СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по труду для 5ых классов коррекционной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы можете ознакомиться с темами уроков по технологии для 5ых классов коррекционных школ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по труду для 5ых классов коррекционной школы»

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии (швейное дело) для 5в класса общеобразовательной школы для детей с ОВЗ обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования базового уровня, разработана на основе государственной программы «Швейное дело. 5 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой (М., Владос, 2008г.) по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М., «Просвещение», 2015 год).

Структура документа

Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; результаты освоения предмета; содержание тем учебного курса; планируемые результаты обучения; перечень учебно-методического обеспечения; критерии оценивания; тематическое планирование; календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета.

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по кулинарии и пошиву белья. Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на изучение учениками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности. Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения, учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Задачи:

- приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, технологии обработки ткани, художественной обработке материалов;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

- овладеть способами деятельностей: умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;

умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д. Учащиеся на занятиях осваивают компетенции - коммуникативную, ценностно-смысловую, культурно-эстетическую, социально-трудовую, личностно-саморазвивающую.

Учатся формировать собственный алгоритм решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями в области технологии.

Учащиеся учатся представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности. На уроках учащиеся овладевают монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари и другие базы данных; в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схемы, инструкционная карта).

Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график и др).

Особенности рабочей программы и учебного процесса:

1. Согласно основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г.Ласточкиной для детей с ОВЗ» рабочая программа для 5в класса предусматривает обучение технологии в объёме 6 часов в неделю, 204 часа за учебный год.

2. Содержание рабочей программы по технологии для 5в класса адаптировано с учетом общего уровня развития учащихся, особенностей и закономерностей обучения детей с нарушением слуха (слабослышащие и глухие).

3. Использование специфических принципов, учитывающих особенности и закономерности обучения детей с нарушенным слухом:

  • коррекционной направленности обучения;

  • единства обучения основам науки и словесной речи

  • интенсификации речевого общения.

4. В календарно- тематическом планировании введён речевой материал (термины и понятия). Работа со словарём особенно необходима для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа предусматривает поурочное усвоение материала, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе практических работ, выполняемых учащимися. В организации учебного процесса и выборе методов обучения педагог руководствуется системой дидактических принципов: научности, сознательности и активности, доступности, наглядности, прочности, индивидуального подхода и др. При этом, предполагается своеобразие их реализации в школе для детей с ОВЗ.

Применяются разнообразные типы уроков: комбинированный, изучение нового материала, обобщения и систематизации знаний, применения знаний и умений и урок контроля и оценки знаний учащихся. После каждой практической работы запланирована работа над ошибками, допущенными в работе. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся через выполнение заданий, тестов, самостоятельных работ.

На уроках применяется: индивидуальная, групповая и фронтальная работа.

Коррекционные задачи:

• различение и опознавание знакомых фраз на слух;

• восприятие учебного материала слухо-зрительно;

• тренировка навыков чтения с губ;

• коррекция звукопроизношения;

• соблюдение правил орфоэпии;

• развитие речевого слуха;

• закрепление навыков устной речи;

• развитие словесно-логического мышления;

• совершенствование всех видов речевой деятельности неслышащих учащихся.



Раздел II. Результаты освоения предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Технология» (швейное дело) в 5 классе выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Метапредметными результатами изучения предмета «Технология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик изделия.

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Учащиеся должны владеть компетенциями: ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностносамо-развивающей, рефлексивной.

  • Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • вести экологически здоровый образ жизни;

  • планировать и оформлять интерьер комнаты;

  • проводить уборку квартиры;

  • ухаживать за одеждой и обувью;

  • соблюдать гигиену;

  • выражать уважение и заботу к членам семьи;

  • принимать гостей и правильно вести себя в гостях;

  • проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов.



Раздел III. Содержание учебного предмета.

