СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Всеобщая История» 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Всеобщая История» 6  класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Всеобщая История» 6 класс»

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»



Согласовано

Рассмотрено

Утверждаю

на заседании методического

на заседании методического совета

Директор МБОУ «Лицей №2»

объединения гуманитарного цикла


_____________Т.Р. Фарберова

_______________ И.Г.Исмуратова

_____________ Е.В.Коробейникова


Протокол № 1

«29» августа 2018 г.

Протокол методического совета №1

«29» августа 2018г.

Приказ №818 от 29.08.2018г.

Протокол .педагогического совета №1

от «30 » августа 2018г.

Приказ №822 от 30.08.2018г.






Рабочая программа

по учебному предмету

«Всеобщая История»

6 А, 6 Б, 6 В класс

2018-2019 учебный год



Составитель:

Билецкая С.В. учитель истории и обществознания



г. Нижневартовск

2018

Содержание



  1. Пояснительная записка;

  2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

  3. Содержание учебного предмета, курса;

  4. Основные виды учебной деятельности;

  5. Формы организации учебных занятий;

  6. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

  7. Приложения:

  • Приложение №1. Практическая часть рабочей программы

  • Приложение №2. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  • Приложение №3. Алгоритм работы с текстом

  • Приложение №4. Отчет по экскурсии

  • Приложение №5. Требования к проектной работе

1. Пояснительная записка

Программа по Всеобщей Истории для 6 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г. № 1897г., с изменениями (приказ МО РФ № 1644 от 29.12. 2014г., приказ №.1577 от 31.12.2015г.)

  • Фундаментального ядра содержания общего образования

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2»

  • Примерной  программы по  учебному предмету История 5-9 классы (Примерная программа по истории 5-9 классы / О.Н. Журавлева. - М.: Просвещение, 2016)

  • Примерной  программы по всеобщей истории. История древнего мира». 6 класс /авт.-сост. Ф.А.Михайловский. – М.: ООО «Русское слово – учебник, 2015

  • Учебника:

  1. Агибалова Е.В, Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 2012.



Цель учебного предмета «Всеобщая История»

  • образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи учебного предмета «Всеобщая История»:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурой самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственных сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

Место учебного предмета в учебном плане


Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение предмета «Всеобщая История» в 6 классе в количестве 30 часов в год (из обязательной части Учебного плана).




2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Всеобщая История»


Планируемыми результатами изучения учебного предмета «Всеобщая История» в 6 классе являются:


1) Личностные результаты:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

  • стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций;

  • осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.


2) Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

Позновательные УУД:

  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  1. использование элементов причинно-следственного анализа;

  2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  6. подкрепление изученных положений конкретными примерами;

  7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Коммуникативные УУД:

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


3) Предметные результаты:


Предметные результаты:


Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

1

2

3

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

  • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития государств;

  • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Европы и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

  • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

  • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых общества, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя государств; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

  • давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Средних веков.

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности

  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Запад, Восток);

  • сопоставлять стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

  • применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений

  • изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

  • давать оценку событиям и личностям отечественной истории;

  • применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России







3. Содержание программы учебного предмета «Всеобщая История»


История Средних веков (30 ч)

Введение (1 ч). Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.

Глава I. Становление средневековой Европы VI – XI вв. (4 ч).

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов. Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян. Культура Западной Европы в ранее средневековье. Образование славянских государств. Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная и Центральная Европа в VI – XI вв.».

Глава II. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. (2 ч).

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Складывание православного мира. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. Византия и арабский мир. Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.

Глава III. Арабы в VI – XI вв. (2 ч). Природа Аравии. Арабские племена: расселение, занятия. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Мекка. Кааба. Коран. Возникновение е ислама и образование исламского государства у арабов. Расширение исламского мира. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Причины распада халифата. Культура стран Халифата.

Глава IV. Феодалы и крестьяне (2 ч). Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч). Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Места возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами.

Глава VI. Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы (2 ч).

Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира на католиков и православных. Могущество папской власти. Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Католическая церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Итоги и последствия крестовых походов.

Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (5 ч).

Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Генеральные штаты. Усиление королевской власти в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма. Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление власти князей в Германии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. 

Глава VIII. Славянские государства в Византии в XIV - XV вв. (2 ч). Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Гуситские войны. Гуситы, табориты, чашники. Ян Жижка. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Создание Османской империи. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы. Могущество Османской империи и начало её упадка.

Глава IX. Культура Западной Европы в XI – XV вв. (4 ч). Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Научные открытия и изобретения. Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Влияние христианства на европейскую культуру. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения. Культурное наследие Византии.

Глава X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч). Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура. Природа и население Индии. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.

Глава XI. Повторение (2 ч).



4. Основные виды учебной деятельности:


Виды учебно-познавательной деятельности

Предметы видов 
учебно-познавательной деятельности

Наблюдение

Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них

Эксперимент

Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них

Работа с книгой

Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе

Систематизация знаний

Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний

Решение познавательных задач (проблем)

Комплексная разнообразная информация познавательного характера

Построение графиков

Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками)


Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  • Слушание объяснений учителя.

  • Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

  • Самостоятельная работа с учебником.

  • Работа с научно-популярной литературой;

  • Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

  • Написание рефератов и докладов.

  • Выполнение заданий по разграничению понятий.

  • Систематизация учебного материала.


Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  • Наблюдение за демонстрациями учителя.

  • Просмотр учебных фильмов.

  • Анализ графиков, таблиц, схем.

  • Анализ проблемных ситуаций.


5. Формы организации учебных занятий


  • Фронтальная – все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу,

  • Индивидуальная – самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками,

  • Групповые - парная форма учебной работы – два ученика выполняют некоторую часть работа вместе.

  • Кооперативно-групповая учебная деятельность – форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью.

  • Дифференцированно-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируется по уровню сложности или по их количеству.


Классификация форм уроков

  • Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.

  • Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.

  • Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.

  • Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.

  • Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.

  • Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.

  • Интегрированные уроки.


Классификация методов

В методике приводится следующая классификация методов обучения:


  • Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.

  • Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

  • Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.








6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


пп


Раздел, название темы, темы интегрированных курсов, регионального компонента, профориентационного и других направлений

Кол-во

часов

Дата

Региональный

компонент

УИТМ

ИКТ

План

Факт




1

2

3

4

5

6

7

История Средних веков (30 ч)

Введение (1 ч)

Вводный урок. Живое Средневековье

1







Югорский край в средние века


Пр «Европа в раннее Средневековье».

Глава I. Становление средневековой Европы VI – XI вв. (4 ч).

Образование варварских королевств. Государство франков в VI—VIII вв.

1







Племена угров в эпоху Великого переселения народов.


Таблицы, схемы в электронном варианте на каждом уроке.

Христианская церковь в раннее Средневековье

1









Электронный учебник

Возникновение и распад империи Карла Великого

1









Пр

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX—XI вв. Англия в раннее Средневековье

1









Пр

Глава II. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. (2 ч).

6

Византия в VI—XI вв.

1









Пр «Византия в эпоху Юстиниана

7

Образование славянских государств

1










Глава III. Арабы в VI – XI вв. (2 ч).

  1. 8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1









Пр «Арабский халифат и его распад».

  1. 9

Культура стран Халифата.

1








Виртуальная экскурсия.

В «Этот загадочный Арабский Восток»

Глава IV. Феодалы и крестьяне (2 ч).

  1. 10

Средневековая деревня и её обитатели

1









Пр «Работа с документом».

  1. 11

В рыцарском замке

1









Пр

Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч).

12

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

1









Пр

13

Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни

1









Пр

Игра «Путешествие в средневековье». Конкурс знаний, умений, навыков

Глава VI. Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы (2 ч).

14

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1









Пр

15

Крестовые походы

1









Пр

Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (6 ч).

16

Как происходило объединение Франции.

1









Пр «Трудный путь к торжеству королевской власти».

17

Что англичане считают началом своих свобод

1









Пр

18

Столетняя война

1









Пр

19

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии

1









Пр «Характеристика Жанны Д'Арк»

20

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1










21

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII—XV вв.

1









Пр

Глава VIII. Славянские государства в Византии в XIV - XV вв. (2 ч).

22

Гуситское движение в Чехии

1









Пр «Характеристика Яна Гуса»

23

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1









Пр

Глава IX. Культура Западной Европы в XI – XV вв. (3 ч).

24

Образование, научные открытия и изобретения

1









Пр

25

Средневековая литература и искусство

1









Пр

26

Культура раннего Возрождения в Италии

1








Виртуальная экскурсия.

Вм

Глава X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч).

27

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1









Пр

28

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1









Пр

Глава XI. Повторение (2 ч).

29-30

Повторение курса «История Средних веков»

2









Пр



Приложение №1

Практическая часть рабочей программы

пп

Название работы

Количество часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Контрольные работы:






- стартовая контрольная работа

1




1

- тематические контрольные работы


1



1

- контрольная работа в рамках промежуточного контроля



1


1

- контрольная работа в рамках промежуточной аттестации




1

1

Зачет


1



1

Учебные экскурсии


1



1

Проектные работы


Живые традиции Востока



1



Приложение №2

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Литература для учителя

  1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 2012.

  2. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории средних веков 6 класс/ О.В. Арасланова.– М.: ВАКО, 2004.

  3. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков. Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 1992.

  4. История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозеров, А.П.Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004.



Литература для обучающихся

  1. Агибалова Е.В, Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 2012.

  2. История Средних веков. 6 кл.: Атлас. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

  3. История Средних веков: хрестоматия для учащихся 6-х кл. / авт.-сост. А.В. Абрамов, М.В. Пономарев, С.В. Тырин.- М.: Новый учебник, 2007. История Средних веков. 6 кл.: Атлас. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.


Материально-техническое обеспечение

  1. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.

