Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Александровская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
директорМБОУ с зам.директора по УВР на заседании ШМО
«Александровская СОШ» _________ А.А.Борголова Протокол №__от
___________Т.В.Глушакова «__»_______2018 г
Руководитель ШМО
________Н.И.Яковлева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Класс: 4 «а» (обучение по АООП НОО обучающихся с легкой умственной отсталостью)
Учитель: Шоболова Ульяна Ивановна
2018 – 19 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 4а класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VШ вида, подготовительный класс, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2013г., к учебнику для спец. (коррекц.) образоват. учреждений 8 вида, в двух частях (авт.-сост. А. К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова ). – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Рабочая программа согласно школьного учебного плана рассчитана на 170 уч. ч в год (5 часов в неделю).
Целью программы является:
- приобретение практических навыков устной и письменной речи;
- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
- воспитание интереса к родному языку
Задачи
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
- осмысленно воспринимать прочитанное;
- формировать навык читательской самостоятельности, читательской культуры.
Планируемые предметные результаты
Учащиеся должны уметь:
· составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
· анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
· списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
· писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
Учащиеся должны знать:
· алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Содержание учебного предмета
ПОВТОРЕНИЕ
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по
образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды)
или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
СЛОВО
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по
вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).
Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.
Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.
Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий
Календарно - тематический план
№ п/п | Тема урока | Примерная дата проведения | Примечания (изменения) |
I четверть 40 часов |
Повторение (11 ч) |
1 | Повторение знаний о предложении. | 4.09 | |
2 | Деление текста на предложения. | 5.09 | |
3 | Понятие об окончании. | 6.09 | |
4 | Изменение слов по вопросам. | 7.09 | |
5 | Составление предложений по картинкам. | 8.09 | |
6 | Составление текста по вопросам. | 11.09 | |
7 | Работа с деформированным текстом. | 12.09 | |
8 | Работа с текстом с пропущенными словами. | 13.09 | |
9 | Составление рассказа по плану. | 14.09 | |
10 | Составление предложений по вопросам. | 15.09 | |
11 | Проверочная работа по теме «Работа с деформированным текстом». | 18.09 | |
Звуки и буквы. (76 ч) |
12 | Алфавит. | 19.09 | |
13 | Порядок слов в русской азбуке. | 20.09 | |
14 | Расположение слов в алфавитном порядке. | 21.09 | |
15 | Расположение слов в алфавитном порядке. | 22.09 | |
16 | Проверочная работа по теме «Составление списка учащихся по алфавиту». | 25.09 | |
17 | Звуки гласные и согласные. | 26.09 | |
18 | Составление рассказа по картинкам. | 27.09 | |
19 | Твердые и мягкие согласные. | 28.09 | |
20 | Сочинение по картинкам и вопросам . | 29.09 | |
21 | Ь- показатель мягкости согласных. | 2.10 | |
22 | Анализ слов по звуковому составу. | 3.10 | |
23 | Обозначение мягкости согласных буквой ь. | 4.10 | |
