НЕ с причастиями.
Деепричастие
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия.
Правописание не с деепричастиями.
Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота.
Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
«Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи».
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий, деепричастий, наречий.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие
Служебные части речи
Общее понятие о служебных частях речи.
Предлог
Понятие о предлоге. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом, на гору).
Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению. Многозначность предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Простые и составные предлоги.
Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).
Раздельное написание производных предлогов.
Слитное написание производных предлогов.
Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Союз
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
Правописание составных подчинительных союзов.
Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).
Частица
Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению.
Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).
Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки ,-ка.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные
Междометие
Понятие о междометии. Основные функции междометий.
Разряды междометий. Звукоподражательные слова.
Знаки препинания при междометиях.
Повторение
Развитие речи
Что такое текст. Основные признаки текста: смысловая ценность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Типы речи. Описание
Описание общего вида местности. Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Описание действий (трудовых процессов)
Описание действий (в спорте).
Повествование
Рассказ на основе услышанного. Разговорная речь. Беседа.
Как создавать киносценарий в разных формах?
Сочетание разных типов речи в одном тексте
Отзыв о книге.
Характеристика литературного героя.
Стили речи. Книжные стили.
Общая характеристика публицистического стиля. Путевые заметки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Интервью – жанр публицистики. Речевой этикет. Русская речевая этикетная манера общения. Традиции русского речевого общения.
Текст
Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз.
Повторение
Стили речи
Краеведческий материал |
Знакомство с биографиями знаменитых земляков в форме диктантов или контрольных работ. В уроки включены предложения и тексты, связанные с природой, архитектурой и культурой родного края, а также языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области. Работа с текстом «Ярославская чайка» (О В.Терешковой). Материал для изложение «Легенда об основании Ярославля», «Ростовский богатырь – Алеша Попович». Городские пейзажи ярославского художника Максима Теплова (использование для сочинения) Сочинения: «Мой любимый уголок природы», «В Ишню пришла весна» (или «В Ростов пришла весна»), «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны», «Узники концентрационных лагерей» (жители посёлка Ишня). Отзыв о книге писателя-земляка (Ю.С. Бородкин «Санькино лето» и др.). Экскурсия в школьный музей. Беседа на тему «Война прошлась по детским судьбам грозно…» (о наших земляках – узниках концентрационных лагерей). |
Тематическое планирование
| № | Тема | Домашнее задание | Сроки | Приме-чание |
По плану | Прове-дено факти-чески |
| Введение (1 ч.) | |
1 | 1 | Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость. Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык в кругу других славянских языков. | Упр.6,8 | 03.09 | 03.09 | |
Повторение (10 ч.) |
