РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «МОЙ МИР»
1 КЛАСС
2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Мой мир» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования. Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах». В основу программы взяты научные положения Л.С. Выгодского, Е.С. Скреблевой, В.В. Воронковой.
Участники образовательной программы: обучающиеся 1 класса.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 33 часа, 1 занятие в неделю.
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики.
Цель программы:
формирование личностных качеств воспитанников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи программы.
1. Формировать у детей представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения.
2. Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
3. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
4. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника обществом.
5. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
6. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других
Основные направления программы
Работа по модулям:
Искусство общения.
Познай себя.
На I уровне обучающийся имеет представление: о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; о своих желаниях; о конфликтах и способах их разрешения; об основных моделях коммуникативного поведения; о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.
На II уровне соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения. Умеет анализировать поступки свои и других людей; способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником; владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях; адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
На III уровне имеет опыт: использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте. Ответственности за свои поступки; взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми
Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного ребёнка собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, обучающийся должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия обучающегося с другими детьми и взрослыми.
В основу программы «Мой мир» положены следующие принципы:
- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения обучающегося;
- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания обучающихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Формы и виды деятельности:
• игровая;
• познавательная;
• сюжетно - ролевые игры;
• просмотр мультфильм;
• конкурсы;
• посещение библиотек;
• праздники.
• общественно – полезные дела
Планируемые результаты
На I уровне воспитанник имеет представление:
о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
о конфликтах и способах их разрешения;
об основных моделях коммуникативного поведения;
о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
На II уровне
соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
умеет анализировать поступки свои и других людей ;
способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
На III уровне имеет опыт:
использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими детьми
Личностными результатами изучения кружка «Мой мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения кружка «Мой мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА «МОЙ МИР»
МОДУЛЬ I «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ»
17 ЧАСОВ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
| 1 класс | |
1 | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! | 1 |
2 | Дом, в котором я живу | 2 |
3 | Самое удивительное чудо на свете | 2 |
4 | Моё любимое имя | 1 |
5 | Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) | 1 |
6 | Как хорошо быть вместе! | 2 |
7 | Внимательный ли ты слушатель? | 2 |
8 | Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. | 2 |
9 | Винтики – конфеточки - мальчики и девочки | 2 |
10 | Ссоры и споры | 2 |
МОДУЛЬ I «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
16 ЧАСОВ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
| 1 класс | |
1 | Я – неповторимый человек | 1 |
2 | Оцени других и себя | 1 |
3 | Что в имени моем? | 2 |
4 | Мальчики и девочки. Дружить или ссориться? | 1 |
5 | Посеешь характер - пожнешь судьбу | 1 |
6 | Как стать прилежным и старательным | 1 |
7 | Жадность и жадины | 2 |
8 | Моя внимательность и внимание | 2 |
9 | Ответственность и я | 2 |
10 | Зависть | 1 |
11 | В дружбе сила | 1 |
12 | На чем основано взаимопонимание | 1 |
МОДУЛЬ I «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ»
17 ЧАСОВ
Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций
Общение в жизни детей играет важную роль. Именно в общении дети развивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Особые трудности испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия с детьми призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятии дети не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в приемах различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. В занятия включены приемы по выработке у детей элементарных правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.
Содержание деятельности
Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве.
Дом, в котором я живу
Экскурсия по школе .
Что значить радовать родных и близких добрыми делами? Разыгрывание ситуаций. Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра « Кто, где живёт?».
Самое удивительное чудо на свете
Показать роль книги в жизни человека. Экскурсия в библиотеку.