24 | Ь на конце и в середине слова. | 5.10 | |
25 | Ь на конце и в середине слова. | 6.10 | |
26 | Работа с деформированным текстом. | 9.10 | |
27 | Проверочная работа по теме « Составление рассказа по вопросам». | 10.10 | |
28 | Разделительный ь. | 11.10 | |
29 | Написание слов с разделительным Ь. | 12.10 | |
30 | Написание слов с разделительным Ь. | 13.10 | |
31 | Написание слов с разделительным Ь. | 16.10 | |
32 | Ь- показатель мягкости и разделительный Ь. | 17.10 | |
33 | Ь- показатель мягкости и разделительный Ь. | 18.10 | |
34 | Изложение по вопросам . | 19.10 | |
35 | Перенос слов с разделительным Ь. | 20.10 | |
36 | Перенос слов с разделительным Ь. | 23.10 | |
37 | Сочинение по картинке и вопросам. | 24.10 | |
38 | Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 25.10 | |
39 | Контрольный диктант за I четверть. | 26.10 | |
40 | Работа над ошибками | 27.10 | |
II четверть 40 часов |
41-42 | Написание слов с сочетаниями. | 6.11 | |
43 | Парные звонкие и глухие согласные. | 7.11 | |
44 | Проверка парных согласных. | 8.11 | |
45 | Подбор проверочных слов. | 9.11 | |
46 | Подбор проверочных слов. | 10.11 | |
47 | Написание слов с парными согласными. | 13.11 | |
48 | Написание слов с парными согласными. | 14.11 | |
49 | Парные согласные в середине слова. | 15.11 | |
50-51 | Проверка парных согласных в середине слова. | 16.11, 17.11 | |
52 | Упражнение в написании слов с парными согласными. | 20.11 | |
53 | Упражнение в написании слов с парными согласными. | 21.11 | |
54 | Письмо слов с парными согласными. | 22.11 | |
55 | Письмо слов с парными согласными. | 23.11 | |
56 | Диктант по теме «Парные согласные». | 24.11 | |
57 | Работа над ошибками. | 27.11 | |
58 | Ударные и безударные гласные. | 28.11 | |
59 | Ударные и безударные гласные. | 29.11 | |
60 | Постановка ударения в словах. | 30.11 | |
61 | Постановка ударения в словах. | 1.12 | |
62 | Сравнение ударных и безударных гласных. | 4.12 | |
63 | Проверочная работа по теме «Постановка ударения в словах». | 5.12 | |
64 | Правописание безударных гласных. | 6.12 | |
65 | Проверка безударных гласных. | 7.12 | |
66 | Проверка безударных гласных. | 8.12 | |
67 | Подбор проверочных слов. | 11.12 | |
68 | Подбор проверочных слов. | 12.12 | |
69 | Запись текста по вопросам. | 13.12 | |
70 | Написание слов с безударными гласными. | 14.12 | |
71 | Написание слов с безударными гласными. | 15.12 | |
72 | Написание слов с безударными гласными. | 18.12 | |
73 | Сочинение по картинке и вопросам. | 19.12 | |
74 | Работа над ошибками. | 20.12 | |
75 | Работа с деформированным текстом. | 21.12 | |
76 | Контрольный диктант за II четверть . | 22.12 | |
77 | Работа над ошибками. | 25.12 | |
78 | Непроверяемые безударные гласные. | 26.12 | |
79 | Непроверяемые безударные гласные. | 27.12 | |
80 | Письмо слов с непроверяемыми безударными гласными. | 28.12 | |
III четверть 50 часов |
81 | Обучающее изложение | 15.01 | |
82 | Работа над ошибками. | 16.01 | |
83 | Письмо слов с безударными гласными. | 17.01 | |
84 | Письмо слов с безударными гласными. | 18.01 | |
85 | Коллективные ответы на вопросы. | 19.01 | |
86 | Диктант по теме «Безударные гласные». | 22.01 | |
87 | Работа над ошибками. | 23.01 | |
Слово 52 часа |
88 | Слова, отвечающие на вопрос кто? что? | 24.01 | |
89 | Слова, отвечающие на вопрос кто? что? | 25.01 | |
90 | Изменение окончаний существительных по вопросам. | 26.01 | |
91 | Слова близкие и противоположные по смыслу. | 29.01 | |
92 | Слова, обозначающие действия предметов. | 30.01 | |
93 | Слова, обозначающие действия предметов. | 31.01 | |
94 | Предметы и действия предметов. | 1.02 | |