1 | 2 | 1. Разделы науки о языке | Работа с таблицей | 04.09 | 04.09 | |
2 | 3 | 2. Трудные случаи правописания орфограмм 5 класса | Индивидуальная работа по карточкам | 05.09 | 05.09 | |
3 | 4 | 3. Трудные случаи правописания орфограмм 6 класса | Индивидуальная работа по карточкам | 09.09 | 06.09 | |
4 | 5 | 4. Трудные случаи правописания орфограмм 5-6 класса. Тест №1 по орфографии | Индивидуальная работа по карточкам | 10.09 | 09.09 | Тест №1 |
5 | 6 | 5. Повторение пунктуации | Индивидуальная работа по карточкам | 11.09 | 11.09 | |
6 | 7 | 6. Повторение пунктуации. Тест №2 по пунктуации | Индивидуальная работа по карточкам | 12.09 | 12.09 | Тест №2 |
7 | 8 | 7. Повторение всех видов разбора. Подготовка к контрольному диктанту. | Индивидуальная работа | 16.09 | 12.09 | |
8-9 | 9-10 | 8-9. Входной контроль. Контрольная работа №1 по теме «Повторение пройденного в 5 – 6 классах» и её анализ | Работа над ошибками | 17.09 18.09 | 12.09 16.09 | ВМ №1 (к.р №1) |
10 | 11 | Р.р. №1 Изложение №1 «Легенда об основании Ярославля» | Повторить материал о прилагательном и глаголе | 19.09 | 17.09 | Р.р №1 (изложение №1) |
| Самостоятельные части речи (59 ч.) | |
| | Причастие (33+8 р.р) | | | | |
1-2 | 12-13 | 1-2. Понятие о причастии | 12) п.132.Упр.58 13) п. 132. Упр.63 | 23.09 24.09 | 18.09. 19.09 | |
3 | 14 | 3. Признаки прилагательного у причастия | п.133. Упр.72, 74 | 25.09 | 23.09 | |
4 | 15 | 4. Признаки глагола у причастия | п.134. Упр. 86 | 26.09 | 24.09 | |
5 | 16 | Р.р. №2. Что такое текст | Р.р. п.1 . Упр.12 | 30.09 | 25.09 | Р.р №2 |
6 | 17 | 5. Причастный оборот | п.135. Упр. 91 | 01.10 | 26.09 | |
7 | 18 | 6. Знаки препинания при причастном обороте | п.135. Упр.93-94 | 02.10 | 30.09 | |
8 | 19 | 7. Знаки препинания при причастном обороте | П.135. Упр.101 | 03.10 | 01.10 | |
9 | 20 | 8. Наблюдение за особенностями употребления причастий в тексте. | Работа с текстом: упр.102 или 110 (на выбор) | 07.10 | 02.10 | |
10-11 | 21-22 | 9-10. Правописание НЕ с причастиями. | 21) п.140 Упр. 117 22) Упр.121 | 08.10 09.10 | 03.10 07.10 | |
12 | 23 | Р.р. №3. Описание местности (сжатое и полное описание общего вида местности. | Р.р. п.2 . Упр.22. Описание местности (у) «Вид из окна» | 10.10 | 08.10 | Р.р №3 |
13 | 24 | 11. Действительные и страдательные причастия | Работа с таблицей: образовать действит. и страдат. причастия от глаголов I и II спряжения (4) | 14.10 | 09.10 | |
14 | 25 | 12. Действительные и страдательные причастия | п.134. упр.131-132 | 15.10 | 10.10 | |
15 | 26 | 13) Словообразование причастий настоящего времени (действительных и страдательных) | п.136, 137. Упр.136,143 | 16.10 | 14.10 | |
16 | 27 | 14) Гласные в суффиксах причастий настоящего времени | Практика: с.53 (правило). Упр. 134. 143 | 17.10 | 15.10 | |
17 | 28 | 15) Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | п. 136.Упр. 140 | 21.10 | 16.10 | |
18 | 29 | 16) Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | п. 137. Упр.146 | 22.10 | 17.10 | |
19 | 30 | Р.р. №4. Описание местности (подготовка к домашнему сочинению 1) | Сочинение о Ростове. (Темы сочинений: «Чудо-город на озере Неро» (или «Ростов - мой родной город») | 23.10 | 17.10 | Р.р №4 (сочинение №1) |
20 | 31 | 17) Словообразование причастий прошедшего времени (действительных и страдательных) | П. 137-137. Составить словарный диктант (не менее 15 слов) | 24.10 | 21.10 | |
21 | 32 | 18) Правописание гласных в действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксами –ВШ- и –Ш- | Упр. 161 | 05.11 | 22.10 | |
22 | 33 | 19) Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (буквы Е-Ё в суффиксах причастий) | Упр. 166 | 06.11 | 23.10 | |