Моё любимое имя Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог. Упражнения на развитие навыков координации совместных действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов. Разыгрывание ситуаций. Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка. Использование предметных картинок. Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения). Как хорошо быть вместе! Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Игра «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке». Внимательный ли ты слушатель? Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи». Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Разыгрывание ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так». Винтики – конфеточки - мальчики и девочки Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры, этюд, игровая ситуация. Ссоры и споры Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка. Этюд. Ширма для пальчикового театра, персонажи пальчикового театра. МОДУЛЬ II «ПОЗНАЙ СЕБЯ» 16 ЧАСОВ Приобретение детьми социальных способов поведения на основе усвоения этических норм морали становится наиболее актуальным в период реформирования общества, смены ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей. Именно в период младшего школьного возраста формируются личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание. У детей в этом возрасте развивается децентрация, благодаря чему они становятся способными понимать точку зрения другого. Все это позволяет целенаправленно формировать представление о таких значимых личностных качествах, как доброжелательность, справедливость, щедрость, трудолюбие и др. В этом возрасте дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим его людям и самому себе. У них появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений между людьми. Дети учатся соотносить нравственные представления с конкретным поведением, поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют к ним взрослые. Однако у наших детей это получается не всегда, и порой наблюдается разрыв в сознании и поведении ребенка: он знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со своими знаниями, поэтому появляются негативные нравственные образования. Занятия позволяют научить ребенка откликаться на проблему другого человека, осознать значение труда для будущей самостоятельно жизни. В содержание занятий включен теоретический материал и перечень практических заданий, направленных на закрепление предлагаемого компонента знаний, формирование значимых поведенческих умений и навыков. При проведении занятий в рамках данного модуля предусматривается использовать такие методы и приемы, как: -беседы на нравственную тему; -чтение художественных произведений с последующим анализом; -анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; -продолжение тематического рассказа; -учебно-игровые упражнения (творческого и подражательного характера); -разыгрывание и анализ ситуации; -игры; -мини-конкурсы; -совместная разработка правил поведения. Методика работы с детьми строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия, при проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек. № | Содержание деятельности | Кол-во часов | | 1 класс | | 2.1 | Я – неповторимый человек Рассматривание разных предметов. Работа в группах по 4 человека: разложить предметы по какому-либо признаку (по величине). Показать, что даже похожие предметы различаются. Упражнение « Горка». Задание « Кленовые листочки» (сравнение). Рисование «Какой я привлекательный?». Задание «Сравни рисунок линий на ладошках». | 1 | 2.2 | Оцени других и себя Конкурс Задания: дай характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных оценок, продолжи предложение, как вы понимаете смысл пословиц? Игра « Скажи наоборот», упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?», « На кого бы вы хотели быть похожими». Тестовое задание «А что сказали бы вы?» (ситуация и три варианта ответов). | 1 | 2.3 | Что в имени моем? Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ воспитателя « Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие « Тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение « Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Аппликация «Ромашка». | 2 | 2.4 | Мальчики и девочки. Дружить или ссориться? Игра « Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг», упражнение «Волшебное ожерелье», «Он и она». Игра «Претензии». Сказка «Серебрины и Серебрята». | 1 | 2.5 | Посеешь характер - пожнешь судьбу Дать определение характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня? Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило: избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. Упражнение « Каким я себе нравлюсь» | 1 | 2.6 | Как стать прилежным и старательным Знакомство с новыми понятиями «прилежный», « старательный» через русские пословицы. Какими вы представляете прилежного, старательного человека. Опишите. Что значит «старайся»? Чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья». Чтение и анализ стихотворения С.Баруздин «О человеке и его часах» | 1 | 2.7 | Жадность и жадины Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Собака и кость». Обсуждение понятия «Жадность». Как выглядит жадный человек? К чему он может проявлять жадность? Анализ русских народных пословиц. Чтение сказок «Жадный Вартан», «Два жадных медвежонка». Я.Аким «Жадина». Практическая работа (рисование как дети представляют себе «жадность». Выставка рисунков. | 2 | 2.8 | Моя внимательность и внимание Что такое внимание? Что такое Внимательность? Значение внимания и внимательности в жизни человека, влияние на успехи в учебе. Игровые – задания: «Найди одинаковые предметы», « Найди игрушку», «Что это?», « Что появилось?», «Найди отличия», « Что потерялось?». | 1 | 2.9 | Ответственность и я Чтение и анализ пословиц об ответственности. Назови примеры из жизни поправимых ошибок. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»? Чтение и анализ художественных произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».Игра «Сказочное путешествие»(вопросы по сказкам).Какие черты характера привели героев к непоправимым последствиям? | 1 | 2.10 | Зависть Инсценировка и анализ рассказа «Молния и солнце». Знакомство с понятием «зависть» на примере «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Белка и волк» Л. Анализ и чтение пословиц о зависти. | 1 | 2.11 | В дружбе сила Чтение стихотворения « Совершите чудо». Психогимнастика « Я желаю тебе…» Игра « Закончи предложение» (друг - это тот, кто…) Знакомство с понятием « дружба» ( работа в группах).Составление пословиц о дружбе. Комментирование ситуаций. Формирование правил, законов дружбы. Чтение стихотворения « Все живут не тужат, а со мной не дружат…». Игра « Найди друга». | 1 | 2.12 | На чем основано взаимопонимание Что нужно делать для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Задание «Словесный портрет», «О чем говорят глаза».Игры-ситуации (проигрывание). | 1 | |
Все это позволяет целенаправленно формировать представление о таких значимых личностных качествах, как доброжелательность, справедливость, щедрость, трудолюбие и др. В этом возрасте дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим его людям и самому себе. У них появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений между людьми. Дети учатся соотносить нравственные представления с конкретным поведением, поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют к ним взрослые. Однако у наших детей это получается не всегда, и порой наблюдается разрыв в сознании и поведении ребенка: он знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со своими знаниями, поэтому появляются негативные нравственные образования. Занятия позволяют научить ребенка откликаться на проблему другого человека, осознать значение труда для будущей самостоятельно жизни. В содержание занятий включен теоретический материал и перечень практических заданий, направленных на закрепление предлагаемого компонента знаний, формирование значимых поведенческих умений и навыков. При проведении занятий в рамках данного модуля предусматривается использовать такие методы и приемы, как: -беседы на нравственную тему; -чтение художественных произведений с последующим анализом; -анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; -продолжение тематического рассказа; -учебно-игровые упражнения (творческого и подражательного характера); -разыгрывание и анализ ситуации; -игры; -мини-конкурсы; -совместная разработка правил поведения. Методика работы с детьми строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия, при проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек. Содержание деятельности Я – неповторимый человек Рассматривание разных предметов. Работа в группах по 4 человека: разложить предметы по какому-либо признаку (по величине). Показать, что даже похожие предметы различаются. Упражнение « Горка». Задание « Кленовые листочки» (сравнение). Рисование «Какой я привлекательный?». Задание «Сравни рисунок линий на ладошках». |
Оцени других и себя Конкурс Задания: дай характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных оценок, продолжи предложение, как вы понимаете смысл пословиц? Игра « Скажи наоборот», упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?», « На кого бы вы хотели быть похожими». Тестовое задание «А что сказали бы вы?» (ситуация и три варианта ответов). Что в имени моем? Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ воспитателя « Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие « Тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение « Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Аппликация «Ромашка». Мальчики и девочки. Дружить или ссориться? Игра « Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг», упражнение «Волшебное ожерелье», «Он и она». Игра «Претензии». Сказка «Серебрины и Серебрята». Посеешь характер - пожнешь судьбу Дать определение характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня? Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило: избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. Упражнение « Каким я себе нравлюсь» Как стать прилежным и старательным Знакомство с новыми понятиями «прилежный», « старательный» через русские пословицы. Какими вы представляете прилежного, старательного человека. Опишите. Что значит «старайся»? Чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья». Чтение и анализ стихотворения С.Баруздин «О человеке и его часах» Жадность и жадины Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Собака и кость». Обсуждение понятия «Жадность». Как выглядит жадный человек? К чему он может проявлять жадность? Анализ русских народных пословиц. Чтение сказок «Жадный Вартан», «Два жадных медвежонка». Я.Аким «Жадина». Практическая работа (рисование как дети представляют себе «жадность». Выставка рисунков. Моя внимательность и внимание Что такое внимание? Что такое Внимательность? Значение внимания и внимательности в жизни человека, влияние на успехи в учебе. Игровые – задания: «Найди одинаковые предметы», « Найди игрушку», «Что это?», « Что появилось?», «Найди отличия», « Что потерялось?». Ответственность и я Чтение и анализ пословиц об ответственности. Назови примеры из жизни поправимых ошибок. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»? Чтение и анализ художественных произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».