95 | Предметы и действия предметов. | 2.02 | |
96 | Слова, обозначающие признаки предметов. | 5.02 | |
97 | Слова, обозначающие признаки предметов. | 6.02 | |
98 | Употребление слов, обозначающих признаки предметов. | 7.02 | |
99 | Употребление слов, обозначающих признаки предметов. | 8.02 | |
100 | Предметы и признаки предметов. | 9.02 | |
101 | Составление текста- описания. | 12.02 | |
102 | Изложение по вопросам. | 13.02 | |
103 | Имена собственные. | 14.02 | |
104 | Имена собственные. | 15.02 | |
105 | Прописная буква в фамилиях, именах, отчествах. | 16.02 | |
106 | Прописная буква в названиях городов, сел, улиц. | 19.02 | |
107 | Прописная буква в названиях городов, сел, улиц. | 20.02 | |
108 | Диктант по теме « Имена собственные». | 21.02 | |
109 | Работа над ошибками. | 22.02 | |
110 | Предлоги. | 26.02 | |
111 | Правописание предлогов со словами. | 27.02 | |
112 | Правописание предлогов со словами. | 28.02 | |
113 | Предлоги без, под, над, около, перед. | 1.03 | |
114 | Изложение по вопросам. | 2.03 | |
115 | Работа над ошибками. | 5.03 | |
116 | Употребление предлогов. | 6.03 | |
117 | Употребление предлогов. | 7.03 | |
118 | Употребление предлогов. | 9.03 | |
119 | Проверочная работа по теме «Предлоги». | 12.03 | |
120 | Работа над ошибками. | 13.03 | |
121 | Разделительный Ъ. | 14.03 | |
122 | Правописание слов с разделительным Ъ. | 15.03 | |
123 | Правописание слов с разделительным ъ. | 16.03 | |
124 | Родственные слова. | 19.03 | |
125 | Родственные слова. | 20.03 | |
126 | Контрольный диктант за III четверть | 21.03 | |
127 | Работа над ошибками. | 22.03 | |
128 | Корень. | 23.03 | |
129 | Корень и однокоренные слова. | 26.03 | |
130 | Корень и однокоренные слова. | 27.03 | |
IV четверть 40 часов |
131 | Подбор однокоренных слов. | 28.03 | |
132 | Написание гласных в корне слова. | 29.03 | |
133 | Написание гласных в корне слова. | 30.03 | |
134 | Написание гласных в корне слова. | 9.04 | |
135 | Сочинение по началу и опорным словам. | 10.04 | |
136 | Работа над ошибками. | 11.04 | |
137 | Диктант по теме «Однокоренные слова». | 12.04 | |
138 | Работа над ошибками. | 13.04 | |
139 | Работа с деформированным текстом. | 16.04 | |
Предложение 22 часа |
140 | Знакомство с построением простого предложения. | 17.04 | |
141 | Наша речь. | 18.04 | |
142 | Предложение выражает законченную мысль. | 19.04 | |
143 | Связь слов в предложении. | 20.04 | |
144 | Работа с деформированным текстом. | 23.04 | |
145 | Сочинение по картинкам и вопросам. | 24.04 | |
146 | Связь слов в предложении. | 25.04 | |
147 | Знаки в конце предложения. | 26.04 | |
148 | Знаки в конце предложения. | 27.04 | |
149 | Знаки в конце предложения. | 30.04 | |
150 | Главные и второстепенные слова в предложении. | 3.05 | |
151 | Главные и второстепенные слова в предложении. | 4.05 | |
152 | Сказуемое. | 7.05 | |
153 | Сказуемое. | 8.05 | |
154 | Подлежащее. | 10.05 | |
155 | Подлежащее. | 10.05 | |
156 | Главные члены предложения. | 10.05 | |
157 | Второстепенные члены предложения. | 11.05 | |
158 | Разбор предложения. | 14.05 | |
159 | Разбор предложения. | 14.05 | |
160 | Проверочная работа « Главные и второстепенные члены». | 15.05 | |
161 | Работа над ошибками. | 16.05 | |
| Повторение 9 часов. | | |
162 | Правописание безударных гласных. | 16.05 | |
163 | Парные согласные. | 17.05 | |
164 | Разделительный Ъ и Ь. | 18.05 | |
165 | Изложение | 21.05 | |
166 | Названия предметов, признаков и действий. | 21.05 | |
167 | Главные и второстепенные слова. | 22.05 | |
168 | Знаки в конце предложения. | 23.05 | |
169 | Контрольный диктант за год. | 24.05 | |
170 | Работа над ошибками. | 25.05 | |