23 | 34 | 20) Правописание гласных перед Н и НН. | п.138. упр. 172 | 07.11 | 24.10 | |
24 | 35 | 21) Правописание гласных перед Н и НН. | п.138. упр. 182 | 11.11 | 05.11 | |
25-26 | 36-37 | 22-23) Диктант №1 с грамматическим заданием и его анализ | Работа над типичными ошибками диктанта и домашнего сочинения | 12.11 13.11 | 06.11 07.11 | Диктант №1 |
27-28 | 38-39 | Р.р. №5-6. Описание местности. (устное сочинение №2 по личным наблюдениям «Мой любимый уголок природы») | Р.р. Упр.23 | 14.11 18.11 | 11.11 12.11 | Р.р №5-6 (сочинение №2) |
29 | 40 | 24) Краткие причастия. | П.137-138. Упр. 186 | 19.11 | 13.11 | |
30-31 | 41-42 | 25-26) Правописание Н в кратких формах страдательных причастий. | 41) Упр.187 42) Упр.189 | 20.11 21.11 | 14.11 18.11 | |
32-33 | 43-44 | 27-28) Правописание НН в причастиях и Н в омонимичных прилагательных | 43) п.139 упр. 208 44) Упр.210 | 25.11 26.11 | 19.11 20.11 | |
34-35 | 45-46 | Р.р. №7-8. Описание местности (подготовка и написание сочинения №3 по пейзажной картине Г.Г. Нисского) | Работа над ошибками в рабочей тетради | 27.11 28.11 | 21.11 25.11 | Р.р №7 (сочинение №3) |
36 | 47 | 29) Повторение изученного о причастии | п. 132-140. Упр. 214 (составить рассказ о причастии устно). Упр. 215 (п.) | 02.12 | 26.11 | |
37-38 | 48-49 | 30-31) Проверочная работа по теме «Причастие» и её анализ | 30) Сделать работу над ошибками сочинения 31) Сделать работу над своими ошибками в проверочной работе | 03.12 04.12 | 27.11 29.11 | |
39-40 | 50-51 | 32-33) Ликвидация пробелов в знаниях учащихся (работа над типичными ошибками) | Индивидуальная работа "По следам ошибок" | 05.12 09.12 | 02.12 03.12 | |
41 | 52 | Р.р. №9 Описание действий - трудовых процессов (по фотографии или открытке) | Р.р. п.3. Упр.40 | 10.12 | 03.12. | Р.р №8 |
| | Деепричастие (15+3 р.р) | | | | |
1 | 53 | 1.Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки | п.141. Упр.237 (п), 238 (у) | 11.12 | 04.12 | |
2 | 54 | 2.Признаки глагола и наречия у деепричастия. | п.142. Упр.242 | 12.12 | 05.12 | |
3 | 55 | 3.Правописание НЕ с деепричастиями. | п.142. Упр.249 | 16.12 | 09.12 | |
4 | 56 | 4.Понятие о деепричастном обороте. Выделение запятыми деепричастного оборота. | п.143. Упр.255 | 17.12 | 10.12 | |
5-6 | 57-58 | 5-6.Знаки препинания при деепричастном обороте. | 57) п.143. Упр.262, 264; 58) п.143. Упр.266 | 18.12 19.12 | 11.12 12.12 | |
7 | 59 | 7.Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида. | п.144. Упр.269 | 23.12 | 16.12 | |
8-9 | 60-61 | 8-9. Повторение по теме «Деепричастие». | п. 141-144. 60) Упр.277 61) Упр.281 | 24.12 25.12 | 17.12 18.12 | |
10-11 | 62-63 | 10-11. Контрольный диктант №2 и его анализ | Работа над ошибками | 26.12 13.01 | 19.12 23.12 | ВМ №2 (диктант №2) |
12 | 64 | Р.р. № 10. Наблюдение за особенностями употребления деепричастий в тексте. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи | Упр.282 | 14.01 | 24.12 | Р.р №9 |
13 | 65 | Р.р. №11. Описание спортивных действий (по фотографии или открытке) | Р.р. п.3. Упр.45 | 15.01 | 25.12 | Р.р №10 |
14 | 66 | Р.р. № 12. Описание действий. Сочинение № 4 «Мой любимый вид спорта) | Р.р. Упр.46 | 16.01 | 26.12 | Р.р №11 (устное сочинение №4) |
15 | 67 | 12) Анализ изложения и сочинения. Работа над типичными ошибками | Работа над ошибками | 20.01 | | |
16 | 68 | 13) Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (1 ч.) | П.145. Упр.288 | 21.01 | | |
17 | 69 | 14) Повторение орфографии (1 ч.) | Упр.294 | 22.01 | | |
18 | 70 | 15) Повторение пунктуации (1 ч.) | Упр.299 | 23.01 | | |
| Служебные части речи (49 ч.) | |
1 | 71 | 1.Общее понятие о служебных частях речи. Отличие служебных частей речи от самостоятельных частей речи. | Упр.307,309 | 27.01 | | |