Игра «Сказочное путешествие»(вопросы по сказкам).Какие черты характера привели героев к непоправимым последствиям? Зависть Инсценировка и анализ рассказа «Молния и солнце». Знакомство с понятием «зависть» на примере «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Белка и волк» Л. Анализ и чтение пословиц о зависти. В дружбе сила Чтение стихотворения « Совершите чудо». Психогимнастика « Я желаю тебе…» Игра « Закончи предложение» (друг - это тот, кто…) Знакомство с понятием « дружба» ( работа в группах).Составление пословиц о дружбе. Комментирование ситуаций. Формирование правил, законов дружбы. Чтение стихотворения « Все живут не тужат, а со мной не дружат…». Игра « Найди друга». На чем основано взаимопонимание Что нужно делать для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Задание «Словесный портрет», «О чем говорят глаза».Игры-ситуации (проигрывание). |
Тематическое планирование «Искусство общения»
№ п/п | Тема | Дата | Содержание деятельности | Результат занятий | Формы занятий |
1.1 | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! | | Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения изученных правил речевого этикета. | Игра- беседа |
1.2 | Дом, в котором я живу | | Экскурсия по школе . | Самостоятельно ориентироваться в школе, находить нужные кабинеты. | Экскурсия |
| Дом, в котором я живу | | Что значить радовать родных и близких добрыми делами? Разыгрывание ситуаций. Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра « Кто, где живёт?». | Выполнять правила ученика. | Беседа |
1.3 | Самое удивительное чудо на свете | | Показать роль книги в жизни человека. Экскурсия в библиотеку. | Правила поведения в библиотеке. | Экскурсия |
| Самое удивительное чудо на свете | | Чтение художественной литературы. Выставка книг. | Использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | Выставка |
1.4 | Моё любимое имя | | Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог. Упражнения на развитие навыков координации совместных действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов. Разыгрывание ситуаций. Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка. Использование предметных картинок. | Составление родословной | Беседа |
1.5 | Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) | | Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Искусство спора и диалога | Правила речевого общения | Этическая беседа |
1.6 | Как хорошо быть вместе! | | Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. | Правила вежливого общения. | Занятие-праздник |
| Как хорошо быть вместе! | | Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке». | Умение выражать свои эмоции. | Ролевые игры |
1.7 | Внимательный ли ты слушатель? | | Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». | развитие диалогической и монологической речи. | Беседа - рассуждение |
| Внимательный ли ты слушатель? | | Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи». | Умение вести диалог | Урок-игра |
1.8 | Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят | | Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. | Свод правил поведения в коллективе | Беседа - рассуждение |
| Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят | | Разыгрывание ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так». | Свод правил поведения в коллективе | Урок-игра |
1.9 | Винтики – конфеточки мальчики и девочки | | Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. | культура общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. | Этическая беседа |
| Винтики – конфеточки мальчики и девочки | | Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры, этюд, игровая ситуация. | | Урок-игра |
1.10 | Ссоры и споры | | Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. | Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. | Урок-игра |
| Ссоры и споры | | Разыгрыва-ние ситуаций. Игра-головоломка. Этюд. Ширма для пальчикового театра, персонажи пальчикового театра. | Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. | Урок-игра |
Тематическое планирование «Познай себя»
№ п/п | Тема | Дата | Содержание деятельности | Результат занятия | Формы занятий |
1 | Я – неповторимый человек | | Рассматривание разных предметов. Работа в группах по 4 человека: разложить предметы по какому-либо признаку (по величине). Показать, что даже похожие предметы различаются. Упражнение «Горка». Задание « Кленовые листочки» (сравнение). Рисование «Какой я привлекатель-ный?». Задание «Сравни рисунок линий на ладошках». | Все предметы на планете уникальны. | Этическая беседа, работа в группах |
2 | Оцени других и себя | | Задания: дай характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных оценок, продолжи предложение, как вы понимаете смысл пословиц? Игра « Скажи наоборот», упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?», « На кого бы вы хотели быть похожими». Тестовое задание «А что сказали бы вы?» (ситуация и три варианта ответов). | Умение делать правильный выбор поведения. | Урок-игра |
3 | Что в имени моем? | | Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ « Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? | Зачем человеку имя. | Познавательная беседа |
4 | Что в имени моем? | | Кто такие « Тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение « Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло. Аппликация «Ромашка». | Как правильно обращаться по имени к взрослому и ровестнику | Конкурс |
5 | Мальчики и девочки. Дружить или ссориться? | | Игра « Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг», упражнение «Волшебное ожерелье», «Он и она». Игра «Претензии». Сказка «Серебрины и Серебрята». | Игры на укрепление дружбы между детьми в классе | Урок-игра |
