СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное слово"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное слово"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное слово"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Веселовская средняя школа» Сакского района Республики Крым



РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

Л.В.Брадулова

Протокол № _________

заседания ШМО

от ____ _____________2020 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МБОУ

«Веселовская средняя школа»

__________Э.Б.Аджигапарова


______ _____________2020 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

«Веселовская средняя школа»

_____________ Н.О.Колесник

Приказ № ___________

от ____ _______________ 2020 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Предмет:________Художественное слово _____

Направление: духовно-нравственное________

Учитель:__ Аппазова Эльмаз Ниязиевна_____

Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс: ______________10______________________

Срок реализации: один год___________________


Количество часов:

Всего__34 ч. ; в неделю __1___ч.


Рабочая программа разработана на основе: ФГОС СОО и примерной программы курса литературы Н.И. Тишиной по учебному пособию П.Г.Пустовойта «Тайны словесного мастерства», 10-11 классы. М.: Айрис Пресс, 2007г.

Учебник: «Литература»: П.Г. Пустовойта «Тайны словесного мастерства», 10-11 классы. М.: Айрис Пресс, 2007г.


Веселовка-2020г.





1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

КУРСА «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО»

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,

  • культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;



2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

Слово в народном употреблении(4 часа)

    На этом этапе учащиеся, начиная с краткого экскурса в историю языка, рассматривают аспекты народного употребления и исторического развития слова, изучают специфические особенности употребления слова в устном народном поэтическом творчестве, лексические пласты, из которых художественная литература черпает слова и выражения. Прослеживается также связь языка и литературы с национальным фольклором.

Особенности литературного языка(2 часа)

     На этом этапе учащиеся осваивают знания о формах письменной и устной речи, образующих функциональные стили, рассматривают особенности различных стилей (в том числе и стиль художественной литературы), особенности индивидуальных стилей писателей, особое влияние стиля А. С. Пушкина на развитие русской литературы.

Слово как средство создания образности(2 часа)

    При изучении данного блока учащиеся постигают эстетическую функцию языка, связанную с художественным замыслом произведения, с его образной структурой, знакомятся с принципами создания образа с помощью слова, с образностью как стилистической категорией.

Образ и характер (об индивидуализации) (2 часа)

    Этот блок рассматривает художественный образ как особую форму познания действительности, характер в художественном произведении и принципы его создания. Учащиеся в процессе изучения материала данного блока рассматривают литературных героев в их неповторимой индивидуальности, исследуют проблему характера в художественном произведении, факторы, влияющие на степень и качество индивидуализации художественного образа, а также средства индивидуализации у того или иного писателя.

Речевая характеристика героев(1 час)

   На данном этапе освоения программы учащиеся знакомятся с приёмами речевой характеристики героя на примерах произведений русской литературы, а также с опасными тенденциями, проявляющимися в речи героев (модернизацией и архаизацией); осознают важность выбора слов, их размещения в речи героев, соответственной стилистической атмосферы вокруг них.

Создание образности в прозе(4 часа)

   Данный блок знакомит учащихся с образностью в прозе, обусловленной литературной композицией, рассматривает факт зависимости стиля повествования от художественной структуры произведения, особенности других стилеобразующих факторов, раскрывает секреты сильного эмоционального воздействия произведения на читателя, показывает различные пути создания образности в прозаическом произведении.

Роль автора и рассказчиков (о многообразии стилей)

 Роль автора и рассказчиков (о многообразии стилей)(4 часа)

 На этом этапе учащиеся знакомятся с таким значительным фактором, влияющим на образную систему, как идейная позиция художника слова и его субъективное отношение к изображаемому. Отмечается особая роль лирического отступления, пейзажа, обращения к другим видам искусства (музыке, живописи), авторской речи, речи рассказчика, использования голосов разных повествователей (рассказчиков). Данный блок освещает богатство и многообразие форм стилизации.

Образность в драматургии(3 часа)

    Рассматривая своеобразие драмы как наиболее трудного рода художественной литературы, требующего от художника наивысшего мастерства, учащиеся знакомятся с особенностями речи героев драматических произведений, предельно выразительной и строжайшим образом индивидуализированной, а также с острыми внешними конфликтами и психологическими коллизиями, требующими изображения особыми средствами (подтекст, недоговорённости, жесты, паузы, намёки, ремарки).