(204 часа, 6 часов в неделю)

Кулинария (54) Введение. Санитария и гигиена. Введение в предмет «Технология. Обслуживающий труд». Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете. Сущность предмета «Технология. Обслуживающий труд». Цели и задачи предмета. Разделы предмета и объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Творческий проект, требования к его оформлению. Научная организация труда. Внутренний распорядок и правила поведения в кабинете. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Правила оказания первой помощи. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах. Физиология питания. Технология приготовления пищи. Бутерброды и горячие напитки. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку. Блюда из яиц, приспособления и оборудование для их приготовления. Способы определения свежести яиц и их хранения. Правила первичной обработки овощей. Технология приготовления блюд из сырых и вареных овощей. Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах. Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

Швейная мастерская (12) Вводное занятие. Цели и задачи обучения. Техника безопасности в кабинете технологии. Инструменты, материалы и приспособления для швейных работ. Рабочие (иглы, ножницы) и измерительные (сантиметровая лента, линейка, угольник) инструменты. Организация рабочего места. Работа с тканью. Сведения о волокнах. Ткань. Полотняное переплетение нитей в ткани. Нитки для шитья и вышивания. Подготовка к выполнению ручных швейных работ. Раскрой из ткани деталей изделия. Обработка срезов ткани. Электрический утюг.

Ручные работы (34) Ручные стежки и строчки. Салфетка прямоугольной формы с декорированием простейшими украшающими стежками. Закладка для книг из льняной ткани. Отделочные ручные стежки. Стебельчатые стежки. Выполнение стебельчатых стежков. Тамбурные стежки. Вышивка тамбурными стежками рисунка по контуру. Заполнение рисунка тамбурными стежками. Ручной стачной шов. Ручной шов вподгибку с закрытым срезом. Носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Влажно-тепловая обработка изделия. Повторение и закрепление изученного материала.

Ремонт одежды (42) Ремонт одежды и белья. Виды пуговиц. Пришивание пуговиц. Ремонт одежды по распоровшемуся шву. Ремонт одежды в месте разрыва ткани. Повторение и закрепление пройденного. Составление плана пошива мешочка для хранения работ. Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией (по выбору). Обработка боковых срезов мешочка. Обработка верхнего среза мешочка. Продергивание шнура и утюжка. Изготовление вешалки. Обработка детали вешалки косыми стежками. Пришивание вешалки к изделию. Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом. Декоративная заплата-аппликация. Определение размеров заплаты. Раскрой заплаты. Заметывание срезов. Пришивание заплаты ручным способом на образце. Изделие – головной платок.

Швейная машина (4) Вводное занятие. Техника безопасности в швейной мастерской. Швейные машины с ножным приводом. Устройство швейной машины. Заправка швейной машины. Регулятор строчки. Машинная закрепка.

Построение чертежа изделия в натуральную величину. Пошив изделия (20) Салфетка. Снятие мерок. Построение чертежа салфетки. Раскрой и пошив салфетки Подготовка ткани к раскрою, раскрой салфетки. Пошив салфетки. Обработка срезов салфетки краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Отделка салфетки.

Машинные швы (36) Стачной шов взаутюжку, вразутюжку. Двойной шов. Выполнение двойного шва на образце. Накладной шов.

Шов вподгибку с закрытым срезом и открытым срезом. Краевые швы. Сумка хозяйственная. Построение чертежа и подготовка выкроек сумки. Раскрой и пошив сумки хозяйственной. Обработка деталей ручки сумки. Обработка сумки. Изготовление изделия по выбор

Резерв (2)



Раздел IV. Планируемые результаты обучения.

Учащийся 5 класса научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки тканей;

  • работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку всех овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;

  • разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;

  • определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;

  • включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки, регулировать длину стежка);

  • переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы;

  • подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы;

  • читать и строить чертеж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;

  • выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и подстрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия, ремонтировать одежду заплатами.

Раздел V. Критерии оценивания по технологии.

