МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании | Согласовано | Утверждаю. |
методического объединения | с зам. директора школы по УВР | Директор школы |
учителей- предметников | _______________________ | ______________________ |
Протокол №____________ | | |
от «_____» _______ 20____г. | «______» __________20____- г | Приказ № _____________ |
Руководитель МО | | |
________________________ | | от «___» _____________20____ г. |
| | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 9 класса
(ФГОС ООО)
Разработана
учителем русского языка и литературы
Волковой О.В.
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577;
2. ООП ООО МКОУ «Бодеевская СОШ»;
3. Авторской программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М.: Просвещение, 2013);
в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Бодеевская средняя общеобразовательная школа»;
Объем часов: - В неделю - 3 часа
В соответствии с ФГОС содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 9 классе сводятся к следующему:
-научить производить синтаксический разбор сложных предложений, составлять сложные предложения разных типов; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
-формировать прочные пунктуационные умения и навыки, находить в предложениях изученные пунктограммы, обосновывать их выбор, правильно расставлять знаки препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
-закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, повествования, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
• электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
• тесты по пунктуации 9-11 класс (1С Школа);
Основными формами и видами контроля, используемыми учителем, являются: входной контроль в начале учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, итоговый контрольный словарный диктант, комплексный анализ текста.
Используемый учебно – методический комплект: «Русский язык 9 класс» (авторы Т.А. Бархударов Л.С., С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко., М.: Просвещение, 2018), рекомедован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Сроки реализации программы: один учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
Метапредметные результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
Выпускник научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально- смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
• различать простые и сложные предложения;
• проводить синтаксический анализ сложного предложения;
• классифицировать и группировать предложения с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей по заданным признакам, параметрам их состава;
• членить сложные предложения на простые и объединять простые предложения в сложные;
• определять место придаточного предложения в составе сложноподчиненного;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
• использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета
Международное значение русского языка (1 ч.)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (7 ч. + 3 ч.)
Фонетика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст.
Способы сжатия изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи (2 ч.)
Сложное предложение и его особенности. Виды сложных предложений.
Сложносочиненные предложения (8 ч. + 2 ч.)
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Общий второстепенный член предложения в ССП. Авторское употребление знаков препинания.
Рецензия. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения (24 ч. + 5 ч.)
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (10 ч. + 2 ч.)
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (7 ч. + 3 ч.)
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке (8 ч.)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Повторение. Систематизация изученного в 5-9 классах. (3 ч.)
Систематизация и повторение изученного в основной школе. Анализ изученного.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела/темы | Количество часов |
п/п | |
| Международное значение русского языка | 1 |
| Повторение пройденного в 5 - 8 классах | 10 |
| Сложное предложение. Культура речи | 2 |
4. | Сложносочиненные предложения | 10 |
5. | Сложноподчиненные предложения | 29 |
6. | Бессоюзные сложные предложения | 12 |
7. | Сложные предложения с различными видами связи | 10 |
8. | Общие сведения о языке | 8 |
9. | Повторение. Систематизация изученного в 5-9 классах. | 3 |
| Итого | 85 |
Календарно-тематическое планирование |
№ п.п | Дата проведения | Тема урока | Примечание |
П | Ф |
| | | Международное значение русского языка | |
Повторение пройденного в 5 - 8 классах |
| | | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при них. | Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020) |
| | | Вставные слова, словосочетания и предложения. Р.р. Моделирование публичного выступления с использованием вставных конструкций | Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020) |
| | | Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020) |
| | | Контрольный тест теме «Обращение. Вводные и вставные конструкции». | Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020) |
| | | Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Цитаты и знаки препинания при них. | Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020) |
| | | Повторение изученного в 5-8 классах. | |
| | | Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5 - 8 классах». | |
| | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |
| | | Р.Р. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. | |
| | | Р.Р. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей. | |
Сложное предложение. Культура речи |
| | | Сложное предложение и его особенности. | |
| | | Виды сложных предложений. | |
Сложносочиненное предложение |
| | | Сложносочиненное предложение и его особенности. | |
| | | Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). | |
| | | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | |
| | | Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений. Контрольный словарный диктант. | |
| | | Общий второстепенный член предложения в ССП. | |
| | | Повторение по теме «Сложносочиненное предложение». Синтаксический разбор. | |
| | | Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение» | |
| | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |
| | | Р.Р. Рецензия. | |
| | | Р.Р. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм. | |
Сложноподчиненные предложения |
| | | Сложноподчиненное предложение и его особенности. | |
| | | Главное и придаточные предложения. | |
| | | Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. | |
| | | Указательные слова в главном предложении. | |
| | | Место придаточного предложения по отношению к главному. | |
| | | Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. | |
| | | Виды придаточных предложений. | |
| | | СПП с придаточными определительными. | |
| | | СПП с придаточными изъяснительными. | |
| | | СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия и степени. | |
| | | Придаточные предложения места. | |
| | | Придаточные предложения времени. | |
| | | Р.Р. Сочинение-рассуждение о природе родного края. | |
| | | Придаточные предложения условные. | |
| | | Придаточные предложения причины. | |
| | | Придаточные предложения цели. | |
| | | Придаточные предложения сравнительные. | |
| | | Придаточные предложения уступительные. | |
| | | Придаточные предложения следствия. | |
| | | СПП с придаточными присоединительными. | |
| | | Р.Р. Сообщение на лингвистическую тему. | |
| | | Р.Р. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. | |
| | | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. | |
| | | Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений. Контрольный словарный диктант. | |
| | | Повторение темы «Сложноподчиненное предложение». Синтаксический разбор. | |
| | | Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненное предложение». | |
| | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |
| | | Р.Р. Деловые документы (автобиография, заявление). | |
| | | Р.Р. Сочинение о жизни современной молодежи. | |
Бессоюзные сложные предложения |
| | | Бессоюзное сложное предложение и его особенности. | |
| | | Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. | |
| | | Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | |
| | | Запятая и точка с запятой в БСП. | |
| | | Двоеточие в БСП. | |
| | | Тире в БСП. | |
| | | Р.Р. Свободное изложение с творческим заданием. | |
| | | Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений. Контрольный словарный диктант. | |
| | | Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение». Синтаксический разбор. | |
| | | Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение». | |
| | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |
| | | Р.Р. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. | |
Сложные предложения с различными видами связи |
| | | Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью и пунктуация в них. | |
| | | Сочетание знаков препинания. | |
| | | Авторские знаки препинания. | |
| | | Употребление в речи сложных предложений с различными видами связи. | |
| | | Повторение темы «Сложные предложения с различными видами связи». Синтаксический разбор. | |
| | | Контрольный диктант по теме «Сложное предложение с различными видами связи». | |
| | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |
| | | Р.Р. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. | |
| | | Р.Р. Сочинение о выборе профессии. | |
| | | Р.Р. Сочинение-рассуждение «Как я понимаю храбрость?». | |
Общие сведения о языке |
| | | Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. | |
| | | Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. | |
| | | Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка. | |
| | | Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. | |
| | | Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. | |
| | | Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности. | |
| | | Наука о русском языке и ее разделы. Контрольный словарный диктант. | |
| | | Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. | |
Повторение. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи |
| | | Повторение изученного в 5-9 классах. Итоговый контрольный словарный диктант. | |
| | | Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5 - 9 классах». | |
| | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |