СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Юный краевед» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Юный краевед» 3 класс»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области _____________________________________________________________________________

 

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № 1 «28» августа 2023г.

Руководитель ШМО

_______/Н.Н. Цуранова/

 

 

ПРИНЯТА

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

«31» августа 2023г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от 31.08.2023г. №290 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/И.К. Костиди/

«30» августа 2023г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по внеурочной деятельности

«Юный краевед»

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Пригорское,

 

2023/2024 учебный год

 

 

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 3 класса общеобразовательной школы и регламентируется:

1. Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286;

3. Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372;

4. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).

5. Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);

6. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 и приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115»;

7. Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);

8. Рабочей программой воспитания, утвержденной приказом МБОУ Пригорской СШ от 31.08.2023 № 290;

9. Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 16.02.2022 № 271;

10.Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ.

11.Учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2023/2024 учебный год

12.Календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2023/2024 учебный год.

13. Авторской программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» С.А. Болотовой. Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». – Смоленск: СОИУУ, 2003 г.

Рабочая программа по курсу «Юный краевед» в 3 классе рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2023/2024 учебный год).

Направление: информационная культура

 

I. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

Изучение курса «Юный краевед» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

Личностные результаты 

У учащихся будут сформированы: 

  • потребность быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

  • трудолюбие, как в учебных занятиях, так и в домашних делах;

  • любовь к своей Родине – своему родному дому, двору, улице, городу, селу, своей стране;

  • миролюбие — умение не затевать конфликтов и стремление решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

  • потребность беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

  • стремление узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

  • вежливость и опрятность, скромность и приветливость.

Учащийся получит возможность для формирования: 

  • умения сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

  • уверенности в себе, открытости и общительности, умения не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; умение ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

  •  Метапредметные результаты Регулятивные УУД: 

  • Учащиеся научатся: 

  • принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации с помощью учителя;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений. Познавательные УУД:

  • формирование умения строить речевые высказывания в устной форме;

  • формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц.

Коммуникативные УУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;

  • формирование умения строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;  задавать вопросы.

Учащиеся получат возможность для формирования:  любви к людям и природе;

  • ответственного отношения  к окружающей среде;

  • доброжелательности к живым существам;

  • стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;  стремления  преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

 

Оценка планируемых результатов 

 

Для отслеживания результатов предусматриваются нестандартные виды контроля:  участие в конкурсах, викторинах, турнирах,

 выпуск тематических газет;

 промежуточная аттестация . 

II. Содержание курса внеурочной деятельности

 

1. Мир культуры (13часов)

1.1 Быт наших предков(6часов) Жилище и предметы быта.

Стартовая диагностика знаний учащихся о культуре родного края

Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.

Практическая работа: рассматривание предметов быта.

Как одевались в старину.

Одежда наших предков: рубаха, понева, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

Практическая работа: рассматривание предметов, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков. Что ели наши предки.

Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

Практическая работа: рассматривание разнообразия пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время.

Праздники. 

Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и др. порядок и время их проведения.

Практическая работа:  выставка  рисунков о празднике родного города; Игры, хороводы.

Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игры. Хороводы.

Практическая работа: разучивание игр и хороводов.

1.2 Письменность (2часа)

История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая – день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» - древнейший памятник русской письменности.

Экскурсия в школьную библиотеку.

1.3 Храмы и монастыри (2часа)

Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

Практическая работа: рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры;

Экскурсия. Посещение Храма Георгия Победоносца. 

1.4 Культура Смоленской области (3часа)

Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы и др.

Практическая работа: виртуальные экскурсии по музеям родного края, составление правил поведения у памятников истории и культуры.

2. Мир истории (20часов)

2.1 Наши предки (3 часа)

Территория наших предков, их занятия.

«Из варяг в греки».

Великие водные пути через Смоленск.

Города Смоленщины.

Практическая работа: Устройство древнего города; древние города Смоленщины. 

2.2 Герб и флаг области (2часа)

Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Смоленска.

Практическая работа: Пр. р. №2 по теме «Герб и флаг области».

2.3 Смоленская крепостная стена (3часа)

1Смоленская крепостная стена. Как строили крепостную стену; башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл. Грановитая, Копытинска, Бублейка,

Махова, Авраамиевская, Донец, Громов 

Экскурсия: «Смоленская крепостная стена»

2.4 Военное прошлое (7часов)

Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов; Гроза 1812 года;

Суровые годы с фашизмом

Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда»

Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов Отечественная война 1812г Война с Германией 1941-1945г.

Награды Смоленщины.

Места боевой славы. 

Экскурсия: «Памятники города Смоленска»

2.5 Наши земляки (5часов)

Наши земляки. Ю.А. Гагарин, М.И. Глинка, М.В. Исаковский, П.С. Нахимов, Н.М. Пржевальский,

Н.И. Рыленков. А.Т. Твардовский

Экскурсия в школьный музей

Экскурсия к памятнику Н.М. Шкурлова 

Экскурсия к памятнику «Памяти героев».

КВН по Азбуке Смоленского края.

10. Промежуточная аттестация (1 ч.)

Промежуточная аттестация. Собеседование.

 

Формы и виды контроля

Эффективность занятий по региональному курсу в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. Курс «Юный краевед» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др.

Формы организации внеурочной деятельности могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города (села), уроки - путешествия, игры, викторины и др.

Чтобы изучение курса способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, информационнокоммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Формы организации процесса обучения:

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая;

  • фронтальная;  виртуальная экскурсия.

 

 

 

III. Тематическое планирование

 

п/п

Тема раздела

Количество часов

 

Из них:

теория

практика

количество часов с учётом

РПВ

1.

Мир культуры

13

8

5

 

1.1

Быт наших предков

6

4

2

 

1.2

Письменность 

2

1

1

 

1.3

Храмы и монастыри

2

1

1

 

1.4

Культура Смоленской области

3

2

1

 

2.

Мир истории 

20

12

8

 

2.1

Наши предки  

3

2

1

 

2.2

Герб и флаг области 

2

1

1

 

2.3

Смоленская крепостная стена 

3

2

1

0,5

2.4

Военное прошлое 

7

5

2

 

2.5

Наши земляки.

5

2

3

 

3.

Промежуточная аттестация 

1

 

1

 

3.1

Промежуточная аттестация

1

 

1

 

 

Итого:

34

20

14

0,5