СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я познаю мир"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я познаю мир"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»



РАССМОТРЕНО

на заседании

Педагогического совета

Протокол

от «__» ________20___ г. № _____


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 20»

-------

_______________

01.09. 20___ г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




По внеурочной деятельности «Я познаю мир»


Уровень обучения: II (1 класс)


Количество часов: 33

Срок реализации программы: 1 год

Составитель: Кузьмина Н.Н., учитель начальных классов первой квалификационной категории


















Новомосковск, 20___


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я познаю мир» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) на основе методического конструктора Д.В. Григорьева, П.В., Степанова «Внеурочная деятельность школьников» (М.: Просвещение,2010), на основе авторской программы С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцениной “Нетрадиционные уроки в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений « (Выпуск 1. Природоведение)

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом МБОУ «СОШ № 20» рабочая программа рассчитана на 33 часа преподавания внеурочной деятельности в 1классе в объеме 1 час в неделю (33 часа)

Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

- Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.

- Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Принципы:

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- психологическая комфортность

Формы и объем занятий: Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу). Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов). Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде). Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа «Я познаю мир» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предмету «Окружающий мир», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.


Описание места внеурочной деятельности «Я познаю мир»


В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом МБОУ «СОШ № 20» рабочая программа рассчитана на 33 часа преподавания внеурочной деятельности в 1 классе в объеме 1 час в неделю (33 часа)



Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности

«Я познаю мир»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования. Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные результаты: овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

- Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей










Содержание тем внеурочной деятельности «Я познаю мир»


  1. Как мы понимаем друг друга.( 5ч)

Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.

Школьные правила вежливости.

Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций

поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.

  1. Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)

Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.

  1. Времена года (4 ч.)

Приметы осени. Листопад.

Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.

Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –

признак весны.

Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.

  1. Как ты узнаёшь мир (2 ч.)

Органы чувств человека.

Память – хранилище опыта. Ум.

  1. Твоя семья и друзья (3 ч.)

Твоя семья и её состав.

Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.

Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.

Как вести себя на кухне, в ванне.

Значение общения в жизни человека.

  1. Что нас окружает( 6 ч.)

Город (село) и его особенности.

Взаимосвязь людей разных профессий.

Зависимость человека от природы.

Три состояния воды.

  1. Живые обитатели планеты (8 ч.)

Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.

Сходство растений и животных.

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека

о них.

Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.

Знакомство с назначением различных частей тела человека.

Правила поведения в природе.

Бережное отношение к окружающему миру.

  1. КТД (3 ч.)

Конкурсные и развлекательные программы.

Свойства предметов, их части и действия с ними.

Книга хранит знания и опыт людей.

Правила безопасного поведения на улице.

  1. Итоговое занятие. (1 ч.)

Игра «Поле чудес»









Тематическое планирование

внеурочной деятельности «Я познаю мир»


Название темы

Количество часов

Форма проведения занятий

Теор.

практ.

Как мы понимаем друг друга – 5ч.

Познакомиться с учителем и одноклассниками



Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.


1

Вводное занятие. Как мы будем учиться.

1

-

2-3

Школьные правила вежливости.


1

1

4

Режим дня школьника.



1

5

Ты – ученик.



1

Как мы узнаём, что перед нами – 2ч.


Называть окружающие предметы и их признаки

Различать предметы и выделять их признаки

6

Что за словом?


1

-

7

Путешествие в Угадайку. КТД



-

1

Времена года – 4ч.


Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»

8

Осенние посиделки.



1

9

Зимушка-зима.



1

10

Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны.


1

11

Весёлое лето.

1

-

Как ты узнаёшь мир – 3ч.


Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются

.

12

Глаза – главные помощники человека.


1


13

Память и ум – помощники человека.


1


14

Жить – с книгою дружить. КТД



1

Твоя семья и друзья- 3ч.


Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой .

15

Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.

-

1

16

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?

1

17

Без друга в жизни туго. Мои друзья

1

-

Что нас окружает – 7ч.

Экскурсия по станице.


Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.


Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии .


Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний

18

Мой город. Достопримечательности города.

1

19

Мы – пешеходы.

-

1

20

Что такое профессия? Какие бывают профессии?

1

-

21

Из чего что сделано?

1

-

22

Водица-царица.(Три состояния воды)

-

1

23

Транспорт. Мы – пассажиры.

-

1

24

Мой путь от дома до школы. КТД

1

-

Живые обитатели планеты – 8ч.

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)


Оценивать конкретные примеры поведения в природе.


Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.


25

Живое и неживое.

1 -

26

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

1

-

27

Путешествие по зоопарку.

1

28

Домашние любимцы и комнатные растения.

1

-

29

Собака – верный друг человека

1

-

30

Строение тела человека.

1

-

31

Правила поведения в природе.


1

32

Земля – наш общий дом.

1

-


Итоговое занятие – 1ч.



33

Итоговое занятие Игра «Поле чудес»

-

1

































Планируемые результаты внеурочной деятельности «Я познаю мир»

Первый уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь. Это приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень - школьник ценит общественную жизнь 2-й уровень. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать общественным деятелем, гражданином, свободным человеком.






























Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения внеурочной деятельности «Я познаю мир»

Литература для педагога:

  • Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец “Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002

  • Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №10

  • Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П “Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-

  • Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”

  • Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей детского сада – М.:Просвещение,2001.

  • Ростов н/Д:ТИ “Учитель”, 2002.

  • Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)

  • Рыжова Н.А “Наш дом – природа”Журнал “Начальная школа” 1998г. №10

Для воспитанников:

  • Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.

  • Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

  • Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.

  • Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.

  • Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999