Образность в поэзии(6 часов)

   Данный этап освоения программы предполагает изучение художественного образа в поэзии, призванного осмыслить состояние внутреннего мира человека, регламентированного в отличие от прозаического строфой, рифмой, ритмом, размером. Учащиеся рассматривают слово в поэтическом произведении, подчинённое как смыслу, так и ряду формальных факторов, осознают задачу поэта — добиться гармонии, чтобы читатель схватывал смысл образа, не замечая этих факторов, знакомятся с различными художественными приёмами и принципами создания образности в поэтическом произведении.

Гармония чувства и слова (С. А. Есенин) (2 часа)

     На этом этапе учащиеся обобщают знания о воплощении силы и выразительности поэтического чувства, о гармонии стиха, о целесообразности использования богатейших ресурсов лексики и фразеологии родного языка (на примере поэтической палитры С. А. Есенина).

Финальные аккорды тургеневской лиры(2 часа)

    Данный блок знакомит учащихся с образцами лирической прозы, в частности со «Стихотворениями в прозе» И. С. Тургенева, разнообразными по тематике, жанру, стилю, проблематике, преисполненными любовью и добром.

Письменные работы разных жанров на филологические темы (2 часа)

   Данный блок предполагает практическую подготовку на занятиях, домашнюю самоподготовку под руководством учителя к итоговой аттестации по литературе и русскому языку по проблемам, освещенным в ходе изучения курса «Художественное слово». Темы рефератов, сочинений, рецензий, предложенные учащимся в рамках изучения данного курса, могут быть использованы при подготовке к ЕГЭ.

     Кроме того, автор курса представляет «Аннотированную библиографию», которую учащийся может использовать при самостоятельной работе над рефератом, сообщением, докладом.

   Таким образом, к моменту завершения изучения курса учащиеся овладевают эстетическими основами литературы как искусства художественного слова, что обеспечивает глубокое постижение произведений художественной литературы, прочное усвоение навыка филологического анализа произведения, систематизацию филологических знаний старшеклассников.

   За время изучения курса учащиеся знакомятся с неизвестными произведениями русской литературы и повторяют ранее изученные. У них складывается представление о значимости и неповторимости творчества писателей-классиков, одновременно расширяется представление о богатстве и художественных достижениях русской литературы.

    В процессе отбора художественных произведений учитывались следующие критерии:

- высокие художественные достоинства

-ориентация на возрастные особенности учащихся, их способность адекватно воспринимать художественные произведения, предложенные к рассмотрению;

-отбор таких произведений, которые позволили бы освоить содержательные элементы программы, сформировать определённые знания, умения, навыки;

-подбор литературных произведений, создающих общий контекст, на основании которого формируется представление о богатстве и многообразии русской классической литературы, её достижениях и традициях, ее роли в формировании литературного языка.


Произведения художественной литературы, на рассмотрении которых базируется программа

Программные произведения

«Слово о полку Игореве».

Д. И. Фонвизин. «Недоросль».

А. С. Грибоедов. «Горе от ума».

А. С. Пушкин. Лирика. «Евгений Онегин». «Медный всадник». «Борис Годунов». «Моцарт и Сальери».

Н. В. Гоголь. «Ревизор». «Тарас Бульба». «Мёртвые души». «Шинель».

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». «Песня про купца Калашникова». «Герой нашего времени».

И. А. Гончаров. «Обломов».

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. «История одного города».

А. Н. Островский. «Гроза». «Бесприданница».

И. С. Тургенев. «Отцы и дети». «Первая любовь». «Записки охотника».

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».

Н. С. Лесков. «Левша».

Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». «Железная дорога».

Ф. И. Тютчев. Лирика.

Л. Н. Толстой. «Война и мир».

А. П. Чехов. «Ионыч». «Ванька». «Скрипка Ротшильда». «Чайка». «Три сестры». «Вишнёвый сад».

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». «Гамбринус».

И. А. Бунин. «Танька».

А. А. Блок. «Стихи о прекрасной даме». «Снежная маска». «Двенадцать».

А. А. Ахматова. Лирика.

С. А. Есенин. Лирика.

В. В. Маяковский. Лирика.

А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин».

А. П. Платонов. Рассказы.

























3.Тематическое планирование




Разделы

Рабочая программа

Авторская программа

Слово в народном употреблении

4

4

Особенности литературного языка

2

2

Слово как средство создания образности

2

2

Образ и характер (об индивидуализации)

2

2

Речевая характеристика героев

1

1

Создание образности в прозе

4

4

Роль автора и рассказчиков (о многообразии стилей)

4

4

Образность в драматургии

3

3

Образность в поэзии

6

6

Гармония чувства  и слова в поэзии С.А. Есенина

2

2

Финальные аккорды тургеневской лиры

2

2

Письменные работы разных жанров на филологические темы

2

2

Итого

34

34




















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Веселовская средняя школа» Сакского района Республики Крым



РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

Л.В.Брадулова

Протокол № _________

заседания ШМО

от ____ _____________2020 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МБОУ

«Веселовская средняя школа»

__________Э.Б.Аджигапарова


______ _____________2020 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

«Веселовская средняя школа»

_____________ Н.О.Колесник

Приказ № ___________

от ____ _______________ 2020 г.