При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

• глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

•осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

•полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

Оценка устного ответа

Оценка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

• ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:

• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.


Раздел VI. Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

1. Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2015 г.

2. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2015 г.

Для учителя:

1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 5 класс. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006

2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993.

3. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО «Дельта», 2005 г.














Тематическое планирование

по технологии (швейное дело) в 5в классе на 2019-2020 учебный год

Кол-во часов:

всего_204__ч; в неделю___6___ч.



По основным разделам:

Содержание


Кол-во часов в рабочей программе

Кулинария.

54

Швейная мастерская

12

Ручные работы

34

Ремонт одежды

42

Швейная машина

4

Построение чертежа изделия в натуральную величину. Пошив изделия


20

Машинные швы

36

Резерв

2

Всего

204





Плановых контрольных работ_____нет___

Планирование составлено на основе авторской программы под редакцией В.В.Воронковой (М., Владос, 2008г.) по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М., «Просвещение», 2015 год.

Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2015 г.)

Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2015 г.

VII. Развернутое календарно-тематическое планирование уроков технологии в 5в классе












Кол

час.




Тема урока




Дата




Тип урока




Основные понятия/речевой материал




Планируемый результат




Характеристика деятельности

Тема 1: «Кулинария» (54 ч.)

1-2

3-4

4

Вводное занятие.

Санитария и гигиена. Правила ТБ при кулинарных работах и оказание первой помощи при ожогах


Комбинированный

Санитария, гигиена

Знать

- правила ТБ.

- правила санитарии и гигиены, ТБ на кухне и оказание первой помощи

Уметь

- применять правила ТБ на уроке

- оказать первую помощь при ожоге

Соблюдать правила санитарии и гигиены, ТБ на кухне и оказание первой помощи.


Иметь представление о процессах пищеварения, витаминах и их влиянии на здоровье человека.


Иметь представление о разновидностях бутербродов и горячих напитков, столовых приборах, правилах этикета и пользования ими.


Иметь представление о правилах подачи горячих напитков, столовых приборах, правилах этикета и пользоваться ими.

Соблюдать правила за столом. Уметь накрывать стол


Соблюдать технологию блюд из яиц, определять свежесть яиц.


Иметь представление о правилах первичной обработки всех видов овощей, пищевой ценности, способах использования, рецептуре овощных блюд.



5-6

7-8

4

Физиология питания. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах, суточная потребность в них.



Комбинированный

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в продуктах.

Знать

- о процессах пищеварения, витаминах и их влиянии на здоровье человека

9-10

11-12

13-14

15-16

8

Технология приготовления пищи. Бутерброды и горячие напитки. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку


Комбинированный

Виды бутербродов, условия и сроки хранения. Виды и способы приготовления горячих напитков

Знать

- о разновидностях бутербродов и горячих напитков.

Уметь

- приготовить бутерброды и горячий напиток.

17-18

19-20

4

Блюда из яиц, приспособления и оборудование для их приготовления. Способы определения свежести яиц и их хранения


Комбинированный

Способы определения свежести яйца. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для этого

Знать

- технологию приготовления блюд из яиц.

Уметь

- определять свежести яиц

21-22

23-24

25-26

27-28

8

Правила первичной обработки овощей. Технология приготовления блюд из сырых и вареных овощей


Комбинированный

Виды овощей и содержание в них полезных веществ. Правила первичной обработки овощей и сохранения в них полезных веществ при обработке

Знать

- правило первичной обработки всех видов овощей;

- пищевой ценности, способах использования,

Уметь

- использовать правило обработки овощей при их приготовлении

29-30

31-32

33-34

35-36

8

Способы и формы нарезки овощей. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей


Практическая работа

Современные инструменты и приспособления для работ на кухне, способы и формы нарезки овощей

Знать

правила нарезки овощей.

