Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности основного общего образования по общеинтеллектуальному направлению «Лингвистика» составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 №1089).
Федерального закона «Об образовании РФ» №273 от 29.12.2012 г. (ред. от 03.02.2014 г., 03.08.18 г. «Об образовании РФ»)
Общеобразовательной программы МБОУ СОШ № 59 п. Белозерный (Приказ № 170 от 30.08.18 г.)
Учебного плана МБОУ СОШ № 59 п. Белозерный на 2018-2019 учебный год.
Авторской программы Л.А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2016)
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 59 п. Белозерный на 2018-2019 учебный год программа рассчитана на 35 часов.
Данная программа внеурочной деятельности является закономерным продолжением уроков литературы.
Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом на должном уровне или без посторонней помощи.
Научить ребенка пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности - главная задача педагога. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека. А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно – технического процесса эта задача стала актуальна как никогда раньше.
Назначение курса «Художественное слово» в 6 классе– обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.
Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений:
• улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
• видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
• соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
• анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
Задачи курса:
• учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
• развивать творческое мышление, воображение, письменную и устную речь;
• прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.
Формы организации учебного процесса:
беседа, игра, исследование, размышление, суд создание проекта, викторины
Виды проектов:
Создание презентации, творческой папки, оформление читательских дневников.
Предполагаемые результаты обучения
Личностными результатами являются следующие умения:
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
• учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
• воспринимать на слух художественный текст (рассказ, повесть, роман, стихотворение, стихотворение в прозе) в исполнении учителя, учащихся;
• отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
• подробно пересказывать текст;
• составлять устный рассказ по картинке;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
• анализировать художественное произведение;
• сравнивать произведения разных жанров и авторов;
• давать характеристику героев.
Формы и методы, приёмы, технологии обучения:
Основными технологиями данного курса являются технология применение ИКТ. Используются и уроки-открытия, уроки-исследования, при этом применяются проектный метод, исследовательский метод.
Данный курс рассчитан на 35 часов (1 занятие в неделю).
Условия и ресурсы реализации курса программы «Художественное слово»
Рабочая программа внеурочной деятельности основного общего образования по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе примерной программы «Литература». 5—9 классы / авт.-сост. П78 Г.С. Меркин, С.А. Зинин. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово , 2014.
При разработке занятий кружка учителем использовались следующие учебные пособия:
Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006.
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
Вербицкая М. В., Волошина О.И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999.
Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006.
Малюгина В.А. Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. М.: Вако, 2009.- 256 с.
Критерии | Уровневые показатели |
Высокий | Достаточный | Средний |
1. Умение работать с книгой | Знание элементов книги и умение ориентироваться в них; быстрое умение находить в книге сведения об авторе; различение шрифтов; ориентация в группе книг от 4 до 6. | Знание элементов книг; умение описывать незнакомую книгу по заглавию, иллюстрациям; ориентация в 1-4 книгах. | Нужная страница находится не сразу; учащийся нуждается в помощи взрослого при работе с книгой. |
2. Начитанность | самостоятельная подготовка к выразительному чтению; широкий читательский кругозор; полное усвоение программы; знание авторов и названий полюбившихся произведений; умение отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям. | читательский кругозор ограничен знанием определенных жанров; программа усвоена частично; выделение отдельных авторов и полюбившихся произведений. | читательский кругозор недостаточно широк; программа усвоена частично; частичное запоминание авторов и произведений программы. |
Содержание курса
1.Введение – 1 час
Правилами по технике безопасности. Здравствуй, книга! О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
2.Устное народное творчество – 3 часа.
Рождественские и пасхальные традиции и обряды в произведениях устного народного творчества. Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность. Донские предания и легенды.
3. Древнерусская литература – 1 час.
Особенности и жанры древнерусской литературы. «Повесть временных лет». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы. Подвиг юноши Кожемяки. Сказания о Святославе.
