СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 11 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 11 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования с учётом включенной в ее структуру примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и программы курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10 – 11 классов средней общеобразовательной школы И.Г. Семакин, Е. К. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584 с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 11 класса»

Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 11 класса


Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 11 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования с учётом включенной в ее структуру примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и программы курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10 – 11 классов средней общеобразовательной школы И.Г. Семакин, Е. К. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584 с.

В состав УМК входит учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов» (И.Г. Семакин, Е. К. Хеннер. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 246 с.), который соответствует ФК ГОС, включён в Федеральный перечень учебников, входит в список учебников и учебных пособий, используемых при реализации основных общеобразовательных программ.

По учебном плану на изучение информатики и ИКТ в 11 классе отводится 1 час в неделю. По календарному учебному графику продолжительность учебного года для учащихся 11-х классов составляет 35 недель. На изучение информатики и ИКТ отведено 35 часов.


Планируемые результаты изучения предмета «Информатика и ИКТ»


В результате изучения предмета «Информатика и ИКТ» обучающийся 11 класса должен овладеть следующими компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий:

знать/понимать

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в БД;

  • осуществлять поиск информации в БД, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила ТБ и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся:

  • ценностные ориентации обучающегося;

  • индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.


Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» (11 класс)


Содержание программы соответствует требованиям, предъявляемым Образовательным стандартом среднего общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 год). Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения предмету.

  1. Информационные системы. Гипертекст.

Что такое система. Системный эффект. Связи в системе. Структурная модель системы. Модель "Черный ящик". Получение структуры данных в форме табличной модели. Способы получения справочной информации. ИС воздушного транспорта "Полет-Сирена", ИС ЖД "Экспресс", АСУ.

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;

- основные свойства систем;

- что такое «системный подход» в науке и практике;

- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель;

- использование графов для описания структур систем;

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);

- анализировать состав и структуру систем;

- различать связи материальные и информационные.

  1. Интернет как информационная система. Web-сайт.

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет- как глобальная информационная система. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Система адресация в Интернете, каналы связи. Протоколы TCP и IP. Службы Интернета Службы передачи файлов. WWW и Web-2-сервисы.

Учащиеся должны знать:

- назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;

- что такое прикладные протоколы;

- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;

- что такое поисковый каталог: организация, назначение;

- что такое поисковый указатель: организация, назначение;

- какие существуют средства для создания web-страниц;

- в чем состоит проектирование web-сайта;

- что значит опубликовать web-сайт.

Учащиеся должны уметь:

- работать с электронной почтой;

- извлекать данные из файловых архивов;

- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;

- создать несложныйweb-сайт с помощью редактора сайтов.

Веб-сайт, понятие языка разметки гипертекста, визуальные HTML-редакторы.

  1. Геоинформационные системы

Модель, прототип, компьютерная информационная модель, этапы моделирования.

Учащиеся должны знать:

- понятие модели;

- понятие информационной модели;

- этапы построения компьютерной информационной модели.

  1. Базы данных. Запросы к базе данных.

Базы данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Запросы как приложение информационной системы. Логические условия выбора данных.

Учащиеся должны знать:

- что такое база данных (БД);

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

- определение и назначение СУБД;

- основы организации многотабличной БД;

- что такое схема БД;

- что такое целостность данных;

- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;

- структуру команды запроса на выборку данных из БД;

- организацию запроса на выборку в многотабличной БД;

- основные логические операции, используемые в запросах;

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.

Учащиеся должны уметь:

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;

- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;

- реализовывать запросы со сложными условиями выборки.

  1. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование

Учащиеся должны знать:

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;

- что такое математическая модель;

- формы представления зависимостей между величинами.

  • для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель;

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели.

Учащиеся должны уметь

- с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами.

Статистика и статистические данные.Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных. Регрессионная модель. Метод наименьших квадратов. Прогнозирование по Регрессионной модели.

- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

  1. Корреляционное моделирование

Моделирование корреляционных зависимостей. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Корреляционные зависимости между величинами. Корреляционный анализ. Построение регрессионной модели и вычисление коэффициента корреляции.

Учащиеся должны знать:

- что такое корреляционная зависимость;

- что такое коэффициент корреляции;

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.

Учащиеся должны уметь:

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора.

  1. Оптимальное планирование

Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

Учащиеся должны знать:

- что такое оптимальное планирование;

- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;

- что такое стратегическая цель планирования;

- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

Учащиеся должны уметь:

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора.