Уметь

- выполнять правила нарезки овощей;

- готовить, украшать салат

37-38

39-40

4

Составление меню на завтрак и правила подачи горячих напитков. Сервировка стола и этикет за столом


Комбинированный

Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола и правила поведения за столом

Знать

- о правилах подачи горячих напитков, столовых приборах, правилах этикета и пользования ими.

Уметь

- Соблюдать правила за столом.

- Уметь накрывать стол

Соблюдать технологию блюд из овощей, фруктов и ягод.



41-42

43-44


4

Способы заготовки продуктов. Правила сбора урожая и его хранения.


Комбинированный

Роль продовольственных запасов в экономном ведении хозяйства.

Способы заготовки продуктов. Правила сбора и хранения урожая

Знать

- способы заготовок продуктов;

- правила сбора урожая

- условия и сроки хранения заготовок

Уметь

- правильно хранить заготовки и продукты

45-46

47-48

49-50

51-52

53-54

10

Приготовление компотов, киселя и пирога «шарлотка» из яблок


Практическая работа

Технология приготовления компотов, киселя и пирога «шарлотка»

Знать

- условия и сроки хранения заготовок

Уметь

- правильно уметь готовить блюда


Тема 2: «Швейная мастерская» (12 ч.)


55

1

Вводное занятие. Цели и задачи обучения. Техника безопасности в кабинете технологии.


Вводный

Цели и задачи обучения. План работы на год. Знакомство с изделиями, запланированными к выполнению.

Иметь представление о профессии швеи, целях и задачах на предстоящий учебный год.

Знакомиться с основными механизмами швейной машины; иметь представление о волокне, виды волокон, растительные волокна (хлопок); ручные и машинные работы при пошиве изделия; машинные швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом, накладной шов, двойной, стачной взразутюжку, взаутюжку).


Знакомиться с творчеством народных умельцев старшего поколения. Обучиться безопасным приемам работы, воспитывать аккуратность в работе.


Учиться размечать печатный рисунок вышивки на ткань.


Развивать умение работать с таблицами и картами.




56

1

Инструменты, материалы и приспособления для швейных работ. Рабочие (иглы, ножницы) и измерительные (сантиметровая лента, линейка, угольник) инструменты.


Комбинированный.

Правила безопасной работы с иглой и ножницами.


Знать названия инструментов и приспособлений для швейных работ и правила безопасной работы с ними.



57

1

Организация рабочего места




Санитарно-гигиенические требования к рабочим местам. Оборудование рабочих мест и правила посадки учащимися за ними.


Знать правила техники безопасности;

Уметь использовать их на практике.



58

1

Работа с тканью. Сведения о волокнах.


Комбинированный.

Натуральные и химические волокна, их свойства.

Иметь общее представление о натуральном и химическом волокне

59

1

Ткань


Изучение нового материала

Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства ткани. Долевые и поперечные нити ткани нити основы и нити утка). Кромка и ширина ткани. Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.

Знать и уметь определять лицевую и изнаночную стороны ткани; долевую и поперечную нити в ткани.

60

1

Полотняное переплетение нитей в ткани.


Комбинированный.

Выполнение образца ткани с полотняным переплетением (изготовление макета из цветной бумаги). Разметка полосок основы. Резание полосок основы (полностью не разрезаются). Резание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок.

Иметь представление о полотняном переплетении нитей в ткани.


61

1

Нитки для шитья и вышивания.


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Определение номера ниток и сравнение их по толщине.

Знать назначение ниток и уметь сравнивать их по толщине.

Распознавать виды х/б ткани, качественно выполнять все виды швов (стачной взаутюжку, вразутюжку, шов вподгибку с закрытым срезом, накладной, запошивочный). Обрабатывать срезы швов, работать на швейной машине с ручным и ножным приводами; выполнять утюжку изделия; ориентироваться по операционной предметной карте. Рассчитывать ткань для наволочки, сумки хозяйственной; изготавливать мешочек, салфетку, наволочку, сумку хозяйственную.


62

1

Подготовка к выполнению ручных швейных работ


Комбинированный.