6 | Посеешь характер - пожнешь судьбу | | Дать определение характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня? Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило: избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. Упражнение « Ка-ким я себе нравлюсь» | Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый характер. | Познавательная беседа |
7 | Как стать прилежным и старательным | | Знакомство с новыми понятиями «прилежный», «старательный» через русские пословицы. Какими вы представляете прилежного, старательного человека. Опишите. Что значит «старайся»? Чтение рассказа В. Осеевой «Сыно-вья». Чтение и анализ стихотворе-ния С. Баруздина «О человеке и его часах» | Знакомство с новыми понятиями «прилеж-ный», «старатель-ный» | Урок-игра |
8 | Жадность и жадины | | Чтение и анализ басни Л. Н. Толс-того «Собака и кость». Обсуждение понятия «Жадность». Как выглядит жадный человек? К чему он может проявлять жадность? Анализ русских народных пословиц. | Понятие «Жадность» | Урок-игра |
9 | Жадность и жадины | | Чтение сказок «Жадный Вартан», «Два жадных медвежонка». Я. Аким «Жадина». Практическая работа (рисование как дети представ-ляют себе «жадность». Выставка рисунков. | Жадность - это хорошо или плохо? | Выставка рисунков |
10 | Моя внимательность и внимание | | Что такое внимание? Что такое Внимательность? Значение внимания и внимательности в жизни человека, влияние на успехи в учебе. | Значение внимания и внимательности в жизни человека, влияние на успехи в учебе. | Урок-игра |
11 | Моя внимательность и внимание | | Игровые – зада-ния: «Найди оди-наковые предме-ты», « Найди иг-рушку», «Что это?», « Что появи-лось?», «Найди отличия», « Что потерялось?». | Упражнения на развитие внимания | Урок-игра |
12 | Ответственность и я | | Чтение и анализ пословиц об от-ветственности. На-зови примеры из жизни поправимых ошибок. Что мож-но отнести к не-поправимым ошибкам? Поче-му? О какой ошиб-ке вам труднее вспомнить и гово-рить? Почему? Что понимаете под словом «ответст-венность»? | Что такое ответствен-ность | Познаватель-ная беседа |
13 | Ответственность и я | | Чтение и анализ художественного произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Ма-ленький принц». Игра «Сказочное путешествие» (вопросы по сказкам). Какие черты характера привели героев к непоправимым последствиям? | Последствия необдуман-ных поступ-ков | Урок-игра |
14 | Зависть | | Инсценировка и анализ рассказа «Молния и солн-це». Знакомство с понятием «за-висть» на примере «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пуш-кина, «Белка и волк» Л. Анализ и чтение пословиц о зависти. | Плохо ли завидовать другим? | Инсценировка сказки. |
15 | В дружбе сила | | Чтение стихотворения « Совершите чудо». Психогимнастика « Я желаю тебе…» Игра « Закончи предложение» (друг - это тот, кто…) Знакомство с понятием «дружба» (работа в группах). Составление пословиц о дружбе. Комментирование ситуаций. Формирование правил, законов дружбы. Чтение стихотворения « Все живут не тужат, а со мной не дружат…». Игра « Найди друга». | Формирование правил, законов дружбы. | Урок-игра |
16 | На чем основано взаимопонима-ние | | Что нужно делать для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Задание «Словесный портрет», «О чем говорят глаза».Игры-ситуации (проигрывание). | Взаимопонимание | Урок-игра |
ЛИТЕРАТУРА
Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.
Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В. В. Ветрова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
Звездина Г. П. Классные часы в начальной школе (Программа факультатива «Я и Мир») / Г. П. Звездина, Т. П. Щербакова. – М: ТЦ Сфера, 2004.
Игры: обучение. Тренинг, досуг / под ред. Петрусинского В.В. - М.: Новая школа, 1994.
Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
Кащенко, В.В. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В. В. Кащенко. - М.: ВАКО, 2008. – 160 с.
Курочкина И. Н. Как научить поступать нравственно / И. Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.
Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития,1997. – 240 с.
Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М. : Издательство «Экзамен», 2009. - 317 с.
Николаева, С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с.
Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб: Речь,2007. - 296с.
Детская литература
Барто А. Медвежонок-невежа / А. Барто. – Ленинград: Детская литература 1984 . – 5 с.
Пушкин, А. Сказка о рыбаке и рыбке / А. Пушкин – Москва: Детская литература 1998 г. – 23 с.
Маршак, С.Я. Сказки, песни, загадки / С.Я. Маршак. - М.: Детская литература 1987 г.
Ноев ковчег: Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. Э. И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993.- 352с.: ил.
Носов Н. Фантазеры. Рассказы / Н. Носов – М: Детская литература, 1977.- 221 с. с ил.
Осеева, В. Волшебное слово: рассказы / В. Осеева – М.: Детская литература, 1988. – 70 с.
Сент-Экзюпери, А. Маленький принц / А. Сент - Экзюпери; пер. с французского А.В. Кривцова. – М.: Худож. лит, 2000.
Родари Дж. Приключения Чиполлино / Дж. Родари. Мери Поппинс/ П. Треверс. Маленький принц/ А. де Сент-Экзюпери; Л.З. Лунгиной.- Мн.: Беларусь, 1986. – 431 с
Толстой, Л.Н. Ясная поляна / Л.Н. Толстой – М. : Детская литература. 1988. – 143 с
Читаем детям. Книга для чтения: Пособие для воспитателя/ Авт.-сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова; под.ред.З.Г. Сахиповой. – Ил. Худож. А.М. Гусарова.- Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1987. – 239с.: ил.