СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Природоведение» основное общее образование (5 класс; 68 часов)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена на основе стандартной общеобразовательной программы для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) под редакцией Н.Н.Воронковой.

      Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. «Природоведение» 5 класс., М: «Просвещение», 2018 г.

      Целью курса является использование процесса обучения природоведению для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

            Коррекционные задачи:

-способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала.

- вырабатывать умения устанавливать причинно-следственные связи;

- вырабатывать умения связно и развёрнуто излагать учебный материал, опираясь на таблицы, схемы, рисунки;

- учиться объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблицы.

-выделять несколько отличительных признаков, находить среди них главные, проводить сравнение двух объектов;

- способствовать развитию познавательных процессов на основе анализа, сравнения, последовательного выполнения заданий; в процессе работы с планом, схемой, таблицей;

- развивать умение самостоятельно делать выводы;

- развивать умение поддерживать беседу при обсуждении учебной проблемы.

- учить применять ранее полученные знания;

- совершенствовать навыки работы с учебником, самостоятельно читать текст, составлять полные развёрнутые ответы, делать выводы.

            Основным инструментарием оценивания результатов на уроках природоведения являются: наблюдение за работой обучающихся на уроке, качество устных ответов на уроках, выполнение тестовых заданий, выполнение самостоятельных и контрольных работ.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Природоведение» основное общее образование (5 класс; 68 часов)»

Приложение № 7

к основной образовательной программе

основного общего образования,

утверждѐнной приказом директора

МАОУ ООШ № 15

от 30.05.2019 № __

(в действующей редакции)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету «Природоведение»

основное общее образование

(5 класс; 68 часов)


(адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью)

(интеллектуальными нарушениями)




Составитель:

Двойникова Юлия Михайловна,

учитель биологии

первой квалификационной категории













г. Калининград,

2019 г.





Адаптированная рабочая программа

по природоведению для

обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)



  1. Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе стандартной общеобразовательной программы для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) под редакцией Н.Н.Воронковой.

Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. «Природоведение» 5 класс., М: «Просвещение», 2018 г.

Целью курса является использование процесса обучения природоведению для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Коррекционные задачи:

-способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала.

- вырабатывать умения устанавливать причинно-следственные связи;

- вырабатывать умения связно и развёрнуто излагать учебный материал, опираясь на таблицы, схемы, рисунки;

- учиться объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблицы.

-выделять несколько отличительных признаков, находить среди них главные, проводить сравнение двух объектов;

- способствовать развитию познавательных процессов на основе анализа, сравнения, последовательного выполнения заданий; в процессе работы с планом, схемой, таблицей;

- развивать умение самостоятельно делать выводы;

- развивать умение поддерживать беседу при обсуждении учебной проблемы.

- учить применять ранее полученные знания;

- совершенствовать навыки работы с учебником, самостоятельно читать текст, составлять полные развёрнутые ответы, делать выводы.

Основным инструментарием оценивания результатов на уроках природоведения являются: наблюдение за работой обучающихся на уроке, качество устных ответов на уроках, выполнение тестовых заданий, выполнение самостоятельных и контрольных работ.




  1. Общая характеристика учебного предмета

В результате изучения предмета учащиеся должны определенные знания и умения.

1) осознание роли жизни: определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;

2) рассмотрение биологических процессов в развитии: приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;

3) использование биологических знаний в быту: объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;

4) объяснять мир с точки зрения биологии: перечислять отличительные свойства живого; различать (по таблице) основные группы живых организмов (безъядерные: бактерии, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); определять основные органы растений (части клетки); объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5) понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;


6) оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены, оказания первой помощи, различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Оценка личностных результатов в образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа по карточкам и т.д.



4.Описание места учебного предмета

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часа для обязательного изучения учебного предмета «природоведения» в 5 классах из расчета 2 - х учебных часов в неделю, 68 часов в год.





5.Планируемые результаты освоения учебного предмета



1.1.  Личностные результаты освоения учебного предмета


- осознание себя как гражданина России;

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


1.2. Метапредметные результаты освоения образовательной программы



Коммуникативные действия:

- умение слышать, слушать и понимать собеседника,

- умение правильно выражать свои мысли в речи.

Регулятивные действия:

- умение отличать верно выполненное задание от неверного,

- умение работать по предложенному плану.

Познавательные действия:

- умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,

- умение выявлять причины и следствия простых явлений.

- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта,

- составлять тезисы, план,

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).


1.3. Предметные результаты освоения образовательной программы


Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения по курсу природоведения, готовность их применения. В результате изучения курса природоведение обучающиеся должны

Минимальный уровень:

- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях

- иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса)

- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые)

- соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека

- соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнять несложные задания под контролем учителя;

- адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.

Достаточный уровень:

- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях,

- знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

- называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников;

- уметь объяснять свое решение;

- выделять существенные признаки групп объектов; знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни; вступать в беседу;

- обсуждать изученное;

- проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;

- совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

- выполнять доступные возрасту природоохранительные действия.



6.Содержание учебного предмета «Природоведение»

5 класс


Введение

Что такое природоведение. Предметы и явления неживой и живой природы.

Вселенная

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

Практическая работа: зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.

Наш дом — Земля

Воздух

Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.

Свойства воздуха. Давление и движение воздуха. Температура воздуха. Термометр. Движение воздуха в природе. Ветер. Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. Состав воздуха. Углекислый газ и азот. Охрана воздуха.

Полезные ископаемые

Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые: торф, каменный уголь. Добыча и использование каменного угля. Нефть. Добыча и использование нефти. Природный газ. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун. Цветные металлы. Благородные (драгоценные) металлы. Охрана полезных ископаемых.

Вода

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Три состояния воды. Температура воды и ее измерение. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Лабораторная работа «Свойства воды». Работа воды в природе. Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе. Воды суши: ручьи, реки, озера, болота, пруды, водохранилища. Моря и океаны. Охрана воды.

Поверхность суши. Почва

Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги, горы. Почва – верхний слой Земли. Состав почвы. Разнообразие почв. Плодородие. Обработка почвы. Охрана почвы.

Есть на Земле страна Россия

Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Моря и океаны, омывающие берега России. Равнины, горы, реки и озера России. Санкт-Петербург. Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий, Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток. Население России. Экскурсия «Важнейшие географические объекты своего региона».



7. Тематическое планирование

5 класс природоведение



№ п/п


Название раздела

Количество часов

часов по

программе

лабораторных, практических работ


Контр.

работы

1.

Введение

2



2.

Вселенная

7


1

3.

Воздух

10


1

4.

Полезные ископаемые

15


1

5.

Вода

16

1

1

6.

Поверхность суши. Почва

7


1

7.

Есть на Земле страна Россия

11


1

8,

ИТОГО

68

1

6




8. Материально-техническое обеспечение

1. Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. «Природоведение» 5 класс., М: «Просвещение», 2018 г.

2. Рабочая тетрадь.

3. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Методические рекомендации. «Природоведение. 5 класс».

4. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!