Подготовка к выполнению ручных швейных работ (определение длины рабочей нити, вдевание нитки в ушко иглы, закрепление нитки). Приемы безопасной работы с иглой.

Знать правила техники безопасности при работе с острыми предметами;

Уметь использовать их на практике.


63

1

Раскрой из ткани деталей изделия.


Изучение нового материала

Крой и срезы. Долевые, поперечные и закругленные срезы. Выкраивание носового платка или салфетки.

Иметь представление о раскрое деталей из ткани.

64-65

2

Обработка срезов ткани.


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Обработка срезов ткани.

Знать технологию выполнения обработки.

66

1

Электрический утюг


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Устройство электрического утюга. Правила безопасной работы. Включение и выключение утюга в электросеть. Утюжка платка.

Знать правила техники безопасности;

Уметь использовать их на практике.


Тема 3: «Ручные работы» (34 ч.)


67-68

2

Ручные стежки и строчки.


Изучение нового материала

Виды ручных стежков. Прямые стежки (сметочные, наметочные, заметочные строчки). Строчки постоянного и временного назначения. Длина и частота стежка.

Знать применение и способы выполнения.




69-70

2

Салфетка прямоугольной формы с декорированием простейшими украшающими стежками.


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Выполнение разметки для стежков.

Выполнение прямых стежков на образце.

Знать технологию выполнения

71-72

73-74

4

Закладка для книг из льняной ткани


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Выполнение косых стежков на образце.

Иметь представление изготовление по образцу из готового кроя.

75-76

2

Отделочные ручные стежки.


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Выполнение стежков «вперед иголку» с перевивом на образце.

Знать технологию выполнения

77-78

2

Стебельчатые стежки.


Комбинированный

Отделочные стежки, их применение при ручных работах с тканью.

Знать технологию выполнения и применение.

79-80

2

Выполнение стебельчатых стежков


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Выполнение  

стебельчатых стежков на образце.

Знать технологию выполнения и применение.

81-82

2

Тамбурные стежки.


Изучение нового материала

Комбинированный.

Выполнение тамбурных стежков, применение при ручных работах.

Знать технологию выполнения и применение.

Иметь представление о происхождении волокон.

Учиться безопасным приемам работы, воспитать аккуратность в работе.

Иметь представление о технических характеристиках швейной машины и назначении основных узлов.

Знакомиться с назначением рабочей одежды, эксплуатационными и эстетическими свойствами, с приемами измерения фигуры, их записью, расчетами и последовательностью построения чертежа.

Закреплять знания построения чертежа по памяти, нанесения буквенных обозначений, последовательности построения чертежа.

83-84

2

Вышивка тамбурными стежками рисунка по контуру.


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Выполнение  

тамбурных стежков на образце.

Знать технологию выполнения и применение.

85-86

2

Заполнение рисунка тамбурными стежками.


Закрепление и развитие знаний.

Выполнение  

тамбурных стежков на образце.

Знать технологию выполнения и применение.

87-88

2

Ручной стачной шов.


Изучение нового материала

Ручной стачной шов, применение и выполнение.

Уметь ориентироваться в задании по образцу.

89-90

2

Ручной шов вподгибку с закрытым срезом.


Комбинированный

Отработка технологии выполнения шва.

Знать технологию выполнения и применение.

91-92

2

Носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.


Практическая работа

Выполнение ручного шва вподгибку с закрытым срезом на носовом платке. Обработка углов косыми стежками.

Знать технологию выполнения и применение.

Расширять знания о моделировании одежды и его приемах.

Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус.




93-94

2

Влажно-тепловая обработка изделия.


Практическая работа

Утюжка изделия. Терминология утюжильных работ. Правила безопасной работы с утюгом.

Уметь отутюжить готовое изделие

95-96

97-98

99-100

6

Повторение и закрепление изученного материала.


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков.

Выполнение ручных швов.

Фронтальный опрос.

