РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Практическое обществознание»
для 10 класса
на 2019-2020 учебный год
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять обществоведческие знания в жизни. Изучение обществознания как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по обществознанию на повышенном уровне.
Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия, а также разнообразные творческие задания. На занятиях дети знакомятся с основными правами человека и современной терминологией. При проведении теоретических занятий используются видеоматериалы и мультимедийные обучающие программы. Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 35 часов. Программа рассчитана на учащихся 10 класса.
Планируемые результаты:
установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
. владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
. формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; . определить наиболее эффективные способы достижения результата;
. вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
. понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
формирование умения коллективного взаимодействия.
. способность решать творческие задачи,
. представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
. готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия.
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями ; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
•Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур ; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Содержание кружка «Практическое обществознание»
Раздел | Количество часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды деятельности учащихся | Примечание |
Вводное занятие. | 1 | Групповая | Развитие творческого мышления, воображения, памяти, умения систематизировать и обобщать материал; | |
Понятие «Право». Правовые документы. | 6 | Групповая, парная | Нахождение и анализ информации из различных источников, приобретение навыков работы с различными источниками | |
Я и моя семья. Семейные правоотношения | 4 | Групповая, индивидуальная | Нахождение и анализ информации из различных источников, приобретение навыков работы с различными источниками | |
Гражданин и его права | 11 | Групповая, индивидуальная | Развитие исследовательской деятельности учащихся; выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации; приобретение учащимися опыта публичных выступлений. Создание презентаций. | |
Правонарушения и ответственность | 5 | Групповая, индивидуальная | Нахождение и анализ информации из различных источников, приобретение навыков работы с различными источниками | |
Власть и государство. | 5 | Групповая, парная | Нахождение и анализ информации из различных источников, приобретение навыков работы с различными источниками | |
Заключительные занятия. Подведение итогов работы за год. | 3 | | Развитие творческого мышления, воображения, памяти, умения систематизировать и обобщать материал | |
Всего | 35 | | | |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Практическое обществознание»
№ | Дата проведения | Тема урока | Содержание учебного материала | ФОПД (формы организации познавательной деятельности уч-ся) | Используемое оборудование и ЦОР |
| План | Факт | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Введение |
-
| | | Вводное занятие. Знакомство с планом работы. | Знакомство с планом работы | групповая | Компьютер, проектор |
Понятие «Право». Правовые документы. |
-
| | | Что такое право? | Сообщение новых знаний | индивидуаль-но- групповая | Компьютер, проектор |
-
| | | Путешествие в страну прав.
| Применение знаний, умений | индивидуаль- но- групповая | Компьютер, проектор, |
-
| | | «Ваши права». Просмотр проектов | Комплексное применение знаний, умений, навыков | парная, индивидальная | Компьютер, проектор, презентация |
5. | | | Правовые документы. | Сообщение новых знаний | индивидуально- групповая | Компьютер, проектор, презентация |
6-7. | | | На приёме у госпожи Конвенции и мадам декларации.
| Игровое занятие | групповая, парная | Компьютер, проектор |
Я и моя семья. Семейные правоотношения. |
8. | | | Моя роль в семье и обществе.
| Сообщение знаний и выработки умений. | индивидально-групповая | Компьютер, проектор |
9. | | | Конфликты в семье. | Применение знаний, умений | индивидуально-групповая | Компьютер, проектор |
10-11. | | | Семейные правоотношения. | Исследование | индивидуаль- но- групповая | Компьютер, проектор, презентация |
Гражданин и его права |
12-13. | | | Подросток и право на труд | Сообщение новых знаний. Ролевая игра. | индивидуально - групповая | Компьютер, проектор, презентация |
14. | | | Я - предприниматель. | Сообщение новых знаний Применение знаний и умений | индивидуально - групповая | Компьютер, проектор, презентация |
15-16. | | | Подросток как потребитель. | Сообщение новых знаний. Игровое занятие. | индивидуально - групповая | Компьютер, проектор, презентация |
117-18 | | | Мои права и обязанности в школе. | Сообщение новых знаний Применение знаний и умений | индивидуально - групповая | Компьютер, проектор, презентация |
119-20. | | | Жилищные права граждан. | Сообщение новых знаний Применение знаний и умений | групповая, парная | Компьютер, проектор, презентация |
121. | | | Право и мораль | Сообщение новых знаний Применение знаний и умений | групповая, парная | Компьютер, проектор |
122. | | | Итоговое занятие: «Правовой турнир» | Применение знаний и умений | групповая | Компьютер, проектор |
Правонарушения и ответственность. |
123. | | | Поведение человека в рамках закона | Игровое занятие | индивидуально - групповая | Компьютер, проектор, презентация |
224-25 | | | Молодежь и правонарушения | Сообщение новых знаний Применение знаний и умений | парная, индивидуальная | Компьютер, проектор, презентация |
226-27. | | | Ответственность и наказание | Сообщение новых знаний Применение знаний и умений | индивидуаль но - групповая | Компьютер, проектор |
Власть и государство |
228. | | | Что должно защитить государство | Сообщение знаний | групповая, парная | Компьютер |
229. | | | Что такое федерация? | Сообщение знаний и выработки умений | индивидуаль- но-групповая | Компьютер, проектор, презентация |
230-31 | | | Символика Российской Федерации. | Сообщение знаний. Комплексное применение знаний, умений, навыков | индивидуаль-но- групповая, парная | Компьютер, проектор, презентация |
232. | | | Я и власть | Занятие повторения и обобщения полученных знаний | индивидуаль-но- групповая | Компьютер, проектор, презентация |
133-35 | | | Юный правовед. Итоговые занятия | Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков. | индивидуаль-но- групповая | Компьютер, проектор, презентация |