Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области _____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 «28» августа 2023г. Руководитель ШМО _______/Н.Н. Цуранова/ | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 1 «31» августа 2023г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от 31.08.2023г. №290 |
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К. Костиди/ «30» августа 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по внеурочной деятельности
«Юный краевед»
3 класс
с. Пригорское,
2023/2024 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 3 класса общеобразовательной школы и регламентируется:
1. Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286;
3. Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372;
4. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).
5. Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
6. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 и приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115»;
7. Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
8. Рабочей программой воспитания, утвержденной приказом МБОУ Пригорской СШ от 31.08.2023 № 290;
9. Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 16.02.2022 № 271;
10.Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ.
11.Учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2023/2024 учебный год
12.Календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2023/2024 учебный год.
13. Авторской программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» С.А. Болотовой. Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». – Смоленск: СОИУУ, 2003 г.
Рабочая программа по курсу «Юный краевед» в 3 классе рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2023/2024 учебный год).
Направление: информационная культура
I. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Изучение курса «Юный краевед» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
потребность быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
трудолюбие, как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
любовь к своей Родине – своему родному дому, двору, улице, городу, селу, своей стране;
миролюбие — умение не затевать конфликтов и стремление решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
потребность беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
стремление узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
вежливость и опрятность, скромность и приветливость.
Учащийся получит возможность для формирования:
умения сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
уверенности в себе, открытости и общительности, умения не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; умение ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации с помощью учителя;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений. Познавательные УУД:
формирование умения строить речевые высказывания в устной форме;
формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц.
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;
формирование умения строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы.
Учащиеся получат возможность для формирования: любви к людям и природе;
ответственного отношения к окружающей среде;
доброжелательности к живым существам;
стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности; стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются нестандартные виды контроля: участие в конкурсах, викторинах, турнирах,
выпуск тематических газет;
промежуточная аттестация .
II. Содержание курса внеурочной деятельности
1. Мир культуры (13часов)
1.1 Быт наших предков(6часов) Жилище и предметы быта.
Стартовая диагностика знаний учащихся о культуре родного края
Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.
Практическая работа: рассматривание предметов быта.
Как одевались в старину.
Одежда наших предков: рубаха, понева, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.
Практическая работа: рассматривание предметов, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков. Что ели наши предки.
Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.
Практическая работа: рассматривание разнообразия пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время.
Праздники.
Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и др. порядок и время их проведения.
Практическая работа: выставка рисунков о празднике родного города; Игры, хороводы.
Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игры. Хороводы.
Практическая работа: разучивание игр и хороводов.
1.2 Письменность (2часа)
История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая – день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» - древнейший памятник русской письменности.
Экскурсия в школьную библиотеку.
1.3 Храмы и монастыри (2часа)
Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.
Практическая работа: рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры;
Экскурсия. Посещение Храма Георгия Победоносца.
1.4 Культура Смоленской области (3часа)
Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы и др.
Практическая работа: виртуальные экскурсии по музеям родного края, составление правил поведения у памятников истории и культуры.
2. Мир истории (20часов)
2.1 Наши предки (3 часа)
Территория наших предков, их занятия.
«Из варяг в греки».
Великие водные пути через Смоленск.
Города Смоленщины.
Практическая работа: Устройство древнего города; древние города Смоленщины.
2.2 Герб и флаг области (2часа)
Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Смоленска.
Практическая работа: Пр. р. №2 по теме «Герб и флаг области».
2.3 Смоленская крепостная стена (3часа)
1Смоленская крепостная стена. Как строили крепостную стену; башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл. Грановитая, Копытинска, Бублейка,
Махова, Авраамиевская, Донец, Громов
Экскурсия: «Смоленская крепостная стена»
2.4 Военное прошлое (7часов)
Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов; Гроза 1812 года;
Суровые годы с фашизмом
Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда»
Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов Отечественная война 1812г Война с Германией 1941-1945г.
Награды Смоленщины.
Места боевой славы.
Экскурсия: «Памятники города Смоленска»
2.5 Наши земляки (5часов)
Наши земляки. Ю.А. Гагарин, М.И. Глинка, М.В. Исаковский, П.С. Нахимов, Н.М. Пржевальский,
Н.И. Рыленков. А.Т. Твардовский
Экскурсия в школьный музей
Экскурсия к памятнику Н.М. Шкурлова
Экскурсия к памятнику «Памяти героев».
КВН по Азбуке Смоленского края.
10. Промежуточная аттестация (1 ч.)
Промежуточная аттестация. Собеседование.
Формы и виды контроля
Эффективность занятий по региональному курсу в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. Курс «Юный краевед» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др.
Формы организации внеурочной деятельности могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города (села), уроки - путешествия, игры, викторины и др.
Чтобы изучение курса способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, информационнокоммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Формы организации процесса обучения:
III. Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | | Из них: |
теория | практика | количество часов с учётом РПВ |
1. | Мир культуры | 13 | 8 | 5 | |
1.1 | Быт наших предков | 6 | 4 | 2 | |
1.2 | Письменность | 2 | 1 | 1 | |
1.3 | Храмы и монастыри | 2 | 1 | 1 | |
1.4 | Культура Смоленской области | 3 | 2 | 1 | |
2. | Мир истории | 20 | 12 | 8 | |
2.1 | Наши предки | 3 | 2 | 1 | |
2.2 | Герб и флаг области | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Смоленская крепостная стена | 3 | 2 | 1 | 0,5 |
2.4 | Военное прошлое | 7 | 5 | 2 | |
2.5 | Наши земляки. | 5 | 2 | 3 | |
3. | Промежуточная аттестация | 1 | | 1 | |
3.1 | Промежуточная аттестация | 1 | | 1 | |
| Итого: | 34 | 20 | 14 | 0,5 |