Календарно-тематическое планирование

Предмет:________ Художественное слово ________

Уровень: ____________базовый _________________

Учитель: Аппазова Эльмаз Ниязиевна_______

Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс: ______________10______________________

Срок реализации: 2020-2021 учебный год______

Количество часов:

Всего___34 ч.; в неделю ___1___ч.




Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по внеурочной деятельности «Художественное слово» для 10 класса, утвержденной приказом МБОУ «Веселовская средняя школа» от « » августа 2020г. № .




Веселовка-2020г


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО»


урока

Тема

Кол-во

часов

дата

примечание


план

факт

Слово в народном употреблении(4 часа)

1.

 Формирование общенародного языка.

1




 Архаизмы, функции архаичной лексики в современном языке. Неологизмы и заимствования.

1




Просторечная и вульгарная лексика, профессионализмы, жаргонизмы. Диалектизмы.

1




Фразеологизмы и их классификация. Идиомы. Викторина по теме «Лексика».

1




Особенности литературного языка (2 часа)

 Слово, стиль, образность. Публицистический стиль. Многозначность.





Стиль художественной литературы. Роль А.С. Пушкина в развитии русского языка. Идеал «нагой простоты».









Слово как средство создания образности(2 часа)

 Слово, стиль, образность. Явление многозначности. Сумма предметных значений слов и образность.





Грамматический фактор возникновения образности. Композиция, ритмика, мелодика.





Образ и характер (об индивидуализации) (2 часа)

 Художественный образ как особая форма познания действительности. Характер литературного героя.





Индивидуализация в романтическом и реалистическом произведениях.





Речевая характеристика героев(1 час)

 Приёмы речевой характеристики. Модернизация и архаизация речи героев.





Создание образности в прозе(4 часа)

 Зависимость стиля повествования от художественной структуры произведения. Художественная структура повести И.С.Тургенева «Первая любовь».





Взаимодействие различных стилеобразующих факторов в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».





Деталь и образность. Принцип «тайной психологии» И.С.Тургенева.





«Диалектика души» Л.Н.Толстого. Приём «срывания маски» как средство создания образа в развитии.





Роль автора и рассказчиков (о многообразии стилей)(4 часа)

Роль авторских лирических отступлений в прозаических произведениях.





Многообразие стилей автора и рассказчиков. Пейзаж. Конкурс пейзажных зарисовок.





Многообразие стилей автора и рассказчиков. Деталь.





Многообразие стилей автора и рассказчиков. Градация и антитеза. «Помощь» других видов искусства. Рассказчик и автор.





Образность в драматургии(3 часа)

 Особенности драмы как литературного рода. Средства изображения психологической коллизии в драме. Образность в драматургии. Намёки, реплики, паузы, ремарки.





Образность в драматургии. «Подводное течение». «Двойной диалог» И.С. Тургенева.





Образность в драматургии. «Параллельные монологи» А.П.Чехова. Инценировка отрывка из «Вишневого сада»





Образность в поэзии (6 часов)

Реализация пушкинского идеала «нагой простоты» в поэзии. Приёмы достижения гармонии в поэзии.





Художественные достижения и новаторство Н.А.Некрасова в области поэтической речи.





Эмоциональный фактор воздействия поэтической речи на читателя





Внутренний мир лирического героя. Приём символизации.





Принцип художественного лаконизма.





Урок- игра «Образность в поэзии»





Гармония чувства  и слова в поэзии С.А. Есенина (2 часа)

Проявление поэтического дара в анималистических стихотворениях.





Гармония чувства  и слова в поэзии С.А.Есенина. «Лирическое чувствование». Конкурс чтецов.





Финальные аккорды тургеневской лиры (2 часа)


 Философско-лирические миниатюры И.С.Тургенева – «Стихотворения в прозе», их художественное своеобразие.





Многообразие тем, жанров, стилей, проявляющихся в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева. Конкурс выразительного чтения стихотворений в прозе.





Письменные работы разных жанров на филологические темы(2 часа)

 Реферат. Сравнительная характеристика. Комплексный литературоведческий анализ. Рецензия.





Изложение фрагмента текста статьи с творческим заданием.