СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" 3 класс для обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» разработана на основе требований к планируемым результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 обучение на дому. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" 3 класс для обучающихся с умственной отсталостью (2 вариант)»

Приложение к АООП УО (ИН) вариант 2 (ФГОС НОО)

МКОУ «СОШ № 12 г. Нижнеудинск»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 г.Нижнеудинск»











Рабочая программа учебного предмета

Окружающий природный мир

для 3 класса

срок реализации 1 год





Составитель: Терещенко Л.И.

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория






















г.Нижнеудинск, 2021г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» разработана на основе требований к планируемым результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 АООП МКОУ «СОШ №12 г. Нижнеудинск»

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи обучения:

  • формирование представлений об объектах и явлениях живой и неживой природы, бережного отношения к ним;

  • формирование представлений о временах года их характерных признаках;

  • формирование элементарных представлений о животном и растительном мире, значении в жизни человека.

Общая характеристика учебного предмета

Программа представлена следующими разделами:


«Растительный мир»


«Животный мир»

«Объекты неживой природы»


Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч).


Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.



Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет включен в обязательную часть учебного плана. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока. На изучение предмета «Окружающий природный мир» в 3 классе отводится 0,5 часа в неделю и 17 часов в год (34 учебные недели).


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные

  • формирование интереса к объектам и явлениям живой и неживой природы;

  • выполнение правил жизнедеятельности, охраны здоровья;

  • заботливое и бережное отношение к растениям и животным, ухода за ними;

  • умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.

Предметные

  • различает съедобные и несъедобные части овощей, фруктов;

  • различает лесные и садовые ягоды;

  • знает последовательность сезонов года;

  • знает об изменениях, происходящих в жизни животных, птиц, растений в разное время года;

  • различает и называет явления природы и соотносит их с временем года;

  • различать грибы по внешнему виду;

  • различает и называет домашних, диких животных, птиц и их детенышей;

  • знает о жизнедеятельности животных и птиц в разное время года;

  • различает хвойные и лиственные деревья;

  • различает комнатные растения: герань, кактус, фиалка по внешнему виду;

  • знает значение комнатных растений в жизни человека;

  • различает зимующих и перелетных птиц;

  • различает небо и землю;

  • знает свойства воды и ее значение в природе и в жизни человека;

  • знает свойства воздуха и его значение в природе и в жизни человека;

  • знает о деятельности человека в разные сезоны года;

  • знает о правилах поведения человека в природе.

Содержание учебного предмета

Растительный мир

Узнавание (различение) растений.  Узнавание (различение) частей растений (лист, ветки).

Узнавание (различение) фруктов (лимон, апельсин) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Узнавание (различение) овощей (огурец, помидор) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Узнавание (различение) ягод (смородина) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание (различение) грибов (лисичка, поганка) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (роза).

Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка). Узнавание (различение) комнатных растений (герань, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека.

Животный мир

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, лошадь). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (котенок, щенок).

Узнавание (различение) диких животных (лиса, белка). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица, петух). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок). Узнавание (различение) зимующих птиц (воробей). Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (бабочка). Знание способов передвижения насекомых.

Объекты природы

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.

Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека.

Временные представления

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня. 



Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся


п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Основные виды

учебной деятельности обучающихся


1

Временные представления

3.5

Различение времен года: весна, лето, осень, зима по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Различение явлений природы: дождь, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер, снег, иней. Соотнесение явлений природы с временем года.

2

Природные материалы

0.5

Игры с природными материалами как средство развития ручных умений.

Действия с водой, песком, глиной, растениями и их частями, плодами (шишки), камешками и др. природными материалами.

Варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание. Создание полисенсорного образа природного объекта.

Развитие интереса к природным объектам. Исследование природных объектов с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.). Узнавание природного объекта.

3

Объекты неживой природы

1.5

Знание значения Солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны

Знание значения Луны в жизни человека и в природе. Различение земли, неба

4

Животный мир

7.5

Знание питания домашних животных. Знание питания диких животных. Различение детенышей диких животных: волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок. Знание питания птиц. Узнавание (различение) зимующих птиц: голубь, ворона, воробей, синица, снегирь. Узнавание (различение) перелетных птиц: аист, ласточка, утка.

5

Растительный мир

3.5

Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок) Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья)

Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху)

Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свѐкла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху)

Различение съедобных и несъедобных частей овощей и фруктов


6

Обобщение изученного.

0.5



Всего

17часов




Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности


1. Программа «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 1-4 классах». В 2 ч.Ч.1 / сост.: Т.Б.Баширова. Иркутский институт повышения квалификации работников образования. – Иркутск, 2011.

2. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.


3. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей (составитель – НИИ дефектологии АПН) под редакцией А. Маллера, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации

4. Цветная бумага, картон, клей, ножницы, вата и др.

5. Демонстрационные карточки "Домашние животные", «Овощи», «Фрукты», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»

6. Интернет – ресурсы: httpp://interneturok.ru, www.doshkolnik.ru, www.pedportal.net, www.igha.ru, YouTube, www.shkola – abc.ru, www.deti – online.com, www.teremok.ru, www. Pochemu4ka.ru/