СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «в мире книг» общекультурного направления 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» предназначена для 3 класса, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, Москва: Вентана-Граф, 2015г. с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и реализует общекультурное направление.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «в мире книг» общекультурного направления 3 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32

имени 177 истребительного авиационного московского полка»

Г. о. Подольск



РАССМОТРЕНО


На заседании ШМО учителей начальных классов

Руководитель ШМО

___________ Рыжкова Н. А.

Протокол №______ от

«___» __________ 2021г.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора

по УВР Петрова Н.В.

«___» ___________ 2021 г.


УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ СОШ №32

__________С.И. Тухватулина

Приказ №______ от

«___» ____________2021 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В МИРЕ КНИГ»

ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

3 Д КЛАСС





Учебных недель: 34

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 34





Составитель:

Твёрдая Валентина Николаевна,

учитель начальных классов












2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Содержание

1. Общие цели курса «В мире книг» ………………………………………….........................3

2. Планируемые результаты изучения курса «В мире книг» ……………….. …………..…3

3. Содержание курса «В мире книг» ….….……………………..…………………………….5

4. Тематическое планирование ……………………………..………………..………….….....7

5. Календарно-тематическое планирование…………………………………………….…....8

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение…………….…. ……...9




















































Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» предназначена для 3 класса, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, Москва: Вентана-Граф, 2015г. с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и реализует общекультурное направление.

В 3 классе на внеурочную деятельность «В мире книг» отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.


Общие цели курса «В мире книг»


Цель:

создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства обучающихся на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи:

  • содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;

  • создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности;

  • развивать память, внимание, воображение;

  • создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности;

  • содержание курса создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности.

Планируемые результаты изучения курса «В мире книг»

В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты


У обучающихся будет сформировано:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

  • уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов, терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценивать, как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства.


Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • определять и формулировать цель деятельности;

  • проговаривать последовательность действий;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • отличать верно выполненное задание от неверного.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

  • давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в

учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всего класса.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • пользоваться памятками (даны в конце учебника);

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • комментировать последовательность действий;

  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении;

  • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.


Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • осмысленно, правильно читать целыми словами;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

  • различать рассказ и стихотворение.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

  • подробно пересказывать небольшие по объёму тексты по задаваемым учителям вопросам;

  • читать наизусть небольшие стихотворения (по выбору);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

  • развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


Содержание программы


Раздел 1. История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Рукописная книга.

Формы организации и виды деятельности:

Проект «Создание рукописной летописи класса».

Экскурсия по библиостране. (Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. ).

Игра «Обслужи одноклассников»

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.


Раздел 2. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник

«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм. «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка».

Формы организации и виды деятельности:

Рассматривание и сравнение книг.

По дорогам сказочников. Конкурс-кроссворд«Волшебные предметы».

Конкурс «Я- сказочник».


Раздел 3.Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Формы организации и виды деятельности:

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).


Раздел 4. Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе».

Формы организации и виды деятельности: проектная деятельность.


Раздел 5. Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа

в группах).

Формы организации и виды деятельности:

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,

«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Мини-сценки по рассказам Л.Н.Толстого для детей


Раздел 6. Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. Художники-оформители книг о животных.

Формы организации и виды деятельности:

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией

А. Брема «Жизнь животных».Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Исследование «Животные – помощники человека»


Раздел 7. Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сбор-

ник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Формы организации и виды деятельности:

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

Проект «Расскажи о любимом писателе».


Раздел 8. Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон Томпсон, Дж. Чиарди).

Формы организации и виды деятельности:

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.


Раздел 9. Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги,иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале.

Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Формы организации и виды деятельности:

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».


Раздел 10. Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Формы организации и виды деятельности:

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).


Раздел 11. «Книги, книги, книги…» (2 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Формы организации и виды деятельности:

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники. Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».


Тематическое планирование


п/п

Название раздела /темы

Количество часов

на изучение

1

История книги. Библиотеки.

4

2

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

3

3

Книги-сборники. Басни и баснописцы

3

4

Книги о родной природе

3

5

Книги Л.Н. Толстого для детей

3

6

Животные — герои детской литературы

4

7

Дети — герои книг.

3

8

Книги зарубежных писателей

2

9

Книги о детях войны

3

10

Газеты и журналы для детей

3

11

«Книги, книги, книги…»

2


ИТОГО:

34 часа




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Содержание занятий

Плановые сроки прохождения

Скоррект. сроки прохождения

Раздел 1. История книги – 4 часа

1

ИОТ-016-2021 Книги-сборники былин, легенд, сказов.



2

Первые книги. Библия. Детская Библия



3

Летописи. Рукописные книги



4

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров



Раздел 2. По дорогам сказок – 3 часа

5

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки

А.С. Пушкина»



6

Сказки бытовые, волшебные, о животных



7

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы»



Раздел 3. Книги – сборники, басни – 3 часа

8

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника



9

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен



10

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами



Раздел 4. Книги о природе – 3 часа

11

Родные поэты



12

Родные поэты



13

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова,А. Фета, Н. Некрасова. Проект «краски и звуки поэтического слова»



Раздел 5. Книги Л.Н.Толстого – 3 часа

14

Книги Л.Н.Толстого для детей



15

Книги Л.Н. Толстого для детей



16

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на-

родных сказок



Раздел 6. Животные-герои книг – 4 часа

17

Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка



18

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю»



19

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв



20

Художники-иллюстраторы книг о животных



Раздел 7. Дети- герои книг – 3 часа

21

Дети — герои книг. Типы книг



22

Книги-сборники произведений о детях



23

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках»



Раздел 8. Книги зарубежных писателей – 3часа

24

Книги зарубежных писателей



25

Библиографический справочник: отбор информации

о зарубежных писателях



26

Библиографический справочник: отбор информации

о зарубежных писателях



Раздел 9. Книги о детях войны – 3 часа

27

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая»



28

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войнырядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города».Аннотация



29

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале.



Раздел 10. Детские газеты и журналы – 3 часа

30

Детские газеты и журналы. История создания журнала«Мурзилка» и др.



31

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.



32

Создание классной газеты «Книгочей».



Раздел 11. Книги, книги, книги… - 2 часа

33

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что

я знаю о книге?».



34

Словарь книгочея




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Учебно-методическое обеспечение

  1. Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф 2019

  2. Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия. Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2019

  3. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2019

  4. Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 3 класс. – М.: ВАКО, 2020


Оборудование рабочего места учителя

Классная доска.

Персональный компьютер с принтером.

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска.


Оборудование класса

Ученические столы одноместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Демонстрационный материал:

  • портретов писателей, поэтов;

  •  репродукций картин в соответствии с содержанием программы;

  •  художественных фотографий в соответствии с содержанием программы;

  •  иллюстраций к литературным произведениям.



18