2-3 | 72-73 | Р.р. № 13-14. Рассказ на основе услышанного («Война прошлась по детским судьбам грозно…») | Р.р. п. 4. Упр. 55 | 28.01 29.01 | | Р.р 12 (рассказ) |
| | Предлог (10 ч.) | | | | |
4 | 74 | 1.Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи. Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов. | п.146. Упр.314 | 30.01 | | |
5 | 75 | 2.Предлоги непроизводные и производные, простые и составные. | п.146. Упр.319 (1-2,1) | 03.02 | | |
6 | 76 | 3.Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, вследствие. несмотря на и др.) | п.147. Упр.322 | 04.02 | | |
7-8 | 77-78 | 4-5) Слитное и раздельное написание производных предлогов | п.147 77) Упр.329 78) Упр.337 | 05.02 06.02 | | |
9 | 79 | 6) Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие | п.147. Упр.340 | 10.02 | | |
10-11 | 80-81 | 7-8) Повторение изученного | 80) Упр.348 81) Упр.350 | 11.02 12.02 | | |
12-13 | 82-83 | 9-10) Диктант с грамматическим заданием №3 и его анализ | Работа над ошибками | 13.02 17.02 | | Диктант №3 |
| | Союз (13 +4 р.р) | | | | |
14 | 84 | 1).Понятие о союзе. Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению. | п.148. Упр.355 | 18.02 | | |
15-16 | 85-86 | 2-3)Сочинительные союзы. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простом и сложносочиненном предложении. | п.149 85) Упр. 360 86) Упр. 362 | 19.02 20.02 | | |
17-18 | 87-88 | 4-5)Подчинительные союзы. Разряды по значению. Употребление подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении. | п.150 87) Упр.368 88) Упр.371 | 24.02 25.02 | | |
19 | 89 | 6).Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато и подчинительных чтобы, потому что, оттого что | п.150 (с.182) Упр. 375 | 26.02 | | |
20 | 90 | Р.р. № 15.Как создавать киносценарий в разных формах? | Упр.65 | 27.02 | | Р.р №13 |
21 | 91 | Р.р. № 16. Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз. | Сочинение №5-миниатюра «В Ишню пришла весна» или «В Ростов пришла весна» | 02.03 | | Р.р №14 (сочинение №5) |
22-23 | 92-93 | 7-8) Повторение изученного по теме «Союзы» | 92) п. 148-150. Упр. 379 93) Упр. 380 | 03.03 04.03 | | |
24-25 | 94-95 | 9-10) Контрольное тестирование №3 и его анализ | Работа над ошибками | 05.03 09.03 | | Тест №3 |
26 | 96 | 11) Повторение орфографии | Упр.384 | 10.03 | | |
27 | 97 | 12) Повторение пунктуации | Упр.387, 391 | 11.03 | | |
28 | 98 | 13) Повторение орфографии и пунктуации | Работа с текстом | 12.03 | | |
29-30 | 99-100 | Р.р. № 17-18.Сочетание разных типов речи в одном тексте. | 99) п.6. Упр.68-69 100) Упр.70 | 16.03 17.03 | | Р.р №15-16 |
| | Частица (15+4 р.р) | | | | |
31 | 101 | 1) Понятие о частице как о служебной части речи | п. 151. Упр.404 | 18.03 | | |
32 | 102 | 2) Частицы, образующие формы слов или новые слова | Практика, с.154. Упр. 406 (п), 407 (у). | 19.03 | | |
33 | 103 | 3) Раздельное и дефисное написание частиц (-то, -либо, -нибудь, кое-, -ка,-таки). | Практика, с.155-156. Упр.413 | 30.03 | | |
34 | 104 | 4) Значения частиц. Разряды частиц по значению и употреблению | п. 152. Практика, с.154. Упр.421 | 31.03 | | |
35-36 | 105-106 | 5-6) Диктант №4 с грамматическим заданием и его анализ | Работа над ошибками | 01.04 02.04 | | ВМ №3 (диктант №4) |
37 | 107 | 7) Отрицательные частицы НЕ и НИ. Их роль и значение. | п.152 (с.184-185). Упр. 426 | 06.04 | | |
38 | 108 | 8) Различение на письме частиц НЕ и НИ | п.152 (с.184.-185) Упр. 431 | 07.04 | | |
39 | 109 | 9) Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ- | п.152 (с.184-185). Упр. 438 | 08.04 | | |
40-41 | 110-111 | 10-11) Правописание НЕ и НИ с различными частями речи (обобщение). | п.153 110) Упр.449 111) Упр.457, 460 | 09.04 13.04 | | |