  1. Социальная информатика

Информационное общество, информационные ресурсы общества. Из чего складывается рынок информационных ресурсов. Основные черты информационного общества. Причины информационного кризиса и пути его преодоления. Основные законодательные акты в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

- что такое информационные ресурсы общества;

- из чего складывается рынок информационных ресурсов;

- что относится к информационным услугам;

- в чем состоят основные черты информационного общества;

- причины информационного кризиса и пути его преодоления;

- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества.

Правовое регулирование в информационной сфере. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Проблема информационной безопасности. Защита информации.

Учащиеся должны уметь:

- основные законодательные акты в информационной сфере;

- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.


Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);

  • Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

  • Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

  • Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

  • Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.

В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ.

В соответствии с переходным этапом на обучение по ФГОС второго поколения ориентируюсь на формирование личностных, предметных, метапредметных результатов в обучении.

Учитывая разные уровни мотивации обучающихся одиннадцатых классов, предполагается:

  • с обучающимися, имеющими высокий уровень мотивации, рассматривать дополнительный материал, расширяющий содержание базового курса, используя субъектный опыта обучающегося;

  • с обучающимися, имеющими средний уровень мотивации, рассматривать дополнительный материал, используя вариативность заданий.

Для индивидуализации учебного процесса используются следующие технологии:

  • проблемного обучения;

  • интерактивного обучения;

  • тестовые технологии контроля знаний.

Для реализации задач курса разработано:

  • раздаточные материалы для проведения практических и контрольных работ;

  • тестовые задания на основе КИМов;

  • обучающие и консультативные карточки для проведения индивидуальных занятий для учащихся с ослабленным здоровьем.

  • Основой работы на уроке являются задания, которые стимулируют процесс познания ребенка.




















Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата

Основные вопросы содержания

по план

по факту

1. Информационные системы / 1 ч

1

Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики. Вводный инструктаж. Информационные системы



Назначение информационных систем; состав информационных систем; разновидности информационных систем. Соблюдать правила по технике безопасности в кабинете. Уметь приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.); выделять подсистемы в заданных объектах

2. Гипертекст / 2 ч

2

Первичный инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Компьютерный текстовый документ как структура данных



Гипертекст, гиперссылка; средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки). Представлять информационные модели в графической и табличной формах

3

Практическая работа № 1 по теме: «Гипертекст»



Гипертекстовая структура. Самостоятельно разрабатывать структурные модели с помощью различных приложений

3. Интернет как информационная система / 6 ч

4

Интернет как глобальная информационная система. Входной контроль



Назначение коммуникационных служб Интернета; назначение информационных служб Интернета. Ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных страниц

5

Практическая работа № 2 по теме: «Работа с электронной почтой»



Электронная почта и телеконференция. Обмен информацией между клиентами электронной почты. Работать с электронной почтой; извлекать данные из файловых архивов; осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей

6

World Wide Web – Всемирная паутина



WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. Структурировать текстовую информацию, создавать аналитический обзор визуальных HTML-редакторов

7

Практическая работа № 3 по теме: «Путешествие по Всемирной паутине»



Браузер. Просмотр и сохранение загруженных Web-страниц. Самостоятельно определять цели и составлять планы; осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; выбирать успешные стратегии

8

Средства поиска данных в Интернете



Поисковый каталог: организация, назначение; что такое поисковый указатель: организация, назначение. Работать с электронной почтой; извлекать данные из файловых архивов; осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей

9

Практическая работа № 4 по теме: «Поиск информации в Интернете»



Поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей. Самостоятельно определять цели и составлять планы; осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; выбирать успешные стратегии

4. Web-сайт / 3 ч

10

Повторный инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Web-сайт – гиперструктура данных



Средства для создания web-страниц; в чем состоит проектирование web-сайта. Структурировать текстовую информацию, создание аналитического обзора визуальных HTML-редакторов

11

Инструментальные средства создания Web-сайтов



Публикация web-сайта; возможности текстового процессора по созданию web-страниц. Структурировать текстовую информацию, создание аналитического обзора визуальных HTML-редакторов

12

Практическая работа № 5 по теме: «Разработка Web-сайта на заданную тему»



Web-страницы на языке HTML. Самостоятельно определять цели и составлять планы; осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; выбирать успешные стратегии

5. Геоинформационные системы / 2 ч

13

Геоинформационные системы



ГИС; области приложения ГИС; как устроена ГИС; приемы навигации в ГИС. Сформировать навыки системного анализа соответствия модели и моделируемого объекта, способов отображения зависимостей

14

Практическая работа № 6 по теме: «Поиск информации в геоинформационной системе»



Поиск информации в ГИС. Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность

6. Базы данных и СУБД / 5 ч

15

Базы данных – основы информационной системы



База данных (БД); модели данных используются в БД; основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ. Определять тип базы данных; задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

16

Проектирование многотабличной базы данных



Определение и назначение СУБД; основы организации многотабличной БД; что такое схема БД;

что такое целостность данных; этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД. Проектировать многотабличную БД средствами конкретной СУБД; осуществлять коллективное взаимодействие для создания баз данных

17

Практическая работа № 7 по теме «Создание базы данных»



Однотабличная БД средствами конкретной СУБД . Создавать табличную БД средствами конкретной СУБД

18

Повторный инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Практическая работа № 8 по теме «Создание базы данных»



Однотабличная БД средствами конкретной СУБД. Создавать табличную БД средствами конкретной СУБД; распределять обязанности по созданию таблиц внутри группы при сетевом взаимодействии в онлайн-офисе

19

Практическая работа № 9 по теме: «Создание многотабличной базы данных»



Многотабличная БД средствами конкретной СУБД. Создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД

7. Запросы к базе данных / 5 ч

20

Логические условия выбора данных



структура команды запроса на выборку данных из БД; основные логические операции, используемые в запросах. Реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов; осуществлять совместную деятельность в сетевых БД

21

Запросы как приложения информационной системы



Правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов. Реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

22

Практическая работа №10 по теме: «Создание запросов к базе данных»



Реализация простых запросов на выборку данных в конструкторе запросов. Работа с формами. Реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов; осуществлять совместную деятельность в сетевых БД

23

Практическая работа №11 по теме: «Создание запросов к базе данных»



Реализация запросов со сложными условиями выборки. Реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов; осуществлять совместную деятельность в сетевых БД; применять полученные знания для решения КИМ ЕГЭ

24

Практическая работа №12 по теме: «Создание запросов к базе данных»



Реализация запросов с использованием вычисляемых полей. Осуществлять отбор данных с помощью фильтров; анализировать данные в реляционных БД; применять полученные знания для решения КИМ ЕГЭ

8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование / 4 ч

25

Моделирование зависимостей между величинами



Величина, имя величины, тип величины, значение величины; что такое математическая модель; формы представления зависимостей между величинами. Сформировать навыки системного анализа соответствия модели и моделируемого объекта, способов отображения зависимостей

26

Статистическое прогнозирование



Решать практические задачи, где используется статистика. Самостоятельно составлять планы; осуществлять, контроль

27

Повторный инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Практическая работа №13 по теме: «Построение моделей»



Использование табличного процессора при построении регрессионные моделей заданного типа. Сформировать представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа
соответствия модели и моделируемого объекта (процесса)

28

Практическая работа №14 по теме: «Построение моделей»



Использование табличного процессора при построении регрессионные моделей заданного типа. Освоиить приемы прогнозирования. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

9. Корреляционное моделирование / 1 ч

29

Практическая работа №15 по теме: «Моделирование корреляционных зависимостей»



Корреляционная зависимость; что такое коэффициент корреляции; какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа. Вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel)

10. Оптимальное планирование / 2 ч

30

Модели оптимального планирования.



Оптимальное планирование; что такое стратегическая цель планирования, какие условия для нее могут быть поставлены; в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана. Использовать знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта)

31

Практическая работа №16 по теме: «Оптимальное планирование »



Решение задач оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора. Решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора («Поиск решения» в Microsoft Excel)

11. Социальная информатика / 3 ч

32

Информационное общество. Информационные ресурсы общества



Информационные ресурсы общества; из чего складывается рынок информационных ресурсов; что относится к информационным услугам; в чем состоят основные черты информационного общества; причины информационного кризиса и пути его преодоления. Развивать способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения

33

Правовое регулирование в информационной сфере



Основные законодательные акты в информационной сфере. Соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

34

Информационная безопасность. Итоговый тест



Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание

35

Информационные модели и структуры данных



Повторение. Применять полученные знания для решения КИМ ЕГЭ





















Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Название общеобразовательной программы

Учебники

(Автор, название, издательство, год издания)

Учебные пособия учителя и учащихся

1) Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ


2) Программа курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10 – 11 классов средней общеобразовательной школы Семакин И.Г., Хеннер Е. К.


Семакин И.Г, Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

1) Семакин И.Г, Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012


2) Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. «Преподавание базового курса информатики в средней школе» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Компьютер (ОС Windows 7)

1

Рабочее место учителя

Проектор EPSON

1


Доска интерактивная SMART Board

1


Компьютер (ОС Windows 7)

11

Рабочее место учащегося






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!