4. Литература 19 века – 10 часов
В.А. Жуковский. Краткие сведения В.А. Жуковском и А.С. Пушкине, их взаимоотношениях. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Лесной царь», «Кубок» фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема рока в балладе. Художественная идея произведения.
А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. «Если жизнь тебя обманет…», «Простите, верные дубравы…», «Еще дуют холодные ветры...».
М.Ю. Лермонтов.Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость). Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «На севере диком», «Утёс», «Пленный рыцарь». «Два светила русской поэзии» ( по лирике А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)
Н.В. Гоголь. Тематика и проблематика «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести. Своеобразие стиля писателя.
И.С. Тургенев – певец России. «Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказов, образ лесника; позиция писателя. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача», «Дурак».
Н.А. Некрасов. Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Поэма «Мороз, Красный нос».Основной пафос поэмы: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Отношение автора к героям и событиям.
Стихотворения русских поэтов Тютчева Ф.И., А. Фета, Н. Кольцова 19 века о природе, о родной земле.
Н.С. Лесков. Жизнь и творчество писателя. Тема и идея рассказа «Человек на часах». «Что важнее: долг или совесть?».
А.П. Чехов. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия», «Хирургия»: темы, характеры персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта. Юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
5. Литература 20 века – 19 часов
Мир природы и человека в стихотворениях поэтов 20 века.Родная природа в стихотворениях А.Блока «Там неба осветлённый край», «Снег да снег», Ф. Сологуба «Под черемухой цветущей», «Порос травой мой узкий двор…», «Словно лепится сурепица», И.А. Бунина « Нет солнца, но светлы пруды…», «На высоте, на снеговой вершине…», «Тропами потаёнными…». Идейное и художественное своеобразии лирических произведений.
Краткие сведения о С.Есенине. Пафос и тема стихотворений. Одухотворенная природа — один из основных образов поэзии С.А. Есенина.
«Несказанное, синее, нежное…» Сергей Есенин. В гостях у С.А. Есенина. Стихотворения о родине «Я покинул родимый дом…», «Гой ты, Русь, моя родная…»
Краткие сведения о А.А. Ахматовой. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…». Тема духовной свободы народа.
В гостях у Бориса Пастернака. Идейное и художественное своеобразие рассказов «После дождя», «Июль»
Тема войны и памяти в лирике А.Твардовского
«Война… Как много в этом слове» .Поэты о Великой Отечественной война. «Дети и война. Это все правда. Все это было».Подвиг пионеров героев. Война в истории моей семьи.
В. Железников. «Чучело». Тема и идея произведения. Размышление. «Надо быть милосердным» («Чучело, прости нас!) (по повести Владимира Железникова «Чучело») «Лена Бессольцева – победительница или побежденная?»
В. Крапивин. «Мальчик со шпагой». Размышления о прочитанном.
Р. П. Погодин «Время говорит - пора». Образ ребёнка в рассказе Р.Погодина «Зелёный попугай»
А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе». Идейное и художественное своеобразие произведений. Смысл названия.
А. Шклярский. Сюжет и герои произведения «Томек среди охотников за человеческими головами».
Дж. Лондон "Любовь к жизни". Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения. Что такое любовь к жизни?
