Информатика. Базовый уровень. (10 класс)
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования | Промежуточные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования |
Выпускник на базовом уровне научится: |
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; – использовать готовые прикладные компьютерные программы в со-ответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации; – соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН. | Понимать принципы построения персонального компьютера и классификацию его программного обеспечения. Применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ. |
– Переводить заданное натуральное число из двоичной записи в вось-меричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, за-писанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; – Определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации | Сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; Понимать способы кодирования текстовой, графической и звуковой информации в компьютере |
– Строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения. | Понимать правила построения таблиц истинности |
– Создавать структурированные текстовые документы и демонстра-ционные материалы с использованием возможностей современных программных средств. | Используя программные средства создавать сложные текстовые документы и компьютерные рпезентации. |
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: |
– Использовать знания о месте информатики в современной науч-ной картине мира; – Использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах. | Строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано. |
– Классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач; – Использовать правила безопасной и экономичной работы с ком-пьютерами и мобильными устройствами; – Осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей; – Использовать сведения об истории и тенденциях развития ком-пьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных; – Узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера. Использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях науки и технике. Использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях науки и технике. | Понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств Понимать принцип управления робототехническим устройством Диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом |
– Выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов. | Понимать законы алгебры логики и применять их для решения логических задач. |
10 класс.
Содержание предмета
Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автома-тизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации. Хранение и передача информации. Обработка информации и алгоритмы.
Аналитическая деятельность:
анализировать три философские концепции информации;
определять, что такое язык представления информации; какие бывают языки; понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
анализировать связь между размером алфавита и информационным весом символа; связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб; сущность содержательного подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания сообщения;
Практическая деятельность:
решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике). Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам
Компьютер и его программное обеспечение
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Прикладные компьютерные программы используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации.
Аналитическая деятельность:
знать историю развития вычислительной техники, основополагающие принципы устройств ЭВМ.
иметь представление про программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем.
знать различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Знать прикладные компьютерные программы
Практическая деятельность:
уметь различать компьютерные системы по поколениям и предназначениям.
уметь различать и применять разное ПО
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Представление информации в компьютере
Представление чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.
Аналитическая деятельность:
формирование представлений о структуре памяти компьютера
закрепление навыков оперирования с числами, представленными в различных позиционных системах счисления;
рассмотрение беззнаковых данных, сфер их применения и способов представления в памяти компьютера;
рассмотрение представления целых чисел со знаком;
Практическая деятельность:
решение задач и выполнение заданий на кодирование тестовой, графической и звуковой информации.
запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления.
представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Элементы теории множеств и алгебры логики
Теория множеств. Алгебра логики. Законы логики. Таблицы истинности. Преобразование логических выражений. Логические схемы. Логические задачи и способы их решения.
Аналитическая деятельность:
иметь представление о свойствах логических операций
знать правила построения таблиц истинности
знать законы логики и способы решения логических задач
уметь записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ.
Практическая деятельность:
выполнение преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами
построение логического выражения по заданной таблице истинности
решение простейших логических уравнений
уметь строить логические схемы
уметь анализировать логические высказывания; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
Современные технологии создания и обработки информационных объектов.
Текстовые документы. Объекты компьютерной графики. Компьютерные презентации.
Аналитическая деятельность:
средства поиска и автозамены, использование готовых шаблонов и создание собственных.
разработка структуры документа, создание гипертекстового документа
деловая переписка, научная публикация
знакомство с компьютерной версткой текста
технические средства ввода текста.
использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ
Практическая деятельность:
создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений.
создание мультимедийной презентации.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Информация и информационные процессы | 6 |
2 | Компьютер и его программное обеспечение | 5 |
3 | Представление информации в компьютере | 9 |
4 | Элементы теории множеств и алгебры логики | 8 |
5 | Современные технологии создания и обработки информационных объектов. | 5 |
6 | Повторение | 2 |
7 | Итоговое тестирование | 1 |
| Итого | 36 |
Тематическое планирование 10 класс (базовый уровень)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
| Информация и информационные процессы | 6 |
1 | Информация. Информационная грамотность и информационная культура. | 1 |
2 | Подходы к измерению информации | 1 |
3 | Информационные связи в системах различной природы | 1 |
4 | Обработка информации | 1 |
5 | Передача и хранение информации | 1 |
6 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы» Проверочная работа. | 1 |
| Компьютер и его программное обеспечение | 5 |
7 | История развития вычислительной техники | 1 |
8 | Основополагающие принципы устройства ЭВМ | 1 |
9 | Программное обеспечение компьютера | 1 |
10 | Файловая система компьютера | 1 |
11 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение». Проверочная работа. | 1 |
| Представление информации в компьютере | 9 |
12 | Представление чисел в позиционных системах счисления | 1 |
13 | Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую | 1 |
14 | Перевод чисел в компьютерных системах счисления | 1 |
15 | Арифметические операции в позиционных системах счисления | 1 |
16 | Представление чисел в компьютере | 1 |
17 | Кодирование текстовой информации | 1 |
18 | Кодирование графической информации | 1 |
19 | Кодирование звуковой информации | 1 |
20 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере». Контрольная работа | 1 |
| Элементы теории множеств и алгебры логики | 8 |
21 | Некоторые сведения из теории множеств | 1 |
22 | Алгебра логики | 1 |
23 | Таблицы истинности | 1 |
24 | Основные законы алгебры логики | 1 |
25 | Преобразование логических выражений | 1 |
26 | Элементы схемотехники. Логические схемы | 1 |
27 | Логические задачи и способы их решения | 1 |
28 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики». Контрольная работа. | 1 |
| Современные технологии создания и обработки информационных объектов. | 5 |
29 | Текстовые документы | 1 |
30 | Объекты компьютерной графики | 1 |
31 | Компьютерные презентации | 1 |
32 | Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов» | 1 |
33 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов». Проверочная работа | 1 |
34-35 | Повторение | 2 |
36 | Итоговое тестирование | 1 |