  2. Мультимедиапроектор + экран;

  3. Комплект презентаций к урокам по данному курсу;

  4. Интернет-ресурсы (фильмы, документы, онлайн-тесты)


Цифровые образовательные ресурсы

  1. Витязь на распутье: Интерактивное учебное пособие по истории России IX – конца XIX века. М., 2007 (CD).

  2. История России: с древнейших времен до концаXVI в.: Электронное приложение к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной: (CD). 6 класс.

  3. Историческая энциклопедия: Династия Романовых: три века российской истории. М., 1997 (CD).

  4. Учебное электронное издание «История Средних веков».


Интернет ресурсы

  1. http://www. Booksite.ru/enciklopedia/ - древнерусская жизнь в картинках.

  2. http://old-russian.narod.ru/ - древнерусская литература

  3. http:// rublev.voskes.ru/ - иконы Андрея Рублева.

  4. http://www.history.tom.ru/ - История России от князей до Президента

  5. http://www.avorhist.ru/ - Русь Древняя и Удельная

  6. http://www.lectures.edu.ru/ - циклы лекций по истории Древней и Московской Руси.

  7. http://www.portal-slovo.ru/ - Российский общеобразовательный портал (Коллекция: исторические документы).

  8. http://www.artclassik.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал (Коллекция: мировая художественная культура).

  9. http://a-nevskiy.narod.ru/ - сайт, посвященный Александру Невскому.

  10. http://statehistory.ry – сайт «История государства»

  11. http://history.standart.edu.ru/ Обществознание и новейшая история

  12. http://his.1september.ru/ Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории»

  13. http://historydoc.edu.ru/ Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала

  14. http://bibliotekar.ru/rusRomanov/index.htm/ Династия Романовых

  15. http://rushistory.stsland.ru/ История России с древнейших времен до наших дней

  16. http://rulers.narod.ru/ Всемирная история в лицах

  17. http://www.worldhist.ru/ Всемирная история

  18. http://www.world-history.ru/ Всемирная история.

  19. http://lesson-history.narod.ru/ Компьютер на уроках истории, обществознания и права.

  20. http://www.hrono.ru/ ХРОНОС — Всемирная история в Интернете

  21. http://ant-m.ucoz.ru/ -  "Виртуальный кабинет истории и обществознания".

  22. http://history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории. 

  23. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

  24. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  25. http://museum.ru/  Портал «Музеи России».



Приложение № 3

Алгоритм работы с текстом


I. Идентификация текста, то есть определение типа текста:
1)по структуре;
2)по знакам препинания;
3)по заголовку;
4)по картинкам, схемам.


II. Предвосхищение содержания текста на основе жизненного опыта и знаний учащихся из всех предметов по:
1)формальным вехам: картинкам, диаграммам, структуре текста, абзацам, по 1-му предложению, по последнему, по сноскам и т.д.;
2)смысловым вехам: словам с большой буквы, числительным, датам и т.д.


III.В процессе чтения выделять четыре функциональных вида чтения текста:
1)просмотровое и/или поисковое;
2)ознакомительное;
3)изучающее.


IV. Каждый вид чтения предполагает соответствующую стратегию текста для решения вполне конкретных задач урока.


V. Вид чтения определяется необходимостью информации из данного текста для решения конкретных учебных задач.


VI. Независимо от вида чтения необходимо соблюдать последовательность в действиях учителя и учащихся по извлечению информации.


VII. Нельзя перейти ни к одному виду чтения, минуя предшествующее, т.к. просмотровое-это чтение для определения темы текста или ответе на вопрос: "О чем здесь идет речь?";

Ознакомительное чтение-это извлечение не менее 70% содержащейся в тексте информации, (как правило-основной информации) с ответами на вопросы: "Что? Кто? Где? Когда?"


Изучающее чтение- 100% извлечение информации, т.е. наиболее полное и глубокое, с ответами на вопросы: почему? как? какова главная идея? основные мысли?


VIII. Каждый вид чтения должен обязательно завершаться контролем за результативностью извлечения максимальной информации в соответствии с видом чтения.


Приложение № 4

Отчет по экскурсии

Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.

Тема экскурсии:_____________________

Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия:______________

Вид экскурсии__________________

Цель экскурсии (цель ученика):___________________________________

Информация, подтверждающая достижение цели:

1 вариант:

Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее.

Ответы на вопросы






2 вариант (в случае, если отчет оформляется творческой работой)

  • Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы (реферата, проекта, сочинения и пр.), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)

Отчет подготовил: обучающийся _____ класса / Фамилия И.О. /________________/

Отчет проверил: учитель: ____________________ , «_____» __________20___г.

Оценка: _________(______________) / Фамилия И.О. /________________/

Приложение № 5

Требования к проектной работе

Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Примерная последовательность проектной деятельности

  1. Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.

  2. Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.

  3. Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.

  4. Выработка идей, вариантов выполнения проекта.

  5. Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.

  6. Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) . На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.

  7. Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.

  8. Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.

  9. Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.