42 | 112 | Р.р. № 19.Сочетание разных типов речи в одном тексте. Отзыв о книге | п.6. (написать отзыв о книге. Можно отзыв о книге писателя-земляка Ю.С. Бородкина «Санькино лето»). | 14.04 | | Р.р №17 (отзыв) |
43 | 113 | 12) Повторение изученного | Упр.465, 466 | 15.04 | | |
44-45 | 114-115 | 13-14) Контрольная работа №2 и её анализ | Работа над ошибками | 16.04 20.04 | | К.р №2 |
46 | 116 | Р.р. № 20. Характеристика литературного героя. Подготовка к выборочному изложению | Р.р. п.7 Материал для изложения «Ростовский богатырь – Алеша Попович». | 21.04 | | Р.р №18 |
47 | 117 | Р.р. № 21.Выборочное изложение (№2) | Р.р. п.7. Лимерик (с.78-79) | 22.04 | | Р.р №19 (изложение №2) |
48 | 118 | 15) Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные | п.154. Придумать и записать свои примеры на все случаи | 23.04 | | |
49 | 119 | Р.р. №22. Сочинение №6 «Этот праздник со слезами на глазах» (День Победы в Великой Отечественной войне) | Сочинение (Темы сочинений (дополнительно): 1.«Наши земляки – участники Великой Отечественной войны»; 2. «Узники концентрационных лагерей» (на краеведческом материале) | 27.04 | | Р.р №20 (сочинение №6) |
Междометие (3+1 р.р) | |
1 | 120 | 1) Понятие о междометии. Основные функции междометий. | п.155. Упр.475 (речевые ситуации с этикетными междометиями) | 28.04 | | |
2 | 121 | 2) Разряды междометий. Звукоподражательные слова. | п.155. Упр.479 (п), 484 (у) | 29.04 | | |
3 | 122 | 3) Знаки препинания при междометиях. | п.155. Упр.483 | 30.04 | | |
4 | 123 | Р.р. №23. Публицистический стиль. | Р.р. п.8. Упр.88 (написать, как раскрывается в статье связь понятий: Родина и язык) | 04.05 | | Р.р №21 |
| Повторение изученного материала (11+2р.р) | |
1 | 124 | 1) Русский язык. Разделы науки о языке. Фонетика. Графика. | Подготовка к проекту. Упр. 511 | 05.05 | | |
2 | 125 | 2)Лексика и фразеология | Подготовка к проекту. Упр. 534 | 06.05 | | |
3 | 126 | 3)Словообразование | Подготовка к проекту. Упр. 543 | 07.05 | | |
4 | 127 | 4)Морфология | Подготовка к проекту. Морфологический разбор изуч. частей речи в 7 кл. | 11.05 | | |
5 | 128 | 5)Синтаксис и пунктуация | Подготовка к проекту. Записать примеры предл. на все случаи постановки знаков препинания. | 12.05 | | |
6 | 129 | 6)Орфография и пунктуация. Выполнение работы «По следам ошибок» | Работа над ошибками сочинения и изложения | 13.05 | | |
7-8 | 130131 | 7-8)Трудные случаи правописания орфограмм и пунктограмм. | Индивидуальная работа по карточкам | 14.05 18.05 | | |
9 | 132 | Р.р. №24. Интервью – жанр публицистики. Вступительная и заключительная части интервью (упр. 95 ) | Р.р. п.9. Упр.95 (у) Интервью о 24.05 - Дне славянской письменности и культуры | 19.05 | | Р.р №22 (интервью) |
10-11 | 133-134 | 9-10) Внутришкольный мониторинг №4. Контрольная работа №3 и её анализ | Работа над ошибками | 20.05 21.05 | | ВМ .№4 (к.р. №3) |
12 | 135 | Р.р. №25.Защита проекта Стили речи | Р.р. Упр.115 (подготовить сообщение) | 25.05 | | Р.р №23 (проект) |
13 | 136 | 11) Заключительный урок. Повторение изученного. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся. | | 26.05 | | |
1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»),
2 Приказ от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»;
3 Рабочие программы к УМК В.В. Бабайцевой и др. Русский язык 5-9 классы. Учебно-методическое пособие. Москва: ДРОФА 2017 г.
4Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2019-2020 уч. г. Составитель: Киселева Н. В., доцент кафедры гуманитарных, дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО
5 Концепция утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637-р
6 Региональный закон принят Ярославской областной Думой 16 февраля 2016