Тема 4: «Ремонт одежды» (42 ч.)

101-102

2

Ремонт одежды и белья.


Комбинированный

Эстетика одежды. Материалы для ремонта одежды, требования к ним. Виды ремонта швейных изделий.

Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия.

Иметь представление о материалах для ремонта одежды, требованиях к выполнению.


103-104

2

Виды пуговиц.


Комбинированный

Определение места для оторванной пуговицы.

Иметь представление о различных видах пуговиц, способах пришивания в зависимости от вида.


105-106

2

Пришивание пуговиц.


Закрепление развитие умений, навыков

Пришивание пуговиц различным способом.

Иметь представление о способах выполнения.

107-108

2

Ремонт одежды по распоровшемуся шву.


Комбинированный

Выполнение ремонта одежды по распоровшемуся шву.

Знать и уметь выполнять ремонт одежды.

109-110

2

Ремонт одежды в месте разрыва ткани.


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Выполнение ремонта одежды в месте разрыва ткани.

Знать и уметь выполнять ремонт одежды.

111-112

2

Повторение и закрепление пройденного


Самостоятельная работа

Способы пришивания пуговиц разного вида

Уметь пришивать пуговицы разных видов.

113-114

2

Составление плана пошива мешочка для хранения работ.


Объяснение нового материала

Последовательность изготовления мешочка для хранения изделия.

Уметь под руководством учителя составлять план пошива изделия


115-116

117-118

4

Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией (по выбору).


Комбинированный

Выбор рисунка. Перевод рисунка на ткань. Раскрой детали аппликации. Определение места для аппликации. Выполнение отделки мешочка аппликацией.

Знать и уметь выполнять отделку

119-120

2

Обработка боковых срезов мешочка.


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Обработка боковых срезов кроя мешочка стачным швом, и обработка срезов стачного шва обметочными строчками петельных стежков.

Знать и уметь выполнять обработку

121-122

2

Обработка верхнего среза мешочка.


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Обработка верхнего среза мешочка краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

Знать и уметь выполнять обработку

123-124

2

Продергивание шнура и утюжка.


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Продергивание шнура и (тесьмы, узкой ленты) и утюжка готового изделия.

Знать и уметь выполнять обработку

Знать правила техники безопасности;

Уметь использовать их на практике.

125-126

2

Изготовление вешалки.


Изучение нового материала

Назначение вешалки. Подбор ткани для вешалки. Вырезание лоскута 10 / 14 см для вешалки. Раскрой детали вешалки.

Знать и уметь подготовить изделие к ремонту


127-128

2

Обработка детали вешалки косыми стежками.


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков.

Уметь определять середину кроя и производить обработку края детали вешалки.

Обработка детали вешалки косыми стежками.

Знать

сравнение размеров вешалки в соответствии с заданными.


129-130

2

Пришивание вешалки к изделию.


Комбинированный

Составить план работы и выполнять действия в соответствии с ним.

Соединение вешалки с полотенцем косыми стежками.

Иметь представление о способах выполнения.

131-132

2

Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков.

Втачивание вешалки вподгибку с закрытым срезом на образце.

Уметь пришить вешалку к одежде.

133

1

Декоративная заплата-аппликация.

Определение размеров заплаты.


Изучение нового материала

Формы, способы выполнения, требования к выполнению. Материалы для заплаты-аппликации.

Определение места наложения и размеров заплаты.

Иметь представление о способах выполнения.

134

1

Раскрой заплаты.


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Раскрой заплаты с прибавкой на швы.

Знать технологию выполнения.


135-136

2

Заметывание срезов


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Загибание и заметывание срезов заплаты.

Знать и уметь выполнять обработку.

137-138

2

Пришивание заплаты ручным способом на образце.


Самостоятельная работа

Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками.

Знать и уметь выполнять ремонт одежды.

139-140

141-142

4

Изделие – головной платок


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Обработка поперечных срезов платка краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

Знать и уметь выполнять обработку

Тема 5: «Швейная машина» (4 ч.)


