Ростовская область, Цимлянский район, станица Красноярская
территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноярская средняя образовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Красноярской СОШ
Приказ от №
Подпись руководителя
ФИО Герасимов Ю.В.
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
среднее общее образование
10 класс
Количество часов –
Учитель Лютикова Ольга Львовна
Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г.№413, примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов и программы к УМК В.В.Бабайцевой по русскому языку для 5-9 классов (авторы : А.Ю.Купалова,ГК.Лидман – Орлова, Е.И.Никитина,Т.М.Пахнова,Л.Д.Чеснокова и др.).
2018-2019 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» для 10 класса
К окончанию 10 класса учащиеся
должны знать:
• Основные уровни языка и языковые единицы;
• Взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
• Роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
• Имена выдающихся ученых-лингвистов;
• Типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные);
• Источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно-выразительные средства (тропы и синтаксические фигуры);
• Лингвистические термины.
должны уметь:
Говорение и письмо
• Создавать высказывания на лингвистическую тему;
• Передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
• Соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
• Оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
• Выявлять подтекст;
• Владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
• Создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);
• Писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
• Принимать участие в диспуте, дискуссии;
• Составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;
Аудирование и чтение
• Владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
• Извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);
Анализ текста и языковых единиц
• Выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);
• Анализировать особенности употребления основных единиц языка;
• Анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 10 КЛАСС
1. ВВЕДЕНИЕ
Роль языка в жизни общества.
2. ВСПОМНИМ ИЗУЧЕННОЕ
Основные единицы языка.
Основные разделы науки о языке: фонетика, морфемика, словообразование, лексикология, фразеология, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация.
3. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЯЗЫКЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
Функции языка.
Значение языка. Язык – орудие мышления. Язык – средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.
Язык и речь.
Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации.
Русский язык как национальный язык русского народа.
Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.
Русский язык среди других языков мира.
Русский язык как один из рабочих языков в ООН.
Индоевропейская семья языков. Славянские языки.
Русистика на современном этапе.
4. РУССКИЙ ЯЗЫК- ОДИН ИЗ БОГАТЕЙШИХ ЯЗЫКОВ МИРА
Состав современного русского языка.
Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.
Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. цепная и параллельная связи частей текста.
Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.
Литературный язык и его нормы.
Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
Русский язык как развивающееся явление.
Стили литературного языка – разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
Устная и письменная формы речи. Их специфика.
Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.
Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи.
Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С. Пушкина. А.С. Пушкин – создатель современного русского литературного языка.
Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.
Календарно-тематическое планирование
№п\п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности |
план | факт |
1. | ВВЕДЕНИЕ. Вводный урок. Роль языка в жизни общества. | 1
1 | | | Работа с книгой, анализ упражнений |
. 2 | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО в 5-9 классах. Вспомним изученное. Основные единицы языка. Комплексный анализ текста. | 10
1 | | |
Сочинение «Три главных слова в моей жизни». КАТ №1 |
3. | Вспомним изученное. Фонетика. | 1 | | | Работа с книгой, фонетический разбор |
4. | Вспомним изученное. Морфемика. Словообразование. | 1 | | | Работа с учебником, тренинг по словообразованию |
5-6. | Вспомним изученное. Морфология и орфография. Лексикология и фразеология. | 2 | | | Зад. 6,7, 11 тренинга по орфографии. Определение лексических понятий. Лексический разбор слова. Работа со значением фразеологизмов. |
7. | Вспомним изученное. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. | 1 | | | Тренинг по пунктуации в простом предложении. Разбор словосочетаний, определение видов связи в словосочетании. |
8-9. | Вспомним изученное. Синтаксис. Сложное предложение. | 2 | | | Выписать из худ. литературы 5 сложных предложений и составить их схемы |
10-11. | Контрольный диктант с дополнительными заданиями и его анализ. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЯЗЫКЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. | 2
9+3 р\р | | | Индивидуальные задания |
12. | Функции языка.Значениеязыка.Язык – средство общения | 1 | | | Работа с учебником Устное высказывание на заданную тему |
13-14. | Р.Р. Сжатое изложение . | 2 | | | Написать изложение |
15 | Язык и речь.Термины язык, речь, слово. Речевая деятельность. | 1 | | | Работа с языковой терминологией объяснительный диктант |
16. | Повторение орфографии. Правописание безударных гласных в корне. | 1 | | | Упражнения разных уровней |
17 | Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне. | 1 | | | Работа с тестами |
18 | Русский язык – государственный язык Российской федерации. | 1 | | | П.4, 41 Работа с учебником |
19. | Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации. | 1 | | | П.5-6, зад. 42,48 Устное высказывание на заданную тему |
20. | Р\р Сочинение-рассуждение «Русский язык среди других языков мира». Русский язык как один из рабочих языков ООН. Индоевропейская семья языков. Славянские языки. | 1 | | | Сочинение- рассуждение (миниатюра). Работа с учебником, Составление Сообщений об известных ученых-лингвистах. |
21 | Русистика на современном этапе | 1 | | | составить конспект по статье учебника |
22-. | Повторение орфографии. Правописание согласных в корне. | 1 | | | Зад. 33, 35, 36, выучить слова из задания 37 упражнения разных уровней |
23 | Контрольный диктант с дополнительными заданиями и его анализ. Русский язык – один из богатейших языков мира | 1 34+11 р\р | | | Индивидуальные задания |
24 | Состав современного русского языка. | 1 | | | П.9, зад.57, 58, подготовиться к уроку-дискуссии |
25. | Урок-дискуссия на тему «С какого времени литературный язык можно считать современным?» | 1 | | | Индивидуальные задания |
26. | Текст. Понятие о тексте. | 1 | | | Работа с учебником, создание собственного текста |
27 | Способы выражения темы. Заглавие. | 1 | | | П.11, зад.63 работа с текстами подбор заглавий |
28 | Способы выражения темы. Начало и конец текста. Р.Р. Изложение. | 1 | | | Написание изложения |
29 | Ключевые слова | 1 | | | Определение ключевых слов в заданном тексте |
30 | Синтаксис текста | 1 | | | П.13, зад.72 Работа с текстом, конструирование предложений |
31 | Предложение в составе текста | 1 | | | П.14, зад.74 Конструирование предложений |
32. | Количество и характер предложений в тексте. Р.Р. Мини-эссе. | 1 | | | П.15, зад 76 Составление текста |
33. | Способы связи предложений в тексте. | 1 | | | Работа с теоретическими понятиями |
34 | Средства связи частей текста. | 1 | . | | Тренировочные упражнения по определению средств связи частей текста |
35 | Р.Р. Сжатое изложение. | 1 | | | Написание изложения |
36 | Типы речи. Повествование. Р.Р. Сочинение-повествование. | 1 | | | Составление текста на заданную тему |
37 | Повторение орфографии. Правописание приставок. | 1 | | | Составить словарный диктант на орфограмму «Правописание приставок» |
38. | Типы речи. Описание. Р.Р. Сочинение-описание. | 1 | | | П.22, зад. 103 работа с учебником Сочинение-описание |
39 | Повторение орфографии. Правописание разделительных ъ и ь. | 1 | | | Зад. 57, 58, 62-64 Тренировочные упражнения |
40 | Повторение орфографии. Ь после шипящих. Контрольный словарный диктант. | 1 | | | Зад. 68-71, тесты 5 Словарный диктант |
41. | Типы речи. Рассуждение. Р.Р. Сочинение-рассуждение. | 1 | | | Зад. 112 сочинение- рассуждение |
42 | Особенности текстов-рассуждений в художественной речи. | 1 | | | П.24, зад.115 Работа с текстом |
43-44 | Устная и письменная формы речи. | 2 | | | С. 70-73, зад.118 Устное высказывание на заданную тему |
45. | Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы. | 1 | | | П.25, зад. 123, 127 Работа с учебником |
46 | Повторение орфографии. Правописание суффиксов существительных. | 1 | | | П.25, зад. 125 упражнения разных уровней |
47. | Повторение орфографии. Правописание суффиксов прилагательных и причастий. | 1 | | | Зад. 86, 87, 90-93, 96,97 выполнение тренировочных упражнений |
48 | Русский литературный язык и его нормы. Лексические нормы. | 1 | | | П. 26, зад.131, 134, 136 Тесты на тему «Лексические нормы» |
49 | Р.Р. Изложение с творческим заданием (по Ф.М.Достоевскому). | 1 | | | Написать изложение |
50 | Русский литературный язык и его нормы. Морфологические нормы. | 1 | | | П.27, зад.144 Работа со словарем |
51 | Повторение орфографии. Правописание н-нн в суффиксах прилагательных и причастий. | 1 | | | Зад. 98, 99, 102-104, 109, 111, 112 тренировочные упражнения |
52 | Повторение орфографии. Правописание суффиксов глаголов и наречий. | 1 | | | Зад. 120-124, 127 выполнение тренировочных упражнений |
53 | Русский литературный язык и его нормы. Синтаксические нормы. Изменение норм литературного языка. | 1 | | | П.28,зад. 148, подготовка к контрольной работе |
54. | Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка» и её анализ. | 1 | | | Индивидуальные задания |
55 | Стили русского литературного языка. Понятие о стиле. Разговорный стиль. | 1 | | | П.29-30, зад.154, 155 Работа с теоретическими понятиями |
56 | Стили русского литературного языка. Научный стиль. | 1 | | | П.31, зад. 159, фрагмент текста научного стиля проанализировать по плану |
57. | Повторение орфографии. Правописание окончаний существительных и прилагательных. | 1 | | | Зад. 130, 132, 134, 136, 138 Выполнение тренировочных упражнений |
58 | Повторение орфографии. Правописание окончаний глаголов. | 1 | | | Зад. 142-144, тесты 7 Решение тестовых заданий |
59 | Деловой стиль. Жанры деловой речи. Р.Р. Резюме. | 1 | | | П. 32 (заполнить части таблицы), зад. 161, 162 составление резюме |
60 | Стили русского литературного языка. Публицистический стиль. Р.Р. Репортаж как речевой жанр. | 1 | | | П. 33 (заполнить части таблицы), зад. 163, 169 Составление репортажа |
61 | Стили русского литературного языка. Художественный стиль. | 1 | | | П. 34, зад. 176, 177 составление текста в художественном стиле |
62 | Повторение орфографии. Правописание гласных после шипящих. | 1 | | | За. 156-158, тесты 8 Решение тестовых заданий |
63 | Р.Р. Изложение по памяти с творческим заданием. | 1 | | | Написать изложение, подготовиться к уроку-зачету |
64. | Урок-зачет по теме «Стили русского литературного языка». | 1 | | | Индивидуальные задания |
65 | Синонимика русского языка. Лексические синонимы. | 1 | | | П.35, зад. 182, 186 подбор лексических синонимов |
66. | Культура речи.Речевой этикет.Р-р.Сочинение-рассуждение | 1 | | | П.39, зад 204 работа над речевыми нормами. Написание сочинения-рассуждения |
67 | Контрольный диктант с дополнительными заданиями | 1 | | | диктант |
68 | Повторение орфографии. Правописание омонимичных форм. | 1 | | | Упражнения разных уровней |