Приложение № 7
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утверждѐнной приказом директора
МАОУ ООШ № 15
от 30.05.2019 № __
(в действующей редакции)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Природоведение»
основное общее образование
(5 класс; 68 часов)
(адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью)
(интеллектуальными нарушениями)
Составитель:
Двойникова Юлия Михайловна,
учитель биологии
первой квалификационной категории
г. Калининград,
2019 г.
Адаптированная рабочая программа
по природоведению для
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе стандартной общеобразовательной программы для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) под редакцией Н.Н.Воронковой.
Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. «Природоведение» 5 класс., М: «Просвещение», 2018 г.
Целью курса является использование процесса обучения природоведению для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Коррекционные задачи:
-способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала.
- вырабатывать умения устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать умения связно и развёрнуто излагать учебный материал, опираясь на таблицы, схемы, рисунки;
- учиться объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблицы.
-выделять несколько отличительных признаков, находить среди них главные, проводить сравнение двух объектов;
- способствовать развитию познавательных процессов на основе анализа, сравнения, последовательного выполнения заданий; в процессе работы с планом, схемой, таблицей;
- развивать умение самостоятельно делать выводы;
- развивать умение поддерживать беседу при обсуждении учебной проблемы.
- учить применять ранее полученные знания;
- совершенствовать навыки работы с учебником, самостоятельно читать текст, составлять полные развёрнутые ответы, делать выводы.
Основным инструментарием оценивания результатов на уроках природоведения являются: наблюдение за работой обучающихся на уроке, качество устных ответов на уроках, выполнение тестовых заданий, выполнение самостоятельных и контрольных работ.
Общая характеристика учебного предмета
В результате изучения предмета учащиеся должны определенные знания и умения.
1) осознание роли жизни: определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;
2) рассмотрение биологических процессов в развитии: приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;
3) использование биологических знаний в быту: объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;
4) объяснять мир с точки зрения биологии: перечислять отличительные свойства живого; различать (по таблице) основные группы живых организмов (безъядерные: бактерии, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); определять основные органы растений (части клетки); объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5) понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
6) оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены, оказания первой помощи, различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Оценка личностных результатов в образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа по карточкам и т.д.
4.Описание места учебного предмета
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часа для обязательного изучения учебного предмета «природоведения» в 5 классах из расчета 2 - х учебных часов в неделю, 68 часов в год.
5.Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Личностные результаты освоения учебного предмета
- осознание себя как гражданина России;
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
1.2. Метапредметные результаты освоения образовательной программы
Коммуникативные действия:
- умение слышать, слушать и понимать собеседника,
- умение правильно выражать свои мысли в речи.
Регулятивные действия:
- умение отличать верно выполненное задание от неверного,
- умение работать по предложенному плану.
Познавательные действия:
- умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,
- умение выявлять причины и следствия простых явлений.
- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта,
- составлять тезисы, план,
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
1.3. Предметные результаты освоения образовательной программы
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения по курсу природоведения, готовность их применения. В результате изучения курса природоведение обучающиеся должны
Минимальный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях
- иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса)
- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые)
- соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека
- соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
- выполнять несложные задания под контролем учителя;
- адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях,
- знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
- называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников;
- уметь объяснять свое решение;
- выделять существенные признаки групп объектов; знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни; вступать в беседу;
- обсуждать изученное;
- проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
- совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
- выполнять доступные возрасту природоохранительные действия.
6.Содержание учебного предмета «Природоведение»
5 класс
Введение
Что такое природоведение. Предметы и явления неживой и живой природы.
Вселенная
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
Практическая работа: зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.
Наш дом — Земля
Воздух
Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.
Свойства воздуха. Давление и движение воздуха. Температура воздуха. Термометр. Движение воздуха в природе. Ветер. Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. Состав воздуха. Углекислый газ и азот. Охрана воздуха.
Полезные ископаемые
Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые: торф, каменный уголь. Добыча и использование каменного угля. Нефть. Добыча и использование нефти. Природный газ. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун. Цветные металлы. Благородные (драгоценные) металлы. Охрана полезных ископаемых.
Вода
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Три состояния воды. Температура воды и ее измерение. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Лабораторная работа «Свойства воды». Работа воды в природе. Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе. Воды суши: ручьи, реки, озера, болота, пруды, водохранилища. Моря и океаны. Охрана воды.
Поверхность суши. Почва
Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги, горы. Почва – верхний слой Земли. Состав почвы. Разнообразие почв. Плодородие. Обработка почвы. Охрана почвы.
Есть на Земле страна Россия
Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Моря и океаны, омывающие берега России. Равнины, горы, реки и озера России. Санкт-Петербург. Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий, Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток. Население России. Экскурсия «Важнейшие географические объекты своего региона».
7. Тематическое планирование
5 класс природоведение
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
часов по программе | лабораторных, практических работ | Контр. работы |
1. | Введение | 2 | | |
2. | Вселенная | 7 | | 1 |
3. | Воздух | 10 | | 1 |
4. | Полезные ископаемые | 15 | | 1 |
5. | Вода | 16 | 1 | 1 |
6. | Поверхность суши. Почва | 7 | | 1 |
7. | Есть на Земле страна Россия | 11 | | 1 |
8, | ИТОГО | 68 | 1 | 6 |
8. Материально-техническое обеспечение
1. Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. «Природоведение» 5 класс., М: «Просвещение», 2018 г.
2. Рабочая тетрадь.
3. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Методические рекомендации. «Природоведение. 5 класс».
4. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1.