143

1

Вводное занятие.

Техника безопасности в швейной мастерской.


Изучение нового материала

Правила безопасной работы в мастерской.


Знать правила безопасной работы в мастерской.



144

1

Швейные машины с ножным приводом.




Изучение нового материала

Сведения о швейных машинах с ножным приводом. Виды выполняемых работ.


Иметь представление о технических характеристиках швейной машины, видах выполняемых работ.


145-146

2

Устройство швейной машины.

Заправка швейной машины.

Регулятор строчки. Машинная закрепка.


Изучение нового материала

Иметь общее представление о ножной швейной машине.


Знать назначение и устройство швейной машины.

Уметь называть детали машины.



Тема 6: «Построение чертежа изделия в натуральную величину. Пошив изделия» (20ч.)


147

1

Салфетка.

Снятие мерок.

Построение чертежа салфетки




Построение чертежа и подготовка выкройки салфетки к раскрою

Знать правила снятия мерок салфетки.

Уметь снимать мерки для салфетки.




148

1

Раскрой и пошив салфетки

Подготовка ткани к раскрою, раскрой салфетки.



Подготовка кроя салфетки к обработке.


Знать правила раскроя салфетки.

Уметь выполнять раскрой салфетки.



149-

154

6

Пошив салфетки.

Обработка срезов салфетки краевым швом вподгибку с закрытым срезом.



Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Обработка углов.


Знать технологию обработки срезов.

Уметь обрабатывать срезы.



155-166

12

Отделка салфетки.




Выполнение отделки салфетки вышивкой и утюжка готового изделия.


Знать способы отделки.

Уметь выполнять отделку вышивкой.


Тема 7: «Машинные швы» (36 ч.)

167-168

169-170

4

Стачной шов взаутюжку, вразутюжку.



Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Выполнение стачных швов взаутюжку и вразутюжку на образцах. Технические требования к выполнению.


Знать правила выполнения стачных швов.

Уметь выполнять стачные швы.



171-172

2

Двойной шов.

Выполнение двойного шва на образце.


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Технические требования к выполнению.

Знать правила выполнения двойного шва.

Уметь выполнять двойной шов.

173-174

2

Накладной шов.


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Выполнение накладного шва на образце, требования к выполнению.

Знать технологию выполнения накладного шва на изделии.

Уметь выполнять накладной шов.

175-176

2

Шов вподгибку с закрытым срезом и открытым срезом.



Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезом на образце.

Технические требования к выполнению.


Знать технологию выполнения шва вподгибку с закрытым и открытым срезом.

Уметь их выполнять.



177-178

2

Краевые швы




Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Обработка краевых швов. Технические требования к выполнению.



Знать технологию выполнения краевых швов.

Уметь их выполнять




179-180

2

Сумка хозяйственная.


Изучение нового материала

Составление плана работы по изготовлению сумки

Иметь представление о фасонах сумок.

Знать виды швов.

181-182

2

Построение чертежа и подготовка выкроек сумки.


Комбинированный

Построение чертежа и подготовка выкройки сумки хозяйственной к раскрою.

Иметь представление о построении чертежа, подготовке выкройки к раскрою.

183-184

2

Раскрой и пошив сумки хозяйственной.


Изучение нового материала

Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани и раскрой деталей сумки.

Иметь представление о раскрое на ткани.

185-186

2

Обработка деталей ручки сумки.


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами.

Знать и уметь выполнять обработку

187-188

2

Обработка сумки.


Закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Обработка срезов, застрачивание углов и утюжка готового изделия.

Знать и уметь выполнять обработку


189-202

14

Изготовление изделия по выбору.



Комбинированный

Последовательность изготовления изделия по выбору

(наволочки, хозяйственной сумки, футляров для очков).


Знать последовательность изготовления выбранного изделия.

Уметь выполнять пошив выбранного изделия.



Резерв 2 часа

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!