6. Подведём итоги – 1 час
Путешествие в страну Литературию. (защита проектов)
Итого: 35 часов
Календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности «Художественное слово» 6 класс
№ п/п | Тема занятия | Планируемые результаты | Кол-во часов | Сроки изучения | Дата |
Введение – 1 час. | |
1. | Здравствуй, книга! Ознакомление с курсом. | Обучающиеся научатся: Обучающиеся научатся: формулировать свои представления о прочитанных ранее книгах и литературных героях; характеризовать структуру учебника, выявлять ее особенности; формулировать на основе личных впечатлений вывод о роли чтения и книги в жизни человека и общества. | 1 | 1 неделя | |
Устное народное творчество – 3 часа | |
2. | Устное народное творчество. Интеллектуально-развлекательная игра «От Рождества до Пасхи». | Обучающиеся научатся: готовить художественный пересказ сказки; исполнять фольклорный текст с учетом особенностей жанра; выявлять и характеризовать структуру волшебной сказки; готовить сообщение на самостоятельно выбранную тему, связанную со сказками (структура волшебной сказки; сказка в других видах искусства; сказка и миф и т.д.); представлять материал в табличном виде; сопоставлять миф и сказку и формулировать выводы о различиях; находить тексты сказок региона и готовить их к публикации в книжке-самоделке. | 1 | 2 неделя | |
3. | Русские народные сказки «Два Ивана - солдатских сына», «Каша из топора». | 1 | 3 неделя | |
4. | Донские предания и легенды. | 1 | 4 неделя | |
Древнерусская литература – 1 час | |
5. | Древнерусская литература. Подвиг юноши Кожемяки. Сказания о Святославе. | Обучающиеся научатся: характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы; характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений; пользоваться при рассказе иллюстративным рядом; составлять простой и цитатный план и давать ответ по плану | 1 | 5 неделя | |
Литература 19 века – 10 часов | |
6. | Художественный мир баллады В. А. Жуковского «Кубок». | Обучающиеся научатся: подбирать материал для часа искусств и готовить сообщение; участвовать в коллективном творческом проекте; выявлять и характеризовать признаки баллады; выразительно читать лирическое и лироэпическое произведение; характеризовать образ поэта, отраженный в посвященных ему стихотворениях и воссозданный на картинах русских художников; составлять ассоциативные ряды и на их основе формулировать микровывод. | 1 | 6 неделя | |
7. | Русская литература 19 века. Литературная гостиная «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой…» А.С. Пушкин («Если жизнь тебя обманет…», «Простите, верные дубравы…», «Еще дуют холодные ветры...») | Обучающиеся научатся: выявлять мотивный ряд стихотворений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; сопоставлять стихотворения различных поэтов; находить краеведческий материал и использовать его в рассказе о жизни поэта; сопоставлять различные портреты М.Ю. Лермонтова и формулировать вывод; определять трехсложные размеры стиха; выразительно читать стихи наизусть. | 1 | 7 неделя | |
8 | Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «На севере диком», «Утёс», «Пленный рыцарь». | 1 | 8 неделя | |
9 | Литературная игра «Два светила русской поэзии» ( по лирике А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова) | 1 | 9 неделя | |
10 | Н.В. Гоголь «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (ролевая игра –суд). | Обучающиеся научатся: характеризовать роль отдельных эпизодов и сцен; формулировать художественную идею произведения; правильно интонировать речь персонажей в процессе чтения по ролям. | 1 | 10 неделя | |
11 | И.С. Тургенев – певец России. | Обучающиеся научатся: определять авторский замысел; давать характеристику прочитанному; формулировать художественную идею; составлять сложный план и готовить по нему развернутый ответ. | 1 | 11 неделя | |
12 | Литературная игра «Я лиру посвятил народу своему» по творчеству Н.А.Некрасова. | Обучающиеся научатся: отличать трехсложные размеры стиха от двусложных; письменно характеризовать стихотворный текст; выявлять авторскую позицию в поэтическом произведении; формулировать вывод, основанный на личных впечатлениях от прочитанного; формулировать художественную идею произведения; выразительно читать стихи наизусть. | 1 | 12 неделя | |
