Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета Протокол от «__» ________20___ г. № _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 20» ------- _______________ 01.09. 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Я познаю мир»
Уровень обучения: II (1 класс)
Количество часов: 33
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Кузьмина Н.Н., учитель начальных классов первой квалификационной категории
Новомосковск, 20___
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я познаю мир» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) на основе методического конструктора Д.В. Григорьева, П.В., Степанова «Внеурочная деятельность школьников» (М.: Просвещение,2010), на основе авторской программы С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцениной “Нетрадиционные уроки в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений « (Выпуск 1. Природоведение)
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом МБОУ «СОШ № 20» рабочая программа рассчитана на 33 часа преподавания внеурочной деятельности в 1классе в объеме 1 час в неделю (33 часа)
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
- Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- психологическая комфортность
Формы и объем занятий: Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу). Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов). Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде). Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предмету «Окружающий мир», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Описание места внеурочной деятельности «Я познаю мир»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом МБОУ «СОШ № 20» рабочая программа рассчитана на 33 часа преподавания внеурочной деятельности в 1 классе в объеме 1 час в неделю (33 часа)
Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности
«Я познаю мир»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования. Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты: овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
- Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей
Содержание тем внеурочной деятельности «Я познаю мир»
Как мы понимаем друг друга.( 5ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.
Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций
поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.
Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.
Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад.
Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –
признак весны.
Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.
Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
Органы чувств человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав.
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
Как вести себя на кухне, в ванне.
Значение общения в жизни человека.
Что нас окружает( 6 ч.)
Город (село) и его особенности.
Взаимосвязь людей разных профессий.
Зависимость человека от природы.
Три состояния воды.
Живые обитатели планеты (8 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека
о них.
Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Правила поведения в природе.
Бережное отношение к окружающему миру.
КТД (3 ч.)
Конкурсные и развлекательные программы.
Свойства предметов, их части и действия с ними.
Книга хранит знания и опыт людей.
Правила безопасного поведения на улице.
Итоговое занятие. (1 ч.)
Игра «Поле чудес»
Тематическое планирование
внеурочной деятельности «Я познаю мир»
№ | Название темы | Количество часов | Форма проведения занятий |
Теор. | практ. |
Как мы понимаем друг друга – 5ч. | Познакомиться с учителем и одноклассниками Познакомиться и обсудить правила поведения в школе. |
1 | Вводное занятие. Как мы будем учиться. | 1 | - |
2-3 | Школьные правила вежливости. | 1 | 1 |
4 | Режим дня школьника. | | 1 |
5 | Ты – ученик. | | 1 |
Как мы узнаём, что перед нами – 2ч. | Называть окружающие предметы и их признаки Различать предметы и выделять их признаки |
6 | Что за словом? | 1 | - |
7 | Путешествие в Угадайку. КТД | - | 1 |
Времена года – 4ч. | Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» |
8 | Осенние посиделки. | | 1 |
9 | Зимушка-зима. | | 1 |
10 | Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. | | 1 |
11 | Весёлое лето. | 1 | - |
Как ты узнаёшь мир – 3ч. | Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются . |
12 | Глаза – главные помощники человека. | 1 | |
13 | Память и ум – помощники человека. | 1 | |
14 | Жить – с книгою дружить. КТД | | 1 |
Твоя семья и друзья- 3ч. | Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой . |
15 | Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. | - | 1 |
16 | Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? | | 1 |
17 | Без друга в жизни туго. Мои друзья | 1 | - |
Что нас окружает – 7ч. | Экскурсия по станице. Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр. Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии . Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний |
18 | Мой город. Достопримечательности города. | | 1 |
19 | Мы – пешеходы. | - | 1 |
20 | Что такое профессия? Какие бывают профессии? | 1 | - |
21 | Из чего что сделано? | 1 | - |
22 | Водица-царица.(Три состояния воды) | - | 1 |
23 | Транспорт. Мы – пассажиры. | - | 1 |
24 | Мой путь от дома до школы. КТД | 1 | - |
Живые обитатели планеты – 8ч. | Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.) Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе. |
25 | Живое и неживое. | | 1 - |
26 | Какие бывают растения? Какие бывают животные? | 1 | - |
27 | Путешествие по зоопарку. | | 1 |
28 | Домашние любимцы и комнатные растения. | 1 | - |
29 | Собака – верный друг человека | 1 | - |
30 | Строение тела человека. | 1 | - |
31 | Правила поведения в природе. | | 1 |
32 | Земля – наш общий дом. | 1 | - |
| Итоговое занятие – 1ч. | | |
33 | Итоговое занятие Игра «Поле чудес» | - | 1 |
Планируемые результаты внеурочной деятельности «Я познаю мир»
Первый уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь. Это приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень - школьник ценит общественную жизнь 2-й уровень. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать общественным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения внеурочной деятельности «Я познаю мир»
Литература для педагога:
Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец “Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №10
Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П “Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”
Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей детского сада – М.:Просвещение,2001.
Ростов н/Д:ТИ “Учитель”, 2002.
Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
Рыжова Н.А “Наш дом – природа”Журнал “Начальная школа” 1998г. №10
Для воспитанников:
Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999