13 | Литературно-музыкальная композиция «Край ты мой, родимый край», стихотворения русских поэтов 19 века о природе, о родной земле | 1 | 13 неделя | |
14 | Расследование «Что важнее: долг или совесть?» по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах» | Обучающиеся научатся: определять авторский замысел; давать характеристику прочитанному; формулировать художественную идею; составлять сложный план и готовить по нему развернутый ответ. | 1 | 14 неделя | |
15 | Консилиум "А.П. Чехов. Диагноз: Гениальность"(«Жалобная книга», «Лошадиная фамилия», «Радость»). | Обучающиеся научатся: характеризовать роль детали в юмористическом произведении; проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом; готовить сообщение о проблематике рассказов А.П. Чехова. | 1 | 15 неделя | |
Литература 20 века – 18 часов | |
16 | Поэтическое ассорти «Родная природа в стихотворениях А.Блока, Ф. Сологуба, И.А. Бунина. | Обучающиеся научатся: совершенствовать умения исследовательской работы с тестом; сопоставлять тематически близкие произведения живописи и литературы; выразительно читать наизусть стихотворный текст и анализировать его по плану; выразительно читать произведения военной лирики; участвовать в подготовке литературно-музыкальной композиции; устанавливать внутрипредметные связи; готовить материалы из семейного архива для публика-ции в сборнике. | 1 | 16 неделя | |
17 | «Несказанное, синее, нежное…» Сергей Есенин. В гостях у С.А. Есенина | 1 | 17 неделя | |
18 | Исследование. Весна в стихотворении А.А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…» | 1 | 18 неделя | |
19 | В гостях у Бориса Пастернака."Во всём мне хочется дойти до самой сути» («После дождя», «Июль») | 1 | 19 неделя | |
20 | Тема войны и памяти в лирике А.Твардовского | 1 | 20 неделя | |
21 | «Война… Как много в этом слове» (поэты о Великой Отечественной войне). | 1 | 21 неделя | |
22 | «Дети и война. Это все правда. Все это было». | 1 | 22 неделя | |
23 | В. Железников. «Чучело». | Обучающиеся научатся: определять авторский замысел; давать характеристику прочитанному; формулировать художественную идею; составлять сложный план и готовить по нему развернутый ответ. | 1 | 23 неделя | |
24 | Размышление. «Надо быть милосердным» («Чучело, прости нас!) (по повести Владимира Железникова «Чучело»)
| 1 | 24 неделя | |
25 | «Лена Бессольцева – победительница или побежденная?» | 25 неделя |
26 | В. Крапивин. «Мальчик со шпагой». Размышления о прочитанном. | Обучающиеся научатся: определять тематику и проблематику произведения; выразительно читать по ролям; формулировать вопросы к эпизодам произведения; самостоятельно по контексту устанавливать лексическое значение слов. характеризовать образы произведения; устанавливать межпредметные связи. | 1 | 26 неделя | |
27 | Р. П. Погодин «Время говорит - пора». | 1 | 27 неделя | |
28 | Образ ребёнка в рассказе Р.Погодина «Зелёный попугай» | 1 | 28 неделя | |
29 | «Умники и умницы» по произведениям А.Г. Алексина «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе». | 1 | 29 неделя | |
30 | А. Шклярский. Сюжет и герои произведения «Томек среди охотников за человеческими головами». | Обучающиеся научатся: Обучающиеся научатся: выявлять особенности характера героя и вводить элементы характеристики в устный портрет; находить в тексте художественные детали, важные для характеристики сюжета и персонажа; осуществлять художественный пересказ; готовить выставку материалов к уроку; характеризовать личность героя; формулировать микровыводы и выводы; соотносить характер героя с собственными чертами характера. | 1 | 30 неделя | |
31 | По страницам книги А. Шклярского «Томек среди охотников за человеческими головами». | 1 | 31 неделя | |
32 | Дж. Лондон "Любовь к жизни" | 1 | 32 неделя | |
33-34 | "Что такое любовь к жизни?" (по рассказу Джека Лондона "Любовь к жизни") | 2 | 33-34 неделя | |
Подведем итоги – 1час | |
35 | Путешествие в страну Литературию. (защита проектов) | Обучающиеся научатся: сопоставлять произведения различных видов искусства (живопись и литература). | 1 | 35 неделя | |
10